Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога
опыты и эксперименты
Рекомендовано специалистам дошкольных образовательных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 17.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре «Опыт реализации и сопровождения адаптированных образовательных программ дошкольного образования»
Добрый день, уважаемые коллеги. Я - учитель-дефектолог в группе детей компенсирующей направленности, где 5 из 6 воспитанников имеют расстройства аутистического спектра.
Слайд 1
У детей отмечаются нарушения социального взаимодействия, социальной коммуникации, особенности деятельности, речевые нарушения, тревожные, депрессивные расстройства, агрессия, самоагрессия, соматические проблемы.
Слайд 2
Коррекционно - развивающая работа с детьми ведётся в нескольких направлениях:
-развитие умений социального взаимодействия;
-преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; расширение словарного запаса и развитием понятийной стороны речи;
-развитие познавательной сферы;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-формирование навыков самообслуживания, привитие культурно-гигиенических умений и навыков.
Слайд 3
При организации образовательного процесса мы ориентируется на индивидуальную адаптированную образовательную программу. Я провожу индивидуальные и групповое занятия. Длительность занятия составляет15-20 минут с постоянной сменой деятельности. Задания предлагаются в наглядной форме с чёткой и простой инструкцией. Наблюдения за ребенком в свободной от организованной деятельности дает возможность отслеживать достижения ребенка и своевременно вносить коррективы.
Каждый ребенок с РАС индивидуален и имеет свои особенности. Нет двух одинаковых аутичных детей. Как и у всех детей, у ребенка с РАС есть свои сильные и слабые стороны, свои взгляды на жизнь, им могут нравиться и не нравиться совершенно разные вещи. Тем не менее, у многих из них цифры вызывают неподдельный интерес.
Слайд 4
Овладеть элементарными математическими представлениями дети с РАС самостоятельно не могут. Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая органично входила бы в жизнь ребёнка, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям. Мною был разработан и утверждён проект «Математика с LEGO», который является дополнением к основной рабочей образовательной программе «Мы другие».
LEGO –технологии позволяют дать детям систему знаний, умений и навыков в соответствии с их особенностями и возможностями, а также вызвать у них потребность общения с окружающими, способность налаживать контакты со взрослыми и со сверстниками. Играя в LEGO в социальной среде, мы можем развить способность аутичных детей к сотрудничеству.
Математика с LEGO Duplo — это легкий и веселый способ обучения ребенка математике с отклонениями в развитии.
Слайд 5
Применение LEGO способствует развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. В играх «Найди пару», «На что похож?», «Угадай фигуру» «Светофор», «Что изменилось?» дети определяют форму деталей, группируют по заданному признаку.
Слайд 6
В играх «Построй длинную (короткую) дорожку!», «Широкая и узкая тропинка», «У кого выше» и др., формируются представления о параметрах величины предметов.
Слайд 7
Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Игра должна быть направлена на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по форме, размеру, цвету.
Слайд 8
Широко используется LEGO -конструктор для формирования умения считать, закрепления представлений о цифрах, о составе числа, о связях и отношениях между смежными числами. В игре «Веселые цифры» цифры конструируются из ЛЕГО-конструктора и детям предлагаются следующие задания «Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т.д.
Слайд 9
В игре «Математический поезд» дети конструируют поезд и выполняют задания «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагон»; «Везем груз»; «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше)» и т.д.
Он яркий, красочный, полифункциональный материал. Конструируя объект, выкладывая на плате геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научаться оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны – цвет, форму, величину, расположение в пространстве. LEGO – детали с цифрами можно использовать вместо традиционной кассы цифр.
Конструирование развивает пространственное, образное и логическое мышление, способности к моделированию, внимание, память, мелкую моторику. Конструируя объект, выкладывая геометрические фигуры, цифры, повторяя предложенный алгоритм, дети самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми научатся оперировать простейшими понятиями; знакомятся с числами, цифрами; осваивают сенсорные эталоны: цвет, форму, величину, расположение в пространстве. Лего-конструирование помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить элементарные математические представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
В данной презентации изложены основные направления и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...
Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп
презентация Семинара для логопедов и воспитателей ДОУ "Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп "...
«Примерные формулировки рекомендаций учителя-дефектолога ПМПК о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами»
Формулировки рекомендаций учителя-дефектолога, которые можно прописать в заключениях для образовательных рекомендаций...
Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом, для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ (задержкой психического развития)
Комплексная адаптированная рабочая программакоррекционно-развивающих занятий с учителем-дефектологом,для обучающихся 1-7 классов для детей с ОВЗ(задержкой психического развития) Срок реализации п...
Педагогическая разработка. Коррекционно-развивающее занятие с учителем-дефектологом в 3 классе для детей с нарушениями интеллекта (Вариант 1)
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учителем-дефектологом на тему: "Нумерация чисел в пределах 20-и"...
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом для обучающихся по АООП (вариант 2)
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом. Курс "Предметно-практические действия" для обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), ТМНР.Цел...
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом презентация
Выступление учителя -дефектолога для родительского собрания о коррекционно-развивающем курсе "Предметно-практические-действия" для обучающихся по АООП (вариант 2)...