Коррекционные возможности игры.
статья

Степанова Наталия Олеговна

Ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_vozmozhnosti_igry_1.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Степанова Наталия Олеговна, учитель-дефектолог

 СПб ГБУ Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Центр содействия семейному воспитанию №2»

Коррекционные возможности игры.

В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как ведущим видом деятельности дошкольного возраста является игра. Игровая деятельность составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста. Именно в ней ребенок перерабатывает полученные из окружающего мира впечатления и знания. В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром. Так, Л.С.Выготский определяет игру-драматизацию или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества.

Театрализованные игры являются одним из важнейших элементов работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Они способствуют творческому развитию личности ребенка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи, действенно-практической деятельности и социальной адаптации детей.

В дошкольной олигофренопедагогике проводилось изучение положительного влияния занятий с использованием элементов театрализованной игры на умственное и нравственное развитие детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью (Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин и др.). Эти исследования показывают, что театрализованные игры могут использоваться на коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение театрализованных игр решают как учебно-воспитательные, так и коррекционные задачи. К коррекционно-педагогическим задачам в частности относятся:

- Развитие точности и координации движений, умение ориентироваться в малом и большом пространствах (сцена, ширма).

-Развитие речевых и неречевых средств общения (умение соотносить жест, движение и слово в передаче художественного образа).

- Развитие восприятия сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).

-Развитие эмоционально-волевой деятельности, адаптация к новым видам деятельности.

Организация и обучение театрализованным играм носят поэтапный характер, причем на каждом этапе ставятся и решаются различные задачи. Так, при организации театрализованной игры учитель-дефектолог совместно с логопедом работает над развитием интонационной выразительности речи детей. Для этого используются такие игровые упражнения, как «телефонные» разговоры персонажей сказок Чуковского и др. Дети легче обучаются навыкам ориентировки в большом и малом пространствах. Существенное значение имеет также индивидуальная работа с детьми – исполнителями по разучиванию мизансцен.

Драматизация литературных произведений ставит режиссерские задачи перед педагогом. Здесь необходимо обучить детей пантомимическим средствам создания образа персонажа.

Для правильной передачи эмоционального состояния персонажа через мимику используются следующие упражнения:

- Рассматривание иллюстраций, изображающие различные эмоциональные ситуации с обсуждением настроения героя и передающих его средств художественной выразительности.

- Рассматривание фотографий детей, которые отражают различные эмоциональные состояния.

- Изображения детьми на рисунках человека и сказочных персонажей в различных эмоциональных состояниях.

В ходе работы над драматизацией литературных произведений учитываем, что дети с интеллектуальной недостаточностью страдают неточностью, нескоординированностью  движений, слабой двигательной памятью. Формированию правильной передачи образа персонажа через движение способствуют такие игры и упражнения:

  1. Игры, имитирующие движения и повадки различных животных.
  2. Игры, развивающие способность передавать различные действия посредством точных и координированных движений.
  3. Воспроизведение поз и жестов по образцу картины.
  4. Упражнения, использующие позу и жесты для передачи различных эмоциональных состояний героев.

Проводимая таким образом работа на занятиях, включающая в себя элементы театрализованной игры решает целый комплекс образовательных и коррекционных задач. Здесь ребенок может  проявить разные грани своего творчества. Одна часть занятия органично переходит в другую, создавая условия для развития всей творческой природы ребенка в комплексе. А в целом получается занимательная игра, которую дети охотно принимают, с большим удовольствием играют, и в которой могут эмоционально раскрепоститься.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Возможности игры в развитии жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья

Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее.  В Концепции Специального Федерального государственного стандарта большое внимание удел...

Консультация для педагогов "Коррекционные возможности режимных моментов"

Консультация для педагогов ДОУ . Проводится логопедом для воспитателей логопедических и  общеразвивающих групп детского сада.Цель:организация и координация работы по развитию речи в группах дошко...

Коррекционные возможности нравственного воспитания

доклад на семинаре по дефектологии...

Коррекционные возможности профессионально-трудового обучения учащихся с нарушениями интеллекта. 20.04.2017.

Из опыта работы по коррекции недостатков психического развития школьников с нарушениями интеллекта на уроках цветоводства и декоративного садоводства....

Возможности игры в коррекционной работе с детьми

Игра — это мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм, ребёнок учится доверять самому себе...

Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет раз...