Коррекционные возможности нравственного воспитания
статья на тему
доклад на семинаре по дефектологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnye_vozmozhnosti_nravstvennogo_vospitaniya_detey_s_ovz.docx | 26.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКС(К)ОУ РМ « Инсарская специальная ( коррекционная )
общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Доклад
на семинаре по дефектологии
Тема: «Коррекционные возможности нравственного воспитания детей с ОВЗ»
Подготовила: Степаненко С.А.
2015г
Воспитание человека- это воспитание целостной личности, а главным стержнем, определяющим целостность, является нравственность.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов. Задача воспитанности школьников в специальной коррекционной школе приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.
Нравственность является нормой поведения и показателем моральной зрелости коллектива и личности. Поэтому нравственное воспитание должно оказывать систематическое влияние на жизнь классного и общешкольного коллектива, планировать их учебную, трудовую, общественную и др. виды деятельности.
Основные задачи нравственного воспитания в школе VIII вида.
Первая задача - формирование нравственного сознания – очень сложный и длительный процесс, который начинается с усвоения элементарных этических представлений и идет по пути формирования целостной системы взглядов, в основе которой лежат убеждения человека.
Процесс решения второй задачи - формирования нравственных убеждений предусматривает, прежде всего, формирование диалектико-материалистического мировоззрения, которое позволяет учащимся правильно оценивать явления окружающей действительности, разбираться в этических нормах, сознательно их усваивать и применять на практике. Это особенно сложная и трудная задача, когда речь идет об умственно отсталых школьниках.
Третья основная задача нравственного воспитания - формирование нравственных чувств, которые представляют собой переживание человеком своего отношения к нравственным требованиям, поступкам, действиям – важнейшая задача нравственного воспитания.
Недостаточная дифференцированность переживаний, эгоцентрическая направленность, слабость интеллектуальной и волевой регуляции затрудняют выработку важных нравственных чувств у умственно отсталых детей. Это проявляется в том, что формирование высших чувств происходит с относительным опозданием и значительным трудом.
И четвёртая важная задача нравственного воспитания - это формирование навыков и привычек общественного поведения
Особое место в работе с умственно отсталыми детьми занимает процесс воспитания у них нравственных привычек. Свойственная многим умственно отсталым инертность, тугоподвижность мыслительных процессов ставит успех формирования их привычек в известную зависимость от случайных отрицательных впечатлений. Такое впечатление “может спровоцировать импульсивный поступок, который в дальнейшем может зафиксироваться в виде привычного способа реагирования. Влияние таких ошибочных эпизодических действий на некоторых детей, которым свойственна инертность нервных процессов, довольно велико, они могут служить основой возникновения других «неправильных» привычек” (С.Я. Рубинштейн).
Своеобразие нравственного воспитания в образовательных учреждениях VIII вида определяется особенностями аномального развития умственно отсталого ребенка, а именно:
1) особенностями познавательной деятельности;
2) особенностями эмоционально-волевой сферы;
3) особенностями формирования характера.
Первая особенность – это нарушение познавательной деятельности, которая затрудняет общение ребенка с окружающим миром. В результате этого умственно отсталый ребёнок при поступлении в специальную школу имеет недостаточный нравственный опыт. Воспринимая факты действительности, он недостаточно их осознает, не понимает отношений между человеком и явлениями общественной жизни. Во взаимоотношениях людей, в наблюдаемых явлениях ребенок не умеет вскрыть причинно-следственную зависимость. Результатом этого является непонимание широких социальных связей и отношений.
Умственно отсталый ребенок не обладает достаточным запасом нравственных представлений и понятий для анализа норм и правил поведения. Он не может сравнить свое поведение с поведением окружающих, ясно себе представить последствия того или иного поступка или проступка, не может дать правильную оценку моральным побуждениям. Все это нередко приводит к нарушению норм поведения, к нравственным проступкам.
Однако в процессе обучения и воспитания в связи с развитием мышления, речи, интересов и познавательных способностей умственно отсталый ребенок и нравственно развивается. Чем большим кругом знаний он овладевает, тем более правильно ориентируется в жизни, понимает ее связи и отношения.
Вторая особенность аномального развития наших детей – это особенность эмоционально-волевой сферы.
Разные категории детей имеют свои особенности эмоционально-волевой сферы и требуют к себе разного подхода.
Чем более выражена умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции, тем в большей степени эмоциональные переживания отличаются неустойчивостью, поверхностностью, кратковременностью и случайностью.
В воспитательной работе с такими детьми следует учитывать, что у части из них наблюдается психопатоподобное поведение, проявляющееся в выраженной аффективности, расторможенности влечений, что вызвано не только действием средовых факторов, но и биологическими причинами. Кроме того, у детей-олигофренов резко снижена самокритичность, не развиты элементарные человеческие эмоции и чувства – страха, обиды, смущения.
Трудности в нравственном воспитании возникают и тогда, когда за внешними поступками (и плохими, и хорошими) окружающие не видят мотивов поведения ребенка.
Иногда умственно отсталый ребенок поступает внешне правильно, но в основе его поведения лежит только мотив подчинения. И наоборот, неправильный поступок совершается не всегда из плохих побуждений, когда в основе этих поступков может лежать непонимание ситуации и отношений, несдержанность, что является следствием повышенной возбудимости нервной системы.
Большое значение для преодоления трудностей нравственного воспитания, связанных с отклонениями эмоционально-волевой сферы, имеет вовлечение детей в коллективный общественно-полезный, производительный и творческо-созидательный труд.
И третья группа особенностей аномального развития – это особенности, связанные с отклонениями в характере.
В школе формирование характера обучающегося требует создания максимально благоприятных для этого условий.
Связь школы с жизнью, организация разнообразных видов деятельности очень важны для формирования характера умственно отсталого ребенка. В этих условиях ребенок получает богатые впечатления об общественной деятельности, активно участвует в решении задач, стоящих перед коллективом, и у него формируется характер человека, живущего интересами общества.
При изменении внешних условий, отношений организма со средой образующаяся система временных связей, с одной стороны, постоянно усложняется, а с другой – преобразуется, корригируется новыми жизненно важными действиями. Такая относительно подвижная система временных связей называется, по определению И.П. Павлова, динамическим стереотипом.
У ребенка с умственной отсталостью образование и изменение динамического стереотипа затруднено, так как временные нервные связи малоподвижны. Этим объясняются трудности, связанные с преодолением стереотипного поведения умственно отсталого ребенка, которое часто неадекватно обстановке. Он не способен без помощи преодолеть отрицательное влияние среды, а часто вместо этого приспосабливается к нему. Поэтому формированию характера обучающегося нашей школы надо уделить большое внимание, используя школьное обучение, средства эстетического воспитания, работу ребенка в школьных общественных организациях и т.д.
Таким образом, при нравственном воспитании умственно отсталого ребенка встречаются трудности, объяснимые качественным своеобразием его личности. В какой-то мере эти трудности могут быть преодолены. Одновременно с устранением того или иного отклонения необходимо формировать положительные нравственные качества и положительный нравственный опыт ребенка.
Принципами нравственного воспитания в отечественной педагогике являются:
- целеустремленность,
- связь воспитания с жизнью,
- воспитание в коллективе
уважение к личности воспитанника и предъявление требований к нему,
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей,
- единство и целостность воспитательного процесса.
Все эти принципы положены и в основу воспитательной работы с умственно отсталыми школьниками, которые реализуются через методы нравственного воспитания школьников .
В отечественной педагогике выделяется три группы методов нравственного воспитания, так как в его процессе формируется нравственное сознание учащихся и общественное поведение, обогащается их опыт отношений в коллективе:
- методы формирования нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример;
- методы формирования нравственного поведения: упражнения, приучение, требование, воспитывающие ситуации;
- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение, порицание.
Методы формирования нравственного сознания направлены на разъяснение нравственных понятий и категорий, на выработку моральных чувств и оценок, норм общественного поведения. К этим методам относятся рассказы, беседы, лекции, диспуты на этические темы, воспитание на положительных примерах, взятых из жизни.
Методы, формирующие поведение ребенка, направлены на ориентацию деятельности детей, на формирование привычек нравственного поведения.
Методы стимулирования направлены на позитивную мотивацию детей.
Сущность всех методов заключается в том, чтобы выработать не только умения и навыки, но прежде всего – потребности вести себя соответствующим образом (Г.И. Щукина).
Умственная отсталость, нарушая адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга, в значительной степени изменяет поведение человека.
Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно-следственные связи между поступком и его результатом, установить смысл действия другого лица часто являются истинной причиной нарушения поведения у умственно отсталых детей.
Снижение способности к конкретизации обобщений приводит к наблюдаемым у умственно отсталых детей расхождениям между словом и делом. Незрелость эмоций, их личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей являются фактором, значительно затрудняющим воспитание наших детей.
Умственно отсталые дети характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим дети могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему.
Нарушение самокритичности у обучающихся коррекционной школы отрицательно отражаются на возможностях приобщения их к самовоспитанию.
Умственно отсталые школьники затрудняются в самостоятельном осознании тех отношений и поведенческих актов, которые включены в специально организованную педагогом деятельность. Возникает важная воспитательная задача – помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению. Важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности учащиеся были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.
Умственно отсталые дети крайне затрудняются в оценке собственного поведения и деятельности, однако потребность в такой самооценке, как и все другие дети, они испытывают. Объективные оценочные суждения по поводу деятельности и поведения учащихся формирует педагог, постепенно приучая ребят к оценке поведения товарищей и самооценке.
Для правильного выбора средств педагогического воздействия и построения системы воспитания умственно отсталых школьников важно учитывать индивидуально-личностные и возрастные особенности каждого ребёнка. С учетом этих данных намечаются как тактические, так и стратегические линии индивидуального подхода к ребёнку. Добиться хороших результатов в нравственном воспитании можно лишь тогда, когда оно связно с другими сторонами воспитания.
Нравственное воспитание помогает решать задачи всестороннего развития личности ребенка и корригировать его недостатки.
К наиболее распространённым средства нравственного воспитания школьников относятся:
- художественные средства;
- природа;
- собственная деятельность детей;
- общение;
- окружающая обстановка.
Группа художественных средств включает в себя -художественную литературу, изобразительное искусство, музыку, кино и др. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
Следующим важным средством нравственного воспитания школьников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Так же важным средством нравственного воспитания школьников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
Особое место в группе средств нравственного воспитания отводится общению. Оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
И ещё одним важным средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, т.е. окружающая обстановка. атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития и этапа развития нравственных качеств (т.е. когда только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже перевоспитываем).
Нравственное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе:
- уважения личности ребенка;
- учета особенностей его индивидуального развития;
- отношения к нему как сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности»
В статье рассказывается об обобщении опыта по духовно – нравственному воспитанию школьников с ограниченными возможностями здоровья средствами художественной продуктивной деятельности» ...
сценарий педсовета « Формирование гражданской позиции школьников с ограниченными возможностями здоровья в контексте духовно-нравственного воспитания»
Формирование гражданственности в настоящее время становится одной из приоритетных задач в воспитании и обучении школьников. В стране идет поиск потенциального возрождения России и обязател...
Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива
Статья раскрывает роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....
Доклад: «Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»
Добро творить ,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога. Лучами сердца Мир отогревать, И отдавать, и не считать,Что отдал много…”...
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в условиях реализации ФГОС основного общего образования.
Связь духовно - нравственного воспитания и преподавания математики....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи музыкального искусства в коррекционной школе-интернате VIII вида
Статья опубликована в сборнике "Опыт решения проблем духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в Воронежской области" (материалы Пятых и Шестых областных педагогических чтений. Ворон...
Рабочая программа для воспитателей коррекционных школ Нравственное воспитание
Рабочая программа...