Консультация для педагогов "Коррекционные возможности режимных моментов"
консультация на тему

Пискунова Елена Александровна

Консультация для педагогов ДОУ . Проводится логопедом для воспитателей логопедических и  общеразвивающих групп детского сада.Цель:организация и координация работы по развитию речи в группах дошкольного возраста.Форма проведения: семинар-практикум.Теоретческая часть-введение в тему,описание наиболее часто встречающихся трудностей в речевом развитии детей,формулирование целей речевой работы.Практическая часть (совместная работа логопеда с воспитателями)-составление итоговой таблицы деятельности воспитателя в различных режимных моментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для педагогов43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «Коррекционные возможности режимных моментов».

Речь-великий дар природы, который позволяет людям общаться, объединяет их в деятельности, помогает познавать мир и передавать общественный опыт. На появление и становление речи природа отводит очень мало времени-ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи и закладывается фундамент для письменных форм речи. Ребёнок 5-6 лет должен четко произносить все звуки родного языка, анализировать на слух звуко-слоговой состав слов, иметь богатый словарный запас, уметь грамматически правильно оформлять свое высказывание. Такой уровень развития речи крайне важен,т.к. до 80 % информации в школе дети получают вербально. Проблемы в речевом развитии неизбежно приведут к трудностям  при обучении в школе, трудностям в общении ,снижению самооценки и препятствуют гармоничному развитию личности. Уровень развития речи детей сегодня можно признать ,как неудовлетворительный. ПРИЧИНЫ:

-ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ (недоразвитие высших психических функций)

-СОЦИАЛЬНЫЕ

Речевое развитие находится под контролем педагогов ДОУ,но оно не должно сводиться к специализированным занятиям. Цель-развитие речи и коррекция ее недостатков-должна ставиться и реализовываться на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду. Основным условием для правильного речевого развития детей является создание единого речевого пространства:

-окружение детей правильной и богатой речью взрослых

-создание предметно-развивающей среды

-организация системы активизации речи детей (создание речевых ситуаций).

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

1.Язык и речь-это  «узел», в который вплетены все линии психического развития:

-мышление

-память

-воприятие

-эмоции

2.Речь является средством познания мира.

Успешная работа по развитию речи во многом зависит от усилий логопеда, но деятельность воспитателей и других специалистов в этом направлении не менее важна.

В речевом и психофизическом развитии детей с нарушениями речи отмечаются следующие проблемы:

-недоразвитие общей и мелкой моторики, координации движений.

-слабовыраженная мимика, снижение выразительности речи, интонационная [a],бедность, общее недоразвитие эмоциональной сферы.

-нарушения звукопроизношения

-недоразвитие фонетико-фонематических процессов (слух, восприятие, слоговая структура слов)

-бедность словарного запаса, недоразвитие лексико-грамматического строя речи, неумение грамматически правильно оформить свое высказывание, выразить мысль.

-снижение объема и качества речевого слуха, речеслуховой памяти.

Для решения данных проблем все педагоги ДОУ должны ставить и реализовывать в своей деятельности следующие задачи:

-Развитие общей и мелкой моторки, координации движений.

-развитие мимики, самомассаж лица

-развитие просодической стороны речи, интонационной выразительности

-развитие артикуляционного праксиса, артикуляционной базы звуков (звукоподражание),воздушной струи

-Развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыка элементарного звуко-буквенного  и звуко-слогового анализа

-развитие речевого внимания и речеслуховой памяти

--обогащение словарного запаса, ознакомление с различными формами художественного слова

-формирование навыка словоизменения, словообразования, составления грамматических конструкций, формирование «речевого чутья» путем обеспечения речевой активности и речевого опыта.

-развитие всех форм связного речевого высказывания (монолог, диалог, рассказ. пересказ)

 РАЗВИТИЕ РЕЧИ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

Режимный момент

Работа по развитию речи

Утренний прием

Создание активной речевой ситуации

До завтрака

Автоматизация поставленных звуков (по заданию логопеда),речевые игры (звукоподражание, развитие Л-Г строя речи, звукоразличение и др.)

Гигиенические процедуры

Развитие мимики, самомассаж лица и кистей рук, упражнения на отработку воздушной струи, ознакомление с малыми формами худ. слова (стишки, пословицы, поговорки, потешки)

Перед приемом пищи

Артикуляционная гимнастика, элементы  логоритмики

НОД

Развитие связной речи

прогулка

Развитие общей моторики и координации движений, элементы логоритмики, подвижные игры с речевым сопровождением, речевые игры: подбор антонимов и синонимов, образование уменьшительно-ласкательной формы сущ., согласование в роде  сущ. и прилаг.,подбор эпитетов при наблюдении за живой природой, подбор однокоренных слов, игры на развитие слухового внимания ,фонематического слуха и восприятия ( «Чепуха», «Глухие телефончики», игра «Цепочка» (на звуко-буквенный анализ).Создание активных речевых ситуаций.

сон

Развитие речевого внимания, ознакомление с худ. словом.

подъем

Развитие общей и мелкой моторики, самомассаж лица и кистей рук, элементы логоритмики, ознакомление с малыми формами худ. слова

Вечернее время

Автоматизация звуков, игры на звукоподражание и звукоразличение, игра «Магазин» (звукослоговой анализ),речевые игры на развитие Л-Г строя речи, игры на развитие речевого внимания и речеслуховой памяти («сколько слов запомнил?», «Лишнее слово», «Запретная команда», «Делай то, что я скажу, а не то, что покажу», разгадывание и придумывание загадок и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет раз...

Коррекционные возможности режимных моментов ДОУ

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах коррекционных возможностей режимных моментов ДОУ.Ведущая роль в коррекции речевых нарушений принадлежит учителю-логопеду, который осуществляет раз...

СТАТЬЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ПАУЗ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОГРЕССИРОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Ключевые слова: использование офтальмологических пауз (зрительная гимнастика) в условиях ДОУ для предотвращения прогрессирования нарушения зрения. Коррекция и развитие зрительного восприятия у детей с...