«С чего начинается Родина?»
материал (5 класс)

Якуба Анна Георгиевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina.docx147.71 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  школа-интернат г.о. Отрадный C:\Users\User\Pictures\092b046948fc1e64404b056cc0483ddf.jpg

«С чего начинается Родина?»

                5 класс

Подготовила и провела:

Якуба Анна Георгиевна

Форма проведения: познавательная беседа

Методы:

-словесный

-наглядный

-практический

Формы работы:

-фронтальная

-групповая

-парная

Оборудование:

-Интерактивная доска

-Презентация №1

-Презентация №2

-Карта субъектов РФ

Время проведения: 45 минут

Тема: «С чего начинается Родина?»

Цель: прививать любовь к Родине, воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гордости за свой народ.

Задачи: 
Образовательная: показать значение Родины в жизни каждого человека, обобщить понятия: «Родина», «государственные символы страны», «гражданин своей страны».


Развивающая: развивать у детей связную речь, кругозор, память, внимание.


Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы на основе изучаемого материала.


Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о Родине.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация№1, презентафия№2, фонограмма гимна РФ.

Этап

Задачи

                                          Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

IПодготови-

тельный

этап

Проверить готовность учащихся к занятию.

1.Доклад дежурного

Число, месяц, день недели, готовность к занятию

Мотивация деятельности учащихся, активизация их знаний; развитие зрительного и слухового восприятия; коррекция мышления.

2.Мотивация предстоящей деятельности.

-Добрый день. Я рада видеть всех и приветствовать на нашем классном часе.

Ребята, улыбнитесь друг другу, гостям и порадуйтесь хорошему дню.

Посмотрите внимательно на экран, подумайте, о чем песня, которая сейчас прозвучит.

Звучит песня сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера “С чего начинается Родина?”

Песня сопровождается презентацией №1.

- Ребята, понравилась вам эта песня?

- О чем она? (О Родине, о маме, о друзьях, о доме …)

- Какие чувства у вас возникли при просмотре кадров презентации?

- Что вы представили? Какие картины? Какие воспоминания у вас возникли?

-  А с чего для вас начинается Родина?  ( с мамы, с маминой песни, с нашего дома, с моей улицы…)

Каждый из нас открывает для себя Родину по–своему: кто-то из увлекательных рассказов своих бабушек и дедушек, кто-то из маминой песни, а кто-то впервые прочитав это слово в букваре, задумывается над его смыслом. С чего начинается Родина? Каждый человек задает себе этот вопрос. И каждый ответит на него по-своему.

Слушают  песню сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера “С чего начинается Родина?”, которая сопровождается показом презентации №1.

Отвечают на вопросы учителя.

II. Основной этап.

Познакомить учащихся с темой, целями и задачами урока.

1. Сообщение темы. Целевая установка. 

Откуда начинается Россия?                                    

С Курил?

С Камчатки?

 Или с Командор?

 О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастия,

К труду,

К терпенью,

К правде,

К доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней - Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

- Как еще можно ответить на вопрос «С чего начинается Родина?»

- Кто догадался о чем пойдет речь на этом классном часе?

Слайд1 
Обратите внимание на слайд. Прочитайте тему  классного часа

«С чего начинается Родина?»
Сегодня мы будем говорить и размышлять о Родине.  О том,  что человек называет своей Родиной, что означает это слово и многом другом  ?

 Вспомните как называется страна в которой мы живем?

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы.

Развивать мышление, связную речь.

2. Работа с картой

Слайд 2

Перед вами политическая карта мира.

Посмотрите на карту,  сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь? 
В какой стране мы с вами живем? 
Гражданином какой страны вы являетесь?

С какого момента вы стили гражданами РФ? Какие документы подтверждают гражданство?

- Кому из вас предстоит получить паспорт в этом году?
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия, Российская Федерация.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина, наша Россия.

Работают с картой, отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с документами «Паспорт», «Свидетельство о рождении», рассматривают их, определяют назначение документов.

Познакомить учащихся с значением слов «Русь», «Россия».  Работать по развитию связной речи, расширению и активизации словаря.

3.Беседа о значении слова «Россия, русь», о названии нашего государства

Слайд 3

 – Что значит загадочное слово “Русь”? Я считаю, что слово “Русь” объёмное и многозначное. Послушайте, как звучат слова: Русь, русские, Россия, россияне.

Может быть, им родственны такие слова:

Русло – ложе реки, по которому она течёт.

Русалка – сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.

Роса – и производная от него росяница – обильная роса, лежащая по утру на травах и деревьях.

   А вот что о слове “Русь” говорит писатель Романовский. Отрывок.

“Есть у слова “Русь” ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал из первых уст от живого человека. На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному… Тихо – мирно я жил в такой деревне и ловил старинные слова. Моя хозяйка Анна Николаевна как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

  • Цветочек-то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.
  • На русь? – ахнул я.
  • На русь, – подтвердила хозяйка…
  • Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень. Русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?... Русь – светлое место! Русь – страна света”.
  • Слайд 3

-Что говорит автор  о значении  слова  Русь, Россия?

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы

Познакомить учащихся со значением слова «Федерация», учить работать с картой, воспитывать гордость за многонациональную страну.

4. Работа с картой

-А теперь давайте подумаем, что означает слово «федерация»?

Заглянув в словарь, ты найдешь объяснение, что слово федерация происходит от латинского слова и означает «союз, объединение». Слайд 4 Действительно, своей Родиной Россию считают не только русские, но и белее 100 народов, населяющих ее просторы. Немало событий прошлого были общими  для разных народов России. Люди многих национальностей осваивали российские просторы, защищали от врагов свою страну, создавали промышленность, делали научные открытия.

Слайд 5

Посмотрите на современную карту России. Какая она разноцветная! На ней обозначены республики, края, национальные округа, области, а так же Москва и Санкт-Петербург. Все это субъекты РФ.

Работа с картой.

-Какие республики обозначены на карте РФ?

-Назовите края.

-Какие автономные округа есть в РФ? И т.п.

-В какой области живем мы? Покажите ее на карте, сравните ее по размеру с другими.

- Люди каких национальностей живут в Пензенской области?

-Какой народ является коренным.

В  Пензенской области, как и во всей России проживают люди многих национальностей, это и русские, татары, чуваши, и многие другие.  Россияне живут  в мире и согласии друг с другом – это и делает нашу Родину сильной и великой  на протяжении многих веков.

Работают с раздаточным материалом (карта субъектов РФ)

Находят на карте различные субъекты РФ, сравнивают их, делают выводы.

Читают определение слова «федерация», делают вывод.

Обобщить и расширить знания учащихся о государственных символах РФ.

Воспитание интереса и желания больше узнать о Родине.

5. Беседа о государственных символах Р.Ф

-Кто знает, а как называется столица - главный город России?

Слайд 6

- Что вы знаете о Москве? (Учащиеся рассказывают о Москве)

Москва – самый большой город России. В Москве работают Президент страны, Правительство России, Государственная Дума. Они решают важные государственные задачи.
Глава Российского государства – президент.
Слайд 7.

-Что вы можете рассказать о президенте РФ?
Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько, и мы сегодня поговорим и о них.

-Какие символы РФ вы знаете?

-Что вы знаете о нашем гербе

Слайд 8.

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы (столицы).

Герб – это эмблема государства
,

-На каких предметах мы можем увидеть герб?

Он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

-Что вы знаете о флаге РФ?
Флаг, как и герб, - отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.
- В каком порядке располагаются полосы на нашем флаге?

Слай 9
Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии  император  Петр I.
Расположение полос отражало древнерусское понимание мира:

Внизу – красный – мир природный;
Выше – голубой – мир небесный;
Еще выше – белый – мир Божественный.

В России эти цвета издавна почитались, и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.

Есть еще один важный символ нашей Родины - это гимн.

Гимн – это торжественная хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны.

Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. Например,  при встрече иностранных делегаций, на торжественных собраниях, при награждении победителей международных спортивных мероприятий.

Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране.

- Встанем и  исполним  гимн РФ.

Учащиеся   коротко рассказывают, что они знают о символике РФ,  получают  новые сведения о них из рассказа учителя.

Хором исполняют гимн РФ.

Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы на основе изучаемого материала. Воспитание любви к Родине.

6. Работа с пословицами и поговорками.

А теперь обратимся к народной мудрости, вспомним пословицы и поговорки о Родине

Слайд 10

Родина – мать, умей за нее постоять.

Родная сторона – мать, чужая мачеха.

Родная земля и в горести мила.

Человек без родины, что птица без крыльев

Куда бы малина ни заманила, а родное село назад привело.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

-Чему нас учат эти пословицы?

-Почему мы любим свою Родину?

Читают пословицы и поговорки, объясняют их значение.

III. Заключительный

этап

Проанализировать успешность овладения знаниями по теме, выяснить степень заинтересованности учащихся занятием.

1.Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали о своей Родине?

2. Итог занятия.

Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. 
Испытывай гордость за людей, прославляющих страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!

Слайд 11. 

Чтение стихотворения «Берегите Россию» учителем.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе…

Берегите Россию,

Без нее нам не жить.

Берегите ее,

Чтобы вечно ей быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Отвечают на вопросы учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

С чего начинается тригонометрия

В статье рассматривается проблема подготовки ученика к изучению тригонометрии в современных условиях. Анализирутся причины, по которым многим учащимся с трудом дается изучение материала и даются конкр...

С чего начинается здоровье

Презентация к общешкольному родительскому собранию...

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...