Методические рекомендации по использованию РППС в рамках технологии «Говорящая стена» в образовательном процессе и режимных действиях
методическая разработка

Долгобородова Евгения Владимировна

С целью организовать и обогатить самостоятельную детскую деятельность, а также улучшить речевые навыки детей в нашей группе компенсирующей направленности создали пособие "Говорящая стена". это даёт возможность создания условий для саморазвития и самообразования детей в любых режимных моментах и систематизирует работу по взаимодействию педагогов в коррекции речи дошкольников с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации346.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 8 «Ручеёк»

(Методические рекомендации                                                            

по использованию РППС в рамках                                           технологии «Говорящая стена» в образовательном процессе и режимных действиях

//дидактический материал)

Автор:

Долгобородова Евгения Владимировна,

учитель-логопед, высшая квалификационная категория

Дальнегорск
2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Развитие РППС.

Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном детском саду уделяется большое внимание. И она должна соответствовать современным условиям. Педагоги дошкольных организаций стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, так как группа, в которой дети проводят большую часть дня, является для них вторым домом.

В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования есть требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно -  развивающей среды дошкольного учреждения. Важно правильно подойти к вопросу создания предметно - развивающей среды. Правильно организованная предметно -развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

  1. Возможности инновационного компонента.

При реализации этих требований мы подобрали такую форму работы, которая затрагивает развивающее содержание сразу нескольких образовательных областей в одной форме работы.

Одной из современных технологий, позволяющей наиболее эффективно использовать потенциал Развивающей Предметно Пространственной Среды группы в режимных моментах является технология «Говорящих стен».

Сам термин «говорящие стены» впервые стал использоваться в музейной педагогике. Точнее в одной из современных музейных технологий, в которой учебное пространство, оформленное специалистами, меняется при непосредственном участие неспециалистов, учеников, детей и взрослых.

Таким образом, если раньше «говорящие стены» служили преимущественно для визуально-текстовой поддержки запоминания, то в теперь «говорящие стены» становятся маркерами, расставляющими визуальные акценты [4].

«Говорящие стены» активно взаимодействуют с окружающими их людьми и объектами. При этом они не только изменяются людьми, но и изменяют людей в процессе взаимодействия [4], выступая, таким образом, в роли технологии образования, в том числе и дошкольного.

В методической литературе «говорящие стены» называют методикой Могильниковой С.В., Беленькой Е.С., Язьковой Е.В. [7] Формой образовательной деятельности Поденщиковой С.Н.  А методическим приемом практического метода обучения и формой организации развивающей предметно пространственной среды Ляленковой В.В.,Шепициной Е.И.  Считается, что все определения правильные и зависят от формы использования «говорящих стен» в дошкольном  образовании.

"Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно — пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран.

С целью организовать и обогатить самостоятельную детскую деятельность в нашей группе компенсирующей направленности, а также улучшить речевые навыки детей, мы внедрили эту технологию, что даёт возможность создания условий для саморазвития и самообразования детей в любых режимных моментах и систематизирует работу по взаимодействию педагогов в коррекции речи дошкольников с ТНР.

Почему мы стали использовать технологию?  Во – первых визуализация информации на уровне «золотой линии глаз» считается удобным для зрительного восприятия, по мнению Азимова, Щукина А.Н. [6]

Во-вторых, предоставляется возможность переноса образовательного пространства из горизонтального расположения в вертикальное.

И, наконец, мы решаем проблему здоровьесбережения. У современных детей имеющиеся деформации (сколиозы, кифозы) препятствуют обмену нервной энергии между головным и спинным мозгом.  Обеспечение вертикализации, по утверждению ученых нейропсихологов А.Р. Лу́рия Т.Г. Визель, А.В. Семенович, необходимо для детского организма.  Правильная осанка заставляет работать восходящие пути, активизируя головной мозг.

Отсюда, одной из целей  использования «говорящих стен» в работе с детьми старшего дошкольного возраста является создание условий для организации воспитания и обучения в процессе детской деятельности в режимных действиях.

Данная технология, с одной стороны, позволяет решить актуальную задачу по развитию РППС, и, конечно, с другой организовать образовательную деятельность в логопедической группе на современном и инновационном уровне.  Каждое из направлений решает свои задачи:

  •  Использование РППС:

1. Обеспечить переход образовательного пространства из горизонтального в вертикальное.

2.  Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учётом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов.

3. создать условия для проявления саморазвития и инициативности.

  •  Образовательные задачи:
  1. Развивать коммуникативные навыки.
  2. Актуализировать опорные знания.

3. Улучшать речевое развитие детей.

2. Развивать высшие психические функции  дошкольников;

Использование интеллектуальной стены дает потенциал для:

  • развития познавательной активности детей. Они интересуются содержимым «Говорящей стены», выполняют задания, сами придумывают задания.
  • развития самостоятельности, инициативы при выборе содержания деятельности, наглядных средств.
  • развития коммуникативных навыков. Дети договариваются об этапах выполнения задания.
  • дети учатся контролировать своё поведение, выполнять простые правила общения в группе.

Алгоритм работы с  «Говорящей стеной»

  1. «Здравствуйте, я пришёл». Утро приветствий.
  2. Перед ОД дидактическая игра для введения в тему деятельности.
  3. После ОД дидактическая  игра на закрепление темы.
  4. Во время режимных действий детей – задания и упражнения на развитие высших психических функций и коррекцию речевого развития.
  5. Работа у «говорящей стены» 3 – 4 ребёнка.

Данная технология  помогает ненавязчиво познакомить, изучить, закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство. Работу с «Говорящей стеной» начинаем с нового для детей материала. На организованно образовательной деятельности знакомим дошкольников с темой, размещаем наглядный материал, пособия. Работа проводится фронтально. Применяя наглядные, словесные, проблемно — поисковые методы изучаем материал. Затем, в свободном доступе остаются карточки, наглядный материал по теме. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать.

Дети ищут решение самостоятельно или с нашей помощью. При работе со стеной можно делить детей по группам, также работа со стеной может проводиться индивидуально.

Работая на группе компенсирующей направленности, ежедневно взаимодействую с воспитателями по вопросам оказания коррекционной помощи детям с тяжелыми нарушениями речи. И технология «Говорящая стена» является незаменимым помощником в решении этих задач.  

В системе оказания коррекционной помощи, воспитатели, работая с детьми с ОВЗ ежедневно проводят работу по развитию у детей речевых навыков. Утром, на уровне глаз детей, размещаем фотографии детей с заданиями, которые им необходимы. Информация представлена в доступной для детей форме. Это игры, упражнения, пособия, схемы на развитие всех речевых и неречевых функций. Во время режимных действий ребенок, видит своё фото и уже знает, что ему нужно выполнить данное задание. После выполнения он помещает сигнал готовности (символ). Затем фото ребёнка вместе с заданием меняется на другое фото и задание к нему. Ребята выполняют задание в течение дня поочерёдно в ходе самостоятельной деятельности.

Как правило, у стены собирается до пяти человек, в то время как другие дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. Если ребёнок испытывает затруднения, то мы с ним проводим работу индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит ребят от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы мы готовим подобное задание

 «Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог должен не руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития. Наблюдать, а не вмешиваться. Не определять темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя.

Общие требования работы с «Говорящими стенами»

Организация деятельности с учетом технологии «говорящих стен» опирается на ряд требований и правил:

  • при оформлении экспозиций «говорящих стен» является обязательным сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей;
  • места размещения «говорящих стен» должны быть «закреплены» раз и навсегда (для того, чтобы дети ориентировались, где и что находится);
  • содержание игр и пособий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей;
  • содержание экспозиции «говорящая стена» должно систематически обновляться;
  • к оборудованию и иллюстративному материалу предъявляются определённые санитарные, эстетические требования и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
  • изображения на стенах должны быть понятны детям и не вызывать отрицательных эмоций;
  • используемые материалы должны быть качественными, прочными, безопасными и поддаваться чистке;
  • каждый элемент должен работать, а не просто присутствовать (четко понимать);
  • учитывать освещение (достаточное для изучения «говорящей стены»).

«Говорящая стена» отвечает требованиям безопасности предметно-пространственной среды, предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. Работа со стеной может проводиться индивидуально и по группам. Педагог не должен делить детей на микрогруппы по своему усмотрению.

         Оформление  «Говорящей стены»

Структура «Говорящей стены» отражает предпочтения детей, воспитателей и включает в себя следующие составляющие: развивающее панно с лентой-липучкой, магнитную доску, ТСО (телевизор). В её создании принимали участие педагоги группы и родители.

В специальных кармашках на развивающей стене мы размещаем разнообразный материал: маркеры, фишки, магниты и так далее.

Для изготовления игр и пособий мы используем плёнки для ламинирования, фетр, липучку  и магнитную плёнку. Многие пособия многофункциональны, универсальны. Большинство игр сделаны  руками педагогов, детей и их родителей.

Добавляем обязательное приложение к играм − образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны старшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки. На стене закрепляем прищепки, чем повышаем вариативность развивающего пространства.

Такой способ организации пространства стены позволяет разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий.

В нашей группе существуют правила по использованию «Говорящей стены». Целесообразнее использовать такие способы: объединить воспитанников по геометрическим фигурам, цвету, элементам одежды, кто первый намотает веревочку на катушку или дети договариваются, какой цвет будет первый, второй и кидают кубик с цветными гранями.

Эти правила позволяющие детям договариваться об очередности, возможном партнерстве при работе в самостоятельной образовательной деятельности, регулируют поведение детей, вырабатывают важные качества, которые им пригодятся в школе: самоконтроль, выдержку.

Какие игры можно проводить на развивающей стене?

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в том числе и детей с нарушениями речи. Знание особенностей  игровой деятельности детей с речевыми нарушениями позволит более полно использовать возможности игры в коррекционной работе. Для логопеда дидактическая игра является одним из важнейших средств работы над речью ребенка с целью коррекции ее различных дефектов. У детей с дефектом речи преобладает наглядно-действенное восприятие, т.е показ предмета или картинки, его обозначающей действует на ребенка сильнее, чем слово.

Так как у детей с речевыми нарушениями страдают и неречевые функции, кроме игровых заданий на развитие речи, мы включаем в режимные действия различные виды заданий и упражнений на развитие высших психических процессов. Подбираются такие упражнения, которые не только развивают психические функции, но и являются профилактикой оптической дисграфии, дислексии. Дидактические игры для развития речевых компонентов и психических функций представлены в таблицах № 1, 2.

Таблица № 1 Игры для развития речевых навыков.

Речевые компоненты

Развитие фонематического восприятия и обучение грамоте

Развитие словаря

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Дидактические игры

  1.  «Живые звуки»
  2. «Твердый – мягкий»
  3.  «Динь – дон»
  4.  «Звонкие – глухие»
  5. «Подбор картинок к схеме слова»
  6. «Почитаем» (слова из стилизованных букв)
  7.  «Покажи, что прочитал»
  8.  «Составь букву»
  1. «Что чем делают?»
  2. «Что происходит в природе?»
  3. «Времена года»
  4. «Кто в лесу живёт?»
  5. «На ферме»
  6. «Разный транспорт»
  7. «На поляне»
  8. «Скажи наоборот»

9.«Морские животные»

10. «В Африке»

  1. «Город гномиков»
  2. «Ромашка с предлогами» (прищепки)
  3. «Чей, чья, чьи?»
  4. «Кто где?»
  5. «У мамы и у дочки»
  6. «Кто пасётся на лугу?»
  7. «Сколько техники?»
  8. «Кого чем угостим?»
  9. «Назови предлог»
  10. «Какой сок? (каша)»
  11. «Без чего объект?»
  12. «Чего не хватает?»

  1. «Паровозик из картинок»
  2. «Отвечаем на вопросы»
  3. «Расскажи историю»
  4. «Тексты с хвостиком»
  5. «Продолжичто было дальше»

Таблица № 2 Игры для развития высших психических функций.

Психические функции

Внимание

Восприятие

Мышление

Развитие графомотор-ных функций

Задания и упражнения

  1. «Найди отличия»
  2. «Пройди лабиринт»
  3. «Кто спрятался на страничке?»
  4. «Переплетённые линии»
  5. «Найди недостающее»
  6. «Помоги всех отыскать..»
  7. «Зеркальный рисунок»
  8. «Кого не стало?»
  9. «Кто следующий?»

  1. «Перепутанные картинки» (зашумлённые)
  2. «Нелепицы»
  3. «Где ошибся художник?»
  4. «Что хотел нарисовать Незнайка?»
  5. «Найди, кто спрятался..»
  6. «Подбери по размеру»
  7. «Что и кто спрятался?»

  1. «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»
  2. «Определи по ширине»
  3. «Что сначала, что потом»
  4. «Что лишнее?»
  1. «Проведи дорожку»
  2. «Волшеб-ные обводилки»

Дети нашей группы очень любят придумывать сказки-приключения. Мы проводим квест-игры на тему путешествий: «Путешествие по островам со Смешариками», «Похищение планет».

Стена «Путешествие по островам» (подготовительная группа)

Действие игры-путешествия разворачивается на развивающем панно с лентой-липучкой, на котором находятся пять островов с пособиями на речевые компоненты (дыхания, грамматики, грамоте, связной речи, фонетики)

Один из островов (гнозиса) находится на магнитной доске, где дети составляют букву из частей.

Первенство хода определяется по тому, кто первый намотает веревочку на катушку. Дети по одному выходят и делают выпавшее ему, по цветовому ориентиру, задание. В игре нет соревновательного характера. У каждого ребенка свой индивидуальный маршрут. Мы не знаем, какой он будет. Это случайно выбранная комбинация. Ребенок здесь главный! Он сам выбирает направление.

Стена «Космическое пространство» (старшая группа)

Другое оформление «Говорящей стены» в виде  «Космоса», где дети наглядно могут познакомиться с солнечной системой и созвездиями. Дошкольников всегда привлекала тема космоса, так как всё неведомое и недоступное будоражит детское сознание. Эта идея возникла у нас с детьми на утреннем круге, когда мальчик Егор задал вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?» Целью нашей стены стало формирование элементарных астрономических представлений у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы. Здесь дети имели возможность не только познакомиться с солнечной системой, но и поупражнять внимание, память, воображение, восприятие и мышление в рамках космической тематики.

D:\User\Desktop\Мои документы\Мои документы\ТЕХНОЛОГИИ\Говорящая стена\Моя находка 23\фото стены с играми\DSCN6102.JPG

Несмотря на то, что технологию «Говорящая стена» мы внедрили с начала учебного года, использование технологии улучшило совместную работу логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности. У детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи в речевом развитии прослеживается положительная динамика. Данные можно проследить в таблице № 3

Таблица № 3 Мониторинг речевого развития на середину учебного года

Общие данные по группе

Развитие фонематического восприятия

Развитие словаря

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи

Начало учебного года

16%

27%

15%

10%

Середина учебного года

43%

58%

47%

45%

Конец учебного года

87%

93%

93%

87%

Таким образом, использование дидактического материала для развития речевых компонентов одновременно с заданиями на развитие ВПФ в рамках  технологии «Говорящая стена» способствует улучшению речевого развития детей. В дальнейшем планируем расширять и пополнять банк практических материалов по развитию речи и психических процессов у детей. 

Предполагаемые барьеры (из опыта):

Опираясь на свою практику, хотелось бы отметить и трудности, с которыми может столкнуться воспитатель при использовании «Говорящей стены»:

1. Временные затраты (требуется много времени на регулярное обновление визуального оформления пространства)

2. Сложно «попасть в возраст», в зону ближайшего развития при оформлении среды, понять, что будет для детей не скучным, а развивающим

3.   Недостаточно места (все стены заняты мебелью)

4. Опасение, что детям неинтересно смотреть на то, что они уже сделали (и прошли) на занятии.

5.   Убежденность в том, что ребенок развивается во взаимодействии с взрослым, поэтому среда как «третий педагог» не используется полноценно.

Подводя итог, можно отметить, что при систематической организации детской деятельности с использованием «Говорящей стены» прослеживается положительная динамика развития коммуникативных способностей детей развития самостоятельности, инициативности у воспитанников, познавательных процессов. Проводимая работа по развитию речи у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что выявленные и реализованные условия по созданию РППС в рамках технологии «Говорящая стена» для развития речи детей дошкольного возраста являются эффективными. Стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться, повышать компетентность родителей в вопросах развития игровой деятельности.

Теражируемость:

Данный материал может быть интересен воспитателям, руководителям ДОУ, учителей-логопедов,  учителей начальных классов ОУ, родителей.

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14 ноября 2013 года).
  2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012.
  3. Лифанова, Н. В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Лифанова. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 2 (61). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/243/7914/
  4. Кудрявцева, Е.Л., Шершун, С.В. «Говорящие стены» (Образовательное пространство как арт-субъект в диалоге культур) [Электронный ресурс] //DOCPLAYER.URL:https://nitforyou.com/wp-content/uploads/2018/03/2.3_govorjashie_steny.pdf
  5. Макаренко, А.С.Книга для родителей [Электронный ресурс] // Труды классиков природосообразной педагогики. URL: https://www.absolute-school.ru/upload/iblock/979/979dff4fb335fdf751e4580c3b3e4656.pdf 
  6. Современный словарь методических терминов и понятий. (теория и практика обучения языкам) Авторы Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. Печатное издание М.: Издательство ИКАР, 2009. Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2010.
  7. Могильникова, С.В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С.В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-temu-interaktivnaja-stena-kak-yelement-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdeni.html
  8. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. − 2016. https://e.stvospitatel.ru/489740

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...

Методические рекомендации по использованию образовательного сайта Кидлинк в урочной и внеурочной деятельности в обучении английскому языку в рамках темы «Описание внешности»

Интернет предлагает учителю широкий спектр возможностей, позволяющий достичь учителю и его учащимся поставленных образовательных и воспитательных целей.  Разнообразие тем и видов деятельнос...

Методические рекомендации по использованию образовательной технологии дебаты на уроках английского языка ( углубленное изучение)

Статья о использовании  на уроках иностранного языка   педагогической технологии «Дебаты» для развития коммуникативной компетенции школьников ....

Методические рекомендации по использованию элементов здоровье сберегающих технологий на уроках в коррекционной школе.

Опыт работы по использованию элементов здоровье сберегающих технологий  на уроках в коррекционной школе....

Методические рекомендации по использованию метода оценки предметных результатов в рамках зачета по модулю «Числовые функции»

Настоящие методические рекомендации по подготовке и проведению зачёта по достаточно сложному для большинства учеников основной и средней школы учебному модулю «Числовые функции» имеют цель...

Методические рекомендации по использованию Lego Mindstorms EV3 в процессе преподавания технологии с обучающимися 10 лет

Методические рекомендации по использованию Lego Mindstorms EV3 в процессе преподавания технологии с обучающимися 10 лет...