Роль ПМПК в определении специальных условий образования обучающихся с ОВЗ.
статья (5 класс)
В статье затронуты основные цели и задачи ПМПК при определении специалных условий образования для детей разных нозологических групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_pmpk_v_opredelenii_spetsialnyh_usloviy_obrazovaniya_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 42.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль ПМПК в определении специальных условий образования обучающихся с ОВЗ.
Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» уделяет особое внимание вопросам воспитания и обучения детей с ограниченными возожностями здоровья и гарантирует обеспечение равного доступа к образованию для всех детей с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей.
Функции своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций возлагаются на психолого-медико-педагогические комиссий (ПМПК). В своей деятельности ПМПК руководствуется современной нормативной и правовой базой.
Среди основных направлений деятельности комиссии можно выделить следующие:
1.проведение обследования детей в возрасте от 0 в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
2 подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи в организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных ПМПК рекомендаций;
3.оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением.
Обследование детей в ТПМПК осуществляется по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению ПМПконсилиума образовательной организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Обследование детей осуществляется по предварительной записи и проводится в помещениях ПМПК в присутствии родителей (законных представителей).
В состав ПМПК входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог, учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.
Информация о проведении обследования детей в ПМПК, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследование детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Обследование детей проводится одновременно несколькими специалистами ПМПК или каждым специалистом индивидуально. Состав специалистов, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определятся исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей. В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах ПМПК, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами с фиксацией используемых методических средств, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение ПМПК.
По итогам обследования специалисты ПМПК в отсутствие детей обсуждают полученные результаты, приходят к коллегиальному заключению и предоставляют компетентную информацию родителям, доступно отвечая на возникающие у них вопросы. Заключение ПМПК действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.
В заключении ПМПК указываются:
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Дети, нуждающиеся в создании специальных условий, относятся к группе детей с ограниченными возможностями здоровья; рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить (определяется в соответствии с основными особенностями ребенка, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.
Специальные условия включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помошника, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь); проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Перечисленные условия должны в максимально способствовать получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию обучающихся с ОВЗ.
Специалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию, однако должны проинформировать родителей (законных представителей) о возможностях удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка в образовательных организациях, находящихся на определенной территории. Вместе с тем, предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК, является основанием для создания условий для обучения и воспитания ребенка.
По данным ТПМПК г. Хабаровска в настоящее время намечается тенденция к увеличению числа детей- инвалидов и лиц с ОВЗ, у которых отмечаются трудности в организации учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей их развития.
Количество детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Год | Дети с ОВЗ | Дети-инвалиды и инвалиды |
2016 | 2118 | 174 |
2017 | 2302 | 192 |
2018 | 2549 | 223 |
В новой образовательной ситуации деятельность ПМПК носит инновационный характер. Изменились задачи деятельности ПМПК, изменился возрастной диапазон исследуемых лиц ( если раньше был для детей дошкольного и школьного возраста, то ныне действующее « Положение о ПМПК» ограничивает возраст от 0 до18 лет, а в проекте планируется от 0 и без ограничения возраста), расширился функционал деятельности специалистов, изменился диагностический инструментарий в связи с задачами изучения лиц с ТМНР и РАС.
ПМПК становиться связующим , координирующим звеном в сетевом взаимодействии образовательных и иных организаций по обеспечению качественного доступного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов.
.
Межрегиональный семинар по вопросам регулирования деятельности ПМПК в современных условиях 9-10 сентября 2019 года во Владивостоке Вакорина Людмила Юрьевна, директор Федерального Ресурсного центра ПМПК обозначила:
Векторы развития системы образования лиц с ОВЗ и инвалидностью
1.Развитие системы психолого-педагогического сопровождения (ППк, логопункты, ППМС-центры) 2.Поддержка коррекционных школ; развитие психологической службы; информационная поддержка родителей (ФП«Национальногопроекта«Образования»)Современная школа»
3. Обеспечение условий оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся и детям раннего возраста;
4. Осуществление мер по поддержке общеобразовательных организаций,
реализующих инновационные программы, обеспечивающие отработку новых технологий и содержания обучения и воспитания.
4.Поддержка инклюзивного образования (ГП«Доступнаясреда»;5ФРЦ)
НОВОЕ В ЗАКОНОПРОЕКТЕ для ПМПК
обучающийся с особыми образовательными потребностями – обучающийся, в том числе инвалид (ребенок-инвалид), с физическими, психическими, интеллектуальными, сенсорными, соматическими (или)другими нарушениями, обуславливающими его особые образовательные потребности и препятствующими получению образования без создания специальных условий.
НОВОЕ В ПОЛОЖЕНИИ О ПМПК
1.Деятельность комиссий дополнена двумя новыми направлениями:
- подготовка по результатам обследования рекомендаций по созданию условий проведения государственной итоговой аттестации для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам;
-определение условий организации индивидуальной профилактической работы для обучающихся с девиантным поведением;
2.Исключаются ограничения по возрасту.
3.Обследование комиссией может проводиться заочно (посредством видеоконференцсвязи, Skype) в случае тяжелого общего состояния ребенка-инвалида, инвалида, препятствующего его транспортировке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обследования детей-мигрантов на ПМПК для определения формы их дальнейшего коррекционно -развивающего обучения и воспитания
В статье рассматриваются особенности обследования детей-мигрантов, принципы психодиагностического обследования, специальная программа изучения и примеры используемых тестов....
Консультация для педагогов и родителей "Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС специального коррекционного образования".
Консультация для педагогов и родителей содержит характеристику базовых учебных действий в соответствии с этапами обучения ребёнка, имеющего трудности в обучении. раскрыта связь с содержанием учебных п...
РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
По теме самообразования «Развитие технических творческих способностей учащихся на уроках физики» я работаю с 2002 года. Тема была определена мною не случайно, ведь на сегодняшний день очен...
Публикация в сборнике "Создание специальных условий образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве: результаты, опыт, перспективы"
Статья на тему: "Кукольный театр в школе VIII вида"...
Статья "Технология организации школьного ПМПк как система внутришкольного контроля качества образования обучающихся с ОВЗ".
Статья "Технология организации школьного ПМПк как система внутришкольного контроля качества образования обучающихся с ОВЗ" стала результатом практической работы, а также распространения опыт...
Создание специальных условий для обучающихся с РАС
Создание специальных условийдля обучающихся с РАС...
Создание специальных условий для обучающихся с РАС
Создание специальных условий для обучающихся с РАС...