Презентация "Нейропсихологическая коррекция как элемент психологического сопровождения детей в ОО"
презентация к уроку
Нейропсихологическая коррекция - это метод психологической коррекции, направленный на комплексное развитие высших психических функций ребенка, оказывающий положительный эффект на саморегуляцию ребенка, память, внимание, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.pptx | 510.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нейропсихологическая коррекция метод психологической коррекции, направленный на комплексное развитие высших психических функций ребенка, оказывающий положительный эффект на развитие навыков саморегуляции , мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь.
Современные методы нейропсихологической коррекции базируются на теориях Л. С. Выготского, А. Р. Лурии , а также разработках современных специальных психологов и нейропсихологов (В. И. Лубовский , Ж. М. Глозман , Т. В. Ахутина , Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе , Г. Р. Новикова, А. В. Семенович, Л. С. Цветкова).
Категории детей гиперактивные , импульсивные; чрезмерно утомляемые; неловкие, неаккуратные, рассеянные; имеющие трудности в области мышления, речи, пространственных представлений, внимания и памяти; плохо успевающие в школе из-за проблем с письмом, чтением, счётом .
Причины возникновения трудностей тяжелые роды, болезни , особенности развития или неблагоприятное воздействие социальной среды , в которой дети растут
Этапы нейропсихологического сопровождения 1. диагностика 2. нейропсихологическая коррекция 3. абилитация (направленное развитие, формирование) 4. прогнозирование и профилактика процессов в норме
Принципы Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики Этот принцип означает, что для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. В то же время активное функционирование и коррекция влияет на созревание структур мозга и нервной системы. (Сформулирован П. Я. Гальпериным). Принцип системности Нейрокоррекция направлена не на преодоление одного дефекта, а на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом. Принцип опоры на сохранные формы деятельности Нейропсихологический подход в коррекции означает развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики. Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка В программе нейрокоррекции учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций .
Принципы Принцип вовлечения Нейропсихолог должен создать ситуацию эмоционального включения ребёнка в процесс коррекции, а также создать необходимую мотивацию. Принцип «замещающего онтогенеза» Данный принцип заключается в последовательном воспроизведении нарушенных этапов развития, начиная от самого раннего. Принцип комплексности Воздействие оказывается комплексно — на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы. Принцип «от простого к сложному» Это дидактический принцип, который обязательно учитывается при построении коррекционной программы для ребёнка.
ВАЖНО Чем младше ребенок, тем важнее психомоторное развитие, чем старше, тем важнее когнитивная нейрокоррекция .
Структура занятия включает следующие блоки: 1. Блок психомоторной коррекции базовых функций (разминка, дыхательные, двигательные упражнения, самомассаж, растяжки). 2 . Блок когнитивной коррекции: коррекция высших психических функций. 3 . Блок релаксации.
Нейропсихологические занятия включают в себя: двигательную коррекцию, которая служит для стимуляции тех зон коры головного мозга, которые отвечают за регуляцию движений, улучшения межполушарного взаимодействия, развития ассоциативных связей мозга и пространственных представлений . когнитивную , или познавательную коррекцию, направленную на развитие познавательных навыков и преодоление учебных трудностей.
Методы нейрокоррекции Метод двигательных ритмов Метод звукодыхательных упражнений Метод подвижных игр Релаксационный метод
Доска Бильгоу (балансир)
Балансировочная доска Бильгоу поможет решить ряд проблем с развитием ребенка логопедического и психологического характера. Стоя на доске нужно поддерживать равновесие и одновременно выполнять простейшие физические и речевые задания. Это стимулирует работу мозжечка взрослых и детей в возрасте от пяти лет.
Рисование двумя руками одновременно Одновременные движения обеих рук активируют сразу оба полушария. Создаются новые нейронные связи, а значит, процессы анализа и синтеза информации проходят быстрее. Как следствие, повышается умственная активность и работоспособность. Ученик лучше усваивает знания, проще осваивает навыки, успевает выполнять больше задач.
Пальчиковые игры
Кинезиологические упражнения
Эти методики мы успешно интегрируем с Арт-терапией, направленной на снятие избыточного напряжения нервной системы. Песочной терапией, которая помогает проработать бессознательные механизмы возникновения проблем. Сказкотерапией , которая воздействуют на глубинные процессы бессознательного через проигрывание ситуаций посредством сказочных героев.
Ожидаемые результаты нормализация психологического состояния ребенка , улучшение координации движений, повышение работоспособности, с нижение утомляемости развитие пространственных представлений , тактильно-зрительно-слухового восприятия, памяти и мышления . положительное влияние на социальную адаптацию и развитие ребенка в целом.
Список литературы 1 . Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009 2 . Деннисон Пол Е., Деннисон Гейл Е. Гимнастика мозга. Книга для учителей и родителей. Изд-во: Весь, 2017 – 320 с. 3. Годард Блайт С. Оценка нейромоторной готовности к обучению, Москва, 2017 г., 213 с. 4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2015 5 . Хомская Е.Д. Нейропсихология.4-е изд. – СПб.: Питер, 2011.- 496 с . 6. Колганова , Е.В. Пивоварова» Нейропсихологические занятия с детьми» практическое пособие в 2-х частях. М.: Айрис-пресс 2017г . 7. Гончарова , А. Черткова «Нейропсихологические игры.10 волшебных занятий на развитие речи, мышления, воображения, самоконтроля» (с 5-ти лет). Ростов-на-Дону:Феникс 2018г. 8. Сиротюк , А.С. Сиротюк «Современная методика развития детей от рождения до 9 лет» М.: Сфера 2009 г .
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями
Презентация:Исследовательская работа по проблемам дете-инвалидов, социальное сопровождение таких детей в школе...
Особенности психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Большинство исследователей в области коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста приветствуют взаимодействие и совместное планирование непосредственно образовательной деятельности в...
Психологическое сопровождение детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении
В статье рассматриваются основные принципы психолого-педагогического сопровождения детей- инвалидов с сохранным интеллектом при дистанционном обучении....
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.
Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...
Комплекс профилактических занятий по психологическому сопровождению детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей
В представленном комплексе занятий по психологическому сопровождению подростков имеется тематический план и развернутые конспекты к нему...