Обогащение лексического словаря
консультация
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_leksicheskogo_slovarya.docx | 153.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся восхищаться природой
"Под голубыми небесами, Неправда ли красиво? Читая эти строки перед нами, как на картине, возникают образы заснеженных полей, искрящегося на солнце снега, пронзительной синевы неба. И захватывает чувство восхищения и благоговения перед словом классика, перед его умением так описать родной край, наполнив каждую строчку любовью к русской природе, что невольно возникает вопрос: "А как научить наших детей восхищаться природой, наполнить их речь поэтическим колоритом?" Попробуем разобраться. |
Шаг первый. По уже заведённой традиции, обратим внимание на свою речь. Как мы высказываем своё восхищение, удивление, радость. Не похоже ли это на фразы Эллочки Людоедки ("ого", "супер", "обалдеть", "ваще" и прочее)? Оцените свою речь критически: если такие фразы имеют место быть, то о поэтических высказываниях ребёнка говорить пока рано. Ребёнок - это наше зеркало. | |
Шаг второй. Если от слов-паразитов и Вам и ребёнку избавиться всё-таки трудно, можно поиграть в игру "Скажи по-другому". Например: В лесу классно. А как можно сказать по-другому? Красиво, великолепно, замечательно, обворожительно, сказочно, чудесно. Посоревнуйтесь, кто больше придумает слов-эпитетов. Уже на этом этапе целесообразно познакомить ребёнка с многообразием и красотой русского языка. Объяснить, что при затруднениях с подбором слов, можно заглянуть в большую книгу подсказок - словарь. Эта работа поможет ребёнку расширить лексический запас и научиться пользоваться словарём. | |
Шаг третий. Почерпнуть образные высказывания, красочные описания природы, конечно, лучше всего из фольклора и из произведений русских классиков. Читайте вместе с ребёнком стихи. Понравившиеся, ребёнок с лёгкостью заучивает наизусть. Не забывайте говорить малышу и об авторах. Так мы способствуем запоминанию имен и фамилий поэтов. |
Но что бы у малыша не закреплялся лишь словесный образ, перед тем как обратиться к поэтическим строкам, необходимо подобрать иллюстрации, картины или фотографии, даже настенный календарь может сослужить добрую службу, ведь ребенок дошкольного возраста крайне нуждается в наглядном восприятии окружающего. Таким нехитрым способом мы с Вами, как бы складываем воедино мозаику зрительных и словесных представлений нашего ребёнка. | |
Так что же почитать? 3-4 года Русский фольклор "Травка-муравка...", "Дождик, дождик, пуще...", "Ночь пришла...", "Радуга-дуга...", "Заря-заряница". С. Городецкий. "Колыбельная ветровая"; А. Кольцов. "Дуют ветры..." (из стихотворения "Русская песня"); А. Майков. "Ласточка примчалась..." (из новогреческих песен); А. Плещеев. "Осень наступила...", "Сельская песня", "Весна" (в сокр.); А. Пушкин. "Свет наш, солнышко!..", "Месяц, месяц...", "Ветер, ветер!.." (из "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях"); А.К. Толстой. "Колокольчики мои..." (отрывок). 4-5 лет Русский фольклор "Солнышко-колоколнышко...", "Иди, весна, иди, красна". Е. Баратынский. "Весна, весна!.." (в сокр.); И. Бунин. "Листопад" (отрывок); С. Дрожжин. "Улицей гуляет..." (из стихотворения "В крестьянской семье"); С. Есенин. "Поет зима - аукает..."; А. Майков. "Осенние листья по ветру кружат..."; Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором..." (из поэмы "Мороз, Красный нос"); А. Плещеев. "Скучная картина!"; А. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..." (из романа в стихах "Евгений Онегин"); И. Суриков. "Зима"; А.К. Толстой. "По вешнему по складу" (из баллады "Сватовство"); А. Фет. "Мама! глянь-ка из окошка...". 5-6 лет И. Бунин. "Первый снег"; С. Есенин. "Береза", "Черемуха"; А. Майков. "Летний дождь"; Н. Некрасов. "Зеленый шум" (в сокр.); И. Никитин. "Встреча зимы"; А. Пушкин. "Уж небо осенью дышало..." (из романа в стихах "Евгений Онегин"), "Зимний вечер" (в сокр.); А. Плещеев. "Мой садик"; А.К. Толстой. "Осень, обсыпается весь наш бедный сад..." (в сокр.); Ф. Тютчев. "Зима недаром злится"; А. Фет. "Кот поет, глаза прищуря..." 6-7 лет Русский фольклор Песенки. "Идет матушка-весна...", "Вот пришло и лето красное...", "Когда солнышко взойдет, роса на землю падет...", "Зима пришла". А. Блок. "Ветер принес издалека" (в сокр.), "На лугу"; М. Волошин. "Осенью"; С. Городецкий. "Первый снег", "Весенняя песенка"; С. Есенин. "Пороша"; В. Жуковский. "Жаворонок" (в сокр.); М. Лермонтов. "На севере диком", "Горные вершины" (из Гёте); Н. Некрасов. "Перед дождем" (в сокр.); А. Пушкин. "Птичка", "За весной, красой природы..." (из поэмы "Цыганы"), "Зима! Крестьянин, торжествуя..." (из "Евгения Онегина"); П. Соловьева. "Ночь и день"; Ф. Тютчев. "Весенние воды"; А. Фет. "Уж верба вся пушистая" (отрывок), "Что за вечер..." (в сокр.); С. Черный. "Перед сном", "Волшебник". А. Введенский. "Песенка о дожде"; Н. Заболоцкий. "На реке". |
Шаг четвёртый. Теперь у нас есть стихотворный багаж, остаётся только научиться с ним работать. При каждом подходящем случае, вспоминайте, как описывали классики такую погоду, время года, время суток, явления природы. Можно поиграть в игру "Продолжи стихотворение". Начните читать стихотворение и предложите ребёнку его продолжить. Вспомните, как поэт описывает дождь или снег, с чем сравнивает. Поразмышляйте вместе, с чем ещё можно сравнить. (Например, в стихотворении "Первый снег" Я.Аким сравнивает снег с пуховым платком, а на что ещё похож первый снег? А.С. Пушкин в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" сравнивает месяц с позолоченным рожком, а ты бы с чем сравнил?) |
Шаг пятый. Наивысшим достижением нашей работы станет желание и стремление ребёнка самому сочинять стихи. С нашей стороны важным моментом будет поощрение поэтических начинаний. Ни в коем случае не смейтесь над несовершенными стихами, вселите в ребёнка уверенность в том, что Вы, родители, его главная поддержка и помощь. И в то же время, не стоит всё восхвалять, критика нужна, но только в мягкой, деликатной форме. Предложить свою помощь в подборе рифмы, если возникли затруднения. Или устройте семейный конкурс по подбору рифмы к разным словам. Может быть, ребёнок и не станет великим поэтом, но наши труды не будут напрасны. Навык образно излагать свои мысли обязательно пригодится при написании школьных сочинений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по обогащению лексического запаса детей
Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим; слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением...
Обогащение экспрессивного словаря словами - антонимами.
Фронтальное логопедическое занятие....
Письменные штампы для написания личного и делового письма на английском языке, как форма работы по обогащению лексического запаса учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
сборник выражений в помощь учащимся...
Методическая разработка «Работа с фразеологизмами в старших классах – средство обогащения словаря школьника и предупреждения лексических ошибок»
В данной работе представлен практический материал по теме «Фразеология», который может быть полезен учителю в 10-11 классах на уроках русского языка, на занятиях элективных курсов, на урок...
Методическая разработка. Конспект урока "Формирование лексического словаря по теме транспорт"
Урок развития речи в первом дополнительном классе первого варианта обучения по АОП для детей с умеренной умственной отсталостью. Тема " Формирование лексического словаря по теме транспорт"....
Мастер-класс "Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 4-7 лет"
Мастер-класс, направлен на расширение представлений родителей (законных представителей) о речевом развитии детей...
Логопедический тренажер «Учи Новые Слова» «Развитие лексического словаря у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Электронный комплект ЛОГОПЕДА) электронное дидактическое пособие
Логопедический тренажер «Учи Новые Слова» «Развитие лексического словаря у детей дошкольного и младшего школьного возраста» (Электронный комплект ЛОГОПЕДА) электронное дидактич...
- Мне нравится (1)