Мастер-класс "Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 4-7 лет"
методическая разработка
Мастер-класс, направлен на расширение представлений родителей (законных представителей) о речевом развитии детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_metody_i_priemy_obogashcheniya_leksicheskogo_zapasa_u_detey_4-7_let.docx | 21.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад № 11
Центр развития ребенка»
Мастер-класс на тему:
«Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 4-7 лет»
Подготовила и провела: Кузнецова Т.В.
Место проведения: музыкальный зал
г. Гусев
Цель: обучение родителей (законных представителей) применению специальных игр и упражнений, направленных на обогащение словарного запаса слов и развитие грамматического строя речи.
Задачи:
- Повышать компетентность и знания родителей о речевом развитии детей 4-7 лет;
- Формировать навыки и умения проведения игр с детьми в домашних условиях;
- Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для развития лексико-грамматических категорий.
Оборудование и материалы: несколько столов, расставленных полукругом, интерактивная доска, презентация к практикуму, памятки для родителей, выставка методической литературы и дидактические игры; картинки: заяц, ель, шапка, подснежник, медведь, кузнечик;
Подготовительная работа:
- Подобрать для родителей педагогическую литературу по теме практикума;
- Подготовить игры и пособия по развитию речи;
- Заготовить памятки по числу родителей и раздать их в конце встречи.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
СЛАЙД 1
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады видеть вас. Спасибо, что вы нашли время и пришли на наш практикум «Методы и приемы обогащения лексического запаса у детей 4-7 лет», который для вас приготовила и проведу я, учитель-дефектолог Кузнецова Т.В.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
СЛАЙД 2
Предлагаю вам посмотреть на экран и выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы (на ваш взгляд) для успешного речевого развития ребенка и по желанию прокомментировать свой выбор:
- Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения;
- Общение ребенка с другими детьми;
- Речь взрослого – образец для подражания;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Чтение детской художественной литературы;
- Совместные игры с ребенком
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребенка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, понять уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
Все дети очень любят играть. Игра является частью детства, непременным его атрибутом. Это вид деятельности (игра) является ведущим в дошкольном возрасте. Игра доставляет ребенку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям.
Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогут вашим детям расширить словарный запас, правильно употреблять слова в речи, строить предложения.
СЛАЙД 3
Работа со словом
1. Увеличиваем словарный запас
- Догадайтесь, по какому признаку объединены эти рисунки?
- Предложите ребенку устроить соревнования. Сейчас мы узнаем, кто из нас больше знает названий овощей. Мы по очереди называем слова по теме «Овощи» и игра будет продолжиться, пока наши знания не иссякнут. Кто сказал последнее слово? Это победитель!
СЛАЙД 4
2. Уточняем значение слов
- Найдите предметы, связанные между собой по смыслу. Как их назвать одним словом?
- А сейчас мы будем придумывать загадки. Один из участников игры описывает предмет, не называя его, а мы должны – его отгадать, например:
Это овощ. Он бордового цвета. Его кладут в борщ. Что это? –
Свекла. (РАЗДАТЬ КАРТИНКИ)
- А теперь другая игра «Назови предмет другими словами» например,
Осень – время года, когда листья становятся желтыми;
Юбка – предмет одежды, которые носят только девочки;
Пчела – насекомое, которое приносит мед;
Компот – напиток, который варят из фруктов или ягод;
Валенки – обувь, которую носят зимой;
Тарелка – посуда, из которой мы едим;
Собака – домашнее животное, которое сторожит дом;
Слон – большое серое животное;
Самолет – транспорт с крыльями;
Шкаф – мебель для хранения одежды;
Роза – красивый цветок с шипами;
Снег – то, что падает с неба зимой;
Омлет – блюдо из яиц и молока
- А сейчас мы поиграем в игру «Вкусный ужин». Будьте внимательны: в любой момент вместо чего-нибудь вкусненького вам могут подсунуть что-то очень несъедобное. Сразу говорим «стоп». И так мы начинаем…
Суп, салат, картошка, котлета, камень
Пирог, печенье, яблоко, компот, кирпич
Борщ, сосиска, конфета, горох, фломастеры
Винегрет, бананы, рыба, вермишель, кастрюля
Рыба, щи, компот, кисель, клей
Не съели ничего лишнего? Тогда продолжаем играть
СЛАЙД 5
- И еще одна игра «4-й лишний», которая не только направлена на развитие речи, но и развивает логику.
В каждой цепочке предметов один лишний. Найдите его. Объясните, почему вы такт решили.
СЛАЙД 6
3. Выясняем происхождение слов
- Мы знаем, что иногда два слова объединяются в одно и получается новое слово. Догадайтесь, из каких слов получились слова:
ВОДОПАД – вода падает
ПЫЛЕСОС – пыль сосёт
САМОВАР – сам варит
МЯСОРУБКА – мясо рубит
СНЕГОХОД – по снегу ходит
СНЕГОПАД – снег падает
СЛАЙД 7
4. Находим слова, близкие и противоположные по значению
- Игра «Сравни»
Черепаха ползет медленно, а заяц скачет быстро.
Красный карандаш длинный, а синий – короткий.
Мороженое холодное, а чай – горячий.
Перо легкое, а гиря – тяжелая.
Камень твердый, а подушка – мягкая.
Лимон кислый, а конфета – сладкая.
5. Образовываем новые слова
- Поиграем в игру «Доскажи словечко» (образование однокоренных слов)
Я буду говорить начало предложения, а вам нужно добавлять слова, связанные со словом СНЕГ, а правильно ли вы отгадали или нет, мы увидим на экране
Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег) (щелчок).
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки) (щелчок).
На поселки, на лужок все снижается... (снежок) (щелчок).
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад) (щелчок).
Все бегут наперегонки, все хотят играть в ... (снежки) (щелчок).
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик) (щелчок).
Рядом дивная фигурка - это девочка - ... (снегурка) (щелчок).
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) (щелчок).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег) (щелчок).
Дефектолог: Вы правильно назвали слова. Подумайте, от какого слова образованы слова: СНЕЖИНКИ, СНЕГОВИК, СНЕГУРОЧКА, СНЕГИРИ, СНЕГОПАД, СНЕЖОК
Дефектолог: Вспомним еще несколько слов, образованных от слова СНЕГ
Как называются первые цветы, появляющиеся из-под снега?
Какую бабу слепили из снега?
ИТОГ
Уважаемые родители. Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения по обогащению лексического запаса детей
Пополнение лексического запаса (обогащение словаря) каждого ребенка происходит в процессе ознакомления его с окружающим; слово входит в память ребенка не иначе, как одновременно с представлением...
ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРИЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Консультация для воспитателей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...
Консультация для воспитателей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
laquo;Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...
Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста
Консультация для педагогов и родителей о приёмах обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста....
Приемы обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста
Активный и пассивный словарь. Способы усвоения значений слов. Задачи образовательной области "Речевое развитие". Способы развития словаря....