Конспект открытого урока "Курение"
план-конспект занятия (9 класс)

Альтаева (Майжегишева) Гульфия Германовна

Конспект открытого урока "Курение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_-_kurenie.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Курить – здоровью вредить»

Цели:

•    Формирование осознанного негативного отношения  к курению;

•    Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье;

•    Коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.

Предварительная работа:

•    Изучение строения внутренних органов человека на уроках естествознания и классных занятиях.

•    Словарная работа.

•    Проведение анкетирования среди старших классов по теме «Курение и мы». (Приложение 1)

Ход:

Организационный момент.

Игра на знакомство.

Цель: создание доброжелательной, непринуждённой обстановки.

Детям предлагается назвать своё имя, а затем на первую букву своего имени сказать качество, которое нравится в людях.

Учащимся предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку: Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза.

Курить – здоровью вредить.

2. Введение в тему.

О вреде курения сказано не мало. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилия. Это наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают её всерьёз.

Общенациональный мониторинг "Подростковое курение в России" (проведенный Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава РФ, Московским институтом медико-социальной реабилитации и столичным Центром по профилактике и лечению табакокурения), показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%.

Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14.

К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью.

Проведём и мы небольшое анкетирование.

(Приложение 2)

Подведём итог, используя школьную статистику. (Приложение 1)

Игра «Ассоциации на слово «курильщик».

Цель: сформировать негативное отношение к курению.

Дети по кругу перекидывают мяч и называют ассоциацию на слово «курильщик»

(жёлтые зубы, ухудшение внешности, неприятный запах, и тд.)

Хотите ли вы быть похожими на таких  непривлекательных людей? (ответы детей).

А теперь немного из истории курения.

Курение табака зародилось с незапамятных времён, до нашей эры.

Курили индейцы в Америке, индусы в Индии, японцы, корейцы и т.д.

Появление табака в Европе связано с открытием Колумбом Америки.

Индейцы вначале курили дикий табак, чтобы отгонять москитов. Чувствуя одурманивающее действие табачного дыма, стали приписывать ему волшебные свойства и курить табак во время религиозных церемоний.

Постепенно они привыкли к нему, курение стало доставлять им удовольствие. В знак приветствия и выражения дружбы они стали угощать Колумба и его матросов табаком.

Первые затяжки вызывали у матросов неприятные ощущения, но они не могли ударить лицом в грязь и продолжали мужественно курить, затем привыкли.

Но, по возвращению в Европу, запасы сушёных листьев быстро истощились, и новых курильщиков не появилось. После второго посещения в 1496 году Америки Колумбом курение стало быстро распространяться, так как в этот раз в Европу были завезены семена табака. Сначала стали выращивать табак в Испании, затем во Франции, Англии.

К концу 18 века не осталось ни одного государства, куда бы ни проник табак. На Руси табак появился только в середине 16 века во времена Ивана Грозного, его завезли английские купцы.

Особенное распространение получило курение табака при Алексее Михайловиче, он повелел продавать табак в царёвых лавках с пользой для казны.

Большому распространению курения на Руси способствовал Пётр 1, пристрастившийся к нему в свою бытность в Голландии. Так постепенно все народы стали курить. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него. Человек теряет власть над собой и своими поступками. Теперь приходится бороться с этим злом. Так 15 ноября – назван международным днём отказа от курения.

3. Основная часть.

Упражнение на классификацию.

На доске пишутся слова:

МАЛОДУШИЕ, ЗЛОБНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЭГОИЗМ, ТРУСОСТЬ, ВОЛЯ, ГРУБОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, СТЫДЛИВОСТЬ, МУЖЕСТВО.

Задание первой группе: Из перечня слов найти качества, которые способствуют укреплению здоровья.

Задание второй группе: Какие качества мешают укреплению здоровья.

А теперь обсудим несколько ситуаций.

•    "Младший” просит у "старшего” закурить; "старший” должен найти удачный ответ (убедить не курить и в то же время не обидеть).

•    На школьном дворе старшеклассники курят. Один из них предлагает тебе сигарету: "Закуривай!”. Твоя реакция...

(Обыгрывание ситуаций)

Мы знаем, что курение наносит вред нашему здоровью. Но тем не менее, поддаёмся давлению курящих людей, рекламе. В каких ситуациях у человека возникает желание закурить? (ответы детей)

•    Давление со стороны сверстников, рекламы;

•    Подражание кумиру;

•    Располагающая обстановка;

•    Курящая компания;

•    Успокоительное средство, снятие стресса.

Из выше сказанного можно сделать вывод: такие качества, как чувство собственного достоинства, умение организовать своё свободное время, умение отстаивать свою точку зрения и права – помогают сохранить своё здоровье и здоровье близких людей. Человек, который не уверен в своих правах, не умеет их защищать, попадает под влияние других.

Игра: Кто назовет (напишет) больше марок сигарет. В конце объявляется – победитель тот, кто назовет меньшее число марок сигарет.

3. Основная часть.

Упражнение на классификацию.

На доске пишутся слова:

МАЛОДУШИЕ, ЗЛОБНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЭГОИЗМ, ТРУСОСТЬ, ВОЛЯ, ГРУБОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, СТЫДЛИВОСТЬ, МУЖЕСТВО.

Задание первой группе: Из перечня слов найти качества, которые способствуют укреплению здоровья.

Задание второй группе: Какие качества мешают укреплению здоровья.

А теперь проведём небольшой опыт.

Оборудование опыта:

Пластиковая бутылка с крышкой.

Резиновая трубка длиной 5 см

Ватные шарики

Пластилин

Сигарета, лучше без фильтра.

Спички.

В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вставить трубку и замазать щель пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой – сигарету. Завернуть крышку. На дно бутылки положить ватные шарики.

Демонстрационный прибор готов.

Сжав бутылку, выдавив из неё часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начинает дымиться.

«Выкурив» таким образом, сигарету, обратите внимание, что вата изменила цвет, концы трубки стали коричневатыми.

Как, по-вашему, мнению, выглядят лёгкие курильщика?

Подумайте, почему вы больше кашляете в комнате, в которой курят?

Да потому, что вы некоторым образом тоже участвуете в курении. Это так называемое пассивное курение, или вынужденное курение, и есть сведения, что пассивное курение может стать причиной заболеваний дыхательной системы. Если вы живёте с курящими людьми в одном доме, то невольно становитесь соучастником процесса курения. Курение до тех пор является личным делом курильщика, его индивидуальной вредностью, правом свободы выбора, пока выдыхаемый им дым и/или дым тлеющей сигареты не вдыхают окружающие его люди. Если он курит дома – страдают родственники, если в общественном месте или на работе – токсическое воздействие дыма распространяется на окружающих.

Игра: собери картинку и ответь на вопрос, на какие внутренние органы влияет курение? (приложение 6)

(ответы детей)

4. Заключительная часть.

Домашнее задание: раскрась картинку. (Приложение 7)

Советы тем, кто не курит:

•    Избегай курящих компаний;

•    Объединяйся с теми, кто не курит;

•    Не обращай внимание на предложение закурить;

•    Или решил бросить курить:

•    Нужно больше пить жидкостей (соки, чай с лимоном, и тд)

•    Съедать ложку мёда – помогает печени очистить организм от вредных веществ;

•    Занимайся физкультурой;

•    Воздержись от курящих компаний.

Наше занятие подошло к концу. Как вы считаете, был ли полезен наш разговор? Что он вам дал? (ответы детей)

И закончим занятие словами китайского мудреца Лао-То: «Тот, кто может победить другого, - силён, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен».

Приложение:

Приложение 2.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ.

Класс        мальчик/девочка

1.    Сколько тебе лет?

2.    Куришь ли ты? (выбери ответ)

Нет

Пробовал

Курю

Пытаюсь бросить

3.     Сколько сигарет ты выкуриваешь?

0 - ни одной

1 -2 в день

2-5 в день

6-10 и больше в

день

4.    Что тебя заставляет курить? Любопытство

Неприятности

Компания

Привычка

Что-то другое

5.    Сколько твоих друзей / подруг курят?

•Никто

•Немногие

• Почти все

6.     Кто курит в твоей семье?

Никто

Мама

Папа (отчим)

Брат/сестра

Спасибо за сотрудничество!

Приложение 3.

М.А. Оганова « Кроха-сын и отец»

Кроха-сын пришел к отцу,

И спросила кроха:

– Если я курить начну,

Это очень плохо?

Видимо, врасплох застал

Сын отца вопросом.

Папа быстро с кресла встал,

Бросил папиросу.

И сказал отец тогда,

Глядя сыну в очи:

– Да, сынок, курить табак –

Это плохо очень.

Сын, услышав, сей совет,

Снова вопрошает:

– Ты ведь куришь много лет

И не умираешь?

– Да, курю я много лет,

Отдыха не зная,

Я не ведал страшных бед –

А вся глава седая.

Закурил я с юных лет,

Чтоб казаться взрослым,

Ну, я стал от сигарет

Меньше нормы ростом.

Я уже не побегу

За тобой вприпрыжку,

Бегать быстро не могу,

Мучает отдышка.

Прошлым летом...

Иль забыл, что со мною было?

Я в больницу угодил,

Сердце прихватило,

Целый месяц пробыл там,

Еле откачали.

Да, спасибо, докторам –

Умереть не дали.

Сердце, легкие больны,

В этом нет сомненья.

Я здоровьем заплатил

За свое куренье.

Никотин – опасный яд,

Сердце поражает,

А смола от сигарет

В бронхах оседает.

А угарный газ СО

Попадает с дымом,

Он в крови вступить готов

В связь с гемоглобином.

Ведь курильщика всегда

Гипоксия мучит,

Под глазами синева

Почернее тучи.

– Ну и ну! – воскликнул сын. –

Как ты много знаешь:

Про смолу и никотин,

Гипоксию, гемоглобин,

А курить, однако ж, не бросаешь!

– Дорогой сыночек мой,

Я б тебе слукавил,

Но, признаюсь, лишь с тобой

Факты сопоставил.

Я бросал курить, раз пять,

Может быть, и боле,

Да беда – курю опять,

Не хватает воли.

– Нет, ты сильный, мой отец,

Волевой. И смело

Завершишь ты, наконец,

Начатое дело.

Я хочу, чтоб ты курить

Бросил эту гадость,

Некурящим начал жить

Всем родным на радость.

Знаю, что курить бросать –

Никогда не поздно.

Трудно снова не начать,

Трудно, но возможно.

Ты – мой папа. Я – твой сын,

Справимся с бедою.

Ты бросал курить один,

А теперь нас двое.

И семейный наш бюджет

Станет побогаче,

Купим мне велосипед,

Чтоб гонять на даче.

– Ну и кроха! Вот так сын!

Хитрован ужасный!

Все проблемы враз решил,

Ладно, я согласный.

Но условия скорей

Тоже выдвигаю:

Ты и пробовать не смей,

А я курить бросаю!

И решили впредь еще

И отец, и кроха:

– Будем делать хорошо

И не будем плохо!

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Раскрась курильщика.

Приложение 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...