Конспект открытого урока "Курение"
план-конспект занятия (9 класс)
Предварительный просмотр:
«Курить – здоровью вредить»
Цели:
• Формирование осознанного негативного отношения к курению;
• Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье;
• Коррекция мышления на основе аналитико-синтетической деятельности.
Предварительная работа:
• Изучение строения внутренних органов человека на уроках естествознания и классных занятиях.
• Словарная работа.
• Проведение анкетирования среди старших классов по теме «Курение и мы». (Приложение 1)
Ход:
Организационный момент.
Игра на знакомство.
Цель: создание доброжелательной, непринуждённой обстановки.
Детям предлагается назвать своё имя, а затем на первую букву своего имени сказать качество, которое нравится в людях.
Учащимся предлагается узнать о теме занятия, предварительно разгадав шифровку: Коррекционное упражнение на развитие анализа и синтеза.
Курить – здоровью вредить.
2. Введение в тему.
О вреде курения сказано не мало. Курение – не безобидное занятие, которое можно бросить без усилия. Это наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают её всерьёз.
Общенациональный мониторинг "Подростковое курение в России" (проведенный Институтом сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ), Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава РФ, Московским институтом медико-социальной реабилитации и столичным Центром по профилактике и лечению табакокурения), показал, что к 12 годам сигареты пробуют уже 30% россиян, к 13 годам – 47%, к 14 – 55%, к 15 – 65%, к 16 – 78%, к 17 – 80%.
Это говорит о том, что подростковое курение стремительно молодеет. Свою первую сигарету мальчики выкуривают в возрасте до 10 лет, девочки – в 13-14.
К 15 годам каждый десятый курящий подросток уже страдает никотиновой зависимостью.
Проведём и мы небольшое анкетирование.
(Приложение 2)
Подведём итог, используя школьную статистику. (Приложение 1)
Игра «Ассоциации на слово «курильщик».
Цель: сформировать негативное отношение к курению.
Дети по кругу перекидывают мяч и называют ассоциацию на слово «курильщик»
(жёлтые зубы, ухудшение внешности, неприятный запах, и тд.)
Хотите ли вы быть похожими на таких непривлекательных людей? (ответы детей).
А теперь немного из истории курения.
Курение табака зародилось с незапамятных времён, до нашей эры.
Курили индейцы в Америке, индусы в Индии, японцы, корейцы и т.д.
Появление табака в Европе связано с открытием Колумбом Америки.
Индейцы вначале курили дикий табак, чтобы отгонять москитов. Чувствуя одурманивающее действие табачного дыма, стали приписывать ему волшебные свойства и курить табак во время религиозных церемоний.
Постепенно они привыкли к нему, курение стало доставлять им удовольствие. В знак приветствия и выражения дружбы они стали угощать Колумба и его матросов табаком.
Первые затяжки вызывали у матросов неприятные ощущения, но они не могли ударить лицом в грязь и продолжали мужественно курить, затем привыкли.
Но, по возвращению в Европу, запасы сушёных листьев быстро истощились, и новых курильщиков не появилось. После второго посещения в 1496 году Америки Колумбом курение стало быстро распространяться, так как в этот раз в Европу были завезены семена табака. Сначала стали выращивать табак в Испании, затем во Франции, Англии.
К концу 18 века не осталось ни одного государства, куда бы ни проник табак. На Руси табак появился только в середине 16 века во времена Ивана Грозного, его завезли английские купцы.
Особенное распространение получило курение табака при Алексее Михайловиче, он повелел продавать табак в царёвых лавках с пользой для казны.
Большому распространению курения на Руси способствовал Пётр 1, пристрастившийся к нему в свою бытность в Голландии. Так постепенно все народы стали курить. Произошло это потому, что в состав табака входят вещества, способные вызвать зависимость от него. Человек теряет власть над собой и своими поступками. Теперь приходится бороться с этим злом. Так 15 ноября – назван международным днём отказа от курения.
3. Основная часть.
Упражнение на классификацию.
На доске пишутся слова:
МАЛОДУШИЕ, ЗЛОБНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЭГОИЗМ, ТРУСОСТЬ, ВОЛЯ, ГРУБОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, СТЫДЛИВОСТЬ, МУЖЕСТВО.
Задание первой группе: Из перечня слов найти качества, которые способствуют укреплению здоровья.
Задание второй группе: Какие качества мешают укреплению здоровья.
А теперь обсудим несколько ситуаций.
• "Младший” просит у "старшего” закурить; "старший” должен найти удачный ответ (убедить не курить и в то же время не обидеть).
• На школьном дворе старшеклассники курят. Один из них предлагает тебе сигарету: "Закуривай!”. Твоя реакция...
(Обыгрывание ситуаций)
Мы знаем, что курение наносит вред нашему здоровью. Но тем не менее, поддаёмся давлению курящих людей, рекламе. В каких ситуациях у человека возникает желание закурить? (ответы детей)
• Давление со стороны сверстников, рекламы;
• Подражание кумиру;
• Располагающая обстановка;
• Курящая компания;
• Успокоительное средство, снятие стресса.
Из выше сказанного можно сделать вывод: такие качества, как чувство собственного достоинства, умение организовать своё свободное время, умение отстаивать свою точку зрения и права – помогают сохранить своё здоровье и здоровье близких людей. Человек, который не уверен в своих правах, не умеет их защищать, попадает под влияние других.
Игра: Кто назовет (напишет) больше марок сигарет. В конце объявляется – победитель тот, кто назовет меньшее число марок сигарет.
3. Основная часть.
Упражнение на классификацию.
На доске пишутся слова:
МАЛОДУШИЕ, ЗЛОБНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЭГОИЗМ, ТРУСОСТЬ, ВОЛЯ, ГРУБОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, СТЫДЛИВОСТЬ, МУЖЕСТВО.
Задание первой группе: Из перечня слов найти качества, которые способствуют укреплению здоровья.
Задание второй группе: Какие качества мешают укреплению здоровья.
А теперь проведём небольшой опыт.
Оборудование опыта:
Пластиковая бутылка с крышкой.
Резиновая трубка длиной 5 см
Ватные шарики
Пластилин
Сигарета, лучше без фильтра.
Спички.
В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вставить трубку и замазать щель пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой – сигарету. Завернуть крышку. На дно бутылки положить ватные шарики.
Демонстрационный прибор готов.
Сжав бутылку, выдавив из неё часть воздуха. Зажечь сигарету и начать равномерно ослаблять давление на бутылку. Сигарета начинает дымиться.
«Выкурив» таким образом, сигарету, обратите внимание, что вата изменила цвет, концы трубки стали коричневатыми.
Как, по-вашему, мнению, выглядят лёгкие курильщика?
Подумайте, почему вы больше кашляете в комнате, в которой курят?
Да потому, что вы некоторым образом тоже участвуете в курении. Это так называемое пассивное курение, или вынужденное курение, и есть сведения, что пассивное курение может стать причиной заболеваний дыхательной системы. Если вы живёте с курящими людьми в одном доме, то невольно становитесь соучастником процесса курения. Курение до тех пор является личным делом курильщика, его индивидуальной вредностью, правом свободы выбора, пока выдыхаемый им дым и/или дым тлеющей сигареты не вдыхают окружающие его люди. Если он курит дома – страдают родственники, если в общественном месте или на работе – токсическое воздействие дыма распространяется на окружающих.
Игра: собери картинку и ответь на вопрос, на какие внутренние органы влияет курение? (приложение 6)
(ответы детей)
4. Заключительная часть.
Домашнее задание: раскрась картинку. (Приложение 7)
Советы тем, кто не курит:
• Избегай курящих компаний;
• Объединяйся с теми, кто не курит;
• Не обращай внимание на предложение закурить;
• Или решил бросить курить:
• Нужно больше пить жидкостей (соки, чай с лимоном, и тд)
• Съедать ложку мёда – помогает печени очистить организм от вредных веществ;
• Занимайся физкультурой;
• Воздержись от курящих компаний.
Наше занятие подошло к концу. Как вы считаете, был ли полезен наш разговор? Что он вам дал? (ответы детей)
И закончим занятие словами китайского мудреца Лао-То: «Тот, кто может победить другого, - силён, тот, кто побеждает самого себя, - воистину могуществен».
Приложение:
Приложение 2.
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ.
Класс мальчик/девочка
1. Сколько тебе лет?
2. Куришь ли ты? (выбери ответ)
Нет
Пробовал
Курю
Пытаюсь бросить
3. Сколько сигарет ты выкуриваешь?
0 - ни одной
1 -2 в день
2-5 в день
6-10 и больше в
день
4. Что тебя заставляет курить? Любопытство
Неприятности
Компания
Привычка
Что-то другое
5. Сколько твоих друзей / подруг курят?
•Никто
•Немногие
• Почти все
6. Кто курит в твоей семье?
Никто
Мама
Папа (отчим)
Брат/сестра
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 3.
М.А. Оганова « Кроха-сын и отец»
Кроха-сын пришел к отцу,
И спросила кроха:
– Если я курить начну,
Это очень плохо?
Видимо, врасплох застал
Сын отца вопросом.
Папа быстро с кресла встал,
Бросил папиросу.
И сказал отец тогда,
Глядя сыну в очи:
– Да, сынок, курить табак –
Это плохо очень.
Сын, услышав, сей совет,
Снова вопрошает:
– Ты ведь куришь много лет
И не умираешь?
– Да, курю я много лет,
Отдыха не зная,
Я не ведал страшных бед –
А вся глава седая.
Закурил я с юных лет,
Чтоб казаться взрослым,
Ну, я стал от сигарет
Меньше нормы ростом.
Я уже не побегу
За тобой вприпрыжку,
Бегать быстро не могу,
Мучает отдышка.
Прошлым летом...
Иль забыл, что со мною было?
Я в больницу угодил,
Сердце прихватило,
Целый месяц пробыл там,
Еле откачали.
Да, спасибо, докторам –
Умереть не дали.
Сердце, легкие больны,
В этом нет сомненья.
Я здоровьем заплатил
За свое куренье.
Никотин – опасный яд,
Сердце поражает,
А смола от сигарет
В бронхах оседает.
А угарный газ СО
Попадает с дымом,
Он в крови вступить готов
В связь с гемоглобином.
Ведь курильщика всегда
Гипоксия мучит,
Под глазами синева
Почернее тучи.
– Ну и ну! – воскликнул сын. –
Как ты много знаешь:
Про смолу и никотин,
Гипоксию, гемоглобин,
А курить, однако ж, не бросаешь!
– Дорогой сыночек мой,
Я б тебе слукавил,
Но, признаюсь, лишь с тобой
Факты сопоставил.
Я бросал курить, раз пять,
Может быть, и боле,
Да беда – курю опять,
Не хватает воли.
– Нет, ты сильный, мой отец,
Волевой. И смело
Завершишь ты, наконец,
Начатое дело.
Я хочу, чтоб ты курить
Бросил эту гадость,
Некурящим начал жить
Всем родным на радость.
Знаю, что курить бросать –
Никогда не поздно.
Трудно снова не начать,
Трудно, но возможно.
Ты – мой папа. Я – твой сын,
Справимся с бедою.
Ты бросал курить один,
А теперь нас двое.
И семейный наш бюджет
Станет побогаче,
Купим мне велосипед,
Чтоб гонять на даче.
– Ну и кроха! Вот так сын!
Хитрован ужасный!
Все проблемы враз решил,
Ладно, я согласный.
Но условия скорей
Тоже выдвигаю:
Ты и пробовать не смей,
А я курить бросаю!
И решили впредь еще
И отец, и кроха:
– Будем делать хорошо
И не будем плохо!
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Раскрась курильщика.
Приложение 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Конспект открытого занятия по РСВ и ФП на День открытых дверей 25.01.2017
Ученик - Архип Р., 3 класс А....
Конспект открытого урока на День открытых дверей
Тем урка "ГТО - путь к здоровью"...