Конспект логопедического занятия "Звук и буква Ш"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Тема урока: Звук и буква Ш.
Цель:
- Коррекционно-образовательная: знакомство со звуком "ш", с буквой Ш; чтение слогов и слов.
- Коррекционно-развивающая: автоматизация звука "ш" изолированно, в слогах, в словах. Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики. Развитие фонематического слуха и восприятия. Уточнение и расширение словаря по теме "Зимняя одежда". Развитие связной речи. Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль; развитие внимания, словесной памяти, мышления и воображения.
- Коррекционно-воспитательные: воспитание интереса к учёбе;
Оборудование: таблица артикуляционно-акустического образа звука "ш"; картинки по автоматизации изолированного звука "ш" (звукоподражания); набор букв; слоговые дорожки; предметные картинки по теме "Зимняя одежда"; предметные картинки со звуком "ш"; сюжетная картинка "Зимние забавы"; бумага; проволока; буква Ш.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Желаю всем хорошего настроения и отличной работы!
2. Сообщение темы урока. Постановка целей.
Выделение звука путём звукоподражания.
-Покажите, как деревья в лесу шумят. (Руки вверх, качаем, произносим звук "ш-ш-ш").
-Как шипит сердитая змея? (изображаем руками змею и шипим "ш-ш-ш").
-Покажите, как лопнул зацепившийся за ветку воздушный шарик? (тихо садимся со звуком "ш-ш-ш").
-Какой звук мы произносили? (звук ш). Итак, Тема урока: Звук и буква Ш.
-Ребята, сегодня на уроке мы
Вспомним: чем отличается звук от буквы
Узнаем: как правильно произносится звук Ш
Будем учиться: выделять звук Ш в слогах, словах
3. Основной этап.
1. Артикуляционная гимнастика
-Ребята, давайте выполним гимнастику для язычка, для того чтобы наш язычок был послушный.
«Лопатка» -приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу
«Болтушка»-открыть рот,кончиком языка касаться верхней губы-движения вперед-назад
«Чашечка»-приоткрыть рот, края и кончик языка поднять кверху в форме «чашечки»
«Маляр»-открыть рот, поднять язык наверх, и движениями вперед-назад, водить по твердому небу.
-Молодцы!
-Что мы сейчас делали и зачем?
2. Анализ акустико-артикуляционного образа звука "ш".
-Посмотрите в зеркало, произнесите звук Ш и внимательно посмотрите, что происходит с органами речи при произношении звука "ш":
Губы округлены;
Зубы сближены;
Язык "чашечкой" за верхними зубами;
Воздушная струя тёплая, плавная.
-Согласный звук или гласный? Почему?
-Звонкий или глухой звук? Почему?
-Твёрдый или мягкий?
-Звук "ш" -особый звук. Он всегда твёрдый.
-Повторим: звук "ш" - согласный, шипящий, твёрдый, глухой.
3. Развитие фонематического слуха.
Игра "Поймай звук "ш". как только услышите звук Ш хлопайте в ладоши.
1. Ш, С, А, Щ, З, О, Ш, И,Ч,Ш.
2. АШ, МА, УШ, ЗО, ШО, СУ, ШЕ, ЧО.
3. Я называю слова, а вы хлопаете, если в слове есть звук "ш" и запоминаете слова:
ШУБА, ПАЛЬТО, ЛЬДИНКИ, ВАЛЕНКИ, ШАПКА, САПОГИ, УШАНКА, РУКОВИЦЫ, ПЕРЧАТКИ, ШТАНЫ.
-В какое время года мы чаще употребляем эти слова?
-Какой звук мы ловили?
4. Автоматизация звука "ш" в скороговорке.
-Давайте произнесём наш новый звук чётко в скороговорке
ШЕСТЬ МЫШАТ В КАМЫШЕ ШУРШАТ.
5. Физминутка.
-На звук "м" - руки вверх;
"н" - руки на пояс, повернуться вокруг себя;
"ш" - руки вперёд, присесть.
6. Соотнесение звука с буквой.
-Чем отличается звук от буквы?
«Звук мы говорим и слышим, а букву мы видим и пишем»
-Мы произносим звук "ш", а пишем букву ша. Почему эта буква синего цвета?
-На что похожа буква Ш?
Три столбца красиво в ряд
Как солдатики стоят.
На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.
Ах, табуретка хороша!
Перевернул - и буква ш.
7. Закрепление оптического образа буквы.
-Делаем букву из бумаги путём отрывания.
-Какой звук обозначает буква Ш?
-Дайте характеристику. (согласный, твёрдый, глухой).
8. Чтение букв, слогов, слов с изучаемой буквой.
а)Букв.
-К доске выходят по 2 ученика и показывают букву, которую я произнесу - кто вперёд.
А Ш У М Л И О Н
б) Слогов.
-Игра "С кем поёт песенку буква Ш?" (слоговой абак).
АШ ОШ УШ ИШ ЕШ
ША ШО ШУ ШИ ШЕ
-Что общего в наших слогах?
-Какой звук буква Ш обозначает?
9. Чтение слов.
-Буква Ш живёт в гармошке.
В неваляшке и матрёшке.
И ещё во многих словах. Попробуем прочитать некоторые из них:
Шу ба
Шап ка
У шан ка
Шта ны
-Назовите слова, значение которых вам непонятны.
-В какое время года носят эту одежду? Почему?
-Что еще можно и нужно надевать зимой , чтобы не замерзнуть?
4. Закрепление изученного. Развитие фонематического восприятия.
а) Игра "Почини слова".
«Слово бежало и букву потеряло»
_уба _апка у_анка _арф _таны _орты
-Назовите общее слово к этим словам. (Одежда).
-Какое слово из них лишнее и почему?
-Какую букву мы вставляли в слова?
-Охарактеризуем её.
б) Игра "Найди звук".
-Спрячьте в правую варежку картинки, на которых изображены предметы, при произношении которых мы встречаем звук "ш", а в левую - где нет нашего звука. (набор предметных картинок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.
В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....
конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация букв и звуков [дь -ть] с презентацией
конспект логопедического занятия ( 2 класс)...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме – «Звук и буква Б»
Представленный конспект занятия предназначен для коррекционно-педагогической работы с детьми подготовительной группы, имеющими фонетико-фонематическое нарушение. Занятие комплексное, охватывает раздел...
Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"
Цель логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме. Занятие вклю...
Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»
Конспект логопедического занятия «Знакомство с буквой Ж»...
Конспект логопедического занятия Звуки Л,Ль. Буква Л.
Конспект фронтального занятия для детей подготовительной к школе логопедической группы по обучению к грамоте. Учим букву Л. Звуки Л-Ль....
Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"
Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...