Рабочая программа по физике для обучающихся с задержкой психического развития (9 класс)
рабочая программа по физике (9 класс)
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса с задержкой психического развития и разработана на основе: программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы / авт.- сост. Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский. - 2-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2011- 86с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_._9_fiz_zpr.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по физике для обучающихся 9 класса ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса с задержкой психического развития и разработана на основе: программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-11 классы / авт.- сост. Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский. - 2-е изд., стер.- М.: Мнемозина, 2011- 86с.
Программа направлена на обеспечение обучения, воспитания, развития и адаптации детей, испытывающих в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Дети указанной категории имеют негрубые (слабо выраженные) отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка.
Своеобразие и актуальность представленной программы в том, что она имеет коррекционную значимость обучения: особое внимание уделяется постановке и организации эксперимента, а также проведению кратковременных лабораторных работ, развивающих умение пользоваться простейшими приборами, анализировать полученные данные; ряд вопросов излагается в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах (требования к знаниям учащихся в данном случае могут быть ограничены); часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы).
Данная программа для детей с ЗПР откорректирована в направлении разгрузки курса по содержанию, т.е. предполагается изучение материала в несколько облегченном варианте, однако не опускается ниже государственного уровня обязательных требований.
Предмет «физика» входит в образовательную область естествознание.
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирования на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений в виде таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убеждённости в возможности познать природу, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни.
Срок реализации рабочей программы – один учебный год
Общая характеристика курса
Школьный курс физики - системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Физика - наука, изучающая наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Основные понятия физики и ее законы используются во всех естественных науках.
Физика изучает количественные закономерности природных явлений и относится к точным наукам. Вместе с тем гуманитарный потенциал физики в формировании общей картины мира и влиянии на качество жизни человечества очень высок.
Физика - экспериментальная наука, изучающая природные явления опытным путем. Построением теоретических моделей физика дает объяснение наблюдаемых явлений, формулирует физические законы, предсказывает новые явления, создает основу для применения открытых законов природы в человеческой практике. Физические законы лежат в основе химических, биологических, астрономических явлений. В силу отмеченных особенностей физики ее можно считать основой всех естественных наук.
В современном мире роль физики непрерывно возрастает, так как она является основой научно-технического прогресса. Использование знаний по физике необходимо каждому для решения практических задач в повседневной жизни. Устройство и принцип действия большинства применяемых в быту и технике приборов и механизмов вполне могут стать хорошей иллюстрацией к изучаемым вопросам.
Цели изучения физики в 9 классе.
В 9-м классе перед учениками надо ставить новые, более сложные задачи. Важнейшая из них — умение строить и исследовать математические модели, поскольку школьники уже знакомы с векторами и действиями с ними, со свойствами линейной и квадратичной функций.
Отработанным годами «полигоном» для обучения построению и исследованию математических моделей являются основы механики. Здесь с помощью нескольких простых в математическом смысле соотношений — трёх законов Ньютона и выражений для сил упругости, тяготения и трения — можно сформулировать и подробно рассмотреть много «учебных ситуаций». Поэтому значительная часть учебного года посвящена изучению основ механики и решению задач по этой теме.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
-понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Содержание программы
Программа рассчитана на 68 часов в год ( 2 ч. неделю). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Механическое движение (11 ч)
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчёта. Траектория и путь. Перемещение. Сложение векторов. Скорость прямолинейного равномерного движения. Графики зависимости пути и скорости от времени. Средняя скорость неравномерного движения. Мгновенная скорость. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Зависимость скорости и пути от времени при прямолинейном равноускоренном движении. Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения. Направление скорости при движении по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности.
2.Законы движения и силы (16 ч)
Взаимодействия и силы. Силы в механике. Сила упругости. Измерение и сложение сил. Закон инерции. Инерциальные системы отсчёта и первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Масса. Сила тяжести и ускорение свободного падения. Третий закон Ньютона. Свойства сил, с которыми тела взаимодействуют друг с другом. Вес и невесомость. Закон всемирного тяготения. Движение искусственных спутников Земли и космических кораблей. Первая и вторая космические скорости. Силы трения. Сила трения скольжения. Сила трения покоя.
3.Законы сохранения в механике (10 ч)
Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Механическая энергия. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения механической энергии.
4. Механические колебания и волны (9 ч)
Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Математический и пружинный маятники. Превращения энергии при колебаниях. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость и частота волны. Источники звука. Распространение звука. Скорость звука. Громкость, высота и тембр звука.
5.Атом и атомное ядро (9 ч)
Излучение и поглощение света атомами. Спектры излучения и спектры поглощения. Фотоны. Строение атома. Опыт Резерфорда: открытие атомного ядра. Планетарная модель атома. Строение атомного ядра.
Открытие радиоактивности. Состав радиоактивного излучения. Радиоактивные превращения.
Энергия связи ядра. Реакции деления и синтеза. Цепная ядерная реакция. Ядерный реактор. Атомная электростанция. Управляемый термоядерный синтез. Влияние радиации на живые организмы.
6. Повторение (15ч.)
Раздел 1. Механическое движение (11 ч.)
№ урока | Дата планируемая | Дата фактическая | Тема урока | Примечание |
1 | Механическое движение. Система отсчета | |||
2 | Скорость и путь | |||
3 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа № 1 « Изучение прямолинейного равномерного движения» | |||
4 | Прямолинейное равноускоренное движение | |||
5 | Путь при прямолинейном равноускоренном движении | |||
6 | Решение задач. Прямолинейное равноускоренное движение | |||
7 | Инструктаж по ТБ. Л.р. № 2 «Изучение прямолинейного равноускоренного движения» | |||
8 | Равномерное движение по окружности | |||
9 | Решение задач. Механическое движение. | |||
10 | Механическое движение. Повторение. | |||
11 | Контрольная работа №1 по теме « Механическое движение» | |||
Раздел 2. Законы движения и силы (16 ч.) | ||||
12 | Закон инерции – первый закон Ньютона | |||
13 | Взаимодействия и силы | |||
14 | Второй закон Ньютона | |||
15 | Третий закон Ньютона | |||
16 | Решение задач. Законы Ньютона | |||
17 | Инструктаж по ТБ. Л.р..№ 3 « Исследование зависимости силы тяжести от массы тела» | |||
18 | Инструктаж по ТБ. Л.р. №4 « Сложение сил» | |||
19 | Инструктаж по ТБ. Л.р.№ 5 «Измерение жёсткости пружины» | |||
20 | Законы Ньютона. Повторение. | |||
21 | Контрольная работа № 2 по теме «Законы Ньютона» | |||
22 | Закон всемирного тяготения | |||
23 | Силы трения | |||
24 | Решение задач. Силы в механике. | |||
25 | Инструктаж по ТБ. Л.р. № 6 «Исследование силы трения скольжения» | |||
26 | Силы в механике. Повторение. | |||
27 | Контрольная работа № 3 по теме «Силы в механике» | |||
Раздел 3.Законы сохранения в механике (10ч.) | ||||
28 | Импульс. Закон сохранения импульса. | |||
29 | Реактивное движение. Неупругое столкновение движущихся тел. | |||
30 | Решение задач. Импульс. | |||
31 | Механическая работа. Мощность. | |||
32 | Энергия | |||
33 | Закон сохранения механической энергии | |||
34 | Решение задач. Механическая работа. Мощность. Энергия. | |||
35 | Инструктаж по ТБ. Л.р .№ 7 « Измерение мощности человека» | |||
36 | Законы сохранения в механике | |||
37 | Контрольная работа № 4 по теме « Законы сохранения в механике» | |||
Раздел 4. Механические колебания и волны (9ч) | ||||
38 | Механические колебания | |||
39 | Превращения энергии при колебаниях. Периоды колебаний различных маятников. | |||
40 | Решение задач. Механические колебания. | |||
41 | Инструктаж по ТБ.Л.р. № 8 «Изучение колебаний нитяного маятника и измерение ускорения свободного падения» | |||
42 | Инструктаж по ТБ. Л.р. № 9 « Изучение колебаний пружинного маятника» | |||
43 | Механические волны | |||
44 | Звук | |||
45 | Механические колебания и волны | |||
46 | Контрольная работа № 5 по теме «Механические колебания и волны» | |||
Раздел 5. Атом и атомное ядро (9ч.) | ||||
47 | Строение атома | |||
48 | Излучение и поглощение света атомами | |||
49 | Инструктаж поТБ. Л.р. № 10 «Наблюдение линейчатых спектров излучения» | |||
50 | Атомное ядро | |||
51 | Радиоактивность | |||
52 | Ядерные реакции | |||
53 | Ядерная энергетика | |||
54 | Атом и атомное ядро. Повторение. | |||
55 | Контрольная работа № 6 по теме « Атом и атомное ядро» | |||
Раздел 6. Повторение ( 13ч.) | ||||
56 | Решение задач. Система отсчета. | |||
57 | Решение задач. Система отсчета. | |||
58 | Решение задач. Скорость и путь | |||
59 | Решение задач. Скорость и путь. | |||
60 | Решение задач. Движение по окружности | |||
61 | Решение задач. Движение по окружности | |||
62 | Решение задач. Законы движения и силы | |||
63 | Решение задач. Законы движения и силы | |||
64 | Решение задач. Законы сохранения в механике. | |||
65 | Решение задач. Законы сохранения в механике. | |||
66 | Решение задач. Механические колебания и волны. | |||
67 | Решение задач. Механические колебания и волны | |||
68 | Решение задач. Механические колебания и волны |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 5 классе на 2017- 2018 учебный год.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо технологии для учащихся с задержкой психического развития, обучающихся интегрировано в общеобразовательном 5 классе на 2017- 2018 учебный год....
Рабочая программа по алгебре для обучающихся с задержкой психического развития, 9 класс.
Программа для обучающихся с ОВЗ...
Рабочая программа по геометрии для обучающихся с задержкой психического развития.
Рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с задержкой психического развития (5 класс)
Личностные результаты· Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального нар...
Рабочая адаптированная образовательная программа по Географии для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 7 класса 2020-2021
Рабочая адаптированная образовательная программапо Географиидля обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)для 7 класса...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся 5 – 9 классов
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) (предметная область «Технология включает пояснительную ...