Формирование навыка слогового анализа слов у ребенка старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал
Конспект открытого логопедического занятия, направленного на формирование слогового анализа слов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme.docx | 53.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: "Формирование навыка слогового анализа слов у ребенка старшего дошкольного возраста"
Цель: Формирование навыка слогового анализа слов у ребенка старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом.
Задачи:
Образовательные:
- Формирование понимания, что слово делится на слоги.
- Обучение самостоятельному определению количества слогов в словах.
- Совершенствование навыка осуществления порядкового счета, сравнивания количества.
- Расширение словарного запаса.
Коррекционные:
- Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.
- Развитие навыка воспроизведения слов сложной звуко-слоговой структуры.
- Развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
- Формирование навыка фонематического анализа (последовательное выделение гласных из слов), закрепление связей между гласными звуками и соответствующими им графемами.
Воспитательные:
- Развитие самостоятельности с осуществлением самоконтроля за собственной деятельностью.
Оборудование: предметные картинки (со словами различного слогового состава), карточки с изображением цифр, сигнальные карточки с гласными буквами, игровое поле с предметными картинками, кубик игральный, колпачки, коробки с числами снаружи и картинками внутри, удочка в форме кольца, кружки двух диаметров.
Ход занятия
I. Организационный момент
Инструкция: Доброго утра! Посмотри у меня на доске числа. Правильно ли я их расставила (1 3 2 4 5)?
II. Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата.
Инструкция: Начнем наше занятие с зарядки для язычка. Повторяй за мной. (выполнение артикуляционных упражнений)
- «Хомячок»
- «Забор- Дудочка»
- «Часики»
- «Орешек»
- «Качели»
- «Чистим зубки»
- «Горка»
III. Сообщение темы занятия.
Инструкция: Мы с тобой знаем, слова состоят из отдельных кусочков. Эти кусочки в словах называются слогами. Чем больше слогов, тем длиннее слово. Сегодня мы будем учиться считать слоги в словах.
Давай поиграем в игру. На этой карте много картинок. Ты будешь кидать кубик. Сколько точек окажется наверху, столько картинок ты должен будешь найти и закрыть колпачками. Только будь внимателен. Если я покажу длинную палочку, то и слова ты должен подбирать длинные, а если палочка короткая, то и слова должны быть короткими.
Лексический материал: стул, ключ, кит, слон, хлеб, мост, сыр, гриб, торт, гусь, перчатки, мотоцикл, корзинка, вертолёт, карандаш, фломастер, градусник, крокодил, салфетки, компьютер.
IV.Формирование навыка звукового анализа (последовательное выделение гласных из слов), закрепление связей между гласными звуками и соответствующими им графемами.
Инструкция: Посмотри на эти картинки. Сосчитай количество слогов в каждом слове и выложи под каждой картинкой столько кружков, сколько в нем слогов.
Лексический материал: утка, клоун, ослик, книга, клубника, барабан.
Инструкция: А теперь я буду называть предметы, а ты - слушать и раскладывать по порядку буквы, которыми обозначают те звуки, что тянутся в словах. Ты помнишь, как эти звуки называются?
Когда в слове несколько гласных, один из них мы голосом выделяем сильнее. Найди самый "сильный" гласный звук в каждом слове и замени маленький кружок большим в том месте, где этот гласный стоит.
V. Физкультминутка (выполнение движений по инструкции).
Раз, два — выше голова.
Три, четыре — руки шире.
Пять, шесть — всем присесть.
Семь, восемь — встать попросим.
Девять, десять — сядем вместе.
VI. Совершенствование навыка осуществления порядкового счета, сравнивания количества.
Инструкция: Предлагаю поиграть еще в одну игру. Называется она "Рыбалка". Только ловить ты будешь не рыбок, а коробки. На каждом есть число. Вылавливать их нужно по порядку, всего 10, и раскладывать слева направо на столе.
А теперь открой каждый коробок. Что внутри? Сосчитай количество слогов в каждом слове и под каждым коробком положи цифру, которая соответствует этому количеству.
Лексический материал: бык, клюв, цирк, трон, клюшка, лодка, вратарь, обруч, куртка, лабиринт, грузовик, пружина, верблюд, скворечник, транспорт, телевизор, макароны, велосипедист, дрессировщик, аквариум.
VI. Итог занятия.
Инструкция: Вспомни и ответь: из чего состоят слова? Можно ли сказать, что во всех словах количество слогов одинаково? Тебе понравились мои задания? До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методика формирования навыков слогового анализа и синтеза»
Для усвоения навыков чтения и письма большое значение имеет умение разделять слово на составляющие его слоги. При овладении чтением зна...
Конспект совместной деятельности логопеда с ребенком старшего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий (инструментальный массаж и компьютерная технология) по теме:"Полянка весенних звуков".
Конспект занятия: "Полянка весенних звуков"....
Презентация на тему "Формирование звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых приёмов"
Если мой скромный опыт по формированию звукового анализа у дошкольников ДОУ Вам пригодиться, я буду рада. Предлагаю несколько игр, которые использовала на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В нач...
Анализ методик обучения детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу.
Статья содержит методические рекомендации разных авторов по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР пересказу....
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста
Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. м...
Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...