Статья "Особенности деятельности детей с умеренной умственной отстальстью"
статья
Для детей рассматриваемой категории характерно запаздывание и неполноценное формирование всех видов деятельности. У каждого ребёнка эти процессы протекают по-разному, т.к. эти дети разнородны по уровню психического развития, «умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. ). Согласно заключениям Л.С.Выготского, индивидуальное развитие психики умственно отсталого ребёнка подчиняется основным закономерностям развития детей в норме. Оно определяется биологическими и социальными факторами. К первым относится выраженность дефекта, его структура и глубина, время возникновения. Ко вторым – ближайшее окружение ребёнка: его семья, школа. Л.С.Выготский разработал учение о первичности и вторичности дефекта, о социальной природе вторичного дефекта, обосновал идею единства интеллекта и аффекта; мышление, так же как и действие, имеет мотивационную основу и в абстрактных условиях развиваться не может.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_deyatelnosti_detey_s_umerennoy_umstvennoy_otstalostyu.docx | 22.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности деятельности детей с умеренной умственной отсталостью.
Для детей рассматриваемой категории характерно запаздывание и неполноценное формирование всех видов деятельности. У каждого ребёнка эти процессы протекают по-разному, т.к. эти дети разнородны по уровню психического развития, «умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. Наблюдения и экспериментальные исследования дают материалы, позволяющие говорить о том, что «…одни психические процессы оказываются у него несформированными более резко, другие – остаются относительно сохранными» (1, с.58). Согласно заключениям Л.С.Выготского, индивидуальное развитие психики умственно отсталого ребёнка подчиняется основным закономерностям развития детей в норме. Оно определяется биологическими и социальными факторами. К первым относится выраженность дефекта, его структура и глубина, время возникновения. Ко вторым – ближайшее окружение ребёнка: его семья, школа. Л.С.Выготский разработал учение о первичности и вторичности дефекта, о социальной природе вторичного дефекта, обосновал идею единства интеллекта и аффекта; мышление, так же как и действие, имеет мотивационную основу и в абстрактных условиях развиваться не может. Он сформулировал понятие «зона ближайшего и актуального развития ребенка», выявив взаимосвязь психического развития и обучения, где обучение служит движущей силой развития. «Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это симптомы, прямо вытекающие из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей» (1, с.59).
Наиболее выраженный характер у лиц с умеренной умственной отсталостью носят нарушения в познавательной деятельности, т.к. на уровне нервных процессов присутствует склонность к охранительному торможению, инертность нервных процессов. У детей рассматриваемой категории отсутствует присущее всем детям желание познать окружающий мир, им не интересно их предметное окружение. Такой ребёнок в дошкольном возрасте не может действовать по образцу, у него нарушены анализ, синтез и сравнение, у него присутствует рассогласование слова и дела, снижена способность к конкретизации обобщений, он с трудом оценивает собственные поступки и поступки окружающих. Такие дети не задают вопросов взрослым, не пытаются узнать что-то о свойствах предметов самостоятельно. «Слабость ориентировочной деятельности лежит в основе пониженной активности ребенка и потребности в новых ощущениях, отсутствии интереса к окружающему миру» (2, с.25). Это нужно учитывать в процессе их воспитания и включать детей в разные виды деятельности: учебно-познавательную, игровую, трудовую, спортивно-оздоровительную, художественно-творческую, в деятельность общения, туристическую, краеведческую и т.д. Преимущество у коллективных видов деятельности, т.к. они дают возможность для сотрудничества, общения, взаимодействия.
Особенностью детей школьного возраста рассматриваемой категории является тенденция переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение новой задачи. «Они выполняют задание, не осознав его специфики» (3, с.75). В результате, не достигают поставленной педагогом цели, не проявляют к работе должного интереса, относятся к работе формально, часто «соскальзывая» со сложной деятельности на более лёгкую. «Отмечая несформированность познавательной деятельности, следует, прежде всего, отметить недоразвитие целенаправленной деятельности» (4, с.372).
У нормально развивающихся детей раннего и младшего дошкольного возраста ведущим видом деятельности является предметная. Она лежит в основе овладения ребёнком всех остальных видов деятельности. «В процессе ознакомления с предметами на основе их всестороннего обследования и выполнения различных действий с ними, ребенок учится выделять их разнообразные признаки и свойства (форму, цвет, величину, свойства поверхности, температуру, массу и др.), что способствует, прежде всего, развитию его восприятия. Учась действовать с предметами, находя способы практического решения проблемных ситуаций с помощью различных действий, ребенок овладевает элементарным анализом и синтезом, сравнением, и на их основе предпосылками размышления» (5, с.36-37). Дети с выраженными интеллектуальными нарушениями могут хватать всё, что есть в поле их зрения, но, не найдя применения предметам, тут же бросают их. Даже самая простая предметно-практическая деятельность – деятельность по самообслуживанию, вызывает у таких детей серьёзные затруднения, они не всегда могут осуществлять её должным образом. Для того чтобы научиться этому, им нужно пройти длительный и целенаправленный период обучения. «Они неловки, невнимательны, легко отвлекаются, быстро забывают последовательность действий, недостаточно понимают важность того, чему их учат» (6, с.73). Для того, чтобы отработать эти действия, необходимо многократное повторение под руководством взрослого и в форме совместной деятельности. «Их действия с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями более маленьких детей в норме, но перемежаются неадекватными действиями, которые не характерны при нормальном развитии» (7, с.10).
Дети с умеренной умственной отсталостью в дошкольном возрасте не овладевают важным и основным видом деятельности - игрой. Они могут лишь выполнять отдельные игровые действия, не имеющие смыслового наполнения. Особенно сложной для них является сюжетно-ролевая игра.
У детей дошкольного возраста особенно страдает произвольная деятельность. «Это обусловлено тем, что её осуществление требует определённого уровня развития мышления и речи, устойчивого внимания, а также умения целенаправленно приложить волевые усилия. Выполнение различных видов деятельности, предполагающих практические действия, затруднено ввиду отклонений в развитии двигательной сферы» (3, с.72). «Новые действия дети способны выполнять только вместе со взрослым, знакомые – по подражанию…..Без помощи взрослого дошкольники не могут найти себе занятие, не вступают в общение друг с другом, как правило, безразличны к происходящему вокруг, не замечают и не понимают трудности в переживании сверстников…Новую ситуацию дети воспринимают безразлично либо проявляют тревожность и беспокойство». (6, с.24). Только к школьному возрасту некоторые дети с умеренной умственной отсталостью способны самостоятельно найти себе занятие: действовать с игрушками, общаться со сверстниками и взрослыми. Они начинают проявлять слабый интерес к окружающим предметам, к людям. Если этот интерес поддерживается, то они могут вступать во взаимодействие с окружающими. Они овладевают элементарными действиями с предметами, необходимыми для самообслуживания: одевания, раздевания, прима пищи и т.д.
Одной из характерных особенностей детей с умеренной умственной отсталостью является трудность формирования правильного поведения. Они не понимают и не умеют правильно оценивать ситуацию, имеют скудный жизненный опыт. «Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто совсем не соответствуют создавшейся обстановке» (3, с.73). Наряду с нарушениями интеллектуальных механизмов развития, к проблемам в управлении поведением и потребностями ведут нарушения в эмоционально-волевой сфере. Особенно тяжело у таких детей формируется поведение нравственного характера.
Характерной чертой лиц с умеренной умственной отсталостью является незрелость, слабая выраженность мотивационно - потребностной сферы. «Уже дети младшего школьного возраста осознают мотивы, ради которых они должны совершить действие…Слияние обоих функций мотива – побуждающей и смыслообразующей – придаёт деятельности человека характер сознательно регулируемой. Ослабление и искажение этих функций приводят к нарушениям деятельности» (8, с.69). Мотивы к любой деятельности у этих детей краткосрочны, неустойчивы, слабо выражены. Они быстро истощаются и устают. Однако, деятельность должна быть мотивированной, иначе она не будет эффективной. Формированию мотивации способствует положительная оценка деятельности, похвала, создание ситуации успеха.
Важная характеристика деятельности ребёнка – принятие или отвержение им помощи со стороны взрослого. Мера помощи, необходимая для детей с умеренной умственной отсталостью – разъясняющая и обучающая, использования только организующей помощи в работе с ними недостаточно. Дети рассматриваемой категории помощь принимают, как правило, плохо. Вместе с тем, у таких детей трудно формируется навык самоконтроля. «Без указания взрослых дети не могут найти ошибку, не умеют сами проверить свои действия» (5, с.7).
В школьные годы учеников с умеренной умственной отсталостью возможно обучить простому порядковому счёту, элементам чтения, письма. «Незначительная часть таких лиц главным образом за счёт неплохой механической памяти добивается ограниченных школьных успехов, осваивая основные навыки, необходимые для чтения, письма и элементарного счёта» (9, с.17). Они «…способны действовать по образцу, пошаговой инструкции. Возможны простейшие самостоятельные действия. В процессе деятельности требуется организующая и направляющая помощь. Самоконтроль при выполнении задания отсутствует. Волевые усилия недостаточно сформированы. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности» (10, с.17-18). Для таких учеников характерно неумение адекватно оценить свои возможности. Они, как правило, с готовностью берутся за любое задание, не представляя себе ни способов его решения, ни порядка действий. Дети рассматриваемой категории недостаточно критичны к результатам своей деятельности: «…им трудно соотнести полученное изделие с образцом, оценить реальную значимость своей работы» (3, с.75).
В зрелом возрасте люди с умеренной умственной отсталостью «спокойные, поддающиеся руководству» (11, с.40). «При беседе с такими людьми «можно заметить, что на вопросы, требующие напряжения, они отвечают «не могу», «не знаю», «не хочу». Более или менее развито сознание своего «Я». Специальные образовательные программы могут дать возможность детям с умеренной умственной отсталостью определенные возможности для приобретения ряда основных навыков и умений, однако объем усваиваемого материала крайне низок» (12, с.9). При достаточном моторном развитии люди с умеренной умственной отсталостью «…могут овладевать простыми видами труда, но их работа носит механический характер, они не в состоянии изменить свою деятельность согласно изменившейся обстановке» (12, с.9). Для успеха их деятельности нужны чёткие понятные инструкции, тщательный контроль. «Независимое проживание достигается редко» (11, с.40). Однако, в целом, такие люди физически активны, мобильны, социально развиваются и обнаруживают способность к установлению контактов и общению с другими людьми.
ЛИТЕРАТУРА
1 – Л.В.Кузнецова, Л.И.Переслени, Л.И.Солнцева и др.; Основы специальной психологии: Учебное пособие для студ. пед. учебн. заведений под ред. Л.В.Кузнецовой. – 3 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
2 – Т.Б.Епифанцева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов н/Д: Феникс, 2007
3 – В.И.Лубовский, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева и др. Специальная психология под ред. В.И.Лубовского. – 4-е изд.,испр. – М.:Издательский центр «Академия», 2007.
4 – Ю.В. Нефедова Статья «Особенности психического развития младших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку. Сб.материалов международной научно-практической конференции.- Архангельск: Изд.ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2000, с.369-372
5 – С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. – М.: В.Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007
6 – Л.Б.Баряева, О.П.Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д.Соколова. Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2012
7 - Л.М.Шипицына. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005.
8 – В.В.Лебединский. Нарушение психического развития в детском возрасте: учеб.пос.для студ.высш.учеб.заведений.-3изд., стер.-М.:Изд.центр «Академия», 2006
9 – Л.М.Шипицына. Обучение общению умственно отсталого ребёнка: Учебное пособие. – СПб : ВЛАДОС Северо-Запад, 2010
10 - Забрамная С. Д., Исаева Т. Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Москва. В.Секачев, 2012.
11 - Л.М.Шипицына. Необучаемый ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – 2-е изд., перераб. и дополн. – СПб.: Речь, 2005.
12– И.В.Макаров. Умственная отсталость у детей и подростков. Клинические рекомендации (протокол лечения). ФГБУ «СПб НИПНИ им.Бехтерева» Минздрава России, 2015
13 - Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
14 - Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. Москва, "Просвещение", 1992.
15 – Д.Н.Исаев. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.-СПб.:Речь, 2007.
16 - Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
17 – И.Ю.Левченко Патопсихология: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведенийю – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (развитие речи, ручной труд, логоритмика) в классе «Особый ребенок» (дети с умеренной умственной отсталостью) Тема: «Чебурашка».
Успех в обучении глубоко умственно отсталых детей не может быть достигнут без учета имеющихся у них специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знании, умении ...
программа по ИЗО 1-6 класс для детей с умеренной умственной отсталостью
Данная программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида подготовительного и 1 – 4 классов , под редакцией В.В. Воронковой, и прогр...
Использование игр и игровых приемов в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью
В данной статье рассматривается роль влияния игровой деятельности в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталость, включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы, через игр...
ТЕХНОЛОГИИ воспитания И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Из всего многообразия иновационных направлений современной дидактики я расскажу о педагогических технологиях используемых воспитателями нашей школы....
"Использование методических приемов в обучении и воспитании детей с умеренной умственной отсталостью младшего дошкольного возраста."
Методические приемы и их использование....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.Умственно отсталые — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга н...
Сообщение"Опыт и перспективы сопровождения детей с умеренной умственной отсталостью"
Тема "Сопровождение детей с умеренной умственной отсталостью" очень актуальна сейчас, так как количество таких детей возрастает. В моём классе учатся дети с умеренной умственной отсталостью. Хочу поде...