2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью»
материал

Наумова Елена Николаевна
  • 2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» на методическом семинаре «Инновационные технологии коррекционно-развивающей работы в профессиональной деятельности педагога-дефектолога, учителя – логопеда: лучшие практики» (для учителей-дефектологов, учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций РМ) .

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

 ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ»

Несомненно, мы гордимся своими воспитанниками, наблюдая за их успехами и достижениями. Однако, львиная доля успеха в развитии личности умственно отсталого ребенка, его умения общаться, его интеллекта,  развития эмоциональной сферы, познавательного развития зависит от педагогов и родителей. Задача, как педагогов, так и родителей состоит в том, чтобы воспитать социально активную, творческую, способную к саморазвитию личность дошкольника с умственной отсталостью.

Дети, поступающие в наше дошкольное учреждение, совсем не умеют играть, они однообразно манипулируют игрушками не зависимо от их функционального назначения. Кукла не вызывает адекватных радостных эмоций и не воспринимается в качестве заместителя человека. По отношению к игрушкам – животным ребенок с умственной отсталостью также не вызывает заинтересованного эмоционального отношения.

Важно отметить, что среди наших воспитанников встречаются и такие дети, которые любят попробовать игрушку «на вкус». Они пытаются отгрызть кусочек от цветного кубика, облизывать матрёшку. Такие действия с игрушками в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто неумением действовать с игрушками, отсутствием опыта использования игрушки в соответствии с функциональным назначением.

У значительной части наших воспитывающихся наряду с манипуляциями встречаются и так называемые процессуальные действия, когда ребёнок беспрерывно повторяет один и тот же игровой процесс: снимает и одевает одежду на куклу, строит и разрушает постройку из кубиков, достаёт и ставит на место посуду. В процессе игры дети действуют с игрушками молча, лишь изредка издавая отдельные эмоциональные возгласы. Они быстро насыщается игрушками. Длительность их действий с игрушкой обычно не превышает пятнадцати минут.

Всё это говорит о том, что формирование игровой деятельности умственно отсталого ребенка требует проведения специально организованных занятий (в которых ведущая роль принадлежит взрослым) и лишь, затем переносится в свободную деятельность детей.

Дидактическая игра в нашей дошкольной организации занесена в сетку занятий и проводится воспитателями один раз в неделю, во второй половине дня. Содержание ООД нашей дошкольной организации определяется Адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования детей с умственной отсталостью МДОУ «Детский сад №91», разработанной на основе программ:

-О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений.

- Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

Важным условием результативного использования дидактических игр является соблюдение следующих принципов:

  • системность и последовательность подачи материала;
  • наглядность обучения;
  • доступность;
  • развивающий и воспитывающий характер учебного материала.

Дидактические игры имеют большое значение в познавательном развитии ребенка с умственной отсталостью. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. С помощью дидактических игр мы осуществляем сенсорное воспитание детей, развиваем познавательные процессы, используем игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни, физическое и нравственное развитие. С помощью дидактических их развивается также мелкая моторика.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1 - игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 – настольно-печатные;

4- игры на развитие мелкой моторики;

3 - словесные игры.

Первый вид дидактических игр – игры с предметами.

Данные игры способствуют разностороннему и познавательному развитию ребёнка. Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

Дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы предназначенные для вкладывания, подбору по цвету и форме);

Сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, пирамидки и пр., которые применяются для вкладывания, ознакомления детей с величиной предмета, а при подборе их по цвету и величине – для закрепления навыка группировки);

Используем модификации досок Сегена, даров Фрёбеля, логические блоки Дьенеша.

Дидактические игры на развитие мелкой моторики  «Веселые прищепки». Фигурки для данной игры изготавливаются из фетра, фоамирана, картона. С помощью игр с прищепками у детей развивается не только мелкая моторика, но и фантазия, воображение, они учатся различать цвета, считать, т.е. развиваются познавательные процессы ребенка.

В данной игре детям предлагается дополнить недостающие части в картинке прищепками подходящие по цвету (сделать лучики у солнышка, хвост курице или колючки у ежика), сопровождая этот процесс заучиванием небольших и веселых стихотворений.

Например: Ёжик

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Второй вид дидактических игр - настольно-печатные игры

К настольным играм относятся дидактические игры, направленные на знакомство дошкольников:
   - С миром, который их окружает;
   - С объектами природы;
   - С растениями и животными.

Настольно-печатные игры способствуют развитию у детей памяти, внимания, воображения, логического мышления. В процессе игры развиваются также все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в дальнейшем в школе.

Словесные игры - Это самый сложный вид игр для детей с умственной отсталостью в силу их особенностей. Словесные игры направлены, прежде всего, на развитие речи детей. А у воспитанников нашего дошкольного учреждения, зачастую, наблюдается системное недоразвитие речи тяжелой степени.

Словесные игры отличаются от всех остальных игр тем, что в них нет опоры на наглядность, все игровые и обучающие задачи осуществляются в мыслительном плане. Именно во время такой игры у детей проявляется интерес к окружающему миру, формируются представления о всевозможных явлениях природы. Воспитанники учатся не только устанавливать связи между некоторыми предметами, но и понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Например, такие игры, как: «Что сначала, что потом», «Расскажи и покажи сказку», «Назови одним словом».

Познавая окружающий мир, ребёнок с умственной отсталостью активно развивается, у него формируется мышление и речь.  Приучить ребёнка думать непростая задача для педагога, необходимо заинтересовать, завлечь, сделать умственный труд занимательным и увлекательным, правильно спланировать и организовать игру. С этой целью нами используется такое пособие, как лепбук. Это достаточно известная форма организации учебного материала и широко применяемая на практике в работе с детьми.

Это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению /под наблюдением педагога/. В ней собирается материал по какой-то определенной теме (дидактические игры, стихи, загадки, раскраски, различная информация). Лэпбук очень  удобен  в работе с детьми, его можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе. Оформлены красочно с учетом интеграции всех образовательных областей.

Например лепбук по ПДД «Веселый грузовичок», где дети знакомятся с правилами дорожного движения, знаками, сигналами светофора и т.д.

Лепбук по экологическому воспитанию «Сохраним прекрасный мир цветов». Представленный лепбук состоит из четырех частей (блоков), которые скреплены между собой, их можно использовать, как все вместе, так и по отдельности, отвязав ленточки. Все его части насыщены интересным материалом о цветах, которые занесены в красную книгу (дидактические игры, стихи, потешки, песенки о цветах загадки, мини книжка с пальчиковыми играми и т.д.)

Помимо объемных лепбуков мы используем и плоскостные они также представлены на слайде) : Лепбук «Фрукты», «Овощи»

Ребёнок живет в игре. И задача педагогов   - стать направляющим  и связующим звеном в цепи: ребёнок – игра, тактично поддерживая руководство, обогащать игровой опыт детей.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Игра на уроках грамоты,как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

Роль дидактической игры в становлении познавательных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ

В материале представлены формы, виды дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ...

План работы по самообразованию :«Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством игр математического содержания»

План по самообразованию: «Познавательное развитие детей  дошкольного возраста посредством игр математического содержания»...

Педагогический совет "Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14400796","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"86","width":"410"}}]]Выступление по теме: "Познавательное развитие детей дошкол...

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ в игровой деятельности»

Проект «Организация семейной умнотеки как средства психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ...