Роль дидактической игры в становлении познавательных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ
презентация к уроку на тему

Коноплёва Анастасия Анатольевна

В материале представлены формы, виды дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль дидактической игры в становлении познавательных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ Учитель-дефектолог: Коноплева Анастасия Анатольевна Первая квалификационная категория МАДОУ д етский сад комбинированного вида №200 Хабаровск, 2014 год

Слайд 2

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». . (В.А.Сухомлинский) Дети с множественными нарушениями развития особенно нуждаются в целенаправленном обучении. У таких детей отсутствует интерес к окружающему миру. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности. И значительное место в процессе обучения и воспитания занимают дидактические игры. т.к. в игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок приобретает собственный действенный и чувственный опыт.

Слайд 3

Фридрих Фребель ( 1782-1852)

Слайд 4

Елизавета ИвановнаТихеева

Слайд 5

Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988 ). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Слайд 6

Функции дидактической игры игровой метод обучения детей дошкольного возраста; форма обучения; самостоятельная игровая деятельность; средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Слайд 7

Основные виды игр. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Слайд 8

Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний. И решает как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Слайд 9

Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении – это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

Слайд 10

Дидактические игры необходимо использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. В первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической ориентировке, затем - игры, основанные на зрительной ориентировке, а в дальнейшем - игры, в которых дети должны опираться на приобретенные в процессе дидактических игр чувственный опыт и опыт, обобщенный в слове, уметь оперировать образами-представлениями, вызванными этим словом.

Слайд 11

Развитие у детей познавательных интересов и способностей проходит через образовательные области «Познание»: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. и « Коммуникация »: развитие речи; подготовка к обучению грамоте.

Слайд 12

Дидактические игры Игры с предметами и картинками Игры с цифрами и числами Игры с геометрическими фигурами Игры путешествия Игры на ориентировки в пространстве Игры-эксперименты (опыты) Игровые ситуации Игры со словами и действиями Игры на логическое мышление Игры на развитие творческих способностей

Слайд 13

Формы организации детей Индивидуальное обучение Подгрупповое обучение

Слайд 15

Геометрические фигуры

Слайд 18

Результаты работы Дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют задания. Повышается эффективность педагогического процесса в целом. Развивается познавательная активность у детей, что оказывает влияние на умственное развитие ребенка. У детей формируется умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с . поставленной задачей.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения

Музыкально-дидакти­ческие игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, помогают в...

Доклад «Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста»

Выступление на XIII областном  педагогическом марафоне  с докладом «Роль народной культуры в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста»...

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....

Дидактические игры на развитие эмоций у детей дошкольного возраста с ОВЗ

В своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) мы часто используем игры, сделанные своими руками. Наши дидактические игры созданы и адаптированы для детей, и...

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью»

2023 г. - Мастер-класс на тему: «Дидактические игры как средство познавательного развития детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» на методическом семинаре «Инновационные...

Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов "Дидактические игры как средство развития речи детей. Речь воспитателя как образец подражания"...