Практикум для педагогов "Игровые приемы автоматизации звуков"
картотека
На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук, очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия менять виды деятельности и наглядность. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые приемы автоматизации звуков | 17.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 18 «Золотая рыбка»
Консультация для воспитателей
«Игровые приемы автоматизации звуков»
Учитель-логопед
Марухленко Марина Андреевна
Балашиха, 2021-2022
Главным этапом при коррекции звукопроизношения является этап автоматизации. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звуков в дошкольном возрасте направлена на выработку способности произносить звук без сознательного его регулирования, т. к. процессы саморегуляции в этом возрасте детям недоступны. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
При тяжелых речевых нарушениях, при различных формах дизартрии этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Приходится многократно повторять один и тот же речевой материал, что естественно утомляет ребенка.
Как повысить интерес детей к занятиям? На индивидуальных занятиях, автоматизируя звук, очень трудно удержать внимание ребенка без игровых приемов. Чтобы повысить интерес детей к занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения и конечно игры. Учитывая повышенную утомляемость, отвлекаемость, неустойчивость внимания детей с нарушениями речи, необходимо в течение занятия менять виды деятельности и наглядность. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными.
Использование логопедических игр и наглядных пособий позволяет решить сразу несколько задач:
- снизить утомляемость;
- повысить эмоциональную заинтересованность ребёнка;
- побудить в ребенке стремление к правильному произношению звуков;
- повысить работоспособность детей;
- активизировать психические процессы: концентрацию внимания, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление;
- вызвать позитивное отношение к процессу обучения;
- быстрее добиваться положительных результатов в исправлении недостатков звукопроизношения.
Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят:
- сказки-игры о “Весёлом Язычке”;
- иллюстрированные артикуляционные упражнения в стихотворной форме.
- наглядное пособие “Весёлый Язычок”. Для демонстрации правильной артикуляции звука подключаем свою руку и руку ребёнка для показа положения языка.
На этапе закрепления изолированного звука можно использовать такие пособия как:
- картинки-схемы артикуляторных укладов закрепляемых звуков;
- символы звуков;
- игровые задания в виде звукоподражаний: «Шумелочки», «Свистелочки», «Звенелочки», «Гуделочки», «Рычалочки», «Жужжалочки»);
- «Звуковые дорожки»;
- всевозможные рисунки – «Посади бабочку на цветок, произнося ж-ж-ж-ж-ж», «Дай косточку щенку – р-р-р-р-р», «Помоги комарику долететь до своего домика – з-з-з-з», «Паровозик едет до вокзала – ч-ч-ч-ч», «Почистим дорожку – щ-щ-щ-щ», «Не разбуди Катю – ц-ц-ц-ц», «Холодный ветерок, помоги снежинкам долететь до Снегурочки – с-с-с», «Змейка – ш-ш-ш», «Помоги пароходу добраться до пристани – л-л-л», «Спортивный свисток, помоги Боре добраться до стадиона – рь-рь-рь» и т. д.Основной целью этих игр является: на одном выдохе длительно произнести заданный звук.
Использование данных игровых пособий позволяет не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику. Когда звук уже правильно звучит у ребёнка изолированно, то нужно закрепить, автоматизировать произношение в слогах, в словах, предложениях и связной, самостоятельной речи.
Автоматизация звуков в слогах:
При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком для привлечения интереса детей, используются:
- «Слоговые песенки» (песенки Змейки, Комарика, Сороки, Тигра, Жука, Гуся);
- «Распевание песенок» (слоги на любую детскую мелодию);
- «Хлопушки», «Топотушки»;
- «Повтори, не ошибись» - ребёнок держит перед собой ладони тыльной стороной, логопед прикасается то одной, то двумя ладонями к его ладоням, произнося закрепляемый слог;
- «Цветочек» - сгибание и разгибание пальчиков по одному с одновременным произнесением слогов;
- «Называй слоги, пока сыплется песочек (капают капельки в водных часах)»;
- «Скажи громко-тихо».
На этом этапе целесообразно сочетать речевые упражнения с развитием общей и мелкой моторики и чувством ритма:
- «Переложи бусинки», «Собери разноцветные бусы», «Волшебные палочки», «Построй заборчик», «Цветные камешки», «Су-Джок» и колечки», «Молоточек», «Весёлые звоночки»; игры с мячами различного размера и фактуры, массажными мячиками;
Автоматизация звуков в словах, словосочетаниях и предложениях:
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя наглядный материал. А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально окрашенными, развивающими и познавательными:
- «Волшебная палочка» - дотронься палочкой до картинки и назови,
- «Фотограф» - с помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок,
- «Эхо»,
- «Чего не стало?»,
- «Вспомни и назови»,
- «В гостях у гномов» - я назову большой предмет, а ты маленький (ваза-вазочка,
- «Загадки» - я назову слово, а ты покажи и назови подходящую картинку,
- «Найди и назови»,
- «Доскажи словечко»,
- «Назови всё живое», «Всё, что растёт»,
- «Цепочка слов»;
- «Скажи слова голосом медведя (лисы, зайчика, мышки, «Назови слова голосом мамы-медведицы, медвежонка; кошки, котёнка…»;
- «Логопедическое домино», «Лото»;
- «Положи в кармашки», «Я со звуком (Р, С) играю и картинки называю»;
- «Ходилки»;
- «Сложи пирамидку», «Собери бусы», «Собери букет»;
- «Рыбалка»;
- «Весёлый поезд», «Собери урожай», «Сложи в корзинку»;
- «Трафаретики», «Назови какого цвета…».
Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному режиму нужно проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Автоматизация в связной и самостоятельной речи:
На этом этапе работы используются различные пересказы, составление рассказов по картине, заучивание стихов. Эти виды работы утомительны для детей и поэтому для того чтобы вызвать интерес я использую:
- пересказы и рассказы с использованием фигурок на доске;
- пересказы-драматизации, стихи-драматизации;
- заучивание стихов при помощи мнемотаблиц.
Очень эффективно в период автоматизации звука, требующего от ребёнка многократного повторения слов и фраз, использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного театра, дети автоматизируют звукина различном речевом материале: от коротких потешек и чистоговорок, до пересказа сюжета известных сказок («Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Заюшкина избушка»). Использование на занятиях мелких кукол также вызывает положительные эмоции и ослабляет нервное напряжение у детей, побуждает их говорить правильно, а также способствует развитию мелкой моторики. Можно использовать фигурки из детских конструкторов, персонажи из «киндер-сюрпризов». Уже один вид «весёлого человечка» вызывает интерес к занятию, побуждает к речевому общению.
Материал преподносится детям в виде сказок, стишков, загадок, что делает занятие интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс автоматизации будет протекать активнее, быстрее, преодоление сложностей проходит легче.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Предлагаемые наглядно-игровые дидактические приемы позволят разнообразить утомительный для ребенка процесс автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков. Представленные в ст...
Игровые приемы, направленные на автоматизацию звуков в слогах.
Предлагаю вашему вниманию серию игр и игровых приемов, которые помогут учителю-логопеду и воспитателям закрепить правильное произношение вызванных звуков в слогах. А использование авторских рифмованны...
игровые приемы коррекционной работы по автоматизации звуков
В данной работе представлен материал, который поможет значительно облегчить работу по автоматизации звуков у детей....
Игровые приемы для автоматизации звуков
Консультация для молодых специалистов и родителей о закономерностях автоматизации звуков,об использовании игровых методов и приемов в работе с детьми...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...
Использование игровых приемов на этапе автоматизации звуков.
При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже ...