игровые приемы коррекционной работы по автоматизации звуков
консультация на тему

Крайнова Е.В.

В данной работе представлен материал, который поможет значительно  облегчить работу по автоматизации звуков у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации звуков»

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л.С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, а затем в слогах, словах, фразах.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

При тяжелых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленных звук в слогах, словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него теряется интерес к занятиям, он не хочет посещать занятия логопеда. В итоге устают все: специалист, воспитатели, ребенок, родители. А между тем активное участие самих детей в коррекционном процессе и всесторонняя поддержка и помощь  родителей – залог успеха в этой работе.  Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие занятия, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включает в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;

-  повысить познавательную активность и работоспособность детей;

- активизировать процессы внимания, восприятия, памяти;

- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Представленные игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.

Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не имеет конкретного образа, не осознается ребенком как структурный компонент речевого высказывания. И если некоторые звуки могут вызвать слуховую ассоциацию (ш-ш-ш – шипит змея, с-с-с – водичка течет др.), то слог для дошкольника – понятие весьма абстрактное.

Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование следующих игровых приемов позволит эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепление правильного произношения этого звука в слогах.

Игровые приемы:


Кто дольше?

Игра проводится в виде соревнований. Кто дольше правильно и длительно произнесет  звук. Победитель отмечается символом (звездочкой, фишкой и др.)

Кто больше?

Игра проводится по аналогии с предыдущей. За каждое правильное произнесение  ребенок и логопед берут себе по одному символу (любой счетный материал). Игру можно проводить с двумя, тремя детьми  с одинаковыми нарушениями произношения.

Шахматы

На столе разлинованная на клетки карточка. Ребенку предлагается поиграть любым героем (мелкой игрушкой – зайчик, собачка и т.д). Ребенок передвигается по клеточкам, выполняя инструкции взрослого. «Прошагай или проскачи 3 клетки вперед, произнося слог СА». «Прошагай две клетки вправо, произнося слог СУ» и т.д.  В этом упражнении преследуется две задачи: автоматизация звука и ориентировка в пространстве.

Научи куклу
Взрослый берет пальчиковую куклу или любую игрушку и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя,  кукла – ученика.
По дорожке

В тетради для индивидуальных занятий ребенок и  взрослый рисуют  извилистую дорожку к домику  гаражу, к дереву, т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося звук  ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до заданного объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука Л выбирается образ гудящего парохода; для Ш – змеи, для З – комарика; для Ж – жука и т.д.

Пальчики здороваются

Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно произнося заданный звук или слог. Педагог следит за правильностью произношения и точностью движения пальцев рук ребенка.

Маленькие ножки бежали по дорожке…

Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.

Большие ноги шагали по дороге…

Ребенок шагает большими шагами по комнате и на каждый шаг произносит заданный звук или слог.

Говорящие руки
Порой ребенку очень долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. И как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Например, идет работа по автоматизации звука С. Взрослый дает инструкцию: «Сегодня мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую научим говорить С, а правую А. Легкий удар по столу левой руки – произносим С, удар правой рукой – произносим А. Сначала ребенок в медленном темпе произносит: С – А, С – А. постепенно пауза между двумя звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному произнесению.
Ромашка
Берется ромашка, вырезанная из картона. На лепестках ромашки наклеены буквы А, О, У, Ы, Э.  В середину кладется буква, соответствующая автоматизированному звуку. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро,ру, ры, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

Прокати мяч
Ребенку предлагается прокатить мяч по полу , произнося заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Мяч можно подбрасывать вверх.
Телеграмма
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Педагог, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша – са , ко – го, зу – жу – зу и др.

Музыкант

Правая рука на столе. Имитируем игру на пианино, автоматизируем звук.

Поднимаем большой палец, поем слог ЛА, поднимаем указательный, поем ЛО,  поднимаем средний, поем ЛУ, поднимаем безымянный, поем ЛЫ, поднимаем мизинец, поем ЛЭ. И в обратном порядке, начиная с мизинца и слога ЛЭ.

Будем внимательны

Ребенок выполняет инструкцию взрослого. «Подпрыгни на месте три раза, а потом скажи три раза РА, присядь на месте два раза, потом скажи три раза РУ, подойди к бабушке, возьми ее за правую руку и скажи три раза РЫ»  и т.д.

Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемотехника. Мнемотаблицы как приём в логопедической работе. Мнемотаблицы в работе по автоматизации звуков в предложении.

Материалы методических объединений. Мнемотехника. Мнемотаблицы как приём в логопедической работе. Мнемотаблицы в работе по автоматизации звуков в предложении....

Использование игровых приемов в работе логопеда по предупреждению школьной дезадаптации у старших дошкольников и младших школьников с ОВЗ

Организация обучения через игру является стимулятором интеллектуального, речевого и эмоционально-волевого развития ребенка. Старшие дошкольники и младшие школьники с ограниченными возможностями здоров...

Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков.

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:1) пробудить в ребёнке желание самому активно у...

Консультация для воспитателей: "Игровые приемы в коррекционной работе по автоматизации поставленных звуков"

    При тяжелых речевых нарушениях (чаще при различных формах дизартрии) этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и с...

Коррекционно-образовательная деятельность: Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты.

МБДОУ «ЦРР-д/с «Золушка» Учитель-логопед: Рогалёва Н. А.  Методическая тема коррекционно-образовательной деятельности: Автоматизация звуков Л, Ль в речи. Инструменты.Т...

Коррекционная образовательная деятельность АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Автоматизация звука [Ш]  в связной речиУчитель-логопед: Рогалёва Н.А.Коррекционно-образовательные цели:Автоматизация звука [Ш] в стихах, связной речиКоррекционно-развивающие цели:Развитие моторик...