Рабочая программа курса "Основы социальной жизни" для детей с ОВЗ
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему
Данная рабочая программа ориентирована на интеграцию ребёнка с ОВЗ в обществе сверстников, в жизненном пространстве.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАСАЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено: На заседании ПМПк школы Протокол № 1 от « » августа 2017 г. Руководитель консилиума ___________ | Согласовано: Зам. директора по ВД __________Савельева М.П., « » августа 2017 г. | Утверждаю: Директор школы ______________ Перевозчиков Н.И. Приказ № от «» августа 2017 г. |
«Основы социальной жизни»
рабочая программа
учебного курса
для обучающихся с ОВЗ
5 – 7 классы
Срок реализации - 1 год
Составлена: Овчаренко Г. В.,
педагогом - психологом
(высшая квалификационная категория)
п. Масальский
2017год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Основы социальной жизни» для обучающихся с ОВЗ разработана на основе нормативных документов и материалов:
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
- Конвенция ООН о правах инвалидов (2006 г.);
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Приказа № 1527 от 12.03.2014 года «О деятельности педагога – психолога в образовательных организациях Алтайского края»;
- Приказа №104/1 от 06.10.2014 года комитета по образованию Алтайского края Локтевского района «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Локтевского района»;
- Программы коррекционной работы в школе: Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.
При планировании учитывались возрастные особенности подростков 12-14 лет и рекомендации Программы коррекционной работы в школе: Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.
Данная программа является частью системы учебно – воспитательной работы школы и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания детей с ОВЗ. Она ориентирована на успешную интеграцию каждого ребёнка с ОВЗ в обществе сверстников. Коррекционная направленность программы предполагает:
- учет индивидуально-психологических особенностей каждого обучающегося;
- выбор средств и приёмов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство, что ведёт к развитию личности.
Подросток учится жить по законам общества, бережно относиться к окружающему миру, ценить собственное здоровье и здоровье близких, задумываться о самовоспитании. В связи с этим программа воспитания и социализации ставит такие цели и задачи:
Цель:
- практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;
- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);
- развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Своеобразие развития детей с ОВЗ обусловлено особенностями их высшей нервной деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой и второй сигнальных систем. В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. Нарушение процессов ощущения, восприятия, представления, воображения, мышления, памяти и внимания отличает данных детей от сверстников. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия помогают сбалансировать недостатки личностного развития подростка, способствуют более лёгкой адаптации его в обществе сверстников.
Программа ориентирована на подростков 11 – 14 лет, это обучающиеся 5, 6, 7 классов. Календарный учебный график для каждого класса содержит по 70 учебных часов, из расчёта по 2 часа в неделю. Дети с ОВЗ из этих классов посещают коррекционные занятия педагога – психолога 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:
- ритуал приветствия,
- разминку,
- основное содержание,
- рефлексию по поводу данного занятия,
- ритуал прощания.
В ходе работы используются:
- игровые методы,
- метод обсуждения темы в вопросно – ответной форме,
- ролевые игры,
- работа в парах,
- арт - терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание,
- сказкотерапия,
- метод аутогенной тренировки,
- психогимнастика.
Огромную помощь здесь окажет такой вид работы, как чтение произведений по изучаемой теме, обсуждение характеров и поступков героев. Получая знания, обучающиеся будут отрабатывать навыки чтения, анализа произведений.
В предыдущем учебном году обучающиеся посещали коррекционные занятия по темам: «Эмоционально – волевое развитие личности» и «Познай себя». В результате бесед, психодиагностик были выявлены имеющиеся у детей проблемы по личностному развитию, здоровьесбережению, правовому воспитанию, общению в социуме, трудовому воспитанию, творческому развитию. Каждый ребёнок знаком с этими вопросами, но много у него неясностей, вопросов, неточностей в понимании. Учитывая особенности психического развития, ему необходимы разъяснения, корректировки и дополнительные знания по жизненно важным вопросам. В связи с этим в программе выделены приоритетные направления работы, это:
- Личностное развитие
- Охрана здоровья и Основы безопасности жизнедеятельности
- Основы гражданского самосознания
- Творческое развитие
- Трудовое воспитание
Каждое направление имеет свои цели, задачи, определяет знания, умения и навыки, которые подростки должны получить по реализации программы.
- Личностное развитие
Цель: развитие механизмов эмоционально-волевого урегулирования,
мотивационной сферы воспитанников: интересов, желаний,
потребностей.
Задачи:
- учить правильному изложению своих мыслей в устной форме;
- учить понимать и объяснять, что происходит вокруг нас;
- учить определять своё отношение к происходящему.
Содержание занятий:
- Нравственные беседы: «Дружба. Друг. Настоящий друг». «Правила на всю жизнь». «Герои Земли русской». «Мужественность и её черты». «Курение – опасная ловушка». «Волшебные слова».
- Правовые, этические беседы: «Стыд и совесть». «Азбука общения». «Что такое доверие». «Кто аккуратен, тот людям приятен".
- Тренинги: «Привычки хорошие и плохие». «Азбука общения». «Учимся говорить комплименты». «Память и внимание».
- Экологические беседы: «Мир всей планете». «Прекрасна природа в любое время года».
- Игры, практикумы: «Волшебные слова». «Праздники страны».
Обучающиеся должны овладеть мотивационной, эмоционально-волевой сферой как основой развития регулирующей функции поведения, что включает в себя:
- Нормы и правила поведения;
- Выделять главную мысль произведения;
- Определять основные черты характера героев;
- объяснять своё отношение к родным и близким людям, к родной стране, её прошлому и настоящему
- «Охрана здоровья и Основы безопасности жизнедеятельности»
Цель:
формирование санитарно – гигиенических навыков, профилактических умений по охране здоровья; воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
- сформировать представление о понятии «здоровье»;
- сформировать навыки самообслуживания;
- развить в детях потребность в занятиях физической культурой и спортом;
- развитие навыков ориентировочного поведения в различных знакомых и незнакомых ситуациях;
- воспитывать в ребенке ответственность за себя, свое здоровье, за свои поступки;
- развить основные двигательные качества: физическую выносливость, силу, быстроту, ловкость;
- мотивация здорового образа жизни и создание условий для ее реализации; ориентироваться в различных жизненных ситуациях;
- владеть основами знаний о здоровом образе жизни;
- заботиться о своем здоровье.
Содержание занятий:
- Беседы по правилам дорожного движения.
- Познавательные беседы: «Витамины укрепляют организм». «Меры пожарной безопасности». «Осторожно, гололёд».
- Нравственные беседы: «Сам сохрани своё здоровье». «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».
- Тренинги: «Осанка – красивая спина». «Спорт укрепляет здоровье». «Движение – это жизнь». «Правила поведения на праздниках».
Обучающиеся должны овладеть системой профилактических умений по охране здоровья, а именно:
- Ежедневно выполнять утреннюю зарядку ( под контролем взрослых);
- Владеть навыками самообслуживания;
- Сознательно выполнять процедуры закаливания;
- Содержать в чистоте класс, свою комнату, рабочее место и т.д;
- Принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, подвижных играх.
- «Основы гражданского самосознания»
Цель:
осмысление себя как гражданина общества, знакомство с правами и обязанностями, усвоение основ национальной культуры.
Задачи:
- уточнить представления о правах и обязанностях обучающегося школы;
- -познакомить детей с историей, традициями русского народа;
- - познакомить с символикой России (флаг, герб, гимн );
- - познакомить с историей родного края;
- - воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою Родину;
- - познакомить с основными законами жизни каждого человека нашей страны (Конституция).
Содержание занятий:
- Нравственные беседы: «От чего зависят поступки человека». «Права человека и гражданина». «Что такое общество. Мы выбираем, нас выбирают». «Жадность и зависть. Уголовное право».
- Ролевые игры: «Правонарушения». «Моя семья». «Герои моей семьи».
- Познавательные беседы: «Ради жизни на Земле». «Символы России». «Что такое честь». «Что такое Конституция».
Обучающиеся должны знать свои права и обязанности, овладеть основами экономического просвещения; национального самосознания, а именно:
- Знать права и обязанности обучающегося;
- Помнить основные исторические даты и события России;
- Знать имена людей, прославивших Россию, родной край;
- Знать традиционные праздники и обычаи русского народа.
- «Творческое развитие»
Цель:
развития механизмов творческого восприятия мышления, чувства восхищения прекрасным и бережного к нему отношения, формирование духовных запасов личности каждого воспитанника.
Задачи:
- развивать практические умения, элементы художественного исполнительства, фантазию, конструктивное мышление путем приобщения воспитанников к разнообразным жанрам искусства, к культурному наследию общества;
- продолжать формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
- развивать эстетические представления на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека;
- формировать эстетические представления, фантазию, мышление и сообразительность на основе знакомства с разнообразными видами творчества человека;
- развивать практические навыки и умения, мелкую моторику рук.
Содержание занятий:
- Практические занятия: «Прекрасна природа в любое время года». «Мастерская Деда Мороза». «Подарки родным и близким».
- Занятия – игры: «Звуки весны». «Краски осени». «Цветок желаний». «Защитники Отечества».
- Познавательные беседы: «Как празднуют Новый год в разных странах». «Голубь мира». «Герои нашего времени».
Обучающиеся должны знать и уметь:
- Знать различные инструменты обслуживающего труда, их возможности, умения владеть ими;
- Уметь планировать свою работу;
- Работать по инструкции;
- Освоить такие вспомогательные средства, как эскиз, набросок, схема;
- Переносить свои впечатления и преставления в разные виды художественной деятельности : лепку, рисование, аппликацию, конструирование.
- «Трудовое воспитание»
Цель:
отработка навыков трудового поведения, вооружение основными навыками самообслуживания, осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться.
Задачи:
- сформировать навыки самообслуживания; продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены;
- научить правильному уходу за одеждой; научить производить мелкий ремонт одежды, обуви;
- научить ухаживать за жилищем; научить пользоваться бытовыми электроприборами;
- познакомить детей с правилами ухода за предметами личного пользования;
- воспитывать в детях бережливость, аккуратность в сфере их обращения с вещами.
Содержание занятий:
- Практические занятия: «Уход за школьной одеждой, обувью». «Виды одежды. Уход за ней». «Проворная игла». «Мой уютный класс. Моя комната». «Чтобы сад расцвёл». «Новогодние костюмы и маски».
- Познавательные занятия: «Кем я стану, когда вырасту». «Комнатные растения». «Семейная династия». «Кого волнует беспорядок». «Труд, вложенный в кусочек хлеба». «Золотые руки».
Обучающиеся должны осмыслить необходимость трудовой деятельности, профессиональной подготовка, общей ориентации в мире профессий, а именно:
- владеть элементарными навыками самообслуживания;
- знать и выполнять правила поведения в школе, в своём доме, в своей комнате, в столовой, классной комнате;
- участвовать в дежурстве по школе, по столовой;
- поддерживать чистоту и порядок в классе, доме, своей комнате;
- правильно ухаживать за одеждой, обувью; выполнять их ремонт;
- выполнять работы по обслуживающему труду;
- уметь ухаживать за комнатными растениями и растениями в школьном саду;
- уметь ухаживать за растениями на школьных клумбах.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема направления, занятия | Форма работы | Примечание |
1. | Вводное занятие. Знакомство, свободные дискуссии о летних каникулах, планах на учебный год | Дискуссия. | |
2. | «Дружба. Друг. Настоящий друг». | Нравственные беседы | |
3. | «Правила на всю жизнь». | ||
4. | «Привычки хорошие и плохие». | Тренинг | |
5. | «Азбука общения». | Тренинг | |
6. | Правила дорожного движения. «Моя дорога в школу и обратно» | Практическое занятие | |
7. | «Прекрасна природа в любое время года». | Экскурсия. | |
8. | Уход за школьной одеждой, обувью. | Практические занятия | |
9. | Виды одежды. Уход за ней | ||
10. | «Проворная игла». | ||
11. | «Что такое доверие» | Этические беседы | |
12. | Азбука общения. | ||
13. | Стыд и совесть | ||
14. | «Кто аккуратен, тот людям приятен" | ||
15. | Познавательные беседы: «Витамины укрепляют организм». | Познаватель-ные беседы | |
16. | «Меры пожарной безопасности». | ||
17. | «Осторожно, гололёд». | ||
18. | «От чего зависят поступки человека». | Нравственные беседы | |
19. | «Права человека и гражданина». | ||
20. | «Правонарушения» | Ролевые игры | |
21. | «Моя семья» | ||
22. | «Герои моей семьи». | ||
23. | «Прекрасна природа в любое время года» (зима) | Экскурсия. | |
24. | Мой уютный класс. Моя комната. | Беседа | |
25. | «Чтобы на окне сад расцвёл». | Практическое занятие | |
26. | Что такое общество. «Мы выбираем, нас выбирают». | Правовые беседы | |
27. | «Что такое Конституция». | ||
28. | «Жадность и зависть. Уголовное право». | ||
29. | «Сам сохрани своё здоровье». | Нравственные беседы | |
30. | «Что имеем, не храним, потерявши, плачем». | ||
31. | Как празднуют Новый год в разных странах? | Познавательная беседа. | |
32. | «Мастерская Деда Мороза». | Практическая работа. | |
33. | «Новогодние костюмы и маски». | ||
34. | «Кем я стану, когда вырасту». | Познавательные занятия. | |
35. | «Комнатные растения». | ||
36. | «Курение – опасная ловушка». | Нравственные беседы, игры. | |
37. | «Волшебные слова». | ||
38. | «Праздники страны». | ||
39. | «Осанка – красивая спина». | Тренинги. | |
40. | «Спорт укрепляет здоровье». | ||
41. | «Мир всей планете» | Экологическая беседа. | |
42. | «Покормите птиц зимой» | Трудовая операция | |
43. | Внимание. Диагностика, тренировка внимания. | Тренинг | |
44. | Внимание. Тренировка внимания. | ||
45. | Герои Земли русской. | Беседы | |
46. | Мужественность и её черты. | ||
47. | День Защитников Отечества. | Познаватель -ная беседа. | |
48. | Память. Диагностика, тренировка памяти. | Тренинг | |
49. | Память. Диагностика, тренировка памяти. | ||
50. | О мамах и бабушках. | Мини - рассказ | |
51. | «Семейная династия». | Творческая работа. | |
52. | «Ради жизни на Земле» | Познаватель-ные беседы | |
53. | «Символы России». | ||
54. | «Что такое честь». | Этическая беседа | |
55. | «Прекрасна природа в любое время года» (весна). | Экскурсия | |
56. | «Звуки весны». | Занятие - игра | |
57. | «Движение – это жизнь». | Практическое занятие | |
58. | «Правила поведения на праздниках». | Тренинг | |
59. | «Кого волнует беспорядок». | Практическое занятие | |
60. | «Труд, вложенный в кусочек хлеба». | Познаватель-ные беседы | |
61. | «Золотые руки». | ||
62. | «Голубь мира». | ||
63. | «Мир. Труд. Май» | Практическое занятие | |
64. | «Герои нашего времени». | Познаватель-ная беседа | |
65. | «Подснежники». | Беседа, практическое занятие. | |
66. | Меры пожарной безопасности. | Познаватель-ная беседа | |
67. | «Подарки родным и близким». | Практическое занятие. | |
68. | Привычки вредные и полезные. | Беседа, тренинг. | |
69. | Азбука дорожного движения (повторение, обобщение) | Практическое занятие, беседа. | |
70. | «Прекрасна природа в любое время года» (лето). | Беседа, экскурсия. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Масальская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании ПМП консилиума школы Председатель консилиума ______________________ Протокол № 1 от «___» августа 2017 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР ______________ Савельева М. П
«___» августа 2017 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________ Перевозчиков Н.И. Приказ № ___ от «___» августа 2017 г. |
«Познай себя»
Рабочая программа курса
для обучающихся с ОВЗ
(11 – 15 лет)
основного общего образования
Составлена: Овчаренко Г.В.,
педагогом - психологом
( высшая квалификационная категория)
п. Масальский
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Приказа № 1527 от 12.03.2014 года «О деятельности педагога – психолога в образовательных организациях Алтайского края»;
- Приказа №104/1 от 06.10.2014 года комитета по образованию Алтайского края Локтевского района «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Локтевского района»;
- Программы коррекционной работы в школе: Психолого – педагогическое обеспечение образовательного процесса. Нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция в школе / А.В.Семенович. – М. : Дрофа, 2015.
Проблема коррекции и развития эмоционально - волевой сферы детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является важной и актуальной. Эмоциональное развитие обучающихся с интеллектуальной недостаточностью заслуживает особого внимания, поскольку оно оказывает непосредственное влияние на процесс взаимодействия с окружающими людьми и, соответственно, во многом определяет успешность социальной адаптации и интеграции в общество. Особенно актуальна данная тема в тот момент, когда у детей наступает подростковый возраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.
В это время у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.
Этой потребности соответствуют и открывающиеся новые интеллектуальные возможности у учащихся 11 - 15 лет. Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.
В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Его волнуют вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Кем я буду?» и т.п. Интерес к себе, собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. Взрослея, дети с ОВЗ начинают понимать, что они чем – отличаются от сверстников, по этому поводу начинают замыкаться, появляются комплексы, проблемы с общением, поведением. В это время и необходима коррекция эмоционально – волевой сферы личности, общение и откровенный разговор на темы, интересующие подростка.
Цель:
- формирование у учащихся положительного отношения к обучению в средней школе посредством снятия эмоционального напряжения, чувства тревожности, развития коммуникативных навыков и повышения самооценки, формирование положительной коммуникативной деятельности и саморегуляции.
Задачи:
- Помочь взрослеющему человеку в стремлении познать себя, понять себя достаточно полно и правильно;
- Формировать навыки самосовершенствования, самосознания и самоконтроля, нравственные личностные качества;
- Развивать творческие способности учащихся, навыки самоорганизации;
- Сформировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях;
- Развить социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с учителями и другими сотрудниками школы.
При организации деятельности используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия, психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. У каждого ученика ведется специальная тетрадь с творческими заданиями, мыслями, с материалами анкет и тестов.
Программа адаптирована для работы с подростками 11 – 15 лет (5, 6, 7 классы), имеющими рекомендации Территориальной психолого — медико — педагогической комиссии Локтевского района.
Психопрофилактическая работа с подростками в рамках данной программы осуществляется на основе следующих принципов:
- Принцип «комфортной среды»
Для успешности процесса необходимо, чтобы подросток чувствовал себя комфортно. Комфортная среда подразумевает, с одной стороны, уровень партнерских взаимоотношений педагога – психолога с участниками тренинга; с другой стороны, ряд «средовых» факторов: мягкое освещение, удачное местоположение ребёнка относительно педагога - психолога и пр. Во время занятий используются задания, соответствующие возможностям ребенка; инструкция к играм формулируется в сказочной форме; исключается негативная оценка действий ребёнка, поощряется фантазия и творческий подход.
2. Принцип «безусловного принятия»
Принятие ребёнка таким, какой он есть. Принятие внешнего вида и физического состояния, жизненного опыта, противоречий, ценностей, мотиваций, устремлений и желаний — все это является залогом успешности коррекционно-развивающей работы
3. Принцип «доступности информации»
Все обращения, реплики, интерпретации и рекомендации, которые дает педагог -психолог, должны быть сформулированы доступно для понимания подростков.
4. Принцип активности и свободы самовыражения
Постановка подростка в позицию самоконтроля и саморегуляции.
5. Принцип реального «проживания», проигрывания всевозможных ситуаций вместе с героями читаемых произведений. Подросток ставит себя на место героя, анализирует (с помощью педагога) ситуации, предлагает свой выход из них, реально их проживает.
6. Принцип осмысления опыта
Разыгрывая ситуацию, подросток имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это, в свою очередь, дает возможность соотнести игру с реальной жизнью, найти способы решения проблемы.
7. Принцип обмена
В любой игре подросток и педагог-психолог легко обмениваются мыслями, чувствами, что позволяет построить партнерские взаимоотношения.
Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы обучающихся занимает важное место в решении задач психологического сопровождения образовательного процесса.
Для оценки результативности работы в программе предусмотрен диагностический блок, который включает два этапа: перед началом работы и по ее завершении.
Отработка навыков проходит в три этапа:
- получение информации о содержании того или иного навыка;
- применение полученных знаний в конкретных ситуациях (отработка навыка);
- перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь ребёнка.
Программа включает:
Коррекционно-развивающие занятия по эмоционально – волевому развитию обучающихся:
5 класс, Сигида Виктор
6 класс, Животягин Максим, Мартыненко Евгений
7 класс, Чернышов Кирилл
Левакова Виктория (СИПР)
Календарный учебный график обучающихся 5, 6, 7 классов содержит по 35 учебных недель, поэтому рабочая программа рассчитана также на 35 учебных часов, по 1 часу в неделю.
Планируемые результаты реализации программы
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по устранению трудностей эмоционально - волевой сферы у обучающихся должны быть:
- более сформированы и развиты психологические предпосылки и основы учебной деятельности;
- лучше развиты интеллектуальные способности;
- развиты мотивационная и эмоциональная сфера подростков, межличностных отношений подростков;
- лучше сформированы навыки конструктивного общения, расширен репертуар видов общения;
- лучше развита личность подростка, снижение внутриличностных противоречий.
Структура курса
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1. | «Можно ли учиться с удовольствием» | 2 часа. |
1. | Образ вашего «Я». | 4 часа |
2. | Учимся управлять эмоциями | 6 часов |
3. | Искусство общения | 9 часов |
4. | Мое поведение и поступки | 3 часа |
5. | От каждого по способностям | 8 часов |
6. | Психологические тренинги и игры | 3 часа |
Учебно - тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Примечание | |
«Можно ли учиться с удовольствием» | 2 часа | |||
1. | «Вводное занятие. Здесь и сейчас мы собрались.» | |||
2. | «Я и мой класс. Я и моя школа.» | |||
Образ вашего «Я» | 4 часа | |||
3. | Темперамент. Мой темперамент. | 1 | ||
4. | Характер. | 1 | ||
5. | Воля. Самостоятельность. | 1 | ||
6. | «Посмотримся в зеркало» | 1 | ||
Учимся управлять эмоциями | 6 часов | |||
7. | «Мои эмоции» | 1 | ||
8. | «Я учусь владеть собой» | 1 | ||
9. | Наши эмоции и чувства. Проявление эмоций и чувств (коллаж) | 1 | ||
10. | «В поисках мирного пути выражения чувств» | 1 | ||
11. | «Практика решения конфликтов» | 1 | ||
12. | Обобщение, систематизация знаний. «Техника стоп-кадр». | 1 | ||
Искусство общения | 9 часов | |||
13. | Общение без слов. О чем говорят жесты. | 1 | ||
14. | Какой я собеседник? | 1 | ||
15. | Правила честного спора | 1 | ||
16. | Поговорим рисунками | 1 | ||
17. | Портрет нашего класса | 1 | ||
18. | Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну | 1 | ||
19. | Как люди воспринимают меня самого | 1 | ||
20. | Как возникает симпатия. Товарищество и дружба | 1 | ||
21. | «Детектор лжи» | 1 | ||
Мое поведение и поступки | 3 часа | |||
22. | Что такое поведение? | 1 | ||
23. | Проявления личности в вербальном поведении. Проявление личности в невербальном поведении. | 1 | ||
24. | Личность и поступок. Психологический практикум (обобщение). | 1 | ||
От каждого по способностям | 8 часов | |||
25. | Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества. | 1 | ||
26. | Одарённость, талант, гениальность. | 1 | ||
27. | Мышление, память, восприятие окружающего мира, творческое отношение к действительности и воображение как общие способности. | 1 | ||
28. | Внимание. Моё внимание. Игры на внимание. | 1 | ||
29. | Память. Моя память. Задания на проверку, тренировку внимания. | 1 | ||
30. | Внимание, память в повседневной жизни. | 1 | ||
31. | Специальные способности. Виды специальных способностей (математические, художественные, литературные, познавательная активность). | 1 | ||
32. | «Мои способности». Чем я увлекаюсь? | 1 | ||
Психологические тренинги и игры | 3 часа | |||
33. | «Мир начинается с тебя» | 1 | ||
34. | Богатство вашей личности. | 1 | ||
35. | Итоговое занятие «Чему я научился? Что я могу?». | 1 | ||
Всего: | 35 часов |
Учебно-методическое обеспечение:
1.А.В. Микляева Программа коррекционных занятий «Я подросток». Санкт - Петербург: Издательство РЕЧЬ, 2014 г.
2. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008.
3. Детская и подростковая агрессивность: профилактика и коррекция. / Материалы МОУ Центр «Развитие» г.Вологды. – Вологда, 2010.
4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
5. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вохмянина; Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.
Содержание программы
Раздел 1. «Можно ли учиться с удовольствием» (2 часа)
Тема 1.1. «Вводное занятие. Здесь и сейчас мы собрались.» Формирование эмоционального отношения к занятиям. Адаптация детей к новому стилю общения.
Тема 1.2. «Я и мой класс. Я и моя школа.» Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных сторон человека: предпочтение, способности, мечты и т.д. Знакомство с требованиями основной школы.
Раздел 2 «Образ вашего Я» (4 часа)
Тема 2.1 «Темперамент». Темперамент. Выяснить что такое темперамент. Типы темперамента и их характеристики. Интроверты и экстраверты. Составляющие темперамента: импульсивность, тревожность, ригидность, пассивность и активность, рефлексивность, эмотивность, сензитивность. Оптимистичность и пессимистичность. Исследование степени выраженности темперамента. Кто я – оптимист или пессимист?
Тема 2.2 «Характер». Выяснить что такое характер. О чертах характера и для чего нужно знать черты характера. Как влияет на нас ситуация, в которой мы действуем. Как порождается образ. Самооценка. О привычках и воле. Слабоволие. О потребностях, мотивах и действиях.
Тема 2.3 «Воля. Самостоятельность» Формирование представления о воле как о сознательном управлении субъектов своим поведением, способности мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути достижения цели.
Тема 2.4. «Посмотрим в зеркало». Обобщение полученных знаний. Возможные формы проведения: сочинение “Письмо к незнакомому другу”, беседа, игра.
Раздел 3 «Учимся управлять эмоциями» (6 часа)
Тема 3.1. Мои эмоции. Показать возможность анализа сложных, противоречивых, дискомфортных чувств как средства самопознания, личностного роста и достижения эмоционального равновесия; дать учащимся возможность определить позицию по вопросу «Надо ли подавлять эмоции?». Упражнения «Эмоции», «Все относительно», «Вычерпывание чувств»
Тема 3.2. Я учусь владеть собой. Раскрыть понятия «тревожность» и «стресс»; обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности; познакомить с упражнениями на расслабление; обучить навыкам саморегуляции. Мини-лекция «Тревожность. Стресс». Упражнения «Подводные камни», «Человечек», «Спасательный круг»
Тема 3.3 Наши эмоции и чувства. Проявление эмоций и чувств. Знакомство учащихся с понятиями «эмоции» научить определять эмоциональное состояние других людей. Изготовление портрета-коллажа; раскрытие различных эмоций .
Тема 3.4 В поисках мирного пути выражения чувств.Актуализировать знания учащихся о настроении, чувствах человека. Дискуссия «Какие чувства мы знаем», упражнения «Поиграем со словом «радость»», «Поиграем со словомс «Грусть»»
Тема 3.5 Практика решения конфликтов. Определить уровень конфликтности каждого участника группы; формировать умения разрешать конфликты; проанализировать способы выхода из конфликтных ситуаций. Мини-лекция «Конфликтная ситуация. Конфликт. Способы выхода из конфликтных ситуаций». Упражнение «слон, пальма, крокодил», «Разведчик», «Анализ жизненных ситуаций», «Слова».
Тема 3.6. техника стоп-кадр. Познакомить с техникой «Стоп-кадр», с теоретическими основами жизненных позиций по Берну.
Раздел 4 «Искусство общение» (9 часов)
Тема 4.1 Общение без слов. О чем говорят жесты. Развитие представлений учащихся о понятии «общение». Знакомство с функциями и формами общения, оценка возросшей значимости роли общения. Правила и особенности невербального общения.
Тема 4.2 Какой я собеседник? Изучение индивидуальных, особенностей личности ребёнка. Понятие активного слушания.
Тема 4.3 Правила честного спора. Развитие у учащихся умения молчать, слушать, ставить себя на место другого человека.
Тема 4.4 Поговорим рисунками. Передача информации с помощью рисунка.
Тема 4.5 Портрет нашего класса. Создание коллективного коллажа на тему «я-ты, он-она, вместе дружная семья»
Тема 4.6. Первое впечатление о человеке. Реакция на новизну.Почему первое впечатление не всегда оправдывается. Как мы воспринимаем новинки
Тема 4.7. Как люди воспринимают меня самого. Какое впечатление создается у окружающих обо мне. Что на это влияет?
Тема 4.8. Как возникает симпатия. Товарищество и дружба. Обсуждение смысла пословиц, поговорок. Восприятие внешности человека на примере сказок.
Тема 4.9. « Детектор лжи». Проанализировать предложенные ситуации. Просмотр фильма «как жесты помогают понять собеседника»
Раздел 5. Поведение и поступок (3 часа).
Тема 5.1. Что такое поведение. Определение понятия поведение, поступок, агрессия.
Тема 5.2. Проявления личности в вербальном поведении. Проявление личности в невербальном поведении. Особенности выражения человека в вербальном (словесном) и невербальном поведении.
Тема 5.3. Личность и поступок. Психологический практикум в форме обобщающего урока. Какие бывают поступки. Какие факторы влияют на совершение поступков.
Раздел 6. От каждого по способностям (5 часов).
Тема 6.1. Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества. Как возникли способности и как они изменялись с течением времени.
Тема 6.2. Одарённость, талант, гениальность. Какого человека мы можем считать одаренным, гениальным, талантливым.
Тема 6.3. Мышление, память, восприятие окружающего мира, творческое отношение к действительности и воображение как общие способности. Что такое мышление, память, как мы воспринимаем окружение
Тема 6.4. Развитие памяти. Игры на внимание. Виды памяти, приемы развития. Развитие внимания.
Тема 6.5. Специальные способности. Виды специальных способностей (математические, художественные, литературные, познавательная активность). Почему способности у людей различаются.
Раздел 7. Психологические тренинги и игры (2 часа).
Тема 7.1. Мир начинается с тебя. Создать условия для осознания участниками группы ценности жизни; формировать умения находить решения жизненных проблем.
Тема 7.2. Богатство нашей личности. Определение понятия «роль»; многообразие жизненных ролей; принятие роли в зависимости от ситуации; определение собственного Я.
Раздел 8. Итоговое занятие
Тема 8.1 Подводим итоги. Закрепить знания каждого участника группы о своей уникальности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Социально-бытовой ориентировке» 5 класс ориентирована на использование УМК под редакцией М.Н. Перовой составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта
Пояснительная записка по педмету СБО...
Рабочие программы по социально - бытовой ориентировке 5 - 9 класс
Развернутое тематическое планирование по социально - бытовой ориентировке (СБО ) VIII вида...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 5 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специал...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)
Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...
Рабочая программа по социально – бытовой ориентировке по образовательной программе специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.
Рабочая программа включает все необходимые разделы. Также предлагается календарно-тематическое планирование по предмету....
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР вариант 2Класс: 7...
Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...