Внеурочная деятельность учителя - логопеда как средство активизации речевого развития учащихся с ОВЗ
консультация
Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Именно в рамках внеурочной деятельности учащиеся школы получают первые уроки социализации личности, навыки самообразовательной работы, возможность повторить, закрепить и обогатить знания, полученные в процессе учебной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Внеурочная деятельность учителя - логопеда как средство активизации речевого развития учащихся с ОВЗ
Без умения хорошо говорить и мыслить логически трудно хорошо учиться, общаться. Лев Семёнович Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.
Именно в рамках внеурочной деятельности учащиеся школы получают первые уроки социализации личности, навыки самообразовательной работы, возможность повторить, закрепить и обогатить знания, полученные в процессе учебной деятельности.
Для учителя-логопеда основными формами работы являются уроки, фронтальные, подгрупповые или индивидуальные занятия. И это понятно, ведь основная задача учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, т.е. длительная, кропотливая работа по исправлению звукопроизношения, формированию и развитию лексико-грамматической стороны речи, профилактики и коррекции нарушений письменной речи. И задачи эти могут быть решены только в специально организованной образовательной обстановке, т.е. на уроке. Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия, т.к. по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия.
В практической методологии выделяют 8 принципов организации внеурочной деятельности, на которые ориентируемся и мы учителя – логопеды:
- принцип связи внеклассной работы с коррекционными уроками учителя-логопеда.
Сущность его заключается в том, что основой для внеурочной деятельности должны являться знания, полученные учащимися на занятиях с логопедам. Опираясь на эти знания, логопед совершенствует речевые навыки учащихся во внеурочной деятельности.
- принцип систематичности в подаче логопедического материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеурочной деятельности должно быть соотнесено с программой. Взаимосвязь внеурочной деятельности и программного материала обеспечивает систематичность в усвоении языкового материала и выработке речевых навыков.
- принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность: каждый ученик получает задание по интересу и по своим способностям.
- принцип занимательности, является одним из основных условий пробуждения интереса к внеклассной работе. Занимательность - это то, что удовлетворяет запросы учащихся, развивает у них любознательность.
- принцип разнообразия форм и видов внеурочной деятельности. Интерес к внеурочной деятельности поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеурочной деятельности, тем устойчивее интерес к ней.
- принцип взаимосвязи различных видов внеурочной деятельности. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по коррекции речи, русскому языку, обучению чтению, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.
- принцип добровольности. Чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься языковыми видами деятельности во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно, о чем говорилось выше.
- принцип массовости. С учетом того, что участие во внеурочной деятельности благотворно сказывается на развитии речи учащихся, ускоряет процесс практического овладения ими русским языком, к ней привлекается как можно больше учащихся.
Таковы основные методические принципы организации внеурочной деятельности, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех и результативность коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ.
Речевое развитие в урочное и внеурочное время жизненно необходимо для наших учащихся. В методике развития речи мы применяем инновационные методы, технологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении учащихся.
Ведущей формой обучения в школе является урок. Не допускающий никаких отклонений урок и наполненность программы очень часто не позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Красиво говорим», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением и обеспечивающая развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные речевые способности каждого обучающегося.
Большое значение во внеурочной логопедической работе имеет проведение занимательной логопедии. Для обучающихся начальной школы нами была разработана и апробирована программа по внеурочной деятельности «Красиво говорим».
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников с недостатками в речевом развитии знания по русскому языку на разных ступенях обучения.
- Подготовительный (диагностический) этап – диагностика речевого развития, выявление потребностей индивидуальных интересов и способностей детей, запросов их родителей, определение критериев оценки эффективности внеурочной деятельности учителя-логопеда.
Определить основные направления, разработать программы по реализации внеурочной деятельности в соответствие с пакетом документов ФГОС нового поколения.
- Основной этап – реализация разработанной программы внеурочной деятельности, посредством использования имеющейся в школе материально-технической базы, информационных ресурсов, собственного методического потенциала.
- Заключительный (аналитический) этап – анализ результативности внеурочной деятельности по развитию речи, приобретению новых знаний.
На занятиях по внеурочной деятельности мы решаем следующие задачи:
1. Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности;
2. Развивать лексический запас и грамматический строй речи в процессе практической деятельности;
3. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению; 4. Формировать коммуникативные умения и навыки;
5. Расширять кругозор;
6. Воспитывать любовь к русской речи, к родному языку.
А сейчас прошу обратить ваше внимание на экран (видео-ролик)
Для обучающихся начальной школы нами была разработана и апробирована программа по внеурочной деятельности «Красиво говорим».
Занятия проводятся во внеурочное время в виде комплексно-тематических и развлекательно-игровых методик под девизом: «Учимся, играя!». Логопедическая и логоритмическая деятельность позволяет детям с речевыми нарушениями совершенствовать навыки моторного развития, развивать лексический запас и грамматический строй речи, проводить профилактику нарушения письменной речи, формировать коммуникативные умения и навыки, воспитывать любовь к родному языку.
Организация деятельности детей на таких занятиях основывается на принципах занимательности, научности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к детям с учетом их способностей.
На занятиях применяются разнообразные виды работ:
- практические задания с элементами игр и игровой деятельности; так например для учащихся 2 – 4 классов проводятся игры: «Орфография с секретом», «Логопедическая арифметика», «Волшебный лабиринт»
- дидактические и раздаточные материалы;
- пословицы и поговорки, считалки, рифмовки;
- ребусы, кроссворды, головоломки, логические упражнения;
- лингвистические сказки;
- пиктограммы, мнемотаблицы
- подвижные игры
В логопедической внеурочной деятельности можно выделить такие формы работы:
- групповая;
- практическая;
- коллективная;
- массовая.
А также различные методы обучения, используемые при проведении занятий:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
- практический;
- объяснительно - иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Обязательным для занятий с младшими школьниками во внеурочной деятельности являются занимательные элементы.
В системе внеклассной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной формой внеурочной деятельности являются логопедические праздники, конкурсы. На них подводятся итоги речевых занятий, закрепляются навыки речи в усложненных условиях. Это своеобразная форма публичных выступлений. Нами были проведены праздники квест-игра «Путешествие в страну Чистой речи», игра-драматизация «В гостях у сказки», Викторина «Знайки».
Данные конкурсы способствуют не только развитию речи, личностных качеств, базовых учебных действий, но и успешной социализации учащихся. Отсюда и результаты:
- увеличивается потребность детей в общении, стимулируется накопление и развитие речевых умений и навыков;
- развивается интерес к родному языку, пробуждается потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка, развивается мотивация к изучению, расширяются знания и представления о литературном языке;
- воспитываться культура общения, развивается смекалка и сообразительность.
Дети приобщаются к самостоятельной исследовательской работе, учатся организации личной и коллективной деятельности.
Итог:
Таким образом, мы рассмотрели варианты внеурочной деятельности учителя-логопеда в школе для обучающихся с ОВЗ, определили принципиальные подходы к организации внеклассной работы и познакомились с мероприятиями, которые могут быть представлены в методической копилке учителя-логопеда.
Конечно, логопед не в силах провести такую большую деятельность один. В нашей школе любое дело, любое мероприятие, любое творческое начинание тут же подхватывается всем педагогическим коллективом. Взаимодействие всех участников образовательного процесса даёт свои положительные результаты. Исходя из анализа проводимых мероприятий в нашей школе, можно с уверенностью сказать о необходимости внеурочной деятельности, ее значимости в коррекции речевых нарушений.
Ведь вовлекая детей в совместную творческую деятельность, мы не только реализуем задачи исправления речевых недостатков, но и стимулируем личностное развитие детей, формируем навыки речевой коммуникации, что соответствует основной задаче коррекционной школы: максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и социальной адаптации учащихся в условиях современного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...
Доклад на тему: «Технология встречных усилий как средство активизации речевой и познавательной деятельности учащихся».
ДокладНа тему: «Технология встречных усилий как средство активизации речевой и познавательной деятельности учащихся»....
Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...
Из опыта работы учителя-логопеда по обследованию уровня речевого развития дошкольника.
Мы предлагаем диагностическую карту, которая имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в разработанной нами карте используется логопедический опыт построения полных карт. Во-вторых,...
внеурочная деятельность учителя - логопеда
Внеурочная деятельность учителя – логопеда направлена на развитие речевых возможностей обучающихся. Очень хорошо способствует этому театрализация, драматизация, как методы арттерапии. Дети с удо...
Использование эффективных современных технологий в работе учителя – логопеда как средство стимулирования речевой активности обучающихся с ООП
Выступление на ММО учителя-логопеда...