Внеурочная деятельность учителя - логопеда как средство активизации речевого развития учащихся с ОВЗ
консультация

Лучкина Елена Валерьевна

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Именно в рамках внеурочной деятельности  учащиеся школы получают первые уроки социализации личности,  навыки самообразовательной работы, возможность повторить, закрепить и обогатить знания, полученные в процессе учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность учителя  - логопеда как средство активизации речевого развития учащихся с ОВЗ

Без умения хорошо говорить и мыслить логически трудно хорошо учиться, общаться. Лев Семёнович Выготский писал: «Есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». 

Проблема развития речи одна из важнейших в начальной школе. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – сегодня явление редкое. А для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития.

Именно в рамках внеурочной деятельности  учащиеся школы получают первые уроки социализации личности,  навыки самообразовательной работы, возможность повторить, закрепить и обогатить знания, полученные в процессе учебной деятельности.

Для учителя-логопеда основными формами работы являются уроки, фронтальные, подгрупповые или индивидуальные занятия. И это понятно, ведь   основная задача учителя-логопеда – коррекция речевых нарушений, т.е. длительная, кропотливая работа по исправлению звукопроизношения, формированию и развитию лексико-грамматической стороны речи, профилактики и коррекции нарушений письменной речи.  И задачи эти могут быть решены только в  специально организованной образовательной  обстановке, т.е. на уроке. Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия, т.к. по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия.

В практической методологии выделяют 8 принципов организации внеурочной деятельности, на которые ориентируемся  и мы учителя – логопеды: 

принцип связи внеклассной работы с коррекционными уроками учителя-логопеда.

Сущность его заключается в том, что основой для внеурочной деятельности  должны являться знания, полученные учащимися на занятиях с логопедам. Опираясь на эти знания, логопед совершенствует речевые навыки учащихся во внеурочной деятельности.

принцип систематичности в подаче логопедического материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеурочной деятельности должно быть  соотнесено с программой. Взаимосвязь внеурочной  деятельности  и программного материала обеспечивает систематичность в усвоении языкового материала и выработке речевых навыков.

принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность: каждый ученик получает задание по интересу и по своим способностям.

принцип занимательности, является одним из основных условий пробуждения интереса к внеклассной работе. Занимательность - это то, что удовлетворяет запросы учащихся, развивает у них любознательность.

принцип разнообразия форм и видов внеурочной деятельности. Интерес к  внеурочной деятельности поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеурочной деятельности, тем устойчивее интерес к ней.

принцип взаимосвязи различных видов внеурочной деятельности. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по коррекции речи, русскому языку, обучению чтению, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

принцип добровольности. Чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься языковыми видами деятельности во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно, о чем говорилось выше.

принцип массовости. С учетом того, что участие во внеурочной деятельности благотворно сказывается на развитии речи учащихся, ускоряет процесс практического овладения ими русским языком, к ней  привлекается как можно больше учащихся.

Таковы основные методические принципы организации внеурочной деятельности, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех и результативность коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ.

Речевое развитие в урочное и внеурочное время жизненно необходимо для наших учащихся. В методике развития речи мы применяем инновационные методы, технологии. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств речевого развития и помогают достижению максимально возможных успехов в обучении учащихся.

Ведущей формой обучения в школе является урок. Не допускающий никаких отклонений урок и наполненность программы очень часто не позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». В этом случае на помощь приходит программа внеурочной деятельности «Красиво говорим», являющаяся закономерным продолжением урока, его дополнением и обеспечивающая развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные речевые способности каждого обучающегося.

Большое значение во внеурочной логопедической работе имеет проведение занимательной логопедии. Для обучающихся начальной школы нами была разработана и апробирована программа по внеурочной деятельности «Красиво говорим».

Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников с недостатками в речевом развитии знания по русскому языку на разных ступенях обучения.

  1. Подготовительный (диагностический) этап – диагностика речевого развития, выявление потребностей индивидуальных интересов и способностей детей, запросов их родителей, определение критериев оценки эффективности внеурочной деятельности учителя-логопеда.

Определить основные направления, разработать программы по реализации внеурочной деятельности в соответствие с пакетом документов ФГОС нового поколения.

  1. Основной этап – реализация разработанной программы внеурочной деятельности, посредством использования имеющейся в школе материально-технической базы, информационных ресурсов, собственного методического потенциала.
  2. Заключительный (аналитический) этап – анализ результативности внеурочной деятельности по развитию речи, приобретению новых знаний.

На занятиях по внеурочной деятельности мы решаем следующие задачи:

1. Формировать   связную   речь   как   средство   и   форму   мыслительной деятельности;

2. Развивать   лексический     запас   и   грамматический   строй   речи   в процессе   практической деятельности;

3. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению; 4. Формировать коммуникативные умения и навыки;

5. Расширять кругозор;

6. Воспитывать любовь к русской речи, к родному языку. 

А сейчас прошу обратить ваше внимание на экран (видео-ролик)

 Для обучающихся начальной школы нами была разработана и апробирована программа по внеурочной деятельности «Красиво говорим».

Занятия проводятся во внеурочное время в виде комплексно-тематических и развлекательно-игровых методик под девизом: «Учимся, играя!». Логопедическая и логоритмическая деятельность позволяет детям с речевыми нарушениями совершенствовать навыки моторного развития, развивать лексический запас и грамматический строй речи, проводить профилактику нарушения письменной речи, формировать коммуникативные умения и навыки, воспитывать любовь к родному языку.

Организация деятельности детей на таких занятиях основывается на принципах занимательности, научности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к детям с учетом их способностей.

На  занятиях  применяются разнообразные виды работ:

  • практические задания с элементами игр и игровой деятельности; так например для учащихся 2 – 4 классов проводятся игры: «Орфография с секретом», «Логопедическая арифметика», «Волшебный лабиринт»
  • дидактические и раздаточные материалы;
  • пословицы и поговорки, считалки, рифмовки;
  • ребусы, кроссворды, головоломки, логические упражнения;
  • лингвистические сказки;
  • пиктограммы, мнемотаблицы
  • подвижные игры

В логопедической внеурочной деятельности можно выделить такие формы работы:

  • групповая;
  • практическая;
  • коллективная;
  • массовая.

А также  различные  методы обучения, используемые  при проведении занятий:

  • словесный  (устное изложение, беседа, рассказ);
  • наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
  • практический;
  •  объяснительно - иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); 
  • репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности);
  •  частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

 Обязательным для занятий с младшими школьниками во внеурочной деятельности являются занимательные элементы.

В системе внеклассной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной формой внеурочной деятельности являются логопедические  праздники, конкурсы. На них подводятся итоги речевых занятий, закрепляются навыки речи в усложненных условиях. Это своеобразная форма публичных выступлений.   Нами  были проведены праздники квест-игра «Путешествие в страну Чистой речи», игра-драматизация   «В гостях у сказки», Викторина «Знайки».

Данные конкурсы способствуют не только развитию речи, личностных качеств, базовых учебных действий, но и успешной социализации учащихся.  Отсюда и результаты:

- увеличивается потребность детей в общении, стимулируется накопление и развитие  речевых умений и навыков;

- развивается интерес к родному языку, пробуждается потребность к самостоятельной работе над познанием родного языка, развивается мотивация к изучению, расширяются знания и представления о литературном языке;

- воспитываться культура общения, развивается смекалка и сообразительность.  

Дети приобщаются  к самостоятельной исследовательской работе, учатся организации личной и коллективной деятельности.

Итог:

Таким образом, мы рассмотрели варианты внеурочной  деятельности  учителя-логопеда в школе для обучающихся с ОВЗ, определили принципиальные подходы к организации внеклассной работы и  познакомились с   мероприятиями, которые могут быть представлены в методической копилке учителя-логопеда.             

Конечно, логопед не в силах провести такую большую деятельность один. В нашей школе любое дело, любое мероприятие, любое творческое начинание тут же подхватывается всем педагогическим коллективом. Взаимодействие всех участников образовательного процесса даёт  свои положительные  результаты.  Исходя из анализа проводимых мероприятий в нашей школе, можно с уверенностью сказать о необходимости внеурочной деятельности, ее значимости в коррекции речевых нарушений.

Ведь вовлекая детей в совместную творческую деятельность, мы не только реализуем задачи исправления речевых недостатков, но и  стимулируем личностное развитие детей, формируем навыки речевой коммуникации, что соответствует основной задаче коррекционной школы: максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и социальной  адаптации учащихся в условиях современного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше¬ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. ...

Доклад на тему: «Технология встречных усилий как средство активизации речевой и познавательной деятельности учащихся».

ДокладНа тему: «Технология встречных усилий как средство активизации речевой и познавательной деятельности учащихся»....

Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на  активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...

Из опыта работы учителя-логопеда по обследованию уровня речевого развития дошкольника.

Мы предлагаем диагностическую карту, которая имеет свои отличительные особенности. Во-первых, в разработанной нами карте используется логопедический опыт построения полных карт. Во-вторых,...

внеурочная деятельность учителя - логопеда

Внеурочная деятельность учителя – логопеда направлена на развитие речевых возможностей обучающихся. Очень хорошо способствует этому театрализация, драматизация, как методы арттерапии. Дети с удо...