Доклад на тему: «Технология встречных усилий как средство активизации речевой и познавательной деятельности учащихся».
учебно-методический материал на тему

Дыкова Елена Олеговна

Доклад

На тему: «Технология встречных усилий как средство активизации речевой и познавательной деятельности учащихся».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

На тему: «Технология встречных усилий как средство активизации речевой и познавательной деятельности учащихся».

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Дыкова Е.О.

Современная школа призвана создать условия, при которых учащиеся выступают в роли активных, сознательных, равноправных участников учебно-воспитательного процесса. В этом случае можно говорить о технологии встречных усилий педагога и учащегося.

Цель использования технологии встречных усилий: развитие ключевых компетентностей учащихся через активизацию познавательной деятельности, сознательное участие в учебном процессе, субъект - субъектное взаимодействие учителя и ученика.

Задачи учителя на уроке, построенном на основе технологии встречных усилий:

  1. Создавать условия для активного, сознательного включения учеников в учебную деятельность.
  2. Формировать у учеников стремление к преодолению незнания путем постоянного приложения определенных усилий в учебной деятельности.
  3. Психологически поддерживать ученика, обеспечивать ему условия для дальнейшего продвижения вперед, создавая «ситуацию успеха».
  4. Постоянно совершенствовать свой методический опыт, умение строить отношения с учениками.

Урок, построенный в соответствии с технологией встречных усилий, разбивается на 5 основных этапов:

-разминка;

-контрольно-подготовительный;

-«вызов»;

-«сотворчество»;

-рефлексия.

На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. «Мозаика» встречных усилий учителя и учащихся:

Этап урока

Педагогические приемы

Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную разминку

«Отсроченная отгадка», «Погружение», «Эпиграф» и т. д.

Контрольно-подготовительный этап: опрос по предыдущим темам

«Лови ошибку», «Опрос-кроссворд», «Согласен – не согласен» и др.

Постановка учебной цели: «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний

«Цель и цели», «Вопросы к тексту», «Знаю/не знаю» и др.

Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников

Деловые игры, «Театрализация», «Кластер» и др.

Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания

«Итоги» (общие, выборочные, экспертные), «Возврат к началу», «три уровня домашнего задания», «Эссе», «Синквейн» и др.

  1. Рассмотрим урок, построенный в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Начало урока - «разминка».

Содержание 1 этапа деятельности: психотренинговые упражнения, обязательно связанные с темой урока, цель которых - создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилиям на последующих этапах урока. Некоторые педагогические приемы на данном этапе:

«Отсроченная отгадка»

В начале урока учитель предлагает учащимися загадку, отгадка которой (ключик для понимания) будет открыта в процессе работы над новой темой. Вновь учитель возвращается к этому в конце урока. Так, например, при знакомстве с темой «Самостоятельные и служебные части речи» учитель начинает с того, что пишет на доске известное предложение Л. В. Щербы: «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит боКРенка». В первый момент в классе повисла тишина полного непонимания. Педагог, в свою очередь, удивляется, что ученики ничего не понимают: «Здесь же все ясно!». Вновь он возвращается к этой фразе в конце урока, предлагая учащимся найти в ней самостоятельные части речи.

Или более простой вариант: при знакомстве с темой «Состав слова» учитель предлагает школьникам ответить на «простой» вопрос: «Может ли приставка оказаться в середИНе слова?» (Да – водопровод, трубопровод). «Всех пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой да на обеих ногах десять». Задаю вопрос: - Отчего он оказался таким уродцем?

Ребята ищут ответ в неправильной постановке знака препинания.

«Эпиграф»

Учащимся предлагается осмыслить текст, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой урока. Не страшно, если вы сначала услышите самые разнообразные версии. Главное не забыть вернуться к предложениям школьников в конце урока и дать оценку их воображению, догадливости. В случае неудачи учитель должен задуматься, насколько верно был подобран «эпиграф» или насколько школьники готовы к работе. Например, на уроке изучения правописания –ться и –тся в глаголах можно записать известную фразу Митрофанушки: «Не хочу учиться, а хочу жениться», а на уроке по теме «Словообразование» - стихотворение Г. Сапгира:

Чудак-математик

В Германии жил.

Он булку и масло

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

«Погружение» проводится по учебной цепочке, при этом возможны следующие варианты:

1.Учащиеся один за другим составляют характеристику какого-то явления (личности). Так, вспоминая, что они знают о глаголе, ученики говорят:

Отвечает на вопросы «Что делать? Что сделать?» - Изменяется по временам – Обозначает действие предмета – Имеет настоящее, прошедшее, будущее время – Имеет I и II спряжение – Изменяется по лицам.

Педагог должен быть готов к тому, что ученики могут не сразу вспомнить самые существенные характеристики, но в ходе уточнений всплывают важные детали, которые в итоге должен обобщить учитель, подчеркнув при этом: как уже много знают учащиеся по этой теме.

2.Цепочку начинает учитель, задавая вопрос по определенной теме; ученик, ответив, сам задает вопрос следующему ученику и т. д. Стремясь сделать итоги «погружения» значимыми для учащихся, стоит оценивать не только количество вопросов и ответов, но и их качество. Можно ограничиться цепочкой учащихся одного ряда, одной группы, чтобы не затягивать урок.

«Разминка» создает необходимый эмоциональный и интеллектуальный настрой учителя и учеников.

  1. Контрольно - подготовительный этап.

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

Прием «Лови ошибку» уместно использовать на повторительно-обобщающих уроках или на уроках подготовки к контрольным работам; здесь можно широко использовать материал текстовых заданий. Учитель намеренно допускает ошибки, например он утверждает: «Основу составляют такие значимые части слова, как корень, приставка, суффикс, окончание». Ученики не должны соглашаться с суждением. А для того, чтобы школьники помнили, что это игра, можно сопровождать такие ошибки некоторым условным знаком (например, вверх поднимается левая рука, раскрытая ладонь и т. д.) При этом можно рассуждать вслух, как бы сомневаясь в том или ином ходе рассуждения, побуждая учащихся к поиску правильного решения.

«Опрос-кроссворд».

Необходимо заполнить кроссворд по изучаемой теме, который подготовлен заранее учителем или его помощниками. Например:

1 А Л Ф А В И Т

2 О С Н О В А

3 О М О Н И М Ы

4 К О Р Е Н Ь

5 А Н Т О Н И М Ы

6 СУФФИКСЫ

7 П Р И С Т А В К А

8 Л Е К С И К А

«Высшим пилотажем» можно назвать такую ситуацию, когда часть понятий кроссворда относится к новой теме. Возможны разнообразные варианты письменных опросов (тестирование), блицтурнир и т. д. В итоге учащиеся проходят своеобразную линию преодоления, что активизирует их интеллектуальный потенциал.

«Повтор с расширением»

Ученики самостоятельно подготавливают и задают вопросы, расширяющие и дополняющие изучаемый материал. При этом учителю совершенно не обязательно отвечать на все вопросы - это формирует у учащихся понятие открытого знания и стимулирует сильных учеников на самостоятельный поиск.

«Согласен – не согласен»

Работа проходит в форме диалога: ученики обращаются друг к другу или к педагогу с тезисами, которые можно принять или не принять, например: «Я утверждаю, что…», «Я не согласен, но я настаиваю, что…», «Согласен, но имеется уточнение…»

Конечно же, проводя такой диалог, нужно заранее ограничить тематику, дать школьникам подобрать не менее 5 вопросов (тогда ученики не будут мучительно придумывать вопросы по ходу диалога, но сконцентрируют внимание на своих и чужих ответах). Этот прием обладает большими диагностическими возможностями, поскольку позволяет ученику по характеру выбираемых учащимися вопросов сделать вывод о степени усвоения материала.

  1. Подготовка учебной цели, создание ситуации «вызова».

Цель «вызова» заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъектную ситуацию в учении и обучении. Приемы, используемые на данном этапе:

«Цель и цели».

Учитель, сообщая тему и основную цель урока, предлагает учащимся сформулировать свои (важные для них лично) цели учебной деятельности (разобраться в сути явления; понять главное определение; составить опорный конспект и пр.) Таим образом, учащиеся включаются в процесс организации учебной деятельности не как пассивные, а как активные участники. (Учителю не забыть вернуться к целям на заключительном этапе урока.)

«Вопросы к тексту».

Такой прием более уместен при изучении общих и вводных тем: каждому ученику предлагается краткий текст сообщения по изучаемой теме; ученик, прорабатывая данный текст, должен на полях поставить «сигналы» степени усвоения темы «V»-известные факты; + - хотелось бы узнать подробнее; ?- нуждается в дополнительных разъяснениях. Происходит активная оценка собственного познавательного опыта ученика, что служит залогом адекватного включения его в учебный процесс.

«ЗНаю - Не знаю» - следующий прием. После знакомства с темой и составления общего плана работы каждый учащийся определяет, что он уже знает по теме ; чего не знает; что хочет узнать; сведение воедино этой информации дает учителю представление о том, на каком уровне находятся знания, каковы интересы школьников в данной области. В ходе обсуждения - « что я знаю», «чего не знаю» - часто выясняется, что каждый имеет представление об объекте обсуждения, а соединенные вместе знания дают определенное представление о предмете. Это учит не бояться незнания, дает возможность понять, что незнание преодолимо и наиболее эффективный способ выхода из него - самостоятельный коллективный поиск, соединение усилий всех его участников. Так рождается понимание того, что знание может быть добыто именно совместными усилиями, а это подготавливает к переходу на следующий этап урока.

  1. Сотворчество как этап урока.

Главное - это поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету.

Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих

( но не управляющих) функций и не только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу. Возникают условия для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креактивность восприятия,- именно поэтому данный этап назван сотворчеством. Некоторые приемы данного этапа:

1. «Машина времени»: события оцениваются с 2 позиций: современной и соответствующей исторической эпохе.

2. «Колонка редактора». По ходу чтения текста учащиеся записывают комментарии, уточнения, примеры и пр., затем команда экспертов оценивает замечания и выбирает наиболее удачный ответ.

3. «Театрализация».

Это несколько забытые в практике «суды»: например, над запятой (вспомните: «Казнить — нельзя — помиловать»). Сегодня обращение к театрализации на уроках обрело новое направление — речь и культура общения. Любой разыгранный учениками мини-диалог может стать предметом серьезного анализа с точки зрения культуры речи и коммуникации.

4.«Кластер».

Этот прием активно использует возможность видеоряда, идеи группируются вокруг ключевого слова, Кластер может иметь разное количество блоков и разнообразное геометрическое воплощение, в нем могут быть отражены даже столкновения разных противоположных точек зрения (пересекающиеся сферы с большим знаком вопроса); поощряется обогащение тематического кластера сведениями из других учебных дисциплин. Другими словами создается коллективный опорный сигнал по теме . Опорой для составления кластера могут стать, кроме учебника, разнообразные пособия с таблицами и схемами.

  1. Этап урока - «Рефлексия».

Основное его содержание - осмысление результатов работы, их общая и индивидуальная оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания. К приемам данного этапа относятся, прежде всего, те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Возвращение к записанному на доске «эпиграфу» дает возможность оценить его соответствие изучаемой теме и качество предположений учащихся. Процесс содержательного обобщения «цели и целей» трансформируется в подведение итогов — общих и индивидуального. Такие приемы, как «Вопросы к тексту», «Знаю, / не знаю» и пр., дают материал для сравнения предыдущего уровня знаний с новым уровнем. Существуют и специфические педагогические приемы:

  • «Эссе». Это пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками.
  • «Синквейн» — пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк: в каждой строке происходит добавление / убавление слова (от 1 до 5 или наоборот). Обычно каждая строка описывается конкретной частью речи: 5 существительных; 4 прилагательных; 3 глагола, фраза — кульминация; эмоциональное отношение. Важный аспект рефлексивного этапа урока — определение домашнего задаНия. Целесообразно варьировать задание на дом по уровням. Первый уровень, обязательный, — то, что должны знать все члены учебной группы. Домашнее задание второго уровня (понятийного) выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет. Третий уровень, творческий, предполагает не только свободное владение материалом, но и умение выйти за его рамки.

Кроме этого можно организовывать тематические группы для совместной деятельности. Технология сотрудничества ориентируется главным образом на общение внутри учебной группы. Для этого используются следующие Формы работы: работа в группах (ряд, стол, команда), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары). Создается ситуация не только обмена мнениями, но и ролями. Работа в паре, где один учитель, а другой - ученик уместна при индивидуальной отработке понятий, тренинге учебных умений и навыков. Часто используют такую работу при закреплении усваиваемого материала, так как это лучший способ научиться: попытаться объяснить изученное другому человеку. Парная работа строится на базе последовательного пересказа учебного материала или части его друг другу, взаимопроверки, работы в режиме интервью (ответы на заранее подготовленные вопросы). Ценность данного урока – в активной позиции учащегося, а для учителя этот урок может стать формой диагностики.

Обучение и общение: они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли это: нельзя просто поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учеником, помогать ему, а значит, общаться! Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.

Ожидаемый результат:

  • Высокий уровень сформированности языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся.
  • Психологическая подготовленность ученика к необходимости прилагать постоянные усилия в той или иной деятельности для достижения успеха.

Изучая технологию встречных усилий, я сделала вывод, что она перекликается с технологией развития критического мышления.

Список литературы:

1. Коротаева Е. В.. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2000.

2. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Отв. ред. М. А. Ушакова. – М.: Сентябрь, 2003. – 176 с. – (Библиотека журнала «Директор школы»; Вып. 2, 2003 г.).

3. Коротаева Е. В.Педагогические взаимодействия и технологии. – М., Академия, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

Использование игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках математики»

Применение; игровых технологий для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей с умственной отсталостью на уроках математики...

Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на  активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...

Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы различными методами и приемами.

Текст предназначен для выступления на МО, конференции, для самоанализа при аттестации.  В нём говорится об активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка...

«Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка как средство повышения мотивации и познавательной деятельности учащихся».

В данной статье речь идет о важности использования компьютерных презентаций на уроках иностранного языка, которые  позволяют разнообразить, оживить уроки, тем самым, способствуя повышению интерес...