Активизация познавательного интереса у детей с аутизмом различными способами с учетом индивидуальных предпочтений каждого ребёнка
статья

Женихова Кира Вячеславовна

Для того, чтобы построить с ребенком с РАС продуктивное занятие, кроме обязательного налаживания контакта со взрослым необходимо ещё активизировать его познавательный интерес, потребность в получении новых знаний и умений.

Хотелось бы привести несколько примеров активизации познавательного интереса детей с РАС из своей практики работы. Все дети, о которых я буду говорить, с диагнозом РАС и умеренной умственной отсталостью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Активизация познавательного интереса у детей с аутизмом различными способами с учетом индивидуальных предпочтений каждого ребёнка»

Для того, чтобы построить с ребенком с РАС продуктивное занятие, кроме обязательного налаживания контакта со взрослым необходимо ещё активизировать его познавательный интерес, потребность в получении новых знаний и умений.

Основными сложностями для его активизации являются такие особенности ребёнка с аутизмом, как:

- нарушения целенаправленности и произвольности внимания (ребенка с большим трудом можно привлечь к работе с тем, что не входит в круг его непосредственных интересов);

- индивидуальные особенности реагирования на различные сенсорные раздражители (ребенок может игнорировать предлагаемые пособия и способы работы или проявлять к ним отрицательную реакцию, если сенсорные ощущения от них вызывают в нём негативные эмоции);

- непредсказуемая реакция на «новизну» (изменение привычного хода занятия или способов работы);

- хорошо развита эмоциональная память (если пособие или способ работы с ним нравится ребёнку, то он будет требовать именно его). Эту особенность можно использовать и в положительном ключе.

По возможности, перед занятием я предоставляю ребёнку самому выбрать тот вариант работы или материала, который ему нравится в данный момент, из подходящих для изучения определённой темы или для освоения определенного навыка. Составляя список игр и возможных видов деятельности для занятий с аутичным ребенком, следует помнить, что играть он будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его непосредственными интересами и не будут противоречить его индивидуальным особенностям реагирования на те или иные сенсорные раздражители.

А теперь хотелось бы привести несколько примеров из своей практики работы. Все дети, о которых я буду говорить, с диагнозом РАС и умеренной умственной отсталостью.

1. С Ф. (6 лет) занятия часто начинались с негативизма с его стороны к предложенным по теме занятия пособиям. Однако я заметила, что его привлекает музыка или движущаяся картинка на ноутбуке, когда я иллюстрирую с помощью него некоторые темы. Я решила подобрать ему обучающую музыкальную игру, которая бы соответствовала изучаемой в тот момент теме - размер предметов (большой-средний-маленький). Феде доставляло удовольствие отслеживать динамичную картинку и звуки игр, его непосредственный интерес к данным сенсорным раздражителям помог «включить» его познавательную активность и произвольное продуктивное внимание. С использованием компьютера тема усвоилась мальчиком быстро и легко. Кроме того, Федя параллельно стал спокойно использовать в игре и дидактические пособия, которые я ему предлагала. Сейчас с мальчиком часто используется компьютерные обучающие игры или отрывки из них в качестве основного пособия на занятии, в качестве способа активизации познавательной деятельности в начале занятия, или как поощрение по его итогу.

В процессе занятия я всегда отслеживаю, нет ли у ребёнка эмоционального перевозбуждения от яркой или слишком динамичной картинки, громких звуков или музыки. При возникновении нежелательных эмоциональных проявлений плавно переключаю его от использования компьютерной игры к таким видам работы, которые смогут успокоить его эмоции. Отмечу, что после игры с «домашними животными», Федя заинтересовался и пособием на эту же тему.

2. А. (11 лет) сложно было заинтересовать пособиями (картонными, пластиковыми, деревянными, резиновыми и т.д.). Он просто переставлял их по столу с места на место, не пытаясь использовать по назначению даже с помощью педагога. Однако я заметила, что мальчику нравится пассивная пальчиковая гимнастика, которую я проводила с ним в начале каждого занятия, поэтому на одном из занятий, кроме обычных пособий, Артёму были предложены краски и мягкий пластилин. Мальчик сразу проявил интерес к пластилину: разминал в руке сначала просто сам, потом сопряженно с педагогом и по образцу, позже мы перешли рисованию пластилином на листе бумаги. Такая же реакция была и на работу с пальчиковыми красками: Артём с удовольствием трогал краски, позволял наносить их себе на ладони, делал отпечатки на бумаге. Сейчас стал рисовать штампами и кистью. В основном работает «рука в руке», но некоторые действия может выполнять сам.

Так выяснилось, что тактильные раздражители в сочетании со зрительными (цветовыми) нравятся этому ребёнку, поэтому они теперь по максимуму используются на коррекционно-развивающих занятиях. Кроме того, что данные виды работы включают его познавательную активность, они очень важны для развития мелкой моторики рук.

3. Теперь я хочу представить вам мальчика, который по уровню обученности отличается от других детей. А. 12 лет может читать, писать, знает цифры и умеет выполнять с ними элементарные вычисления с помощью визуального подкрепления. Однако динамика в усвоении нового материала была достаточно медленной. На одно из занятий я принесла ему новое пособие из дерева, которое подходило для отработки одной из тем. Мальчик очень положительно отреагировал на него: погладил детали, понюхал, рассмотрел каждую из них. Зная об особенностях сенсорного восприятия детей с РАС, я не препятствую, по возможности, изучению предметов различными анализаторами. Всё занятие он с удовольствием работал с пособием и не отдал его, пока не выполнил все возможные варианты работы с ним. Тогда я начала предлагать Арсению новые и новые пособия, выполненные из дерева. Чаще всего он выбирает их среди других.

Так выяснилось, что тактильные и обонятельные раздражители определенного материала (дерево) позитивно влияют на активизацию познавательного интереса у мальчика. С помощью их использования мы продвинулись дальше в изучении некоторых тем, появилась динамика в развитии пространственного восприятия.

Подобные игры могут стать дорогой к внешнему окружению, помогают укрепить связь между ребёнком и родителями и способствуют развитию социальных навыков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские ученические проекты как способ активизации познавательных интересов учащихся.

Особое значение в стандартах второго поколения придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Необходимо готовить ребенка к пр...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Использование различных техник как средство активизации познавательного интереса на уроках ИЗО

Рассмотрение различных графических техник, предлагаемых ученикам общеобразовательной школы для повышения их интереса к предмету ИЗО и развития творческой активности детей....

Доклад "Характеристика и своеобразие познавательных интересов у детей. Средства и способы познания действительности детьми."

Характеристика и своеобразие познавательных интересов у детей.  Средства и способы познания действительности детьми....

Статья «Портфолио учебной деятельности – способ активизации познавательного интереса учащихся»

В материале приведены примеры заданий для самостоятельной домашней  работы учащихся по предмету "Технология"....

Активизация познавательного интереса у детей с аутизмом

Основными сложностями для его активизации являются такие особенности ребёнка с аутизмом, как:- нарушения целенаправленности и произвольности внимания (ребенка с большим трудом можно привлечь к работе ...