Доклад "Характеристика и своеобразие познавательных интересов у детей. Средства и способы познания действительности детьми."
консультация на тему
Характеристика и своеобразие познавательных интересов у детей. Средства и способы познания действительности детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chernovik_2.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Характеристика и своеобразие познавательных интересов у детей. Средства и способы познания действительности детьми.
Характеристика и своеобразие познавательных интересов.
Познавательный интерес – это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.
Дошкольный возраст важный период в жизни человека, когда в будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Дети интересуются всем, что их окружает, активно включается в доступную им деятельность, и этим создают полноценную основу для своего дальнейшего развития.
В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:
1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем.
2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы деятельности
При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность и содержательная направленность познания.
к 3 годам.
Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.
Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.
к 4 годам.
Дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой.
В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.
Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства то есть классификацию.
Познавая действительность, мы применяем различные средства и способы
|
|
|
|
|
|
|
Сенсорные эталоны. Заместители предметов. Заместители признаков |
Обследование (цвет, форма, величина, физические свойства). Сравнения по одному признаку или свойству, |
|
|
|
- В младшем возрасте основными направлениями в развитии познавательного интереса у детей является:
- Игра
- Наблюдение и экспериментирование
- Художественная литература
- Изобразительная деятельность
В работе с детьми я использую разные виды игр: это сюжетно - ролевая игра она создает атмосферу игровой деятельности между сверстниками и воспитателем. Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цели игры: построить дом, приготовить обед, пойти в магазин, сделать прическу, одеть куклу на прогулку, вылечить собачку. В игровой деятельности реализуется потребность ребенка участвовать в жизни взрослых. Игра наполняет жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.
Дидактические игры с природным материалом также обогащают игру детей: соорудив дом из песка, ребенок ставит вокруг палочки — получается «заборчик», травинки — становятся «цветами», делает из листиков разноцветные «зонтики» для кукол.
Настольно-печатные игры «Малыши», «Путешествие в мир эмоций», «Зоологическое лото», «Лото ассоциаций», домино «Лесные животные», «Цвета», «Времена года» все эти игры направлены на развитие наглядно-образного мышления, на формирование умения классифицировать и выделять связь между предметами и явлениями.
Определенные знания о природе дошкольники получают при проведении подвижных игр, таких как: «Огуречек, огуречек», «Совушка-сова», «Двигаемся, как ветер», «Солнышко и дождик», когда одновременно решаются несколько задач: повышения эмоционального тонуса детей, удовлетворения потребности ребенка в активных движениях, уточнения знаний о различных объектах и их свойствах.
Следующие направления познавательных интересов это:
Наблюдение и экспериментирование
Вместе с детьми мы выращивали овощи на огороде, ухаживали и наблюдали за растениями в течение лета. Дети приобрели позитивно-эмоциональный опыт при освоении первых трудовых действий. При проведении проектной деятельности «У солнышка в гостях», ребята познакомились со значением тепла в развитии растения. Также дети привлекались к уходу за комнатными растениями. Научились видеть красоту окружающих растений и закрепили названия комнатных растений.
Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.
Дети моей группы знакомы со следующими сказками:
«Репка», »Колобок», «Курочка ряба», «Козлята и волк» обр. К. Ушинского;
«Теремок», «Маша и медведь», «Гуси лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок черный бочок,белые копытца» обр. М. Булатова;
«Волк и козлята» обр. А. Толстого;
«Заюшкина избушка» обр. О. Капицы;
«Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской;
«Теремок» обр. Е. Чарушина;
«Лиса и заяц» обр. В. Даля;
«У страха глаза велики» обр. М. Серовой.
Сказка она способствует:
- нравственному воспитанию ребенка;
- становлению социальных и коммуникативных навыков;
- формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия;
- развитию логического и образного мышления;
- познанию окружающего мира.
И последние направление о котором мне хотелось бы сказать это изобразительная деятельность деятельность
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения..
Я веду кружок по изо-деятельности, который называется «Фантазеры». Работу провожу с детьми младшего возраста. В своей работе с детьми я использовала различные нетрадиционные методы и способы развития творчества детей такие как:
- Рисование пальчиками, ладошкой руки
- Рисование ватными палочками и печатками
- Использование природного материала
- Сминание салфетки
Выполняя совместную осеннюю работу «Веселые мухаморчики» мы вместе с детьми, вспомнили характерные признаки грибов мухаморов и используя технику рисования «Пальчиками», дополнили наши шляпки пятнашками. А с помощью природного материала (листьев) оформили осенний лес, используя весь его колорит. Выполняя эту работу, дети закрепили первые признаки осени, листва желтеет и опадает и научились видеть всю ее красоту. Такая коллективная работа сближает детей и развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.
В зимней работе «Мы лепили снеговика», дети получили наглядное представление о «части и целом» (снеговик - целое, снежки - части). С помощью техники «Сминания», дети из салфетки формировали комочки (имитируя лепку снежков). А затем из этих комочков собирали снеговика, приклеивая их к силуэту нарисованного контура. Эта работа помогла детям понять, каким свойством обладает влажный снег. Как из маленьких комочков получается большой ком, а также закрепили последовательность изготовления снеговика.
Рисуя «Ватными палочками и печатками» дети научились украшать крылья бабочек, воспроизводя разнообразные красочные узоры.
В процессе рисования создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства.
Проведение такой нетрадиционной формы рисования, способствует обретению внутренней гармонии с собой и окружающим миром и способствует развитию познавательных интересов у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательские ученические проекты как способ активизации познавательных интересов учащихся.
Особое значение в стандартах второго поколения придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Необходимо готовить ребенка к пр...
Проектная деятельность на уроках обществознаниякак способ развития познавательного интереса учащихся
Обобщения опыта учителя обществознания МОУ «СОШ №4»Волковой Е.В....
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.
Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...
Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"
Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...
Интегрированные уроки как способ развития познавательного интереса к предмету
Из опыта работы использования интегрированнх уроков....
Технология проблемного обучения на уроках английского языка как способ формирования творческой активности и познавательных интересов личности
к краткой статье опубликован подробный урок в 3 классе "Моя комната"...
Исследовательская деятельность обучающихся как способ развития познавательного интереса
Статья об одном из методов повышения интереса к изучению французского языка...