Доклад "Характеристика и своеобразие познавательных интересов у детей. Средства и способы познания действительности детьми."
консультация на тему

Холошенко Юлия Геннадьевна

Характеристика и своеобразие познавательных интересов у детей.  Средства и способы познания действительности детьми.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernovik_2.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

      Тема: Характеристика и своеобразие познавательных интересов у детей.  Средства и способы познания действительности детьми.

Характеристика и своеобразие познавательных интересов.

Познавательный интерес – это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

Дошкольный возраст важный период в жизни человека,  когда  в будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка.  Дети  интересуются всем, что их окружает, активно включается в доступную им деятельность,  и этим создают полноценную основу для своего дальнейшего развития.

В развитии познавательных интересов дошкольников существуют две основные линии:

1.  Постепенное   обогащение  опыта  ребенка,   насыщение  этого  опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем.
2.  Постепенное   расширение   и   углубление  познавательных   интересов внутри одной и той же сферы деятельности

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность и содержательная направленность познания.

к  3 годам.
Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

к 4 годам.

Дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой.
В этот период закладываются основы эстетического восприятия мира. Активно формируются способы чувственного познания, совершенствуются ощущения и восприятия.

Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства  то есть классификацию.

Познавая действительность, мы применяем различные средства и способы


Группа


Средства


Способы


Ясельная


Предметы ближайшего

окружения.

Предметно-манипулятивная игра.

Сенсорные эталоны (мер, цветов, форм, величин).

Заместители предметов.


Наблюдения.

Обследование объектов.

Сравнение (зеленый, как трава, круглый, как колобок).

Классификация по 

принадлежности.


Младшая


Предметы ближайшего

окружения, практические действия с ними.

Сенсорные эталоны.

Заместители предметов.

Заместители признаков

(наглядные модели и образы воображения).


Наблюдения.

Обследование (цвет, форма, величина, физические свойства).

Сравнения по одному признаку или свойству,  
установление отношений сходства и различия в парных предметах.

Классификация по одному признаку. Изменение свойств предметов с помощью действий. Прямые аналогии знакомым предметам.  


Средняя.


Разнообразие предметов

одного вида.

Предметы и явления, находящиеся за пределами непосредственного восприятия детей. 

Слова-понятия, слова-обобщения.

Познавательные сказки, рассказы. 

Сенсорные эталоны.

Комментирование своих игровых и бытовых действий.


Упорядочивание накопленных представлений (последовательность, смысловые ценности).

Сериация по системе выраженности качества.

Анализ свойств предметов (форма, цвет, величина, качества, свойства).

Классификация по существенным признакам.

  1.  В младшем возрасте основными направлениями в развитии познавательного интереса у детей является:
  • Игра
  • Наблюдение и экспериментирование
  • Художественная литература
  • Изобразительная деятельность

В работе с детьми я использую разные виды игр:  это сюжетно - ролевая игра она создает атмосферу игровой деятельности между сверстниками и воспитателем. Самые любимые, самые нужные детям игры – это те, где дети сами ставят цели игры: построить дом, приготовить обед, пойти в магазин, сделать прическу, одеть куклу на прогулку, вылечить  собачку.  В игровой деятельности реализуется потребность ребенка участвовать в жизни взрослых. Игра наполняет жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

Дидактические игры с природным материалом также обогащают игру детей: соорудив дом из песка, ребенок ставит вокруг палочки — получается «заборчик», травинки —  становятся «цветами», делает из листиков разноцветные «зонтики» для кукол.

Настольно-печатные игры «Малыши», «Путешествие в мир эмоций», «Зоологическое лото», «Лото ассоциаций», домино «Лесные животные», «Цвета», «Времена года» все эти игры направлены на развитие наглядно-образного мышления, на  формирование умения классифицировать и выделять связь между предметами и явлениями.  

Определенные знания о природе дошкольники получают при проведении подвижных игр, таких как: «Огуречек, огуречек»,  «Совушка-сова», «Двигаемся, как ветер», «Солнышко и дождик», когда одновременно решаются несколько задач: повышения эмоционального тонуса детей, удовлетворения потребности ребенка в активных движениях, уточнения знаний о различных объектах и их свойствах.

Следующие направления познавательных интересов это:

Наблюдение и экспериментирование

Вместе с детьми  мы выращивали овощи на огороде, ухаживали и наблюдали за растениями в течение лета. Дети приобрели позитивно-эмоциональный опыт при освоении первых трудовых действий. При проведении проектной деятельности «У солнышка в гостях», ребята познакомились со значением тепла в развитии растения. Также дети привлекались к уходу за комнатными растениями. Научились видеть красоту окружающих растений и закрепили названия комнатных растений.

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей.

Дети моей группы знакомы со следующими сказками:

«Репка», »Колобок», «Курочка ряба», «Козлята и волк» обр. К. Ушинского;

«Теремок», «Маша и медведь», «Гуси лебеди», «Снегурочка и лиса», «Бычок черный бочок,белые копытца» обр. М. Булатова;

 «Волк и козлята» обр. А. Толстого;

«Заюшкина избушка» обр. О. Капицы;

«Кот, петух и лиса» обр. М. Боголюбской;

«Теремок» обр. Е. Чарушина;

 «Лиса и заяц» обр. В. Даля;

«У страха глаза велики» обр. М. Серовой.

Сказка  она способствует:

- нравственному воспитанию ребенка;

- становлению социальных и коммуникативных навыков;

- формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия;

- развитию логического и образного мышления;

- познанию окружающего мира.

 И последние направление  о котором мне хотелось бы сказать  это изобразительная деятельность деятельность

С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения..

         Я веду кружок по изо-деятельности, который называется «Фантазеры». Работу провожу с детьми младшего возраста. В своей работе с детьми я использовала различные нетрадиционные методы и способы развития творчества детей такие как:

  • Рисование пальчиками, ладошкой руки
  • Рисование ватными палочками и печатками
  • Использование природного материала
  • Сминание салфетки

Выполняя совместную осеннюю работу «Веселые мухаморчики» мы вместе с детьми, вспомнили характерные признаки  грибов мухаморов и используя технику рисования «Пальчиками», дополнили наши шляпки пятнашками. А с помощью  природного материала (листьев) оформили осенний лес, используя весь его колорит. Выполняя эту работу, дети закрепили первые признаки осени, листва желтеет и опадает и научились видеть всю ее красоту.  Такая коллективная работа сближает детей и развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу.

В зимней работе «Мы лепили снеговика», дети получили  наглядное представление о «части и целом» (снеговик - целое, снежки - части). С помощью техники «Сминания», дети из салфетки  формировали комочки (имитируя лепку снежков). А затем из этих комочков собирали  снеговика,  приклеивая их к силуэту нарисованного  контура.    Эта работа помогла детям понять,  каким свойством обладает влажный снег. Как из маленьких комочков получается большой ком, а также закрепили последовательность изготовления снеговика.

Рисуя «Ватными палочками и печатками» дети научились украшать  крылья бабочек, воспроизводя разнообразные  красочные узоры.  

  В процессе рисования  создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства.

Проведение такой нетрадиционной формы рисования, способствует обретению внутренней гармонии с собой и окружающим миром и способствует развитию познавательных интересов у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские ученические проекты как способ активизации познавательных интересов учащихся.

Особое значение в стандартах второго поколения придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Необходимо готовить ребенка к пр...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

Практико-ориентированный проект "Проектная деятельность учащихся на уроках обществознания как способ развития познавательного интереса учащихся"

Активное участие учащихся в создпнии проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности  в социокультурной среде, развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся ...

Интегрированные уроки как способ развития познавательного интереса к предмету

Из опыта работы использования интегрированнх уроков....

Исследовательская деятельность обучающихся как способ развития познавательного интереса

Статья об одном из методов повышения интереса к изучению французского языка...