Активизация познавательного интереса у детей с аутизмом
консультация
Основными сложностями для его активизации являются такие особенности ребёнка с аутизмом, как:
- нарушения целенаправленности и произвольности внимания (ребенка с большим трудом можно привлечь к работе с тем, что не входит в круг его непосредственных интересов);
- индивидуальные особенности реагирования на различные сенсорные раздражители (ребенок может игнорировать предлагаемые пособия и способы работы или проявлять к ним отрицательную реакцию, если сенсорные ощущения от них вызывают в нём негативные эмоции);
- непредсказуемая реакция на «новизну» (изменение привычного хода занятия или способов работы);
- хорошо развита эмоциональная память (если пособие или способ работы с ним нравится ребёнку, то он будет требовать именно его). Эту особенность можно использовать и в положительном ключе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Активизация познавательного интереса у детей с аутизмом различными способами с учетом индивидуальных предпочтений каждого ребёнка»
Основными сложностями для его активизации являются такие особенности ребёнка с аутизмом, как:
- нарушения целенаправленности и произвольности внимания (ребенка с большим трудом можно привлечь к работе с тем, что не входит в круг его непосредственных интересов);
- индивидуальные особенности реагирования на различные сенсорные раздражители (ребенок может игнорировать предлагаемые пособия и способы работы или проявлять к ним отрицательную реакцию, если сенсорные ощущения от них вызывают в нём негативные эмоции);
- непредсказуемая реакция на «новизну» (изменение привычного хода занятия или способов работы);
- хорошо развита эмоциональная память (если пособие или способ работы с ним нравится ребёнку, то он будет требовать именно его). Эту особенность можно использовать и в положительном ключе.
Хотелось бы привести два примера из опыта работы.
Некоторым детям с РАС очень сложно сконцентрировать внимание на занятии больше, чем на несколько минут. В своей практике как один из способов привлечения внимания я использую интерактивную песочницу, но только с теми детьми, для которых песок является положительным сенсорным раздражителем.
Сначала был подготовительный этап работы просто с песком (пропускание сквозь пальцы, закапывание ладошек, закапывание и откапывание различных предметов), позже подключилась интерактивная часть, где есть интересные задания с песком и звуком.
Сразу было видно, что Руслану нравится работать с этим материалом. Он прекрасно манипулировал с песком и выполнял те задания, которые требовали непосредственного с ним контакта.
Так выяснилось, что мальчику доставляет удовольствие как тактильный раздражитель, так и сочетание тактильного раздражителя с звуковым и зрительным, поэтому при использовании комплекса возможностей интерактивной песочницы удаётся добиться заметной динамики в усвоении необходимого материала. Посмотрите небольшой видеофрагмент.
И в заключении позвольте представить вам девочку Арину (8 лет). С Ариной источником тактильного удовольствия и способом активизировать познавательный интерес является вода. На одном из первых занятий с девочкой, при изучении изменений температуры воздуха летом и зимой, Арине были предложены ёмкости с тёплой и холодной водой, чтобы она почувствовал разницу в понятиях «тепло» и «холодно». Девочка с явным удовольствием погружала руки в ёмкости, мочила и выжимала губку, вытаскивала необходимые предметы из воды.
Тактильные раздражители при контакте с водой, доставляющие Арине удовольствие, позволили мне закрепить контакт с ней и продуктивно проводить занятия на разные темы, используя данный универсальный материал. В дальнейшем планируется также пробовать с девочкой добавлять к играм с водой игры с мыльными пузырями и пеной, чтобы разнообразить её тактильные ощущения. Кроме того Арина эмоционально раскрывается в ходе занятия с использованием воды.
Подобные игры могут стать дорогой к внешнему окружению, помогают укрепить связь между ребёнком и родителями и способствуют развитию социальных навыков.
Поэтому для работы с детьми с аутизмом особенно важно найти те сенсорные раздражители, которые вызывают в них положительные эмоции и ощущения, и по максимуму давать им возможность самостоятельно выбрать те средства для занятия, которые вызывают у них непосредственный интерес, а следовательно, активизируют его познавательную активность. Также постоянно поддерживать преемственность между специалистами Центра и родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательские ученические проекты как способ активизации познавательных интересов учащихся.
Особое значение в стандартах второго поколения придаётся умениям, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях. Необходимо готовить ребенка к пр...
Методическая разработка – «Медиатехнологии как средство активизации познавательного интереса воспитанников»
В статье «Медиатехнологии как средство активизации познавательного интереса воспитанников» описан опыт работы педагога дополнительного образования Соболевой О.Н. в использовании информационно-коммуник...
Игровые технологии как средство активизации познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны
Одна из актуальных проблем воспитания сегодня – активизация познавательного интереса обучающихся к истории Великой Отечественной войны. Как решить эту проблему?У детей велико стремление к познан...
Проблема активизации познавательного интереса учащихся
о современных методах преподавания истории...
Использование педагогических технологий как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы.
Обобщение педагогического опыта....
Активизация познавательного интереса у детей с аутизмом различными способами с учетом индивидуальных предпочтений каждого ребёнка
Для того, чтобы построить с ребенком с РАС продуктивное занятие, кроме обязательного налаживания контакта со взрослым необходимо ещё активизировать его познавательный интерес, потребность в получении ...