Конспекты для проведения занятий по формированию социально-бытовых навыков у подростков с ТМНР
план-конспект
Индивидуальные занятия проводимые ежедневно в условиях стационара. Время зантий - 10-15 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_formirovaniyu_sots-byt_navykov.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование гигиенических умений (умывание, чистка зубов, туалет)
Конспект занятия 1.
Применение предметов личной гигиены
Цель: Формировать у детей умение дифференцировать предметы личной гигиены по назначению.
Задачи коррекционной работы
Учить узнавать и распознавать предметы личной гигиены (полотенце, салфетка, носовой платок, зубная щетка, зубная паста).
Приемы: проговаривание в сопровождении показа названия предмета личной
гигиены: “это зубная щетка”, “возьми мыло,”и т.д.
1.Игровые упражнения: «Открой тюбик с зубной пастой», «Найди зубную щетку и т.д. среди других предметов».
2.Действия с предметами личной гигиены (нанесение точек пальчиком, палочкой, наклеивания картинок) для их украшения
3.Игровые упражнения (работа с рисунками): «Найди свою щетку» и т.д.
Практические ситуации: «Где полотенце?» и т. д.
Конспект занятия 2.
Использование предметов личной гигиены по назначению
Цель - учить детей правильно использовать предметы личной гигиены (мыло, полотенце)
Задачи коррекционной работы -в ходе режимных моментов и специально созданных игровых и практических ситуаций при активной помощи
Педагогов (взрослых) учим детей правильно использовать предметы личной гигиены.
Игровые упражнения: «моем руки кукле Маше»; «моем лицо кукле Маше», Игры, с использованием полотенца: «Купаем куклу Катю», «Мишка вымыл лапки», «Вытираем руки(лицо)».«Почистим кукле зубки»,
Игры с использованием мыла: «У зайки грязные лапки», «Кукле Кате моем ручки» (лицо)
т.д.
Конспект занятия 3.
Соблюдение гигиенических умений и навыков
Цель - формируем навык - мыть руки
Задачи: учить
-пользоваться краном в практической деятельности.
-пользоваться мылом в ходе режимных моментов и в специально созданных игровых ситуациях.
-пользоваться полотенцем, используя жизненно-практические и игровые ситуации.
-формировать у детей умение последовательно выполнять операцию мытья рук с подкреплением символическими (графическими) знаками, словесным подкреплением
Практические упражнения по формированию правильного мытья рук по
алгоритму.
Встать позади ребенка и взять своими руками руки ребенка,
проделать вместе с ним следующее:
- включить воду;
- подставить обе руки ребенка под воду и сказать: ”Вымой руки!”;
- помочь ему взять мыло одной или двумя руками в зависимости от того, как удобнее ребенку;
- потереть мыло между ладоням, снова положить на раковину;
- потереть тыльную сторону одной ладони об другую, мыльную ладонь;
- повторить действие с тыльной стороной ладони;
- подставить под воду обе руки и споласкивать их, потирая одну о другую,
- пока не смоется вся пена;
- поощрить ребенка, закрыть кран.
Конспект занятия 4.
Соблюдение гигиенических умений и навыков
Цель - формируем навык - учим умываться Задачи: учим
-пользоваться краном в практической деятельности.
-пользоваться полотенцем, используя жизненно-практические и игровые ситуации.
-формировать у детей умение последовательно выполнять операцию мытья лица с подкреплением символическими (графическими) знаками, словесным подкреплением
Практические упражнения по формированию правильного мытья лица по алгоритму аналогичному алгоритму мытья рук.
Встать позади ребенка и взять своими руками руки ребенка, проделать вместе с ним следующее:
- включить воду;
- подставить обе руки ребенка под воду и сказать: ”Вымой лицо!”
- подставить под воду обе руки и споласкивать их, приложить обе руки к лицу,
- поощрить ребенка, закрыть кран.
Закрепление приемов мытья рук (лица) на кукле.
Игра “Водичка, водичка, умой моё личико!” (совершенствование умений последовательности выполнения санитарно-гигиенических действий по алгоритму). Игра “Купание кукол” (закрепление умения правильного умывания, намыливания, смывания пены, вытирания тела полотенцем).
Занятие 5.
Формируемое умение - умение чистить зубы
Задачи коррекционной работы
-формировать у детей умение распознавать свою щетку по личному
символическому знаку,
-брать и правильно удерживать её,
-выполнять совместные (самостоятельные) действия в процессе чистки зубов, Последовательность выполнения действий при чистке зубов по алгоритму:
Встать позади ребенка и взять своими руками руки ребенка, проделать вместе с ним следующее:
- включить воду;
- помочь ему взять зубную пасту,
- открыть колпачок, положить зубную пасту на край раковины помочь ему взять зубную щетку одной рукой; взять зубную пасту, выдавить из тюбика немного пасты на щетку.
- Взять щетку правильно.
- Положить ее в рот.
- Водить щеткой слева направо
- Водить щеткой сверху вниз
Подготовительные упражнения: «Выдави пасту из тюбика», «Сожми резиновую игрушку», «Надави на тюбик» практические упражнения: ощупывание зубов; постукивание по зубам; рассматривание зубов перед зеркалом; чистка зубов щеткой без пасты. Практические упражнения по выдавливанию пасты из тюбика (совместные
действия с педагогом по выработке умения правильно дозировать выдавливание пасты из тюбика, контроль за тем, чтобы дети не ели пасту).
Занятие 6.
Формируемое умение - учить пользоваться туалетом (для воспитанниц
Карина Б, Кристины С)
Цель- учить пользоваться туалетом
Задачи коррекционной работы. Учить сигнализировать о своей потребности с помощью карточек Пэкс (Карина Б.) и символического предмета «туалет» (Кристина С.) Формировать умение выражать свои потребности жестом, звуковым сигналом, словом. Учиться раздеваться перед туалетом с помощью педагога. Учить садиться (подниматься) с горшка (Карина Б.)
Практические занятия — формировать умение выражать свои потребности жестом, звуковым сигналом, словом воспользоваться туалетом
Чтобы приучить ребенка проситься в туалет, его необходимо регулярно спрашивать через постоянные промежутки времени (например, через каждые 30 минут) о потребностях Карина Б. общается с помощью карточек Пэкс. Согласие-удачу подкрепляли похвалой. Кристина С. Пока только осваивает карточки и не умеет ими пользоваться
Практические упражнения: снятие и одевание простой одежды.
Конспект занятия 7.
Формирование навыка приема пищи ложкой и питья из чашки.
Формируемое умение - учить пользоваться ложкой и пить из чашки, держа
ее двумя руками, во время еды
Цель - формировать у детей навык приема пищи.
Задачи коррекционной работы.
Знакомить детей с назначением предметов посуды (ложка, вилка, чашка, тарелка) практической и игровой деятельности. Формировать у детей умение пользоваться ложкой, чашкой.
Использование знака (показ «ложки») для привлечения внимания детей к моменту приема пищи.
Подготовительные упражнения, способствующие выработке определенных движений (пред действия по формированию умения приема пищи) развитие мелкой моторики и захвата, упражнение “Переложи игрушку”; упражнение
«Гирлянда для елки», «Собери бусы», «Поймай рыбу»,
«Достань фасоль из банки»
Умение пользоваться ложкой по алгоритму
- сесть рядом с ребенком, поместить ложку в его руку, а другую руку
- положить сбоку от миски;
- держать руку ребенка своей рукой;
- наполнить ложку едой зачерпывающим движением справа-налево;
- поднести ложку ко рту ребенка и дать ему есть содержимое пищи;
- опустить ложку в миску и дать ребенку время проглотить пищу.
Умение пользоваться чашкой по алгоритму:
- поместить чашку рядом с ребенком, чтобы он смог легко дотянуться до нее
взять его руки в свои и помочь ему удерживать чашку своими руками
Конспект занятия 8
Формируемый навык - одеваться и раздеваться в процессе режимных моментов и постоянной практической деятельности, застегивать и расстегивать молнии, липучки
Цель - формировать навык одевания и навык раздевания Задачи - коррекционной работы.
Учить детей одеваться (засовывать руки в рукава и ноги в штанины) навык одевания и навык раздевания выполнять процесс одевания и
раздевания зимней одежды (пальто, шуба, шарф, варежки, сапоги); весенне-осенней одежды (куртка, шапка, джемпер, брюки, колготки, ботинки); летней одежды (майки, трусы, платье, носки, тапочки рубашки, сандалии, шорты, кофта), используя речевую инструкцию, символические знаки, жесты.
Подготовительные упражнения (преддействия по формированию умения одеваться и раздеваться): упражнение “Переложи игрушку” (развитие сгибательных и вращательных движений кисти, захватывание мелких предметов);упражнение «Гирлянда», «Бусы» (захватывание предметов щепотью, согласованность работы обеих рук); упражнение “Покати шарик” (захватывание всеми пальцами больших шаров, захватывание щепотью маленьких шариков, соотнесение размера шара);
Умение надевать штаны по алгоритму:
- посадить ребенка на стульчик;
- сопровождать каждое действие, когда правая нога ребенка будет просунута в
- штанину, попросить его просунуть вторую ногу в пустую штанину;
- взять обе руки ребенка и положить их на резинку штанишек;
- попросить ребенка покрепче держаться за нее и тянуть штанишки вверх;
- положить, если у ребенка не получается, свои руки поверх рук ребенка и натянуть
- штанишки вместе;
Закрепление приемов одевания и раздевания в игровой деятельности.
Игра «Кукла ложиться спать» (совершенствовать умение раздевания – расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, снимать штанишки, колготки, платье и т.д.).
Игра «Оденем куклу на прогулку» (закрепить алгоритм одевания).
Конспект занятия 9.
Умение застегивать и расстегивать застежки, пуговицы, молнии,
«липучки»
Развивать активность детей в процессе выполнения имитационных упражнений (расстегивания и застегивания молний, липучек, пуговиц и т.д.).
Формировать умение выполнять застегивание и расстегивание различных застежек в ходе игровых ситуаций (на макете, на себе). Использование имитационных упражнений.
Подготовительные упражнения (действия по формированию умения расстегивать и застегивать молнии, липучки):
упражнение «Нанизывание бусин», «нанизывание бочонков», «Переложи игрушку» (согласование работы обеих рук, держание шнура тремя пальцами; нанизывание бочонков на шнур, тренировка «пинцетного» захвата); Практические упражнения по формированию умения застегивать и расстегивать молнии, липучки. Игра «Застежки»
Умение застегивать молнию по алгоритму: взять основание “молнии” левой рукой; в правую руку взять язычок “молнии”; вставить одну часть застежки в другую; потянуть “молнию” вверх.
Умение застегивать липучку по алгоритму:
- взять прилипающую часть липучки в правую руку;
- продеть ее конец в железную петлю застежки;
- потянуть вперед;
- прижать липучку ко второй ее половине.
Закрепление умения застегивать и расстегивать молнии, липучки, пуговицы в игровой деятельности. Игра «Застежки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование социально-бытовых навыков"
«Формирование социально-бытовых навыковв специальной школе VIII вида» Специальные коррекционные занятия по СБО направлены ...
Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентациичерез разнообразные формы работы
Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруд...
Формирование социально- бытовой компетентности учащихся на занятиях социально-бытовой ориентациичерез разнообразные формы работы
Уроки сбо направлены на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни. Но социально - бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в...
Программа внеурочной деятельности по формированию социально-бытовых навыков сопровождаемого проживания воспитанников в учебной социальной квартире «УЧИМСЯ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»
Эффективной формой при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников является сопровождаемое проживание в учебной социальной квартире, представляющее специально созданное и определённым образом орг...
Программа формирования социально-бытовых навыков у детей с ТМНР в условиях проживания в школе-интернате
Программа предназначена для обучающихся с ТМНР, проживающих в I (младшей) группе школы-интерната, и направлена на формирование социально-бытовых навыков у данных детей....
Коррекционно-развивающая программа по формированию социально- бытовой адаптации детей с ТМНР
Социально-бытовая адаптация детей с ТМНР В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование социальной адаптации детей с ТМНР....
Формирование социально-бытовых навыков у подростков с ТМНР. Магистерская диссертация.
В магистерской диссертации исследование особенностей формирования социально-бытоавых навыков у подростков с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях стационара. Разработана и апробирова...