Программа формирования социально-бытовых навыков у детей с ТМНР в условиях проживания в школе-интернате
рабочая программа
Программа предназначена для обучающихся с ТМНР, проживающих в I (младшей) группе школы-интерната, и направлена на формирование социально-бытовых навыков у данных детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Омской области
«Тарская адаптивная школа - интернат»
Программа
формирования социально-бытовых навыков у детей с ТМНР в условиях проживания в школе-интернате
Составитель:
воспитатель первой категории
Войтенко Вера Владимировна
2020г.
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база программы
Программа предназначена для обучающихся с ТМНР, проживающих в I группе школы-интерната, и направлена на формирование социально-бытовых навыков у данных детей. Программа разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 №1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Положение о разработке рабочих программ по воспитательной деятельности;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. №38528.
Актуальность программы
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) представляют собой группу детей с различными сочетаниями с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных, интеллектуальных нарушений, вариативность которых создает необходимость индивидуального подхода к организации их обучения и воспитания. Одним из основных направлений в обучении и воспитании детей с ТМНР – формирование социально-бытовых навыков, способствующих развитию самообслуживания и приобретению знаний и умений, необходимых для накопления жизненного опыта.
В коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР формирование у них социально-бытовых навыков имеет важную роль. Однако, формирование этих навыков у детей с ограниченными возможностями не происходит самопроизвольно. Воспитание должно строиться на основе специально разработанной программы, учитывающей возможности детей. Но проблема оказания эффективной педагогической помощи детям с ТМНР, проживающим в школе-интернате, разработана недостаточно и мало представлена в литературе. В связи с этим возникает потребность в создании данной программы.
В условиях проживания в школе-интернате дети с ТМНР включаются в режим дня, у них появляется потребность в освоении гигиенических навыков, навыков самообслуживания, а также в усвоении и овладении нормами и правилами взаимодействия с окружающими. Процесс формирования социально-бытовых навыков у детей с ТМНР осуществляется на протяжении длительного периода времени и требует особых усилий и терпения со стороны самих детей, воспитателей, медицинского персонала, а также и остальных детей, проживающих в группе. Совместная деятельность всех участников воспитательного процесса поможет достичь желаемых результатов. Необходимо, используя все возможности воспитанников, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных условиях несложные трудовые операции и ориентироваться в окружающем мире.
Цель: формирование в условиях проживания в школе-интернате необходимых умений и навыков, позволяющих достичь воспитаннику максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Исходя из цели сформулированы следующие задачи:
- усвоение общих сведений о себе;
- формирование умения выполнять гигиенические навыки в соответствии с режимом дня;
- развитие умения решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
- овладение доступными бытовыми навыками, связанными с выполнением повседневных дел;
- развитие межличностных и групповых отношений;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников.
Методы и формы организации деятельности по формированию социально-бытовых навыков у детей с ТМНР
Формирование социально-бытовых навыков у детей с ТМНР протекает весьма длительно. В связи с этим для достижения поставленной цели и реализации намеченного содержания необходимо использовать разнообразные методы и формы воспитания.
На начальных этапах освоения программы ведущими могут быть наглядно-практические, иллюстративно-объяснительные методы с элементами словесного объяснения или беседы. Позднее ведущее место могут занимать словесные методы с дополнением наглядных и практических методов.
Методы организации работы по формированию социально-бытовых навыков:
- Словесные:
- устное изложение;
- беседа;
- объяснение.
- Наглядные:
- показ видеоматериалов, иллюстраций, пиктограмм,
- показ педагогом и другими детьми приемов выполнения навыка;
- работа по образцу, инструкции;
- показ приемов отработки навыка на кукле или игрушке.
- Практические:
- дидактические игры;
- тренировочные упражнения.
Формы проведения занятий по формированию социально-бытовых навыков: сказка, беседа, рассказ, мастер-класс, соревнование, наблюдение, встреча с интересными людьми, обсуждение, тренинг, занятие-игра, практическое занятие, игра деловая, игра сюжетно-ролевая, экскурсия, консультация.
Содержание программы
Программа формирования социально-бытовых навыков у детей с ТМНР в условиях проживания в школе-интернат составлена с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Программа представлена следующими разделами: «Гигиена тела», «Обращение и уход за одеждой и обувью», «Туалет», «Прием пищи», «Уборка помещения», «Правила поведения в общественных местах», «Взаимоотношения с окружающими на основе общекультурных норм и правил». Каждый раздел имеет ряд задач, каждая из которых позволяет достичь основную цель в формировании социально-бытовых навыков у детей с ТМНР.
- Гигиена тела:
- соблюдение гигиенических правил в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук).
- Обращение и уход за одеждой и обувью:
- умение следить за своим внешним видом;
- выполнение доступных видов бытовой работы: складывание вещей на полку в шкаф;
- соблюдение технологического процесса при ручной стирке белья и носок во время проведения вечерней подготовки ко сну.
- Туалет:
- формирование навыков обслуживания себя в туалете.
- Прием пищи:
- формирование навыков обслуживания себя во время приема пищи.
- Уборка помещения:
- выполнение доступных видов бытовой работы: наведение порядка в личных вещах в прикроватной тумбочке и в шкафу, протирание пыли, подметание пола;
- формирование умения заправлять кровать.
- Правила поведения в общественных местах:
- соблюдение режима дня и правил поведения в школе-интернате;
- формирование знаний о правилах поведения на улице, в общественном транспорте, общественных местах;
- знание и соблюдение правил дорожного движения.
- Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения:
- знание своих личных данных и интересов;
- определение своего состояния здоровья и умение сообщать о плохом самочувствии;
- развитие умения взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и другой досуговой деятельности;
- формирование начальных социально-бытовых знаний и умений о нормах общения и сотрудничества со сверстниками, взрослыми.
Содержание разделов представлено определенным количеством тем, на каждую из которых предусмотрен 1 час. Общее количество часов составляет 36. Но, следует понимать, что это минимум предусмотренный программой. В силу ограниченных возможностей протекание развития, формирования определенного навыка происходит медленно и неравномерно. В связи с этим по каждой теме с детьми, имеющими ТМНР, необходима ежедневная работа в повседневных режимных моментах. Важно создавать такие условия при формировании каждого навыка, которые будут способствовать развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку. После формирования положительного отношения к навыку, который формируется, можно переходить к его закреплению в процессе выполнения режимных моментов. Когда навык уже будет отработан и закреплен, необходимо продолжать работу по его подкреплению, контролировать процесс выполнения навыка, чтобы добиться полной самостоятельности детей в выполнении того или иного навыка.
Примерное планирование деятельности по формированию социально-бытовых навыков у детей с ТМНР в условиях проживания в школе-интернате
Раздел | Содержание | Количество часов |
1. Гигиена тела | Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. | 1ч. |
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. | 1ч. | |
Чистка зубов и полоскание полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. | 1ч. | |
Очищение носового хода. | 1ч. | |
Мытье и чистка ушей. | 1ч. | |
Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. | 1ч. | |
Расчесывание волос. | 1ч. | |
Итого по разделу: | 7ч. | |
2. Обращение и уход за одеждой и обувью | Расстегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). | 1ч. |
Снятие и надевание предмета одежды. | 1ч. | |
Снятие и надевание обуви. | 1ч. | |
Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например, надевание колготок или подштанников, надевание футболки, надевание юбки или брюк, надевание кофты). | 1ч. | |
Уход за вещами (выворачивание, складывание) | 1ч. | |
Соблюдение последовательности действий при ручной стирке белья: наполнение емкости водой, намачивание белья, намыливание и застирывание белья, полоскание белья, выжимание белья, вывешивание белья на просушку). | 1ч. | |
Итого по разделу: | 6ч. | |
3. Туалет | Сообщение о желании сходить в туалет. | 1ч. |
Соблюдение последовательности действий в туалете: поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды, сидение на унитазе, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой и ее выкидывание в урну, одевание одежды, нажимание кнопки слива воды, мытье рук. | 1ч. | |
Итого по разделу: | 2ч. | |
4. Прием пищи | Сообщении о желании пить. Питье из кружки (стакана). | 1ч. |
Правила поведения в столовой. | 1ч. | |
Еда ложкой. | 1ч. | |
Еда вилкой. | 1ч. | |
Использование салфетки во время приема пищи. | 1ч. | |
Итого по разделу: | 5ч. | |
5. Уборка помещения | Уборка мебели (наведение порядка в прикроватной тумбочке и на полке в шкафу). | 1ч. |
Уборка мебели (наведение порядка на полке в шкафу). | 1ч. | |
Вытирание поверхности мебели. | 1ч. | |
Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место. Заметание мусора на совок, высыпание мусора в урну. | 1ч. | |
Соблюдение последовательности действий при заправке кровати: расправить и подогнуть простыню, разостлать одеяло, застелить покрывалом, взбить подушку и надеть на нее верхнюю наволочку, положить подушку на кровать поверх покрывала. | 1ч. | |
Итого по разделу: | 5ч. | |
6. Правила поведения в общественных местах | Знание (соблюдение) правил поведения в школе-интернате. | 1ч. |
Знание (соблюдение) распорядка дня. | 1ч. | |
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах (город). | 1ч. | |
Знание (соблюдение) правил поведения на улице. | 1ч. | |
Пользование общественным транспортом. | 1ч. | |
Итого по разделу: | 5ч. | |
7. Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения | Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы. | 1ч. |
Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому. | 1ч. | |
Правила и нормы поведения. | 1ч. | |
Правила совместной деятельности. | 1ч. | |
Взаимодействие со сверстниками. | 1ч. | |
Взаимодействие со взрослыми. | 1ч. | |
Итого по разделу: | 6ч. | |
Итого: | 36ч. |
Средства мониторинга и оценки динамики освоения программы
Мониторинг обучающихся с ТМНР включает в себя начальную (при поступлении детей в школу-интернат в начале учебного года), промежуточную полугодовую и промежуточную годовую диагностику по результатам освоения Программы формирования социально бытовых навыков у детей с ТМНР в условиях проживания в школе-интернате. По каждой предложенной теме проводится оценивание и определяется уровень сформированности того или иного навыка по следующим критериям.
Критерии оценки сформированности социально-бытовых навыков:
0 – ребенок не пытается выполнять действие ни сам, ни совместно с взрослым (ребенок пассивен), действие выполняется взрослым;
1 – ребенок сам не пытается выполнить действие, но совместно с взрослым приступает к его выполнению;
2 – у ребенка есть побуждение к самостоятельному выполнению действия, но они быстро угасают при столкновении с трудностями и нужна значительная помощь и сопряженное выполнение данного действия;
3 – ребенок пытается выполнить действие, но прилагаемых усилий недостаточно и нужна дополнительная помощь или наличие вспомогательных средств;
4 – ребенок пытается выполнить действие до конца сам, но требуется внешняя стимуляция, подсказка;
5 – ребенок выполняет действие самостоятельно (при необходимости используя вспомогательные средства) до получения результата без внешней стимулирующей или физической помощи.
0-1 – низкий уровень сформированности;
2-3 – средний уровень сформированности;
4-5 – высокий уровень сформированности.
Список литературы
- Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова. – М.: «Просвещение», 2008.
- Вместе к самостоятельной жизни: опыт работы Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Псковской области / Е.А. Виноградова, Е.А. Зуева, А.Г. Нестерова, А.М. Царёв; под ред. А.М. Царёва. – Псков: ПОИПКРО, 2015.
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И.М. Бгажнокова [и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.
- Головчиц, Л. А. К проблеме терминологии: «сложные, множественные, комплексные…» нарушения развития / Л.А. Головчиц // Дефектология. – 2011. – № 3.
- Давыдова, Е.Ю. Жизненные компетенции в контексте планирования обучения детей с расстройствами аутистического спектра / Е.Ю. Давыдова, А.Б. Сорокин // Психологическая наука и образование. – 2016.
- Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов / под ред. Л.М. Шипицыной и Е.В. Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012.
- Жигорева, М.В. Проблемы диагностики развития детей с тяжелыми множественными нарушениями / М.В. Жигорева, Л.А. Пантелеева // Коррекционная педагогика. – 2019 . – №1 (79).
- Левченко, И.Ю. Изучение навыков самообслуживания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / И.Ю. Левченко, М.В. Переверзева // Детская и подростковая реабилитация. – 2017. – №3 (31).
- Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. – М.: Академия, 2003. – 208 с.
- Переверзева, М.В. Изучение процессов формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития / М.В. Переверзева // Дефектология. – 2019.
- Переверзева, М.В. Диагностическая карта сформированности навыков самообслуживания / М.В. Переверзева // Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов, психологов, дефектологов / под ред. Л.М.Шипицыной и Е.В.Михайловой. – СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – М.: Просвещение, 2017.
- Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.М. Шипицина. – Санкт-Петербург. : Речь, 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей с нарушениями слуха в условиях семьи и школы интерната
В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи ...
Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного пространства школы-интерната VIII вида
Формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и обучения детей с ОВЗ с целью их социальной реабилитации не представляется возможным без организации системы индивидуализаци...
Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»
На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...
Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида
Развитие современной коррекционной школы требует от педагогов не только знания особенностей школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), но и путей профессионального их сопровождения, умен...
Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи
В статье разщмещены приёмы и методы формирования социальных навыков у детей с РАС в условиях семьи....
Презентация Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи
Презентация с кратким описанием методов и приёмов формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС...
Выступление: "Создание условий для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья МКОУ «Клеменовская школа-интернат» для получения качественного образования".
Одной из главных задач образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья является их социализация. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественны...