Коррекционно-развивающая программа по формированию социально- бытовой адаптации детей с ТМНР
рабочая программа

Инна Викторовна Филатова

Социально-бытовая адаптация детей с ТМНР  

В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование социальной адаптации детей с ТМНР.

          На основании поставленной цели формируются следующие задачи:

 

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования социальной адаптации детей с ТМНР.

2. Проанализировать понятие адаптации. Виды адаптации у детей с ТМНР.

3. Разработать коррекционно – развивающую программу по формированию социальной - бытовой адаптации детей с ТМНР.

 

Обучение самообслуживанию и формирование трудовых навыков

Привить ребенку навыки самообслуживания — значит научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой.

Существуют способы, как учить ребенка есть самостоятельно. Кормите малыша чайной или десертной ложкой. Лучше используйте кашеобразные блюда. Содержимое первой ложки попадает в рот ребенка при полной его безучастности. Со второй ложкой следует дождаться того момента, когда ребенок верхними зубами и верхней губой захватывает пищу. Так малыш постепенно приучится брать пищу активными движениями губ. Не сразу, кормя ребенка медленно и дозированно, задерживая ложку у него во рту, вы научите его такому сложному движению, как отхлебывание. Со временем движения губ и головы ребенка при кормлении станут активнее: достаточно будет только поднести ложку ко рту. В ответ на касание ложкой губ малыш наклоняет голову вперед, раскрывает рот и отхлебывает пищу.

Обучая ребенка пользоваться ложкой, первоначально управляйте его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях поступайте следующим образом: не давайте всю порцию еды сразу, а кладите ее на тарелку частями, по мере надобности. Быстро справившись с первой порцией ребенок вынужден некоторое время ждать, пока вы дадите ему вторую, третью и т.д. Тем самым он невольно приучится есть медленнее.

Научить ребенка самостоятельно умываться непросто. Это длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Прежде всего, пусть малыш привыкнет к воде — сначала теплой,

затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру: вы вместе с ребенком купаете куклу, пускаете лодочку, достаете со дна тазика затонувшие предметы и т.д. Затем поиграйте с ним в умывание: потрите сухие руки одна о другую, сложите ладони так, как это делаете при умывании. Держа руки ребенка в своих, потрите его ладошки друг о друга, проведите ими по лицу малыша. Теплая вода, спокойный темп самой процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения сделают умывание приятным для малыша. Во время умывания, как и в других случаях, обязательно разговаривайте с ним.

Показывайте и называйте части тела, предметы туалета, просите ребенка повторить их за вами.

Проблема для ребенка — научиться самостоятельно одеваться. Конечно, вам гораздо проще одеть его самому, чем многократно показывать ему одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. Вначале, поощряя малейшее самостоятельное дви­жение ребенка, помогайте ему правильно держать ногу, когда вы надеваете колготки, или поднять руки, когда снимаете с него кофточку, вместе с ним снимайте заранее расшнуро­ванные ботинки. Таким образом действия формируются как совместные. Это важнейший этап первоначального обучения. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребе­нок будет выполнять многие действия самостоятельно.

Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пугови­цы, шнуровать ботинки, необходима длительная трениров­ка. Изготовьте для этого специальные пособия. На жилете с пуговицами и петлями различной величины покажите ре­бенку, как застегивать пуговицы, начиная с крупных и по­степенно переходя к более мелким. Для тренировки в шну­ровки ботинок и завязывании шнурка используйте дощечку, в которой проделайте два вертикальных ряда от­верстий. Это пособие должно быть сделано более крупно, чем соответствующая часть ботинка. Все операции: вдевание шнурка, шнуровку и завязывание — проводите поэтапно, а затем объединяйте, после чего можете переходить и к насто­ящим ботинкам.

Внимательно наблюдайте за активностью ребенка, его сло­вами, жестами, поощряйте любую его попытку самостоятель­но выполнить то движение, которому обучаете. Иначе вы мо­жете погасить слабые проблески инициативы, и тогда они сменятся полной пассивностью. Если ребенок научился на­девать и снимать одежду, складывать и убирать ее в опреде­ленное место, значит, вы воспитали у него привычку к акку­ратности и сформировали некоторые положительные навыки поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrogramma.docx71.87 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа

 по формированию социально-бытовой адаптации  детей

 с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

                                                                                                               

                                  Работу выполнила

                                                 Филатова Инна Викторовна

                                                    воспитатель ГКУ ЦССВ «Сколковский»

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………………………с.3

Глава 1. Теоретический обзор проблемы исследования  социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью……………………..с.4

  1. Анализ отечественных источников по проблеме социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью…………………………..с.4
  2. Анализ зарубежных источников по проблеме социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………………….…..с.8

Глава 2. Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью………с.22

2.1  Основные принципы построения программы…………………………………………………………..……………………….с.16

2.2 Модели апробации программы социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и          тяжелой интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………………………………с.29

Заключение………………………………………………………………………………….с.26

Список литературы………………………………………………………………………...с.28

Введение

В последние годы в специальной педагогике все большее внимание уделяется вопросам воспитания и обучения детей с выраженными нарушениями  умственного развития. Эти вопросы становятся все более актуальны тем, что все большему числу детей уже на первом году жизни ставят диагноз «умственная отсталость».

          С принятием Международной Конвенции о правах ребенка, стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), эти дети законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум. 

          В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме воспитания и обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, Этому способствовала деятельность различных "международных организаций, например, ООН, ЮНЕСКО, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Международной лиги обществ содействия умственно отсталым и др.

Постоянно возрастающий интерес к проблеме помощи детям с тяжелой интеллектуальной недостаточностью дал толчок научным исследованиям в этой области, поиску новых организационных форм образования этих детей, созданию инновационных программ их обучения.

          В связи с актуальностью данного вопроса мы формулируем следующую цель: изучение и формирование социальной адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

          На основании поставленной цели мы формируем следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования социальной адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

2. Проанализировать понятие адаптации. Виды адаптации у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

3. Разработать коррекционно – развивающую программу по формированию социальной - бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Глава 1.

Теоретический обзор проблемы исследования  социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

1.1Анализ отечественных источников по проблеме социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

          В России до 1990-х гг. дети этой категории являлись главным образом воспитанниками домов-интернатов. В соответствии со сложившейся системой дети, находящиеся в таких учреждениях, живут на полном государственном обеспечении с 4 до 18 лет (в дальнейшем большинство из них переводится в психоневрологические интернаты). Занимаются с детьми учителя, воспитатели, логопеды, а также инструкторы по трудовому обучению.

           Научными вопросами медико-социальной помощи воспитанникам занимается Федеральный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (ФЦМСЭ и РИ), бывший Центральный институт экспертизы трудоспособности инвалидов Министерства труда и социального развития. Вырабатываются клинико - психолого-педагогические критерии дифференцированного отбора детей в специальные учреждения, разрабатываются вопросы совершенствования организационных форм их содержания.

              Во многих детских домах-интернатах имеются диагностические группы, куда направляются вновь поступившие воспитанники. В течение 3 — 4 месяцев выявляются их возможности в развитии познавательной деятельности, овладении навыками самообслуживания, трудовой деятельности. Затем на Большинство домов-интернатов работает по режиму пятидневки, родители могут также забирать ребенка на время школьных каникул и отпуска. Это помогает сохранить необходимый ребенку контакт с семьей и расширить его социальные связи.

             Сложившаяся в домах-интернатах система коррекционно-воспитательной работы включает в себя ряд этапов.

             На первом этапе ставится задача выработать у детей дошкольного возраста (от 4 до 8 лет) санитарно-гигиенические навыки, развить моторику, предметно-практическую и игровую деятельность. Большое внимание уделяется развитию речи и познавательной деятельности, по специальной программе осуществляется подготовка детей к школьному обучению.                            

              На   втором   этапе у воспитанников (в возрасте с 8 до 16 лет) продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены. Их обучают счету и элементарной грамоте, продолжаются занятия по развитию речи. Большое внимание уделяется привитию детям хозяйственно-бытовых и социальных навыков На третьем этапе, задачей которого является социально- трудовая адаптация воспитанников, обучением охватываются тяжело умственно отсталые 16—18 лет. В это время усиливается их | трудовая подготовка. В учебно-производственных мастерских под ростки изготовляют различные изделия из бумаги и картона, занимаются сборочными работами, шитьем и пр. Продукция учебно-производственных мастерских используется самим учреждением или, если представляется возможность, поставляется предприятиям, использующим труд инвалидов.

               Большое место в этот период отводится занятиям по социальной ориентировке воспитанников. В ходе экскурсий, на прогулках

закрепляются правила поведения в общественных местах, транспорте, учреждениях бытового обслуживания. Эти занятия помогают освоиться в обычной социальной среде.

               По достижении 18-летнего возраста большинство воспитанников переходят из детских учреждений в психоневрологические интернаты для взрослых, где они живут до старости. Небольшая часть воспитанников: по окончании специального учреждения продолжают жить с родителями и работают в лечебно-трудовых мастерских психоневрологических диспансеров. Некоторые предприятия, использующие труд инвалидов, предлагают им надомную работу.

          В нашей стране в результате демократических перемен, гуманизации специального образования, ратификации многочисленных международных конвенций и деклараций в области прав человека (в том числе прав ребенка, прав инвалидов) произошли кардинальные изменения в системе специальной помощи лицам с тяжелой умственной отсталостью, что нашло отражение в статьях, внесенных в федеральные законы «Об образовании» «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ряде других документов.

            Включение в систему специального образования детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью закрепило за ними право на получение образования, что «приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь  достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка» (п. 3 ст. 23 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной РФ 15 сентября 1990 г.).

Проблемы выявления потенциальных возможностей этих детей, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость.

Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора этих детей в различные коррекционные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих лиц в общество.

Программа обучения составляется с учетом особенностей каждого ребенка и помимо общеобразовательных дисциплин включает в себя занятия по арттерапии. В школе дети овладевают такими видами труда, как деревообработка, швейное дело и т.п.

      Школьный возраст воспитанников определен до 18 лет.

Открытие различных типов специальных учреждений для тяжело умственно отсталых детей дало родителям возможность выбора форм обучения своему ребенку. Что касается практических работников этих учреждений, то для них стали организовываться курсы, семинары. Так, в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования РФ (АПК и ПРО) проводятся курсы по данной проблеме, в программу которых входят следующие вопросы: система и структура учреждений для детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью, проблемы воспитания, социально-трудовой адаптации и интеграции детей в общество, работа с семьей ребенка-инвалида. Лекции сопровождаются демонстрацией методических видеофильмов, слушатели имеют возможность приобрести специальную литературу.

                Предпринимаются попытки интеграции детей с проблемами развития в более высокую образовательную среду. Так, в некоторых дошкольных учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга дети с синдромом Дауна воспитываются вместе с нормальными сверстниками. Установлено, что совместное обучение детей существенно влияет на развитие детей-даунов, формирование их социальных навыков. Что касается здоровых детей, то у них воспитываются такие черты, как толерантность, чувство сопереживания.

                Большое значение для дальнейшего совершенствования воспитания и обучения детей-инвалидов имело проведение в Москве Международной недели помощи детям-инвалидам с интеллектуальной недостаточностью (1999) и Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (2001). Во всех выступлениях подчеркивалось, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно ближе к условиям и стилю жизни общества.

                 На базе Института коррекционной педагогики РАО было создано государственное научное учреждение — Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии. В течение ряда лет в Институте проводятся исследования, посвященные тяжелой умственной отсталости у детей раннего возраста. Так, коррекционная работа с детьми-даунами (от 0 до 3 лет) показала положительную динамику в плане развития их двигательной активности, речи, формирования навыков самообслуживания и социального поведения.

Разрабатываются также новые формы организации образовательной среды для этих детей. Предлагается вместо традиционной нумерации классов структурировать для тяжело отсталых учащихся образовательный процесс применительно к трем отделениям, внутри которых программа обучения может варьироваться в зависимости от возможностей ребенка и сроков поступления в школу (И. М. Бгажнокова). Представляется, что предложенная форма организации учебного процесса лиц с тяжелой умственной отсталостью весьма перспективна.

                Особо следует остановиться на подготовленных Институтом коррекционной педагогики новых учебных программах по трудовому обучению для коррекционных учреждений VIII вида. Их несомненная значимость заключается в том, что во многих из них (швейное дело, обслуживающий труд и т.д.) дан базисный уровень умений, которыми овладевают учащиеся с легкой умственной недостаточностью, и уровень умений, которыми способны овладеть ученики с более выраженными нарушениями.

               Исследования по данной проблеме проводятся в Санкт-Петербурге в РГПУ им. Герцена и Международном университете семьи и ребенка им. Рауля Валленберга. Здесь вышел ряд программно-методических сборников, касающихся обучения тяжело умственно отсталых детей общеобразовательным предметам, социально - бытовым и трудовым навыкам, здоровому образу жизни.

            Включение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью в систему специального образования вызвало необходимость подготовки кадров к работе с ними. На дефектологических факультетах ряда пединститутов и пед. университетов введена специализация по данной проблеме, разработаны и соответствующие программы.

Рассматривая перспективы развития специального образования детей с тяжелой умственной отсталостью, необходимо отметить, что прежде всего требуется подготовить современную инновационную программу их обучения. Важно усилить социальную направленность в работе. Для этого следует, в частности, расширить программу по социально-бытовой ориентировке и адаптировать для этих детей курс «Основы безопасности жизнедеятельности», учитывая все возрастающие процессы их интеграции в общество.

             Также требует дальнейшего совершенствования трудовое обучение воспитанников, их подготовка к разнообразным несложным видам производительного и обслуживающего труда.

Учитывая относительную сохранность эмоциональной сфере этих детей, работа с ними должна быть расширена путем увеличения времени, отведенного на занятия по арттерапии (музык и пение, изобразительная деятельность, театрализованные игр и т.п.). Необходимо продолжить разработку педагогических технологий для работы, подготовив частные методики по общеобразовательным предметам. Таким образом, в нашей стране организация помощи детям тяжелой умственной отсталостью претерпевает существенные изменения. Открыты центры ранней коррекционной помощи этим; детям, разработаны организация, содержание и методы работы с ними.

                В специальной педагогике идет активный поиск наиболее оптимальных форм организации образовательной среды для этой; категории детей, разрабатываются инновационные программы их;

обучения. Ставится задача непрерывности процесса социализации лих лиц с целью их интеграции в общество.

.Опыт работы с детьми, имеющими тяжелые интеллектуальные нарушения, показал, что их потенциальные возможности довольно значительны. Они овладевают социальными формами поведения и несложными видами труда, способны усваивать грамоту, счетные операции, у них формируется и развиваются различные формы коммуникации. Естественно, что педагогическая работа с ними должна проводиться по специальным программам учителями -дефектологами, использующими соответствующие принципы I методы коррекции.

1.2 Анализ зарубежных источников по проблеме социально-бытовой адаптации     детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью

            Последние десятилетия XX в. (с конца 60-х—начала 70-х гг.) вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались в Западной Европе и США процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми.          Что касается детей с тяжелой умственной отсталостью, то для них были созданы разного типа коррекционные учреждения, получили- развитие процессы интеграции таких детей в общеобразовательную среду. Этому способствовала деятельность различных международных организаций, например ЮНЕСКО, ООН, Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости, Международной лиги, обществ содействия умственно отсталым и др.                        

         Практика специального обучения детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью имеет различные организационные формы и зависит от уровня экономики и культуры каждой страны, принятых законов в области специального образования, а также сложившихся методов работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Рассмотрим систему помощи этим детям на примере некоторых стран.

         Дети с тяжелой умственной отсталостью в Англии включены в систему специального образования с 1970 г. Для них существуют специальные школы, классы, тренировочные центры. Дети с наиболее тяжелыми формами умственной отсталости находятся в закрытых учреждениях, часть из которых являются частными и платными.

              В специальные учреждения дети поступают в возрасте 5 лет и обучаются строго по индивидуальной программе. В младшем возрасте основное внимание уделяется сенсорному и речевому развитию, выработке навыков самообслуживания и различным действиям с предметами. В старшем возрасте воспитанники обучаются различным трудовым операциям. Они собирают картонные коробки, занимаются упаковкой автомобильных лампочек, трудятся на пришкольном участке и т. п.

              Особое место в программе обучения занимает выработка у детей социальных форм поведения. Не менее одного раза в неделю учитель выводит их на прогулку, во время которой дети учатся распознавать световые дорожные сигналы, пользоваться подземными переходами, различными видами транспорта. Дети должны уметь вести себя в разных ситуациях: например, в гостях у товарища, при посещении библиотеки, медицинского учреждения и т. п. Их учат выполнять несложные поручения: опускать письмо в почтовый ящик, относить белье в прачечную, делать мелкие покупки. Все практические задания направлены на адаптацию детей в обществе.                                                                                    

               Подростки в возрасте 18 лет переводятся из детских специальных учреждений в дневные центры профессиональной подготовки взрослых. Овладев там определенными практическими умениями и навыками (деревообработка, металлоштамповка, сборочные работы), они могут работать в мастерских, имеющихся при таких центрах, и жить дома (сохранение постоянного контакта с семьей считается очень важным). Широкое развитие получила система «покровительственных мастерских», представляющих собой мастерские для инвалидов с финансовой поддержкой местных властей. Профиль этих мастерских очень разнообразен. В них изготовляются различные игрушки, производятся упаковочные работы, сборка электроарматуры и т.п.

           Некоторые из молодых людей работают по найму курьерами, помощниками в кафе или магазине, заняты расклейкой афиш.

Часть воспитанников направляется в сельские общины, где они работают на фермах, в саду и т.д.

           Обучение этих детей в Германии осуществляется в реабилитационно-педагогических учреждениях нескольких типов: специальных школах, дневных центрах, домах с длительным пребыванием в них воспитанников.

В специальных школах и дневных центрах обучаются дети, не , требующие постоянного врачебного контроля и лечения. Эти учреждения работают по типу школ с продленным днем. При поступлении дети должны уметь ходить, владеть навыками самообслуживания и гигиены. Дети с текущими психическими заболеваниями в эти учреждения не принимаются.

Учителя в специальных учреждениях должны обязательно иметь I помимо общепедагогического образования специальное дефектологическое.

Дневные реабилитационные центры наряду с коррекционно-воспитательной работой занимаются вопросами диагностики. Для этой цели они оснащены современной техникой.

              В домах длительного пребывания находятся воспитанники с крайне тяжелыми нарушениями в развитии и текущими психическими заболеваниями. Кроме того, в эти учреждения направляются дети, которых по тем или иным причинам нужно изолировать от семьи.

Широко практикуется в этой стране частный патронаж для аномальных детей. Лица, их опекающие, получают от государства денежное пособие, а также определенную дотацию к пенсии.

         В Германии существует закон о трудоустройстве и охране прав работающих умственно отсталых. Для тяжело умственно отсталых воспитанников организованы и действуют лечебно-трудовые мастерские, находящиеся под опекой и контролем обществ содействия интеллектуально неполноценным лицам. Инвалиды получают заработок в размере, соответствующем продуктивности их работы, а также небольшие премии в виде поощрения. Некоторых из них переводят, если находят возможным, на отдельные предприятия, организуя для инвалидов так называемые охранительные рабочие места. Они занимаются электромонтажными работами, штамповкой несложных деталей, упаковкой готовой продукции.

            В США закон об образовании детей с проблемами в развитии, принятый в 1975 г., признал всех детей обучаемыми.

Для детей с тяжелой формой умственной отсталости созданы специальные школы, центры развития и частные школы. Эти учреждения работают по типу школ с продленным днем. Обучение начинается с 5 — 7-летним ребенком и заканчивается, когда воспитаннику исполняется 21 — 23 года. Тяжело отсталые дети с грубыми и сложными нарушениями помещаются в закрытые учреждения семейного типа.

             Работа с детьми строится по специальным программам (особая в каждом учреждении), которые включают разделы, соответствующие определенным целям воспитания: сенсомоторное развитие, социальная тренировка, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, музыка, развитие речи, письмо, счет. Применительно к каждому разделу программа определяет, какие знания и практические умения должны быть усвоены.

              Например, программа по разделу «Хозяйственно-бытовой труд» включает следующие виды практической деятельности: приготовление простой пищи, уборка помещения и двора, выполнение мелких поручений, пришивание пуговиц, работа с молотком и отверткой и т. п.

               Раздел «Социальная тренировка» направлен на воспитание у детей навыков поведения в обществе, повышение активности и уровня коммуникабельности. Дети изучают правила уличного движения, тренируются в умении вести себя в общественных местах, знакомятся с учреждениями, расположенными в городе. Вместе с педагогом дети посещают магазины, аптеки, газетные киоски, делают там небольшие покупки и оплачивают их. Они должны знать номера телефонов полиции, «Скорой помощи», пожарной команды. Большое значение имеет привлечение родителей к систематическим занятиям с детьми по их социальной адаптации.

              Что касается социально-трудовой адаптации тяжело умственно отсталых детей, то согласно существующему закону лица с тяжелыми интеллектуальными нарушениями должны быть обеспечены рабочими местами. Так, они трудятся посыльными, садовниками, мойщиками машин, многие из них заняты упаковочными работами в складских помещениях и т.п. С целью стимуляции в приеме на работу этих инвалидов государство снижает работодателям налоговые отчисления в федеральный бюджет, прямо по месту работы переводятся средства, предназначенные на социальные выплаты и т. п.

               На высоком уровне осуществляется государственная помощь лицам с отклонениями в развитии в Скандинавских странах, и в частности в Швеции. Закон о помощи умственно отсталым, принятый в этой стране в 1968 г., уравнял в правах детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью и признал их обучаемыми. Они посещают специальные учреждения: школы, реабилитационные центры, дневные центры кратковременного пребывания и т.д.

               Школьный возраст для этих детей установлен от 6 до 21 года. Врачи и педагоги-дефектологи специальных учреждений проводят необходимые медицинские наблюдения и коррекционную работу, определяют методы реабилитации (массаж, ЛФК, физиотерапия, медикаментозное лечение), а педагоги разрабатывают индивидуальные программы обучения. В возрасте 18 лет подростки переводятся в мастерские, существующие при таких учреждениях, где они занимаются различными видами работ: от самых простых (например, сортировка отрезков цветной ткани) до достаточно сложных (изготовление из металла различных предметов обихода и инструментов).

           В Швеции реабилитационная служба помощи взрослым с тяжелыми интеллектуальными нарушениями имеет различные организационные формы. В одних случаях умственно отсталые с помощью социальных работников усваивают социально-бытовые навыки, проживая в общежитиях, в других — находясь в сельских общинах, они занимаются доступными видами сельскохозяйственного труда.

             В специальном обучении Нидерландов выделяют детей с проблемами обучения к  серьезными образовательными проблемами. К первым относят детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности. Когда говорят о серьезных образовательных проблемах, имеются в виду умеренно выраженные или грубые нарушения интеллекта. Образование детей с серьезными проблемами обучения осуществляется в большинстве случаев в отдельных школах или в классах для таких детей.

            В Венгрии и Польше для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта создана дифференцированная сеть учреждений. Те из них, главным образом кто имеет сложные и множественные дефекты, находятся в домах-интернатах социального обеспечения и здравоохранения; дети, не имеющие серьезных сопутствующих нарушений развития, обучаются в специальных школах или классах при них.

            В домах-интернатах воспитываются дети в возрасте от 3 — 4 до 18 — 20 лет, разделенные на группы в соответствии с возрастом и полом. Имеются программы для работы с этими воспитанниками. В младшем возрасте основное внимание уделяется развитию речи, физическому воспитанию, предметно-практической деятельности и привитию навыков самообслуживания. В старшем возрасте воспитанников готовят главным образом к производительному труду.

             На протяжении всего пребывания детей в специальном учреждении проводится большая работа с родителями, которую организует социальный педагог. Он информирует родителей о продвижении детей в учебе и трудовой подготовке, консультирует их по вопросам воспитания. Если позволяют условия и родители хотят этого, дети проводят дома воскресные и праздничные дни, зимние и летние каникулы.

         Из детских домов-интернатов воспитанников направляют либо в психоневрологические учреждения для взрослых, либо в реабилитационные мастерские, которые готовят их к работе на предприятиях с облегченными производственными условиями. Независимо от производительности труда инвалидам гарантированы минимальный заработок и пенсия.

Как уже указывалось, наряду с учреждениями социального обеспечения для таких детей имеются школы, находящиеся в ведении Министерства просвещения. В этой связи прежде всего следует остановиться на опыте Венгрии, где для детей с тяжелым интеллектуальным дефектом созданы детские сады и специальные школы.

         Для занятий с детьми дошкольного возраста разработана специальная программа. Основные задачи воспитания этих детей — расширение познаний об окружающем мире, развитие речи, привитие элементарных навыков самообслуживания, физическое развитие.

          Дети школьного возраста обучаются в специальных школах, имеющих свой учебный план и программу, а также учебники и рабочие тетради. Образовательный процесс, рассчитанный на 9-летний срок, состоит из трех этапов, каждый из которых включает три учебных года.

На первом этапе с учащимися проводится работа по развитию речи, сенсорики, игровой и предметно-практической деятельности, физическому воспитанию.

              В ходе второго этапа главное внимание направлено на ориентировку в окружающей среде, на привитие навыков самообслуживания и хозяйственно-бытового труда. В то же время начинается работа по обучению детей элементарной грамоте и счету, которая носит сугубо практический характер. На этом этапе выясняется, способен ли учащийся усваивать общеобразовательные знания или с ним возможно проводить только занятия по труду.

              На третьем, завершающем этапе обучения, все учащиеся дифференцируются по своим психофизическим возможностям на группы А и Б. С учениками группы А продолжается работа по обучению грамоте и счету, а дети группы Б в основном получают практические умения и навыки (хозяйственно-бытовой труд, работа на пришкольном участке и т.п.). Главное внимание в работе с обеими группами отводится подготовке учащихся к производительному труду.

По окончании специального обучения подростки могут быть направлены на отдельные производства, где для них имеются так называемые охранительные рабочие места.

             В Польше для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта есть особые школы («школы жизни»), имеющие свой учебный план и программу обучения. Учебный план включает следующие предметы: самообслуживание и ориентировку в окружающей среде, родной язык, математику, изобразительную деятельность, музыку и ритмику, физическую культуру, ручной труд и подготовку к производительному труду. Кроме того, учебным планом предусмотрено проведение индивидуальной работы, включающей логопедические занятия, корригирующую гимнастику, а также обучение общеобразовательным предметам. Большое место на всех этапах обучения отводится физическому и эстетическому воспитанию этих детей. По окончании учебы многие воспитанники остаются жить в семьях и работают в специальных мастерских.

           В настоящее время одним из главных вопросов специального образования в Японии является совершенствование обучения детей с тяжелыми и множественными дефектами. Для решения этого вопроса при Национальном институте специального образования ведутся многочисленные исследования по данной проблеме, проводятся курсы для учителей.

            Обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта в этой стране осуществляется как в специальных школах, так и в дневных реабилитационных центрах. Многие школы для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта располагают дошкольными группами, средними и старшими классами. Главная цель школы — приспособление детей к жизни и труду, поэтому большое внимание уделяется работе в мастерских, которые разнообразны по профилю подготовки и хорошо оборудованы. Если по окончании обучения воспитанник не может устроиться на работу вне школы, он остается работать в ее мастерских.

                Как указывалось, во многих развитых странах дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями интегрированы в общеобразовательную среду. Вопросы интеграции, или «включения в общий поток» (тат$1хеатт§), приобретают большое значение и организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.

             Прочные позиции завоевало интегрированное обучение в Германии. в начале 1970-х гг. Немецкий совет по образованию ФРГ издал документ, согласно которому интеграция людей с ограниченными возможностями в общество является одной из первоочередных задач каждого демократического государства, и прижал ученых и практических работников усилить процессы интегрированного образования детей.

                В Германии дети с тяжелой умственной отсталостью дошкольного возраста могут находиться в общеобразовательных детских садах. Такие сады функционируют в тесном контакте со специальными учреждениями медико-реабилитационного профиля, а также с консультантами по проблемам семьи и детства. По достижении школьного возраста дети имеют возможность обучаться в обычном классе, где есть второй педагог — дефектолог, или в специальном классе общеобразовательной школы.

           В Англии согласно Акту об образовании (1981) дети с ограниченными возможностями здоровья интегрировались в общеобразовательную среду. В частности, дети с тяжелой формой умственной отсталости во многих графствах начинают посещать обычные школы, занимаясь по особой программе в специальных классах.

            В Скандинавских странах, например в Швеции, малыши - дауны посещают ясли и сады вместе с нормальными детьми. В дальнейшем многие из них обучаются в обычном классе, где есть педагог-дефектолог. Взрослые лица с синдромом Дауна работают курьерами, помощниками садовника.

         В США интенсивное развитие процесса интеграции приходится на 1990-е гг., когда были приняты такие законы, как «Американцы с отклонениями», «О помощи лицам с отклонениями в развитии» и другие правительственные документы. Одновременно стали выделяться значительные средства для подготовки специалистов, работающих в интегрированных классах.

             Согласно законодательству, действующему в большинстве американских штатов, дети с тяжелой интеллектуальной недостаточностью имеют право обучаться как в обычных, так и в специальных классах общеобразовательных школ. Занимаясь по особой программе, эти дети включаются вместе с нормально развивающимися сверстниками в уроки изобразительной деятельности, музыки, физической культуры, хозяйственно-бытового труда.

                Мнения специалистов относительно положительных сторон интегрированного обучения в основном совпадают. Преимущества для детей с отклонениями в развитии они усматривают в расширении социальных контактов с нормально развивающимися сверстниками, в большем разнообразии форм образовательной среды. Что касается здоровых детей, то интеграция способствует развитию у них таких личностных качеств, как толерантность, способность к сочувствию и стремление помочь нуждающемуся в поддержке.

                 Вместе с тем имеются и отрицательные суждения по поводу интеграции. Особую тревогу высказывают учителя общеобразовательных школ, выступая против обучения учащихся с тяжелой интеллектуальной недостаточностью совместно со здоровыми детьми. Родители последних также критически относятся к интеграции, мотивируя это тем, что нормальные дети не смогут в полном объеме усвоить учебную программу.

             Во многих странах созданы общественные комитеты и ассоциации помощи умственно отсталым лицам, уделяющие большое внимание их социальной и трудовой адаптации. В частности, в США организовано Национальное общество «Синдром Дауна», в Европе — Европейская ассоциация «Даун-синдром». Для родителей детей с тяжелыми нарушениями интеллекта издается многочисленная литература. Так, в Италии выходит журнал «Синдром Дауна», в Англии — «Голос родителей», где рассказывается об особенностях этих детей и методах работы с ними.                        

           Связь между специалистами-дефектологами и родителями осуществляется социальными педагогами. Во многих странах для обучения детей от 0 до 3 лет разработаны программы, направленные  на коррекцию психофизического развития, которым занимаются Г родители ребенка практически с первых дней его жизни («программы раннего вмешательства»).

          Таким образом, проблема воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта находит свое решение в раз личных формах воспитания и обучения, в создании широкой сети  специальных учреждений, которые в своем большинстве являются государственными. Это специальные школы, классы и дневные центры. Особенность таких учреждений — сохранение постоянной связи с семьей ребенка. Определенная часть детей, главным образом с грубыми психофизическими нарушениями, воспитывается и домах семейного типа.

           Во всех учреждениях имеются программы обучения этих детей. При обучении младшего возраста основное внимание уделяется самообслуживанию, развитию двигательных навыков, предметно-практической деятельности и речи. В старшем возрасте главное место отводится трудовой и социальной адаптации детей.

Глава 2

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

2.1 Основные принципы построения программы.

           Данная программа была разработана на базе ДДИ №24. Общая численность воспитанников 151 человек.  В ДДИ №24 работает два отделения: психолого-педагогическая помощь, медико-социальная реабилитация. Данная программа будет апробироваться, и реализовываться в отделении медико-социальной реабилитации. Основная цель работы отделения медико-социальной реабилитации – социальная адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Проанализировав работу отделения, мы сделали вывод о том, что необходимо разработать и апробировать программу  «Социально-бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью» в связи с новым социальным заказом общества.

            Программа основывается на закономерностях развития детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

В программе отражены современные взгляды на возможности психического развития данной категории детей в процессе специально организованных коррекционно-развивающих воздействий. Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: воспитателям.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников, а так же принципы: деятельностный, онтогенетический, единства диагностики, коррекции и развития.

Программа составлена с учетом:

– характера ведущей деятельности;

– структуры и степени выраженности нарушения;

– ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства;

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению общего развития детей имеет коррекционную направленность.

Цели и задачи:

  1. Коррекция недостатков социального развития;
  2. Развитие навыков общения со взрослыми;
  3. Развитие навыков общения со сверстниками;
  4. Развитие культурно-гигиенических навыков;
  5. Воспитание адекватного социального поведения.

Формы обучения: индивидуальная, подгрупповая, групповая, интерактивные занятия.

Методы обучения: беседа, рассказ, объяснение, показ, наблюдение, демонстрация, пиктограмма, коммуникативные доски, фотографии.

Основные направления работы:

  1. Формирование у ребенка представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе.
  2. Развитие сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности.
  3. Подготовка ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социального приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.

 Требования к заданиям:

Эффективность коррекционной работы на занятиях по социальному развитию, если выполняемые детьми задания:

● активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую, моторно-двигательную сферы;

● соответствуют возможностям детей;

● активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;

● позволяют формировать и закреплять коммуникативные и культурно-гигиенические навыки;

● предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;

● способствуют всестороннему развитию личности ребенка;

● имеют практическое и общественное значение.

Система работы

Направление работы

Вид деятельности

Форма организации

Работа с ребенком

Совместная со взрослым и самостоятельная деятельность в быту

Организация деятельности по самообслуживанию

Индивидуальная работа

Специально организованные занятия

Организация и проведение специально запланированных занятий несколько раз в неделю

Подгрупповая и индивидуальная работа

Специально организованные совместные игры взрослого и ребенка

Организация игр с предметами и обыгрывание с дидактической куклой

Подгрупповая и индивидуальная работа

Примеры специально организованных игр приводится в  следующей таблице.

Цели и задачи специально организованных занятий, которые проводились в одного года, представлены в тематическом плане занятий.

Тематический план занятий

Месяц

Тема занятий

Цели и

задачи

Начало года

Конец года

Декабрь

1-2

Диагностическое обследование детей

Выявление уровня развития социальной адаптации детей

3

Мое имя и фамилия

– откликаться и называть свое имя;

– откликаться на свою фамилию;

– формировать у детей потребность эмоционально-личностного контакта со взрослым.

4

Собираемся в гости

– формировать у детей навык самостоятельного одевания;

– учить просить взрослых о помощи при затруднениях с одеждой.

Январь

1

Я, ты, он, она – вместе дружная семья

– узнавать свою маму среди других людей;

– формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери и членам семьи (обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться)

2

Учимся ходить в туалет

– учить детей пользоваться туалетом – проситься на горшок, снимать и надевать трусы, колготки;

– учить благодарить взрослых за оказанную помощь.

3

Мои фотографии

– узнавать себя на фотографии;

– показывать на них маму и членов семьи;

– формировать понимание и воспроизведение указательного жеста рукой и указательным пальцем

4

Ложимся спать

– формировать у детей навык самостоятельного раздевания;

– учить аккуратно складывать снятую с себя одежду.

Февраль

1

Мое тело

– учить показывать по называнию части своего тела(голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове – уши, волосы.

2

Моем ручки

– учить всем последовательным действиям, связанным с мытьем рук: засучивать рукава перед умыванием, мыть руки и лицо, вытираться своим полотенцем, следить, чтобы руки были чисто вымыты и насухо вытерты.

3

Мальчики – девочки

– учить идентифицировать себя по полу;

– формировать о половой принадлежности ребенка (мальчик – сын, девочка – дочь)

4

Учимся правильно кушать

– формировать навык аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой;

– учить правильно вести себя за столом.

Март

1

Мамин помощник

– формировать интерес к повседневным бытовым делам;

– учить оказывать посильную помощь (убирать со стола посуду, помощь при уборке)

2

Зеркало – зеркало

– учить детей рассматривать себя в зеркале, исправлять недостатки в одежде или внешности (вытереть губы, поправить прическу, заправить рубашку в штаны и т.д.);

– формировать опрятность.

3

Мои друзья и я

– знакомить детей с именами сверстников, учить называть их по имени, узнавать на фотографии;

– эмоционально реагировать на присутствие сверстников и их действия.

4

Одеваемся и раздеваемся

– закреплять навык раздевания и одевания;

– учить складывать и вешать одежду, ставить обувь в свой шкафчик.

2

Моем руки перед едой

– закреплять навык мытья рук и лица;

– учить мыть руки после пользования туалетом и перед едой

3

Игрушки

– формировать непосредственный интерес к игрушкам, предметным действиям с ними.

4

Правильно кушаем

– закреплять навык аккуратной еды, пользуясь ложкой, чашкой;

– закреплять умение пользоваться салфеткой после еды.

Май

1

Друзья и родственники

– закреплять навык эмоционального общения с близкими и сверстниками, интересоваться их деятельностью;

– выделять себя на общих фотографиях

2

Как мы ходим в туалет

– закреплять навык пользования туалетом, выходить чистым, одетым;

– закреплять навык опрятности в целом.

3-4

Диагностическое обследование детей

Выявление уровня развития социальной адаптации детей

Апробация программы «Социально-бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью» предполагает проведение констатирующей и контрольной диагностики.

2.2 Модели апробации программы «Социально-бытовая адаптация детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью»

Исходя из теоретической части коррекционно-развивающей программы по формированию социальной адаптации у детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, можно выделить три основные направления, на основе которых будут строиться занятия в течении одного года:

  1. Формирование навыков взаимодействия с другими людьми.

Это направление является первым этапом в работе по формированию социальной адаптации. На основе сформированных навыков взаимодействия и установленных контактов будет проводиться дальнейшая работа.

Задачи направления:

  1. Сформировать у детей способность подражать действиям взрослого;
  2. Сформировать умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест;
  3. Сформировать умение работать по образцу и по словесной инструкции.
  4. Учить детей понимать цель действия;
  5. Формировать у детей способы адекватного реагирования на свои имя и фамилию( эмоционально, словесно, действиями).
  6. Продолжать формировать у детей представления о себе как субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, о своих потребностях, желаниях, интересах.
  7. Продолжать формировать у детей представления о себе
  8. Учить детей узнавать и выделять себя на индивидуальной и групповой фотографиях.
  9. Формировать у детей адекватное поведение в конкретной ситуации: садиться на стульчик, сидеть на занятии, ложиться в свою постель, класть и брать вещи из своего шкафчика при одевании на прогулку и т. п.
  10. Учить детей наблюдать за действиями другого ребёнка и игрой нескольких сверстников.
  11. Учить детей эмоционально положительно реагировать на сверстника и включаться в совместные действия с ним.
  12. Формировать у детей интерес к игрушкам, предметам и адекватным способам действий с ними.
  1. Формирование навыков самообслуживания.

Одна из важнейших составляющих социальной адаптации – формирование у детей навыков самообслуживания. Данное понятие включает в себя умение самостоятельно удовлетворять собственные потребности, выполнять гигиенические процедуры и следить за собственным внешним видом.

Задачи направления:

  1. формировать навыки, необходимые для удовлетворения естественных потребностей,
  2. формировать навыки ухода за собственной внешностью,
  3. формировать навыки личной гигиены
  4. учить детей обращаться к педагогам за помощью
  5. учить пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу
  6. формировать у детей навыки аккуратной еды – пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, вилкой, салфеткой
  7. учить детей красиво и не спеша есть: откусывать по маленьким кусочкам, тщательно пережевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды
  8. знакомить с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды – пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками
  9. учить пользоваться расческой
  10. учить помогать друг другу в процессе одевания и раздевания
  11. учить детей вежливому общению друг с другом в процессе выполнения режимных моментов – предлагать друг другу стул, благодарить за помощь, завязывать платок, застегивать пуговицу
  12. воспитывать у детей навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом.
  1. Формирование у ребенка представлений о самом себе

Задачи направления:

  1. формировать у детей представления о самом себе как о субъекте деятельности, о собственных эмоциональных состояниях, потребностях, желаниях, интересах;
  2. формировать у детей представления о своем «Я»
  3. формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях («у меня есть глаза – я умею смотреть» и т.д.)
  4. закреплять полученные представления в процессе театрализованных, дидактических игр.

Данные направления коррекционной работы реализуются через следующие виды деятельности:

● совместная со взрослым и самостоятельная деятельность ребенка в быту

● специально организованные занятия

● специально организованные совместные игры взрослого и ребенка

Таким образом, коррекционное воздействие охватывает всю жизнедеятельность ребенка, тем самым, обеспечивая непрерывность, последовательность и структурную целостность в реализации коррекционных задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           Проблемой социальной адаптации детей с нарушением интеллекта, в том числе и с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, интересовались такие ученые, как Закрепина А. В. («Особенности социального развития детей дошкольного возраста с умеренной формой умственной отсталости, воспитывающихся в семье»), Коробейников И. А. («Нарушения развития и социальная адаптация»), Маллер А. Р. («Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии»), Шипицина Л. М. (««Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта») и др. Но на наш взгляд эта проблема еще недостаточно изучена и требует детального рассмотрения.

Целью проведенного нами исследования являлось изучение и формирование социальной адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. В соответствии с поставленными задачами были сделаны следующие выводы:

1.Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования социальной адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Он показал, что термин «социальная адаптация» для детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения этих детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью из-за дефектов развития затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.

2. В задачи развития и воспитания детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает детям с  умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью возможность активного участия в общественной жизни.

В личностном плане этим детям в большей степени свойственны внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью, что затрудняет как общение со взрослыми, так и со сверстниками.

Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть.

Им свойственны: эмоциональные отклонения (частая смена настроений); отсутствие инициативы и самостоятельности; дети с трудом переключаются на другую деятельность; охотно подражают другим; действуют по стереотипу, по заученным штампам; легко поддаются внушению, либо сопротивляются всему новому.

У этих детей необходимо формировать все культурно-гигиенические навыки, так как самостоятельно они этого не произойдет. Необходимо последовательное ежедневное их закрепление в повседневных ситуациях, что бы они не выбивались из привычного ритма жизни.

У детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью, возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков: гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой игрушек, уход за домашними животными.

3. В процессе исследования нами была разработана коррекционно – развивающая программа по формированию социально – бытовой  адаптации у детей с  умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Результатом программы должно быть  повышение уровня социально - бытовой адаптации у детей  с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Проанализировав все вышеперечисленное, можно говорить о том, что все поставленные нами задачи были успешно выполнены.

Следовательно, коррекционно-педагогическая программа «Социально – бытовая адаптация детей  с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью» разработана успешно и цель нашей  работы достигнута.

Список литературы.

1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. М195 Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с.

2.Маллер А.Р. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью. Практическое пособие .- М.: АПКиППРО.2008 г.- 204 с.

3. Маллер А.Р. Помощь детям  с недостатками развития: Книга для родителей. М.: АРКТИ, 2006 – 72с.

4. Ульенкова У.В., Лебедева О.В.. .Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 176 с.

5. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б., Комарова СВ. и др., под ред. И.М. Бгажноковой. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : [программно-методические материалы]— М. -.Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2010. — 239с.: ил. — (Коррекционная педагогика).

6.Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: учеб. пособ для студентов ВУЗов по специальности «Соц. работа»/- М.: Дашков и Ко, 2006 год. - 124 с.

7. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.

8. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.; "Владос", 1995. – 291 с.

9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы психологии, 1966, №6, с. 62-77.

10. Маллер, А. Р.  Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии  / А.Р. Маллер. - М. : Аркти, 2002. – 172 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально - бытовая адаптация детей с умственной отсталостью.

Статья. Социально - бытовая адаптация детей с умственной отсталостью....

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

Информационно-аналитическая справка по тематической проверке на тему «Создание условий для успешного формирования социально-бытовой адаптации детей дошкольного возраста с интеллектуальной недост...

Проблемы социально-бытовой адаптации детей-сирот

Социально-бытовая адаптация детей....

социально бытовая адаптация детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной недостаточностью

Занятие по ознакомлению с художественной литературой в рамках обучения воспитанников     Детского дома-интерната №24  для умственно-отсталыхдетей.  Воспитатель Крюко...

Формирование социально- бытовой адаптации у детей дошкольного возраста с недостатками слуха.

Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и подкрепляется информацией о много...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации  детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью....

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально-бытовой адаптации детей с умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам, - осознается обществом, как важнейшее. В связи с этим в специальной психо...