Адаптированная рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир"
рабочая программа (6 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Окружающий природный мир»
Настоящая адаптированная образовательная программа разработана на основе:
- Закона ФЗ № 273 от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным Приказом Минобрнауки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Коррекционная школа «Надежда» г. Южно-Сахалинска»;
- Примерной адаптированной рабочей программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) от 22.12.2015 № 4115.
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Задачи:
- формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы,
- формирование временных представлений,
- формирование представлений о растительном и животном мире.
Программа представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы».
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.
Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.
У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.
Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.
У детей со временем формируются представления об объектах неживой природы (солнце, луна, земля), представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека, начинают узнавать и называть конкретные предметы; предметы, изображенные на рисунках; работать с простой (ситуативной) картинкой; уметь составлять связные высказывания по картинке.
Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью. Программа реализуется через урочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Учебный план
Предмет | Класс | Кол-во часов в неделю | I ч. | II ч. | I полугодие | III ч. | IV ч. | II полугодие | Год |
Окружающий природный мир | 6 | 2 | 16 | 14 | 30 | 22 | 16 | 38 | 68 |
Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир»
Предметы и явления неживой и живой природы |
Планета Земля. Оболочки Земли |
Значение воздуха для жизни на земле |
Свойства воздуха |
Давление и движение воздуха |
Температу воздуха. Термометр |
Движение воздуха в природе. Ветер |
Повторение пройденного |
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение |
Состав воздуха. Углекислый газ и азот |
Охрана воздуха |
Полезные ископаемые |
Полезные ископаемые: гранит, известняк |
Полезные ископаемые: песок, глина |
Повторение пройденного |
Горючие полезные ископаемые: торф |
Горючие полезные ископаемые: каменный уголь |
Добыча и использование каменного угля |
Горючие полезные ископаемые: нефть |
Добыча и использование нефти |
Горючие полезные ископаемые: природный газ |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: черные металлы, сталь, чугун |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: цветные металлы |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: благородные (драгоценные) металлы |
Охрана полезных ископаемых |
Повторение пройденного |
Небесные тела: планеты, звезды |
Солнечная система. Солнце |
Исследование космоса. |
Спутники. Космические корабли |
Полеты в космос |
Смена дня и ночи |
Смена времен года. Сезонные изменения в природе |
Повторение пройденного |
Планируемые личностные и предметные результаты освоения предмета
Предметные результаты.
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный
- узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях
- иметь представление о назначении объектов изучения
- относить изученные объекты к определенным группам
- называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе
- знать требования к режиму дня школьника
- узнавать и называть конкретные предметы;
- узнавать, называть предметы, изображенные на рисунках;
- работать с простой (ситуативной) картинкой; уметь составлять связные высказывания по картинке;
- работать с простой картинкой, требующей установления несложных связей; связных высказываний по картинке;
- принимать участие в беседе по содержанию услышанного.
- производить практические действия с различными природными материалами;
- узнавать и называть фрукты, овощи, диких и домашних животных.
- знать основные правила личной гигиены
- иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе
- выполнять задания под контролем учителя
- знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться)
- владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками
- владеть навыками самообслуживания
- ухаживать за комнатными растениями, подкармливать птиц, живущих около школы
- адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях
- адекватно вести себя в классе, в школе, на улице
Достаточный
- узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях
- иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире
- относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации
- знать отличительные существенные признаки групп объектов
- знать правила гигиены органов чувств
- знать некоторые правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей
- проявлять интерес, активность и самостоятельность в работе на уроке
- применять сформированные знания и умения при решении новых учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач
- отвечать и задавать вопросы учителю по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте
- выполнять задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), качественно осмысленно оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять к ней ценностное отношение, понимать замечания, адекватно воспринимать похвалу
- проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми
- адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира
- быть готовыми к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы
Личностные результаты.
- положительное отношения к школе
- положительное и осознанное принятие роли ученика
- осознанное отношение к учебному процессу в целом
- осмысленное восприятие собственных вкусов, привычек, желаний
- эмоциональное осмысление событий собственной жизни
- интерес к языковой и речевой деятельности
- эмоциональное осмысление уклада жизни своей семьи, отношений между близкими людьми
- развитие способности к сочувствию, сопереживанию, проявлению отзывчивости, готовности помочь
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
- освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
по предмету «Окружающий природный мир»
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | |
1 четверть (16 часов) | |||
Предметы и явления неживой и живой природы | 2 | ||
Планета Земля. Оболочки Земли | 2 | ||
Значение воздуха для жизни на земле | 2 | ||
Свойства воздуха | 2 | ||
Давление и движение воздуха | 2 | ||
Температу воздуха. Термометр | 2 | ||
Движение воздуха в природе. Ветер | 2 | ||
Повторение пройденного | 2 | ||
Итого | 16 | ||
2 четверть (14 часов) | |||
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение | 2 | ||
Состав воздуха. Углекислый газ и азот | 2 | ||
Охрана воздуха | 2 | ||
Полезные ископаемые | 2 | ||
Полезные ископаемые: гранит, известняк | 2 | ||
Полезные ископаемые: песок, глина | 2 | ||
Повторение пройденного | 2 | ||
Итого | 14 | ||
3 четверть (22 часа) | |||
Горючие полезные ископаемые: торф | 2 | ||
Горючие полезные ископаемые: каменный уголь | 2 | ||
Добыча и использование каменного угля | 2 | ||
Горючие полезные ископаемые: нефть | 2 | ||
Добыча и использование нефти | 2 | ||
Горючие полезные ископаемые: природный газ | 2 | ||
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: черные металлы, сталь, чугун | 2 | ||
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: цветные металлы | 2 | ||
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: благородные (драгоценные) металлы | 2 | ||
Охрана полезных ископаемых | 2 | ||
Повторение пройденного | 2 | ||
Итого | 22 | ||
4 четверть (16 часов) | |||
Небесные тела: планеты, звезды | 2 | ||
Солнечная система. Солнце | 2 | ||
Исследование космоса. | 2 | ||
Спутники. Космические корабли | 2 | ||
Полеты в космос | 2 | ||
Смена дня и ночи | 2 | ||
Смена времен года. Сезонные изменения в природе | 2 | ||
Повторение пройденного | 2 | ||
Итого | 16 | ||
Итого за год | 68 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учащихся:
- Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с.
Литература для учителя:
- Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 159 с.
- Природоведение. 5-6 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 199 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Окружающий природный мир" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часо...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...
Адаптированная рабочая программа "Окружающий природный мир" для учащихся 5 класса
Адапрированная рабочая программа составлена на основе Примерной адаптированнай основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной,тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуа...
Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру, 7 класс, вариант 2
Адаптированная рабочая программа по окружающему природному миру для обучающихся с ОВЗ , 7 класс, вариант 2...
Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)
Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...