Рабочая адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Окружающий мир» ,7 кл
рабочая программа (7 класс)

Писарева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа для детей с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) по предмету "Окружающий мир", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon arp_okruzhayushchiy_mir_7_kll_za_2020-2021_uch_god.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к рабочей программе

        Рабочая  адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Окружающий мир» разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  МБОУ Петропавловская СОШ №39 в содержательном и целевом разделах, составлена в полном соответствии с локальным актом образовательного учреждения «Положение о рабочей программе по предмету» и нацелена на получение образовательного результата, спланированного   на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .

        Данная программа учитывает преемственность материала по годам обучения и возрастной состав обучающихся.

        Перегрузки предметным материалом нет.

        Программа содержит следующую структуру:

  • титульный лист;
  • пояснительную записку, объясняющую на основании чего написана рабочая программа по предмету;
  • личностные результаты освоения АООП;
  • метапредметные результаты освоения АООП;
  • предметное содержание, разведенное по годам обучения;
  • требование к образовательному результату по годам обучения;
  • календарно- тематическое планирование по годам обучения;
  • перечень тестовых работ, с указанием системы оценивания.
  • перечень практических работ.

Программа согласована с руководителем методического объединения педагогов старших классов, проверена заместителем директора по УВР и утверждена приказом по образовательному учреждению.


МБОУ Петропавловская средняя общеобразовательная школа № 39

Рассмотренно:

на заседании Методического Совета

Руководитель МС

___________/Хетемова Н.Ю.

«21» 08.2020г.

Согласовано:                                                                              

Зам. Директора по УВР                                                      _________/Г.П. Гороховская

«25» 08.2020г.

Утверждено:

Директор МБОУ                                                                                                                   Петропавловская СОШ № 39

____________/   К.Ю. Гуреев

«28» 08.2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

адаптированная для детей с умственной отсталостью

(интеллектуальные нарушения)

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 7 класс

Разработчик   программы:       Т.А.Писарева

                                                         

д. Петропавловка

2020-2021уч.г.

І. Пояснительная записка

        

        Рабочая  адаптированная программа для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Окружающий мир» разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .

        На изучение предмета «Окружающий мсир» на этапе основного образования предусмотрено 34 часа в 7 классе — (34 учебные недели).

ІІ. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы:

        

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

III. Метапредметные результаты освоения АООП

        

Регулятивные универсальные учебные действия

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем решать новые учебные задачи;

Выпускник научится:

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  •  фиксировать информацию об окружающем мире;
  • С помощью учителя научиться осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

IV. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

  1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью:
  • развитие пространственного восприятия;
  • коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие памяти (зрительной, слуховой);
  • опосредованного запоминания
  • развитие фонематического слуха и восприятия;
  • развитие мышления;
  • развитие мыслительных операций;
  • развитие понятийного мышления;
  • развитие воображения;
  • Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам, овладение начальными первичными навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);
  • развитие у ребенка любознательности, внимательности, умения замечать новое;
  1. проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорства в достижении поставленных целей
  2. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации.

4) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

  • Интерес к объектам и явлениям неживой природы.
  • Представления об объектах неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности, полезные ископаемые и др.).
  • Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
  • Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

5) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

  • Интерес к объектам живой природы.
  • Представления о животном и растительном мире (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.).
  • Опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними.
  • Умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

6) Элементарные представления о течении времени.

         Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

  • Представления о течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в году и др.

V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

7 класс

               Раздел

                                                     Содержание

 Растительный мир ( 5ч)

 Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).

Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев..

Узнавание (различение) фруктов (яблоко,  банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей фрукта.

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш);

Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание особенностей ухода за комнатными растениями..

 Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду.

 Животный мир (5ч)

 Знание внешнего строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных признаков животного. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание способов передвижения домашних животных.

Объединение животных в группу «домашние животные». Знание значения домашних животных в жизни человека. Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).

Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных.

 Узнавание (различение) детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, ежонок).

Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных. Знание способов передвижения животных. П.Р. № 1 «Рисунок животного ( раскраска)

Знание питания птиц. «перелетные птицы». «зимующие птицы». Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь, пеликан)..

 Объекты природы (4ч)

        Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и в природе.

       Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли.

           Различение земли, неба. Определение месторасположения земли и неба. Узнавание (различение) форм земной поверхности.

        Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. Узнавание леса, луга, водоема. П.Р. №  2 «Рисунок  леса, луга, водоема»

 Временные представления ( 6 ч)

 Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности. и т.д Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года. Узнавание (различение) календарей (настенный, настольный и др.). Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений природы с временем года. П.Р.№   3      Рисунок «Времена года»

Представления о себе (4ч)

 Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

Представление о собственном теле. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок).

Отнесение себя к определенному полу. П.Р. №4  «Рисунок девочки и мальчика»

Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.        

 Семья (4ч)

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение  социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи.

П.Р. № 5  «Рисунок   своей семьи».

 Окружающий социальный мир  (5ч)

Знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна»,  «Традиции и обычаи».

 Промежуточная аттестация (1ч)

Оценка достижений

VІ.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАЗДЕЛЫ

7 класс

Растительный мир

5

Животный мир

5

Объекты природы  

4

Временные представления

6

Представления о себе

4

Семья

4

Окружающий социальный мир

5

Промежуточная аттестация

1

Итого часов по год обучения

34

ПРИЛОЖЕНИЕ

к АООП по «Окружающему миру»

 

 Окружающий мир .7 класс

 Адаптированная программа для детей с интеллектуальной недостаточностью

Содержание учебного предмета

34  часа (1 час в неделю)

Тема

Количество часов

1

Растительный мир

5

2

Животный мир

5

3

Объекты природы  

4

4

Временные представления

6

5

Представления о себе

4

6

Семья

4

7

Окружающий социальный мир

5

8

Промежуточная аттестация

1

Итого часов:

34

Календарно- тематическое планирование

№ урока п\п

№ урока по теме

Тема

дата

Корректировка по дате

(основание)


Растительный мир (5ч) 

1

1

Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава) и   частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок).    

02.09

2

2

Плодовые  , лиственные и хвойные деревья.

Узнавание фруктов по внешнему виду .

09.09

3

3

Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш

16.09

4

4

Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание особенностей ухода за комнатными растениями.

23.09

5

5

Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница, просо, ячмень рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду

30.09

Животный мир (5ч)

6

1

Внешнее строение домашнего (дикого) животного

07.10

7

2

Установление связи строения животного с его местом обитания. Питание животных. Способы передвижения животных.

14.10

8

3

Узнавание (различение) детенышей диких животных

21.10

9

4

Знание способов передвижения животных.

П.Р. № 1 «Рисунок животного ( раскраска)

28.10

10

5

Питание птиц. «Перелетные птицы». «Зимующие птицы». Узнавание (различение) водоплавающих птиц

11.11

Объекты природы (4ч)

11

1

Узнавание Солнца  и Луны. Знание значения Солнца и Луны в жизни человека и в природе.. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).

18.11

12

2

Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда).. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание глобуса – модели Земли.

25.11

13

3

Различение земли, неба. Определение  месторасположения земли и неба. Узнавание (различение) форм земной поверхности

02.12

14

4

Знание значения горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной поверхности на карте. П.Р. №  2 «Рисунок  леса, луга, водоема»

09.12

Временные представления (6ч)

15

1

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер, ночь).

16.12

16

2

Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей суток по расположению солнца

23.12

17

3

Узнавание (различение) дней недели. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.

30.12

18

4

Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.

13.01

19

5

Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности 12 месяцев. Соотнесение месяцев с временами года.

20.01

20

6

Соотнесение явлений природы с временем года

П.Р.№   3      Рисунок «Времена года»

27.01

Представления о себе ( 4ч)

21

1

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

03.02

22

2

Представление о собственном теле. Узнавание (различение) частей тела

10.02

23

3

Отнесение себя к определенному полу.

П.Р. №4  «Рисунок девочки и мальчика»

17.02

24

4

Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания

24.02

Семья (4ч)

25

1

Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых.

03.03

26

2

Определение своей социальной роли в семье. Различение  социальных ролей членов семьи

10.03

27

3

Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи

17.03

28

4

Представление о профессиональной деятельности членов семьи. П.Р. № 5  «Рисунок   своей семьи».

24.03

Окружающий социальный мир (5ч)

29

1

Квартира, дом, двор  . Школа

07.04

30

2

Предметы быта. Продукты питания

14.04

31

3

Предметы и материалы, изготовленные человеком

21.04

32

4

Город. Транспорт. Страна

28.04

33

5

Традиции и обычаи

05.05

Промежуточная аттестация (1ч)

34

1

Тестирование достижений по психологическим методикам

12.05

 

Перечень практических работ,  7  класс

№ пп

Наименование

П.Р. №1

«Рисунок животного ( раскраска

П.Р.№2

«Рисунок  леса, луга, водоема»

П.Р. №3

Рисунок «Времена года»

П.Р.№4

«Рисунок девочки и мальчика»

П.Р.№5

«Рисунок   своей семьи».

Критерии и инструментарий

оценивания достижения

предметных и личностных

 результатов обучения

 курсу «Окружающий мир»

        В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в структуре планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умеренной, глубокой и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),   ведущее место принадлежит исключительно личностным результатам, так как именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования, введению обучающихся в культуру, овладение ими социокультурным опытом .

                        1.Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год на конец учебного года. 

Система оценки:

Результаты анализа представлены в форме условных единиц:  

0-баллов – нет фиксируемой динамики;  

1-балл – минимальная динамика;  

2-балла –удовлетворительная динамика;  

3-балла – значительная динамика.  

        

        2.Оценка уровня развития жизненных компетенций каждого обучающегося проводится   в начале года (до 15 сентября) и в конце учебного года (до 25 мая),   экспертной группой , созданной приказом ОУ и родителями (законными представителями) обучающегося

3.Способы определения результативности и динамики развития детей отслеживается по психологическим методикам:

  • Методика на определение вербального абстрактного мышления К. Йерасика.
  • Тест «Левая и правая стороны» Ж.Пиаже.
  • Методика «Рукавички».
  • Методика «10 слов» А.Лурия.
  • Исключение лишнего.
  • Методика «Узор под диктовку»
  • Методика «Проба на познавательную инициативу

        

        4.Оценивание базовых учебных действий осуществляется  с применением бальной системы оценивания:

         0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

                1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

              2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

              3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

         4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

         5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету История

Адаптированная рабочая программадля обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)по предмету  7 класс...

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 год обучения

Рабочая программа по математике для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)...

Общие подходы к преподаванию дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС

Аннотация. В статье речь идет о применении особых подходов к обучению умственно отсталых детей на примере дисциплин «Естествознание» и «Окружающий мир» в условиях реализации ФГ...