Методика преподавания обслуживающего труда в коррекционной школе
методическая разработка

Джокович Мирия Михайловна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Джокович Мирия Михайловна

воспитатель ГПД МБОУ КШ «Надежда»

г. Южно-Сахалинска Сахалинской области

Методика преподавания обслуживающего труда в коррекционной школе

Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, «то смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица, тот способен к подвигу, потому что в нужный день и час у него найдутся воля его выполнить и силы для этого.

Жюль Верн

Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной школы принадлежит трудовому воспитанию. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника.

Воспитание и обучение детей с интеллектуальными нарушениями в развитии в коррекционной школе – гуманное, благородное дело. Без специального воспитания и обучения эти дети в основной своей массе не социализированы, не востребованы, замкнуты.

«Вопрос о роли труда в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью приобретает особое значение в связи с трудностью в подготовке обучающихся к практической деятельности. В системе педагогических мер воздействия на психику аномального ребенка, труд является одним из важнейших средств коррекции недостатков умственного развития аномальных детей».[1]

В.В. Воронкова

Школа дает детям необходимые знания и умения, помогает стать полноценными членами семьи и общества. Чтобы справиться с такими трудными задачами, учитель коррекционной школы должен уметь понять внутренний мир ребенка, его стремления и реальные возможности.

Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует большого педагогического мастерства, особых методов.

Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной сферы. Эмоционально-волевая сфера в ряде случаев нарушена, но есть и такие дети, у которых она относительно сохранена.[2]

Ребенок с проблемами в развитии, как и всякий ребенок, растет и развивается, но развитие его замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей.

Обучение имеет решающее значение для развития таких детей и их реабилитации в обществе. Установлено, что наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции (исправление присущих этим детям недостатков).

Таким образом, принцип коррекции заключается в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. В результате применения коррекционных приемов обучения одни недостатки у учащихся преодолеваются, другие ослабевают, благодаря чему школьники быстрее продвигаются в своем развитии. Чем больше ребенок продвинется в развитии, тем успешнее он будет овладевать учебным материалом, т. е развитие и обучение учащихся на основе принципа коррекции – два взаимосвязанных процесса.

Например, при изготовлении изделий строю на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. Изготавливая изделия из пластилина, бумаги, природных материалов,  ученика учу  устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы  с инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы.

В начальной школе со 2 класса учила, как правильно ухаживать за цветами, мыть доску, вытирать пыль с подоконников в игровой форме. Например, на занятиях прикладного труда я раскрываю способности детей, прививая им тягу к творчеству, способность к пространственному анализу. На занятиях развивается мелкая и крупная моторика пальцев рук, умение составлять композиции из природного материала. Дети овладевают вышивкой бисером, крестиком, вязанием на спицах и крючком, изготовлением мягких игрушек, объёмных картин, составлением панно и композиций из солёного теста. Так были представлены поделки сделанные детьми под моим руководством на кружке “Мои умелые руки” и представлены на городской выставке (“Лукошко”, “Столовый набор”, “Кухонный набор”.)

В реализации данной темы отводится встречам со специалистами школы социальным педагогом, психологом которые ведут беседы по вопросам профориентации; экскурсиям на предприятия. Ключевым делом является развитие трудовых навыков: дежурство по уборке групповых помещений, трудовые десанты по уборке территории школы “Чистый двор”, конкурсы “Чья грядка чище?”, операция “Спасатель” (уборка улиц), работа на пришкольном участке-цветнике.

Трудовое обучение коррекционной школы ставит своей целью подготовку работников обслуживающего труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития учащихся и вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие.

Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционная направленность трудового воспитания в специальной школе, позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие учащихся, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества. Этому способствует вся организация трудового воспитания в школе, как работа с учащимися внутри класса, так и общешкольные мероприятия.[3]

Список использованной литературы

1. Антипов В.И. Внеклассные занятия по труду во вспомогательной школе.

 - М., 2008. 144 с.

2. Архипкина Л.И. Работа по профориентации во вспомогательной школе интернате.

 - М., 2009. 178с.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 2008. 234 с.

4. Вопилова И.В. Комплексный подход к трудовому воспитанию учащихся вспомогательной школы. М., 2007. 221 с.

5. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.

М., 2007. 231 с.

6. Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. - М., 2009. 148с.

7. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969. 341 с.

8. Дьячкова А.И. Основы обучения и воспитания аномальных детей. - М., 1965. 144 с.

9. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М., 2007. 132 с.

10. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1992. 156 с.

11. Мозговой В.М. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. Межвузовский сборник научных трудов. - М., 2007. 167 с.

12. Мачихина В.Ф. Воспитательная работа во вспомогательной школе. - М., 1980. 158 с.

13. Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М., 2002. 122 с.

14. Рубинтейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986. 166 с.

15. Чуркина А.И. Трудовое обучение во вспомогательной школе. - М., 2008. 123 с.

16. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы. - Минск, 2009. 155 с.


[1] Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. С. 45

[2] Дефектология, 1983 №1. Возможности трудовой подготовки глубоко отсталых учащихся. С. 87

[3]  Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М., 2002. С. 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания темы "Производная" в вечерней школе

В данной работе дано планирование темы и представлены материалы для уроков....

по курсу «Методика преподавания информатики и ИКТ в школе»

В соответствии с общей структурой школьного образовательного процесса в настоящее время предмет «Информатика и ИКТ» представляется как многоуровневая система, которая рассматривает з...

урок подготовки младшего обслуживающего персонала в коррекционной школе в 8 классе Тема:Практическая работа "изготовление перевязочного материала".

Данный урок подготовки младшего обслуживающего персонала имеет практичекую направленность и способствует выбору будущей професии. Перед практической работой  учащиеся знакомятся с видами преревяз...

Контрольная работа на тему: Методика преподавания истории в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида.

Данный материал содержит основные программные требования и рекомендации преподавания истории в коррекционной школе 8 вида...

Методические рекомендации. Обслуживающий труд в коррекционной школе 8 вида

Методические рекомендации по организации трудового   обучения детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы. 6 класс. Обслуживающий труд...

«Методика преподавания технического труда в школе»

Технологию (технический труд), по негласной традиции, относят к второстепенным дисциплинам. Может быть, действительно, этот предмет не такой важный среди школьных предметов? Как учитель технологии я н...

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА...