Доклад: «Формирование у воспитанников навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности»
методическая разработка

Германова Людмила Валерьевна

Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков.

Работая самостоятельно, воспитанники тратят на задание разное время.

Поэтому вторая задача воспитателя – научить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам.

Отсюда третья задача воспитателя – учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mart_23_portal.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья городского округа Отрадный»

446303, Самарская область,  г. Отрадный, ул. Жигулевская, 2а, тел/факс – 23302, 20771, otr.internat@yandex.ru

Доклад:

«Формирование у воспитанников навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности»

                                                                                  Германова Л.В.

        

                                                        2022г.

          Понятие «самоподготовка» предполагает самостоятельную работу воспитанника под руководством воспитателя. Самоподготовка является специфическим режимным моментом в условиях коррекционной школы – интерната. В этой работе органически сочетаются образовательные и воспитательные цели и задачи: это не только форма проведения и закрепление пройденного материала на уроке. В ней содержится значительный воспитательный потенциал – развитие у воспитанников навыков самостоятельного учебного труда, умения самим добывать знания, работать с книгой.

          Осуществление вышесказанного решается рядом задач дидактического характера:

  • Закрепление знаний, формирование определенных умений и навыков через выполнение домашнего задания, практических работ и т.д.
  • Выработка рациональных методов и приемов организации труда.
  • Обучение навыкам, умениям самостоятельной работы с книгой, справочной литературой.
  • Расширение кругозора, словарного запаса (через употребление дополнительной информации из научно-популярной литературы, занятий по интересам и т.д.).

  В процессе самоподготовки решаются следующие воспитательные  развивающие задачи:

  • Развитие воли, умения преодолевать трудности.
  • Формирование характера.
  • Выработка таких положительных качеств, как настойчивость, трудолюбие, организованность, усидчивость и т.д.
  • Совершенствование развития памяти, мышление, речи и других познавательных способностей.

          Основная задача воспитателя на самоподготовке – прививать и развивать навыки систематической самостоятельной работы, получении знаний, умений и навыков.

            Работая самостоятельно, воспитанники тратят на задание разное время.

Поэтому вторая задача воспитателя – научить воспитанников рациональным приемам работы над заданиями по разным предметам.

Отсюда третья задача воспитателя – учить воспитанников организованности в работе, прививать навыки культуры труда.

          Самоподготовка – один из наиболее ответственных моментов работы воспитателя. В ее организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий, роль и место воспитателя при проведении самоподготовки, организация самостоятельной работы воспитанников с учетом их интересов и склонностей, индивидуальная работа с нуждающимися в ней воспитанниками, учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.

          Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому только тесная взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников в коррекционной школе – интернате.

          Согласованность действий воспитателя и учителя по развитию навыков самостоятельной работы воспитанников необходима в планировании и в советах для правильного выполнения домашнего задания, и при оказании помощи слабоуспевающим ученикам в процессе самоподготовки. Сотрудничество с учителем, взаимосвязь учителя и воспитателя – одно из важнейших условий успешной организации самоподготовки. Согласованности в действиях учителя и воспитателя способствует их встречи и беседы, взаимные посещения, ведение «Тетради взаимосвязи».

          Воспитатель во время самоподготовки может использовать различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интересов к учению.

Например, создание подвижных, меняющихся каждую неделю групп доверия. Все ученики, кто успешно учился предыдущую неделю, включаются в группу доверия, из которой выделяются основные помощники воспитателя в различных делах на неделю.

  Большую помощь в работе воспитателя оказывают консультанты – успевающие ученики по какому – либо предмету, выделенные по рекомендации учителя.

          Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка. Она углубляет переживания школьников и помогает работе мысли. Музыка дает возможность сосредоточится, создает иллюзию уединения, которая особенно нужна на первых порах приучения к самостоятельной работе. Важны в процессе самоподготовки элементы игры, ожидание сюрприза. Детям, которые раньше основного времени заканчивают выполнение задания можно предложить конверт с загадками, сканвордами, ребусами, интересными заданиями – это для старших детей, а для малышей – рисунки с заданиями, пластилин, коробочки с бусинками, которые интересны детям и развивают мелкую моторику рук.

Значительный воспитательный результат дает организация самопроверки в процессе самоподготовки. Полезно учить детей некоторым способом самопроверки: обратное вычисление (математика); выполнил упражнение – повтори еще правила и сравни свои записи с образцом в учебнике (русский язык); перескажи прочитанное по плану не заглядывая в учебник; попробуй оценить свою работу и знания. Все эти четыре способа проверки не очень сложны, но они требуют от воспитателя продуманности и применение их либо частично, либо полностью.

          Воспитатель завершает самоподготовку общим выводом о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач. Он обязательно отмечает, кто старался, кто работал с интересом, кто хорошо потрудился сам и помог товарищу. Если каждый день воспитанник добивается хотя бы крупицы знания собственным усилием, то он уже не просто учится умственному труду, но и воспитывается нравственно, так как переживает и осознает свой труд и свое отношение к труду.

          Самоподготовка в коррекционной школе – интернате, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, каждый день, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

          В процессе коррекционно – развивающей работы перед самоподготовкой можно использовать элементы нейролингвистического программирования.

Приведу пример: « Ребята, давайте настроимся на успешную работу. Закройте глаза пространство разделите на две части: темная: это все негативное, что окружает вас в процессе подготовки уроков, вам предстоит в течении  часа писать, решать, отвечать на вопросы, что – то у вас не получится и вы будете выполнять это задание снова, а так хочется выйти на улицу, пообщаться с друзьями, посмотреть телевизор, заняться своим любимым делом, но вам необходимо заниматься учебным заданием еще целый час и от этих мыслей становится грустно и тоскливо.

Светлая: а теперь давайте перенесемся в другую часть пространства, она светлая, ведь вы знаете, что занимаетесь становитесь умнее, развивается ваша память, внимание, мышление, речь. Вы узнаете много нового, тренируете свою волю. А завтра в школе вы, не боясь сможете ответить на любой вопрос учителя, решите любую задачу, сможете получить хорошую оценку и этим порадуете не только себя, но и учителя, воспитателя. А как вам будет приятно, когда самоподготовка закончится,  заняться своим любимым делом.

          В начале самоподготовки важна постановка цели и настрой мотивации деятельности воспитанников. Воспитатель сообщает цель и объявляет содержание занятия, объясняет наиболее рациональную последовательность его выполнения. Влияние воспитателя должно быть направлено на то, чтобы вызвать интерес у детей к предстоящей работе. Вот некоторые варианты мотивирующих высказываний воспитателя: «Как человек становится умным? Прочитал 1000 умных книг и стал умным? Нет. Человек становится умным, когда думает, ищет на каждый вопрос свои ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно – на сложные и большие. Вот и мы с вами будем развивать свои ум прямо сейчас, выполняя задания по предмету».

          Регулирующую роль в самостоятельной деятельности воспитанников играет ограничение времени на выполнение задания по предмету. В учебной комнате желательно установить часы так, чтобы они были видны с каждого рабочего места. Воспитатель объявляет сколько минут отводится на выполнение задания.

В начальных классах за распределением времени наблюдает воспитатель. Дети должны научиться беречь время, работать, не отвлекаясь. Однако, уже у младших школьников нужно развивать «чувство времени». Для формирования у детей «чувства времени» можно использовать специальные игры и упражнения. Примером такого упражнения является игра «Что можно сделать за…». Педагог может использовать минутные песочные часы или секундомер. Он предлагает узнать, что хорошего можно сделать за минуту. Например, привести в порядок рабочее место, нарисовать человека, полить цветы в комнате, решить несколько примеров и т.д.

Для этого используются следующие виды работы:

  1. Приучение детей смотреть на часы во время работы. Уже младшие школьники могут знать расположение стрелок, соответствующее началу и концу подготовки.
  2. Могут использоваться «символические часы». На большом картоном циферблате воспитатель отмечает цветом сектор, соответствующий отведенному на самоподготовку времени. Передвигая накладные стрелки, он обращает внимание детей на то, сколько прошло и сколько осталось времени. В младших классах этот сектор можно разделить на части, отметив картинками этапы самоподготовки.
  3. Возможно использование картинного «плана самоподготовки». Воспитатель знакомит детей с готовым планом или составляет его вместе с детьми, договариваясь, какими картинками будут обозначены этапы самоподготовки. Например, работа с дневником – картинка дневника, выполнение русского языка – картинка букваря и т.д. План вывешивается в начале самоподготовки. Во время работы детей воспитатель отмечает специальным значком на каком этапе находятся дети и сколько еще работы осталось.

          Цели работы воспитателя на самоподготовке строятся следующим способом:

  1. Формирование у детей умений и навыков самостоятельной деятельности.
  2. Создание условий для закрепления знаний, умений, навыков, полученных на уроках в самостоятельной работе.

          Воспитатель решает конкретную и важную для реальной трудовой жизни задачу: приучить своего воспитанника действовать по определенному алгоритму организации любой своей деятельности. Например, читать задания (инструкцию), сверяться с образцом до выполнения работы, просить помощь, если образец «не находится» или «не вспоминается», смотреть на часы во время работы, просматривать выполненную работу.

          Другими словами, мы расширяем тот круг задач, которые выпускник специальной коррекционной школы 8 вида будет решать, не особенно отличаясь от человека с обычным интеллектуальным развитием.

          Задачи самоподготовки связаны с формированием у детей следующих умений, обеспечивающих самостоятельное выполнение домашнего задания:

  1. Умения пользоваться дневником.
  2. Ориентироваться в учебном задании: прочитывать задание до начала его выполнения, определять способ его выполнения, пользоваться справочными материалами (правилами, памятками, образцами выполнения заданий).
  3. Обращаться за помощью в случаях затруднений.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Рационально использовать отведенное на самоподготовку время.
  6. Самостоятельно проверять выполненную работу.

          Помимо этих задач воспитатель решает на самоподготовке традиционные воспитательные задачи: воспитывает ответственное отношение к учебному труду, активность, настойчивость, умение работать, не мешая другим и т.д.

          Для повышения эффективности самоподготовки существуют общие условия, обеспечивающие хорошие результаты работы педагога. Это, во-первых, взаимосвязь в работе учителя и воспитателя. Во-вторых, соблюдение охранительного педагогического режима. В-третьих, правильная дозировка домашних заданий. На самостоятельную работу детей в младших классах отводится 30-40 минут, а старших от 40 минут до 1 часа. Остальное время – это время формирования навыков самостоятельной деятельности детей. И в-четвертых, определение учителем домашнего задания, имеется в виду, что задание дается дифференцированно, причем не только по объему, но и по сложности. Общий принцип дозировки и определения домашнего задания в каждом индивидуальном случае таков: ребенок должен справится с заданием, во-первых, самостоятельно, во-вторых, за 20-30 минут в начальных классах и 50-60 минут в старших.

          В структуре самоподготовки выделяются основные этапы:

  1. Организационный момент.
  2. Дидактическая игра.
  3. Работа с дневником.
  4. Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми:
  • Ориентировка в домашнем задании
  • Выполнение задания
  • Самопроверка
  1. Проверка готовности детей к уроку воспитателем.
  2. Итог самоподготовки.

          Целью организационного момента является настроить детей на работу. Чтобы быстро и четко начать самоподготовку можно применить следующие приемы: использовать традиционную для класса формулу начала урока («Посмотрите на меня, настройтесь на работу. Тихо сядьте.»), обратить внимание на организацию рабочего места детей, похвалить детей за готовность. В «сложных» классах, и в те дни, когда дети устали, возбуждены можно использовать игровую форму проведения самоподготовки.

          Вот примеры сюжетов:

  • Игры - путешествия (на паровозе, пароходе) по «карте» с такими пунктами и станциями как «Отправляй-ка», «Поиграй-ка», «Справочное бюро», «Математическая» и т.д.
  • Игры – соревнования: гонки на любом вид транспорта (кто быстрей справится с самоподготовкой, тот быстрей будет в конечном пункте), кто выше всех взберется по лесенке, кому достанется приз от «гостя» (любимые герои сказок, мультфильмов).

          Работа с дневником очень важна. Когда вводятся дневники детям нужно рассказать об их пользе, показать для примера свои ежедневник. В течении нескольких самоподготовок воспитатель просматривает записи детей и проверяет, как они находят по ним задания.

          Работа с дневником имеет для ребенка смысл, если он действительно должен пользоваться им для того, чтобы найти домашнее задание. На этапе работы с дневником воспитатель учит детей определять рациональную последовательность выполнения заданий и планировать распределение времени. Это важный этап в выработки у детей умения самостоятельно трудится.

          Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми очень важно для приучения детей к самостоятельности. Поэтому все действия воспитателя, его слова, поведение направлено на то, чтобы создать у детей ощущение самостоятельной деятельности. Воспитатель может помочь на самоподготовке, но его помощь должна восприниматься детьми как исключение, а не как правила.

На этом этапе главное требование к деятельности воспитателя предоставить детям возможность работать в собственном темпе. Воспитатель не отвлекает детей, чтобы фронтально разобрать задание (это обязанность учителя на уроке), не организует фронтальную проверку и исправление ошибок (это тоже будет делать учитель). Он не подводит на самоподготовке промежуточный итог после выполнения того или иного предмета. Также воспитатель не проводит на самоподготовке фронтального объяснения даже в тех случаях, когда большинство детей класса не справляются с заданием самостоятельно. В этих случаях он прекращает выполнение задания по предмету, а в тетради взаимосвязи учителя и воспитателя пишет, что дети не готовы к самостоятельному выполнению задания.

          При выполнении письменных предметов воспитатель приучает детей следовать алгоритму:

  1. Прочитать задание.
  2. Повторить правила.
  3. Найти образец похожего упражнения в тетради.
  4. Записать первые строчки упражнения.
  5. Проверить себя.

          Знакомство детей с алгоритмом осуществляется в начальных классах, как только появляются письменные задания, требующие обращения к правилу. Но дальше нужно отказаться от фронтального разбора задания и чтения правила в слух. На данном этапе самоподготовки воспитатель контролирует детей и индивидуально или по группам работает с теми, кто не следует алгоритму.

 

         На таком этапе самоподготовки как выполнение задания у воспитателя две основные обязанности:

  1. Индивидуальная работа с отдельными учащимися по заданию учителя, но это в тех случаях, когда воспитатель владеет методикой обучения и между учителем и воспитателем налажена тесная связь.
  2. Помощь детям при затруднениях. В этом случае воспитатель не должен торопиться с подсказками и советами. Сначала используются следующие виды помощи: предложение перечитать задание, перечитать правила, посмотреть похожее задание в классной работе. Только если эти виды помощи не действуют, воспитатель указывает ребенку на ошибку и помогает вспомнить способ выполнения задания, причем на аналогичном примере.

          Самопроверка как этап самоподготовки очень важна для выработки самостоятельности у детей. Цель этого этапа – добиться понимания необходимости проверки своей работы и формирование привычки проверять свою работу.

          Не следует завышать возможности детей и ставить на самоподготовки задачу формирования приемов и навыков самоконтроля (например, самостоятельно использовать прием решения обратной задачи или выполнения обратного арифметического действия). Но сформировать привычки, например, перечитывать написанное, пересчитывать легкие примеры, вполне можно.

          Для формирования понимания необходимости проверять любую свою работу и поддержание у детей желания проверять себя можно использовать такие приемы:

  • Ситуации, показывающие, что от сделанной и неисправленной ошибки может зависеть успех деятельности, благополучие и даже здоровье человека. Это игры, разумеется, с соответствующими пояснениями типа «Годишься ли ты в авиадиспетчеры, наборщики, конструкторы, водители автомобилей и т.п.»
  • Объяснение зависимости оценки от количества сделанных ошибок.
  • Подчеркивание зависимости учебных успехов детей от тщательности проверки задания. Этот прием убеждает детей, что время на проверку было потрачено не зря.
  • Можно использовать «экраны», на которых отмечаются успехи детей в овладении умением проверять себя. При этом ребенок может получить приз за то, что сам, без напоминания пытается себя проверять и за успешность проверки. Подчеркну, что оценивается именно качество проверки, а не отсутствие ошибок в письменной работе само по себе.
  • Оценка проверки каким то сказочным или мультипликационным героем (мудрым волшебником, феей, котом в сапогах).

 

По окончании выполнения письменного предмета воспитатель проверяет работы детей. Проверка осуществляется не с целью поиска ошибок, а для закрепления у детей привычки проверять себя. Воспитатель не указывает на ошибки, тем более не исправляет их, так как это работа учителя. Он оценивает качество проверки своей работы ребенком. На этом этапе воспитатель использует такие речевые формулы: «Я проверяю, хорошо ли ты себя проверил», «Молодец, отлично работал и хорошо себя проверил», «Ты понадеялся на себя, не убедился, что готов к уроку, не проверил себя», «Нужно еще раз проверить работу» и т.п.

          Не рекомендуется проводить проверку письменных работ фронтально. Это противоречит задаче формирования навыков самостоятельной работы, снижает ответственность детей (они считают, что проверка – это забота воспитателя), затрудняет формирование привычек самопроверки. Кроме того, все дети работают в индивидуальном темпе и заканчивают выполнение письменного предмета в разное время. Проводя фронтальную проверку, воспитатель теряет средство поощрения организованных и более самостоятельных детей.

          Проверка «устных» предметов, особенно чтения в начальных классах, осуществляется легко, учитель использует на уроках прием «жужжащего» чтения. В этом случае воспитатель на самоподготовке может прослушивать детей, проходя по рядам. Для проверки сознательности усвоения материала лучший прием на самоподготовке – вопросы по содержанию. Вопросы задаются индивидуально, с той же мотивировкой, что и при проверке письменных предметов. Для проверки качества подготовки детей по чтению можно также использовать взаимопроверку.

          При подведении итога самоподготовки воспитатель оценивает, конечно, качественно, прежде всего самостоятельность детей. Акцент делается на успехах. Можно повторить в слух значение того или иного формируемого умения. Например, для чего нужна самопроверка, как нужно начинать выполнение письменных  предметов и т.п. Кроме этого отмечается прилежание детей, активность, настойчивость, бережное отношение ко времени, готовность прийти на помощь товарищам.

          Самоподготовка в интернате, организованная воспитателем, приучает детей делать уроки систематически, способствует воспитанию чувства ответственности, дисциплинированности и работоспособности, помогает формированию у них необходимых навыков и привычек самостоятельной познавательной деятельности.

 

Методическое обеспечение:

  1. Профориентационная работа в коррекционной школе VIII вида как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни: Из опыта работы учителя технологии специальной (коррекционной) школы-интерната пос. Бира ОблИУУ, 2007, 36 с.
  2. «Дефектология» №4, 2006., с. 46-49. «Модель профессиональной подготовки учеников школы VIII вида».
  3. «Дефектология» №5, 2006., «Система профориентационной работы в коррекционной школе VIII вида».
  4. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М., 2006.
  5. Троцкая Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия. – М.: Дрофа, 2003.
  6. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников.– М.: Творческий Центр, 2006.
  7. Интернет-ресурс сайт: Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование знаниевой компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей).  Одним из самых обобщенных умений является ...

Самоподготовка как педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность воспитанников.

«То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно». Л.С. Выготский.Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса для специализированной школ...

Использование модульной технологии для формирования у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности

Создание на основе специально разработанной модульной программы такой системы обучения,  при которой ученик не пассивно воспринимает передаваемую учителем информацию, а сам ее добывает и осмыслив...

Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка

Выступление на педагогическом совете школы на тему "Формирование компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности на уроках английского языка"....

Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях личностно ориентированного подхода.

Описание основной идеи моего педагогического опыта, которая заключается в развитии навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях личностно ориентированного подхода....

Самостоятельная познавательная деятельность и педагогические условия развития навыков самообучения у учащихся.

В статье рассматривается тема организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Исследуются ее признаки, определяется роль и место в общей системе методов обучения, а также способ...

Выступление на тему«Самостоятельность познавательной деятельности школьников на уроках технологии как важнейшее условие успешного формирования ключевых компетенций» учителя технологии Жанкова В.И.

В выступлении говорится об элементах понятия компетенция ,также о том учитель в своей работе ,использует такие методы самостоятельной работы ,которые требуют от учеников проявления элементов творчеств...