Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях личностно ориентированного подхода.
статья

Карнаухова Марина Владимировна

Описание основной идеи моего педагогического опыта, которая заключается в развитии навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях личностно ориентированного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях личностно ориентированного подхода

(описание  педагогического  опыта)

                                                                                      Учитель истории и    обществознания

                             МБОУ СОШ № 8

                                                                Карнаухова Марина Владимировна

г. Радужный

2016 год

Содержание

I. Введение……………………………………………………………….3 стр.

II. Принципы личностно ориентированного подхода в обучении.….4 стр.

     1.  Личностно-ориентированная позиция педагога………………..4 стр.

     2. Создание условий для развития внутренних мотивов учения;  

        стимулирование и становление собственного  (личностного)

        смысла учения...................................................................................5 стр.

     3. Организация развивающего пространства; ориентация на

         развитие познавательных (интеллектуальных) способностей….6 стр.

     4. Организация равноправного партнерского общения в ходе

         учебного взаимодействия ………………………………………...7 стр.

  1. Ориентация на формирование учебной деятельности

    школьников (а не на передачу учебной информации)………….8 стр.

    а) Диапазон применения заданий для самостоятельной

         работы…………………………………………………….....8-11 стр.

    б) Требования к заданиям для самостоятельной работы…...11-12 стр.

    в) Критерии оценки самостоятельной работы………………12-13 стр.

6. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе …….13 стр.

      III. Алгоритм применения принципов личностно ориентированного

подхода в обучении……………………………………………….13 стр.

Литература…………………………………………………………14 стр.


I.Введение.

   Основная идея моего педагогического опыта заключается в развитии навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях личностно ориентированного подхода.

     Почему именно этот аспект стал главным в моей педагогической деятельности?

     Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего для самой себя, пришлось не только обобщить весь свой собственный опыт, но в некоторых случаях и переосмыслить его.

     Придя  работать в школу, я столкнулась с тем, что наши дети не воспринимают классы и кабинеты, пусть даже разукрашенные после ремонта, не хотят сидеть за партами «смирно» и молча, поворачивая голову за учителем, нет у них желания и тетради вести (тем более аккуратно), и в учебниках копаться. Получается, что не удовлетворяет интересам учащихся такая форма обучения. Но только ли форма? Ведь содержание ими тоже игнорируется, поскольку неясно – зачем учиться, для чего? Как и где «это» применять?

     С другой стороны, современное общество предъявляет особые требования к становлению таких качеств личности как самореализация, саморазвитие, адаптация, саморегуляция, самозащита, самовоспитание. И кто как не школа, кто как не учитель должен воспитать в ребенке эти качества.

      Таким образом, возникает противоречие между привычным предметным образованием и необходимостью подготовки школьника к взрослой жизни в быстроменяющемся мире. Именно это противоречие стало главным фактором определения путей преобразования моего педагогического опыта.

  


II. Принципы личностно ориентированного подхода в обучении.

    Чтобы хоть как-то изменить отношение наших учеников к знаниям, приблизить их к пониманию себя как неотъемлемой части истории, культуры, нужно было попытаться изменить, прежде всего, условия приобретения этих знаний. И изменения в организации учебного процесса должны быть ориентированы прежде всего на личностное развитие учащихся.

     Для достижения этой цели важно создание таких условий, по мнению М.И.Лукьяновой, И.С.Якиманской, Е.В.Бондаревской и др., в которых доминирующим выступает «личностное измерение», а значит обеспечивается личностно ориентированная направленность урока. На мой взгляд, особенно важными в этом отношении представляется реализация на уроке следующих принципов.

  1.   Личностно-ориентированная позиция педагога (установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность; признание самобытности и уникальности каждого ученика; доверительная позиция, склонность выражать собственное мнение; умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей).

     Нужно изменить отношение учителя к ребенку как субъекту жизни, чтобы он стал способен к культурному саморазвитию и самоизменению. Педагог, в моем понимании, должен стать посредником между ребенком и культурой, помощником в индивидуальном самоопределении каждого ученика. Для этого учитель должен занять безоценочную позицию – принятие всех учеников и ситуации как данность, не делить на «хороших» и «плохих», «одаренных» и «не очень», а проявлять доброту и уважение ко всем, независимо от их успехов в обучении.

     Уважение должно проявляться не только к самой личности ребенка, но и к его мнению, а это в свою очередь подготавливает почву для проявления другого условия приобретения знаний – организации сотрудничества учителя и учеников. В таких условиях урок приобретает форму сотворчества, и тогда очень важным становится изменении функции педагога от контролирующей к конструктивной. Как отмечает В.В.Шоган «научимся воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений, найдем ключ к детской душе, сможем отвечать её интересам, сумеем делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка, - получим желанный результат».

  1. Создание условий для развития внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения (ориентация учащихся на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам; обучение целеполаганию; создание ситуации успеха; помощь в осознании мотивов собственных действий).

      Для этого необходимо дать учащимся использовать свой субъектный опыт, а задача учителя в этом случае заключается в координации его наиболее эффективного применения. Обращение к субъектному опыту учащихся, к их памяти дает ряд неоспоримых преимуществ.

     Во-первых, новое знание гораздо эффективнее усваивается на основе ранее изученных сведений и только в этом случае может стать достоянием долговременной памяти. Во-вторых, если обращаться к памяти постоянно, в результате ученик выстраивает определенную систему знаний, когда они как бы наслаиваются друг на друга, и каждое новое знание служит звеном цепочки, крепко соединяющим его с прошлым опытом и являющимся прочной основой для будущего. И, третье немаловажное преимущество, которое состоит в заинтересованности самого ученика «покопаться» в огромном темном мешке памяти и вдруг вытащить из него некоторые вещи, о которых он, оказывается, уже давно знал, т.е. актуализировать ранее полученные знания. Использование субъектного опыта, воспоминания в первую очередь направлено на реализацию одного из главных компонентов урока – мотивации, основной задачей которого является создание на уроке таких условий, когда учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытал бы настоящий азарт в стремлении докопаться до самой их сути. Главное – это перевести актуальные впечатления ребенка на уровень урока истории, что помогает воспринимать историю через призму собственной жизни, отчего события прошлого становятся более близкими, доступными, понятными. Таким образом, достигается личная заинтересованность каждого учащегося в дальнейшей познавательной деятельности.

  1. Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей (постановка и организация разрешения проблемных ситуаций; поощрение творческой активности учащихся; разнообразие используемых методов и приемов деятельности).

      Постановка проблемных вопросов на уроках истории и обществознания  также обеспечивает актуализацию полученных ранее знаний и умений учащихся и способствует осознанию недостаточности имеющихся знаний, необходимости их пополнения. Например, при изучении темы по истории России в 9-м классе «Социальная система в 30-е гг.», весьма уместным будет вначале урока поставить перед учащимися следующую проблему: «Какую роль отводил Сталин системе льгот и привилегий?». Для решения этой проблемы, во-первых, нужно актуализировать у учеников же имеющиеся знания: что вы знаете о льготах и привилегиях? Существуют ли сегодня льготы и привилегии? Если да, то какие, как они распределяются? (использование субъектного опыта детей). Во-вторых, помочь понять ученикам, что имеющихся знаний недостаточно, чтобы ответить на поставленный вопрос: Какие были льготы и привилегии в Советском Союзе 30-х гг.?, Как они распределялись между различными слоями общества того времени?, Какие существовали слои общества в Советском Союзе 30-х гг.? В конечном итоге ответы на эти вопросы, с опорой и на текст учебника, и на рассказ учителя, формируют у школьников представление о социальной структуре Советского Союза в 30-е гг. Такая форма изучения нового материала помогает избежать передачу «готовых» знаний, а увеличивает долю самостоятельной мыслительной работы по овладению знаниями учащимися.

     Важно также поощрять творческое развитие детей, например, после изучения темы «Здоровье человека» по граждановедению в 6-м классе ученики устраивают  презентацию собственных «Советов долгожителя» в той форме какая им покажется более предпочтительной (см. приложение 1), что также способствует не просто механическому заучиванию учебного материала, а его творческого применения.

  1. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия (приоритет диалогических форм учебной деятельности; организация сотрудничества учителя и учеников; оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности; доброжелательность в общении).

     Чтобы актуализировать уже имеющиеся знания у учащихся, от учителя требуется постоянное введение учащихся в состояние диалога. По мнению М.И.Лукьяновой, состояние диалогичности на уроке необходимо для того, чтобы: «провести совместную ориентировку в личностно значимой предметной области; рассмотреть проблемы в контексте значимых для учащихся жизненных ценностей, способствовать тому, чтобы школьники могли использовать свои знания по предмету в качестве средства общения и научились обоснованно выражать цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства своего мнения». Для достижения этих целей, на мой взгляд, также важно использование такого метода, как эвристическая беседа.  Он позволяет не только актуализировать уже имеющиеся знания учащихся, но и ориентировать с их помощью на совместное (или самостоятельное) целеполагание, что в свою очередь позволяет школьникам, опять же, осознать цель обучения как личностно значимую, следовательно повышается мотивация обучения.

     Тогда следующим этапом должно стать создание условий для проявления познавательной активности учащихся. Одним из важнейших средств достижения учителем этой цели является самостоятельная работа учащихся в процессе обучения, потому что любое обучение немыслимо и бессмысленно без практической деятельности детей. А результат (знание, умение, навыки), полученный путем собственных усилий, будет наиболее ценным.

     Поэтому наиболее важным представляется реализация следующего условия личностно ориентированного подхода в обучении. Рассмотрим его более подробно.

  1. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не на передачу учебной информации) (повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников).

      По мнению Л.Н.Боголюбова, М.Ю.Брандта, А.Ю.Лазебниковой и других, «самостоятельная работа школьников – это их познавательная деятельность, осуществляемая с помощью системы специальных заданий, с опорой на имеющиеся у них знания, умения, опыт, протекающая без видимой помощи извне. Организация самостоятельной работы учащихся не самоцель, а один из важнейших рычагов повышения эффективности обучения и воспитания школьников. Она направлена на формирование у учащихся способности сознательно определять цель своей деятельности на каждом конкретном этапе и комплекс мер для её достижения, на развитие способности принимать нестандартные решения, проявлять инициативу и сообразительность». Точка зрения этих исследователей по проблеме самостоятельной работы учащегося в учебном процессе полностью совпадает и с моими взглядами.

     Задания для самостоятельной работы имеют широкий диапазон применения. Они могут быть использованы как в классной, так и во внеклассной работе с учащимися.

      В процессе изучения нового материала задания для самостоятельной работы призваны повысить уровень познавательной активности учащегося в восприятии и переработке им информации из любого источника: будь то слово учителя, статистический материал, средство наглядности и т.п. А в некоторых случаях выполнение заданий (решение задач) может заменить на уроке традиционное изложение материала, обеспечивая при этом высокую результативность учебно-воспитательного процесса. Но нужно отметить, что такая замена целесообразна лишь тогда, когда другие источники в достаточном объеме содержат необходимую учебную информацию. Например, при изучении темы по истории России в 8-м классе «Экономическое развитие в годы правления Александра III», перед учащимися можно поставить следующую задачу: на основе статистических данных за период с 1877г. по 1897г. и соответствующей диаграммы определите какие отрасли тяжелой промышленности развивались в это время наиболее успешно и динамично? (см. приложение 2). А самостоятельное изучение текста учебника по данной теме поможет ответить ученикам на следующий вопрос: почему именно эти отрасли тяжелой промышленности развивались быстрее, чем остальные в этот период времени? Поиск ответа на этот вопрос позволить учащимся познакомиться не только с основными направлениями экономической политики правительства Александра III, но и с деятельностью министров финансов Н.Х.Бунге, И.А.Вышнеградского, С.Ю.Витте. Или, при изучении темы «Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.» в 6-м классе выполнение такого задания как - на основе текста учебника вставить недостающие понятия в предложенную им схему (см. приложение 3), позволить учащимся не только познакомиться с развитием Московского княжества, Литвы и Золотой Орды в данный период, но и систематизировать полученные знания.

     Особое значение имеет самостоятельное получение знаний из первоисточников философской и научной мысли, поскольку они не только содержат необходимый для усвоения материал и несут большой воспитательный потенциал, но и являются образцом высокой культуры. Ярким подтверждением этого может служить самостоятельная работа учащихся 9-го класса по обществознанию в рамках изучения тем «Государство», «Формы правления», «Политические режимы» над такими заданиями как – на основе предложенных отрывков из произведений российских и зарубежных мыслителей, правоведов, философов ответить на поставленные вопросы (см. приложение 4,5,6). Это позволит не только познакомиться с самими понятиями государства, различных форм правления и политических режимов, их положительными и отрицательными сторонами, но и узнать точку зрения на эти проблемы ведущих общественных деятелей., что существенно расширяет кругозор учеников.

      Задания для самостоятельной работы могут быть эффективным средством закрепления изученного материала. Побуждая учащихся активно оперировать полученными знаниями, они способствуют более глубокому и осознанному усвоению материала на самом уроке. К примеру, после изучении темы «Что такое вина» на уроках граждановедения в 7-м классе можно дать учащимся задание следующего типа: Определите какие преступления (прямой умысел, косвенный умысел, по самонадеянности, по небрежности) совершены в описанных ниже ситуациях (см. приложение 7). Выполнение этого задания помогает учащимся и закрепить только что полученные знания, и применить их на практике.

      Конечно, задания для самостоятельной работы могут быть эффективным средством проверки знаний и умений учащихся. Их применение дает возможность установить не только наличие тех или иных знаний, но и уровень их усвоения, способность осознанного их применения в новой учебной ситуации. Контроль с применением заданий для самостоятельной работы позволяет учащимся в большей мере проявить свои способности по сравнению с традиционными приемами проверки знаний. Это могут быть различные тестовые задания с выбором одного или нескольких правильных ответов, задания на соотношение терминов и их определений, исторических явлений и их характерных признаков, хронологические задания и т.п. (см. приложение 8).

     Выбор того или иного задания определяется спецификой самого учебного занятия или его этапа. Так, при проведении школьной лекции используются задания, ориентирующие ученика на уяснение главного и выявление связей между отдельными частями её содержания, на осознание логики изложения, соотношение между аргументами и выводами. Задания могут быть поставлены до начала лекции или в ходе её изложения, с проверкой их выполнения в конце урока. К примеру, при изучении темы «От Февраля к Октябрю» по истории России в 9-м классе учащимся может быть предложено заполнение таблицы «Кризисы правительственной власти в апреле – октябре 1917 г.» по ходу урока, а после - составление схемы «Причины кризисов Временного правительства» на основе полученных знаний, в результате чего ученики не только знакомятся с основными событиями данного периода, но и выявляют причинно-следственные связи исторических событий, приведших к захвату власти большевиками в октябре 1917г. (см. приложение 9).

       На практическом занятии задания для самостоятельной работы нацеливают учащихся на тщательный, глубокий анализ текста первоисточника, раскрытие сути их наиболее сложных фрагментов путем установления связей с уже известным материалом, на прослеживание движения мысли авторов и раскрытие черт их личности. Примером тому может служить анализ исторического источника, с помощью уже сформулированных вопросов, о характерных чертах личности Петра I и событий, повлиявших на формирование этих качеств в рамках изучения темы «Начало правления Петра I» по истории России в 7-м классе (см. приложение 10).

      Использование заданий для самостоятельной работы предполагает соблюдение следующих общих требований:  

  • Отбор заданий должен соответствовать уровню подготовки учащихся. Непосильные для учеников задания вызовут у них негативную реакцию, а облегченные – не возбудят интереса и не будут способствовать интеллектуальному развитию школьников. Оптимальным вариантом является отбор таких заданий, которые соответствуют, по мнению Л.Н.Боголюбова и др., «зоне ближайшего развития», т.е. их решение данным контингентом учащихся является реальным при известных умственных усилиях, мобилизации имеющихся знаний и опыта;
  • Ученик должен иметь возможность воспринимать задание не только на слух, но и зрительно, чтобы при необходимости уточнить что-либо, работать в индивидуальном темпе. С этой целью целесообразно использовать классную доску, раздаточные карточки с текстом задания и пр.;
  • Учащиеся должны быть обеспечены достаточным количеством материалов, необходимых для выполнения заданий;
  • Руководство самостоятельной работой учащихся со стороны учителя должно быть непрерывным, но ненавязчивым. Представляя новый вид заданий обязательно нужно дать образец его выполнения. В этом случае задание предъявляется в обычном порядке (на доске и т.п.), затем учитель раскрывает логику поиска ответа, показывает путь выполнения работы, вычленяя при необходимости его этапы. Вовлекая учащихся в ход выполнения задания, учитель разъясняет его содержание, ставит промежуточные вопросы, указывает на связь с учебным материалом, необходимым для получения ответа, помогает найти способы выполнения задания. Для учащихся, имеющих опыт самостоятельной работы, помощь учителя может понадобиться лишь в отдельных случаях. И в результате подготовленный класс должен выполнять задания самостоятельно, творчески применяя полученные знания и умения, что совсем не исключает роли учителя как организатора учебного процесса;
  • Выполнение самостоятельных заданий во всех случаях должно завершаться подведением итогов. При этом особое внимание необходимо уделить анализу способов, обеспечивающих правильное выполнение задания. Отсутствие анализа проделанной работы существенно снижает её эффективность.

     Самостоятельная работа учащегося должна оцениваться с учетом его реального труда и индивидуальных способностей. И здесь учитель обязан проявить педагогический такт, внимание и уважение к ученику. На первых порах целесообразно оценивать только успешное выполнение задания, а тем, кто не справился с самостоятельным заданием, но в состоянии воспроизвести соответствующий материал, неудовлетворительную оценку лучше не ставить. Таким образом, выполнение заданий для самостоятельной работы может служить средством интенсивного накопления положительных оценок. Но по мнению И.С.Якиманской, оценивание деятельности ученика осуществляется не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения. Следовательно, отметка, выставляемая ученику, должна аргументироваться по ряду параметров: не только на основании правильности, но и самостоятельности и оригинальности. Однако при выставлении итоговой оценки учитывается результативность всех видов познавательной деятельности ученика.

     По мере овладения школьником приемами самостоятельной работы степень непосредственного вмешательства учителя в процесс познания уменьшается. Вместе с тем резко возрастает необходимость опосредованного влияния учителя на самостоятельную работу учащегося. Учитель, владея всей системой специальных заданий, упражнений, тестов, стимулирует познавательную деятельность школьников, проектирует их движение к цели обучения, к получению познания. И здесь важное значение приобретает кропотливая работа учителя по подготовке школьников к активному самостоятельному получению знаний с помощью того или иного источника учебной информации (включая слово учителя), к оперированию этими знаниями, развитию умений, необходимых для достижения цели обучения и её осознания как личностно значимой и практически необходимой.

  1. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе (обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов; открытость и незакомплексованность как учителя, так и учеников; возможность задавать вопросы и поощрение учителем данной формы активности).

      Реализация этого принципа личностно ориентированного подхода в обучении необходимо для того, чтобы ученики чувствовали себя «соавторами» учебного занятия. Поэтому важно, например, обсуждать с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому. Следовательно, оценивать нужно не только результат, но и действия, причем главная роль здесь должна отводиться самооценке и взаимооценке.

III. Алгоритм применения принципов личностно ориентированного подхода в обучении.

Таким образом, все выше перечисленные принципы личностно ориентированного подхода в обучении можно представить в виде алгоритма.

        

     

     Применение данного алгоритма для конструирования не только всего урока, но и отдельных его элементов дает высокую результативность в обучении (см. приложение 11, 12, 13, 14).

Литература

1. Боголюбов Л.Н., Брандт М.Ю., Лазебникова А.Ю. и др.    Задания и тесты по общесвознанию: 8 класс. – 2-е изд. – М.: Школьная пресса, 2001.

2.  Бондаревская Е.В.   Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. / Педагогика, 1997.

3. Лукьянова М.И.     Теоретико –методологические основы организации личностно ориентированного урока. / Завуч. Управление современной школой. – 2006, № 2.

4.  Шоган В.В.    Технологии личностно ориентированного урока: Учеб.-метод. пособ. для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.

5. Якиманская И.С.  Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Школьная пресса, 1996.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПО ТЕМЕ: «ОБЩЕНИЕ»

(8 класс)

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 8

Карнаухова Марина Владимировна

г. Радужный

2016

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ:  «ОБЩЕНИЕ»

(8 КЛАСС)

                                                                                                                         

Цели урока:

1. Выяснить, что такое общение и рассмотреть различные формы общения, его богатство и многообразие.

2. Содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

3. Содействовать воспитанию гуманного, позитивного отношения друг к другу в процессе общения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса.-   М.:2005; карточки с заданиями, карточки с определениями и понятиями, рисунок корабля, «Карта островов» для рефлексии, цветные листы бумаги в форме паруса.

Ход урока:

Организационный момент

Знакомство с классом (представиться, затем предложить ребятам охарактеризовать себя    каким-либо прилагательным, начинающимся с той же буквы, что и имя , и обозначающим положительное качество характера (аккуратный, активный, бережливый, благородный, бескорыстный, верный, вежливый, выдержанный, гордый, грациозный, деликатный, деловой, добросовестный, желанный, жизнерадостный, живой, заботливый, исполнительный, инициативный, корректный, красивый, любимый, ласковый, мужественный, мирный, миловидный, независимый, нежный, настойчивый, неожиданный, ответственный, общительный, предприимчивый, простой, решительный, расчетливый, самостоятельный, скромный, тактичный, трудолюбивый, терпеливый, храбрый, чуткий, юный).

Мотивационная  беседа с учащимися.

Сейчас мы с вами не только познакомились, но и обменялись информацией о важнейших положительных качествах человека, которые проявляются и формируются только в процессе общения. А любое общение вызывает соответствующие эмоции и чувства. Лично у меня сейчас чувство переживания, волнения, тревоги. А какие чувства возникают у вас   сейчас, в начале нашего занятия? Попробуйте определить их, и прикрепить флажок с вашим именем к тому острову, название которого соответствует вашему чувству на данный момент (учащиеся встают и приклеивают бумажный флажок на «Карту островов»).

  • Спасибо. А теперь вспомните в процессе чего у нас возникли эти чувства? В процессе общения. А какую роль играет общение в нашей жизни? (На доску прикрепляется карточка с вопросом «Какова роль общения?»).

Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Вот как понимает общение известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери (ссылка на эпиграф «Единственная известная  мне роскошь – это роскошь  человеческого общения»). Почему он общение определяет как роскошь? (Рассуждение о необходимости и важности общения в жизни человека, в межличностных отношениях). Вспомните роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». Почему он так привязался к Пятнице? Почему одно из самых тяжких наказаний и по сей день является одиночное заключение? Сейчас существует мнение, что в будущем не будет школы как здания, помещения. Не надо будет ходить в школу, а знания можно будет получать посредством компьютера. (Представьте себе – вы сидите дома за компьютером, на экране возникают задания, упражнения, тексты, объяснения. Вас просят выполнить некие задания и переслать ответы по Интернету. Обратно по электронной почте вам приходит оценка. И снова задания, тесты, упражнения и т.д. И так изо дня в день: только компьютер и вы, вы и компьютер…). Вы согласны учиться в такой школе? А почему?

Основной этап урока

Эвристическая беседа.

Таким образом, мы пришли выводу, что общение очень важно в нашей жизни. А что такое общение? (На доску прикрепляется карточка с вопросом «Что такое общение?») Попробуйте сами определить. Смотрите, какое многообразие мнений. Чтобы точно сформулировать определение, обратимся к учебнику – с.47, второй абзац. (Зачитывают вслух и записывают в тетрадь определение).

ОБЩЕНИЕ - это обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности  информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

  • Вот мы сейчас с вами общаемся с помощью чего? С помощью речи, то есть звуков, слов. То есть это речевое общение, но есть ещё и неречевое общение. Таким образом, мы можем составить следующую схему:

  • А с помощью чего происходит неречевое общение? Какие используются средства общения? (С помощью мимики и жестов; эти элементы дописываются в схему).
  • Приведите самостоятельно примеры неречевого общения (учащиеся приводят примеры неречевого общения: пантомима в театре, искусство немого кино – Ч.Чаплин, возможно общение глухонемых и т.д.).
  • Обратите внимание, сколько вы привели примеров только неречевого общения. Не забывайте, что речевое общение не менее многообразно. И каждый раз оно приобретает разные формы? (На доску прикрепляется карточка с вопросом «Каковы формы общения?»)

Практикум

Перед вами карточки с различными отрывками. (Приложение1). Постарайтесь определить где может происходить  такое общение? Между кем? (Учащиеся работают с текстами на карточках – читают вслух и отвечают на поставленные вопросы. Деловое общение – на работе, на службе, между сотрудниками). То есть, можно сделать вывод, что это деловая (или иначе служебная)  форма общения. (На доску прикрепляются карточки «Формы общения» и «Деловое, служебное»). Пожалуйста, ответьте на вопрос: Когда необходимо ограничиться только рамками делового общения? Обратите внимание, что деловое общение играет большую роль в жизни современного человека. Чтобы ответить на этот вопрос давайте разберем какие правила и нормы используются в деловом общении. (Учащиеся анализируют текст).

Моделирование ситуаций.

У вас на партах карточки с различными ситуациями. (Приложение2).  Попробуйте выступить в той или иной роли и смоделировать (проиграть) предложенные ситуации. (Ролевая игра в парах на основе ситуаций предложенных в карточках – 3 ситуации распределяются соответственно по рядам. Далее предлагается 3 парам продемонстрировать эти ситуации). Чем объединены все эти ситуации? Что в них происходит? Воздействие, убеждение. Определите, какие аргументы, приемы были использованы в каждой ситуации. Значит, это убеждающая форма общения. (На доску прикрепляется карточка «Убеждающее»).

  • Но я хочу обратить ваше внимание, что убеждение может быть как положительным, так и отрицательным! Поэтому нужно быть особенно осторожным, когда вы чувствуете, что вас хотят в чем-то убедить!

Беседа с учащимися по заполнению кластерной схемы.

Существует также ритуальное общение. (На доску прикрепляется карточка «Ритуальное» и проговаривается определение этой формы общения: это процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения). На основе этого определения постарайтесь привести примеры такой формы общения. Чтобы вам помочь, давайте вспомним начало нашего (и не только нашего, а любого) урока. Учитель заходит в класс – ученики встают, приветствуя его. (Учащиеся приводят примеры ритуального общения – военные отдают честь, приветствие, рукопожатие, аплодисменты и т.д.)

  • Вот у нас получилась ещё одна схема: (На доску прикрепляются карточки «Повседневное (бытовое)», «Межкультурное (межэтническое)», «Развлекательное (досуговое)»).

  •  Как вы видите, формы общения столь многообразны, что нашего урока не хватит, чтобы подробно рассмотреть все. Просто отметим, что и сейчас вы сталкиваетесь и с повседневным (бытовым) общением, и с развлекательным, и, конечно, это особенно заметно в нашем регионе, с межкультурным (межэтническим) общением.

  • А если кто-то не соблюдает нормы ритуального общения, к чему это может привести? К различным трудностям в общении, непонимании или неодобрении. Значит, общение может происходит по-разному. Ведь иногда трудности в общении могут привести к конфликту, но об этом вы будете говорить со своим учителем на следующем уроке. А чтобы общение приносило радость многие ученые психологи выделяют определенные правила. Их ещё называют «золотые правила общения». Об этом задумывались и в древности. Прочитайте, каковы были древние заповеди общения. (Учащиеся зачитывают из текста учебника – стр.48 – древние заповеди общения).

Рефлексия по итогам урока.

Чтобы наше общение закончилось на радостной ноте, я предлагаю выразить ваше отношение к общению. Что для вас значит общение? Какую роль в вашей жизни играет общение? Запишите, на маленьких парусах и из них мы составим большой парус, чтобы наш кораблик смог пуститься в плавание. Чтобы определиться, вспомните, о чем мы с вами говорили на уроке – ссылка на цели урока. (Учащиеся записывают свое понимание общения и прикрепляют паруса к кораблю, который прикреплен к доске). Прокомментируйте, пожалуйста, почему именно так вы определили свое понимание общения? ( Предлагается некоторым  учащимся прокомментировать).

  • А теперь вернемся к нашей «Карте островов». Вспомните каждый, на каком острове был прикреплен ваш флажок, и подумайте, не возникло ли у кого желание поместить ваш флажок на другой остров. Если у кого-то возникло такое желание, вы можете сделать это. (По желанию учащиеся меняют местоположение своего флажка на «Карте островов»). Попробуйте объяснить, почему у вас изменилось настроение к концу нашего занятия, что на это повлияло? (Учащиеся формулируют на основе поставленных вопросов свое отношение к уроку).

Домашнее задание.

Я надеюсь, что наше с вами общение было не только приятным (лично мне оно принесло огромное удовольствие), но и плодотворным. Чтобы закрепить плоды нашего труда, я попрошу вас дома прочитать текст учебника на стр. 47-48, а в тетради письменно привести примеры либо повседневного, либо развлекательного общения.

  • Спасибо вам большое за понимание и сотрудничество.

Приложение 1

1. Отрывок из делового письма

Уважаемый Иван Иванович!

    В соответствии с решением муниципалитета района на базе школы № 2 создается клуб «Юный турист».

    Учредительная конференция клуба состоится 22 декабря 2006 г. На конференции будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Учреждение клуба.
  2. Расположение клуба.
  3. Мероприятия на 2007 г.

    Прошу Вас принять участие в учредительной конференции.

2. Выдержки из телефонного разговора

«Доброе утро. Это коммерческий банк «Русь». У телефона Никитин Алексей Петрович. Чем я могу помочь вам?»

  • «Извините, это не в моей компетенции. Вам нужно позвонить в отдел кредитов».

3.Эпизоды официального собрания коллектива

«Слово предоставляется работнице первого цеха Смирновой Валентине Ивановне».

«Сейчас мы заслушаем выступление главного инженера Иванова Петра Сидоровича».

  • Определите, где может происходить такое общение?
  • Кто является участником такого общения?


Приложение 2

Попробуйте смоделировать (проиграть) следующую ситуацию

1. Сегодня выходной день, вам позвонили друзья и пригласили погулять. Вы быстро одеваетесь, так как очень спешите, и не обращаете внимания, что за окном -25 0С. Мама (или папа) убеждают вас одеться потеплее, потому что понимают – на улице холодно.

  • Важно, чтобы оба участника проявляли активность при моделировании ситуации.

Попробуйте смоделировать (проиграть) следующую ситуацию

2. В вашей школе проходят выборы в школьный парламент. Вы выставили свою кандидатуру для участия в выборах. Начался этап агитации всех избирателей (то есть всех учеников школы). Ваша задача заключается в том, чтобы убедить избирателей отдать свои голоса в вашу пользу.

  • Важно, чтобы оба участника проявляли активность при моделировании ситуации.

 Попробуйте смоделировать (проиграть) следующую ситуацию

 3. Вы пришли в салон сотовой связи, чтобы купить новый мобильный телефон. Продавец заметив, что вы не можете сделать выбор, убеждает вас в преимуществах определенной модели мобильного телефона.

  • Важно, чтобы оба участника проявляли активность при моделировании ситуации.

   

        

Карнаухова М.В., МБОУ СОШ № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно ...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

презентация "Активизация познавательной активности в условиях личностно-ориентированного подхода в обучении биологии".

Биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии – жизнь. Поэтому интерес к предмету я поддерживаю использованием разнообразных методов и форм организации...

Развитие творческого потенциала учащихся в условиях личностно-ориентированного подхода на внеурочных занятиях по английскому языку.

Внеурочные занятия по английскому языку являются одним из средств самореализации и развития творческого потенциала учащихся и создают условия для формирования у школьников коммуникативных и социальных...

«Ценностные аспекты воспитательного процесса как факторы развития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования»

ž«Ценностные аспекты воспитательного процесса как факторы развития учащихся в условиях личностно-ориентированного образования»...

Самостоятельная познавательная деятельность и педагогические условия развития навыков самообучения у учащихся.

В статье рассматривается тема организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Исследуются ее признаки, определяется роль и место в общей системе методов обучения, а также способ...