Доклад на тему: «Активизация мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики»
материал
В учебно-познавательной активности учащихся является мыслительная деятельность (система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы). Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы. Главной задачей обучения считается усвоения учащимися практических знаний, составляющих содержание учебного предмета. В настоящее время с помощью экспериментальных программ доказано, что мыслительным умениям надо учить специально. Обучение следует организовать таким образом, чтобы учащиеся получили возможность тренировать эти умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на тему: «Активизация мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики» | 16.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Активизация мыслительной деятельности
учащихся с ОВЗ на уроках математики»
2022-2023 уч. года
Формирование активизация мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ на уроках математики остается одной из основных образовательных и воспитательных задач.
Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность. Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке. Дети с ограниченными возможностями здоровья не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни.
В учебно-познавательной активности учащихся является мыслительная деятельность (система мыслительных действий, направленная на решение какой-либо проблемы). Отдельные мыслительные действия связаны с решением промежуточных задач, составных частей общей проблемы. Главной задачей обучения считается усвоения учащимися практических знаний, составляющих содержание учебного предмета. В настоящее время с помощью экспериментальных программ доказано, что мыслительным умениям надо учить специально. Обучение следует организовать таким образом, чтобы учащиеся получили возможность тренировать эти умения.
Существуют основные процессы формирования умений и навыков мыслительной деятельности, к ним относится как:
- ассоциативно-рефлекторная;
- поэтапного формирования действий;
- сравнение - сопоставление объектов познания с целью нахождения сходства
и различия между ними;
- анализ - мысленное разделение предметов на части;
- синтез - мысленное соединение отдельных элементов или частей в единое целое;
- абстракция - мысленное выделение каких-либо существенных свойств и
признаков;
- обобщение - используется в двух разных формах: эмпирическое и
теоретическое.
Важным условием совершенствования педагогической деятельности учителя является активизация мыслительной деятельности школьников. Проблема приемов данной активизации - одна из актуальных в современном обучении. С этой целью в педагогике разработан ряд приемов активизации мыслительной деятельности на уроках математики.
1. Приём- это проблемное обучение детей с ОВЗ. Суть заключается в том, что ученик анализирует фактический материал и оперирует им для самостоятельного получения новой информации. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником. Это и есть поисковый метод учения восприятия готовых выводов учителя. Проблемное обучение ставит своей задачей:
1) развитие мышления и способностей учеников, развитие творческих умений;
2) усвоение учениками знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и
самостоятельного решения проблем;
3) воспитание активной творческой личности ученика, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные учебные проблемы.
Методика проблемного обучения представляет собой систему действий, состоящую из 4 этапов деятельности:
1) увидеть, найти проблему;
2) сформулировать проблему в виде проблемного вопроса;
3) поиск вариантов решения;
4) оптимальный вариант решения.
Можно выделить три вида проблемного урока: проблемно-исследовательский (учащиеся выполняют все четыре действия сами); проблемно-поисковый (учитель предлагает проблему, а учащиеся ищут варианты решения и оптимальный вариант); проблемно - обобщающий (учащиеся находят только оптимальный вариант).
2. Распространенной активизации мыслительной деятельности является самостоятельной деятельностью учащихся на уроках. Как дидактическая направленность (цель), характер (тип) познавательной деятельности, форма организации работы учащихся и вид источника знаний. Все это способствует усвоению глубоких и прочных знаний. Для успешной деятельности учителя важно определить конкретное место самостоятельной работы в изучаемой теме. Поэтому проводится тщательный анализ учебного материала на предмет организации тех или иных видов самостоятельных работ учащихся.
После анализа выбирается оптимальный вариант действий, и затем делается вывод. Применение самостоятельных работ в системе играет большую роль в формировании личности обучающегося: вырабатывается активная жизненная позиция; развивается самостоятельность; умение находить главное, определять цели и задачи; умение сравнивать, обобщать, делать выводы; умение применять знания на практике.
3. В целях активизации мыслительных процессов учащихся эффективно использование приема сравнения. Оно представляет собой умственную деятельность, в процессе которой происходит выделение отдельных признаков, нахождение общих и различных черт. Умственная операция
сравнения, глубоко влияет на мыслительную деятельность учеников. Учащиеся, не осознающие этой мыслительной операции, допускают много ошибок.
4. Одним из важнейших методов обучения и средств является эвристическая беседа, проходящая в форме диалога, живого обмена мыслями. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся делают определенные выводы, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке.
Стимулирующие вопросы и инструкции учителя заставляют учащихся в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, устанавливать различные соотношения и связи. К числу таких вопросов принадлежат следующие: «Почему?», «Откуда это вытекает?», «Как это проверить?», «Что является причиной?».
5. Психологически эффективное использование приема активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и применении опорных схем и опорных сигналов. С их помощью выявляется основное содержание усваиваемого материала. С помощью этих приемов учебный материал, с одной стороны разделяется, а с другой — объединяется в большие блоки.
6. Проявлением активности учащихся служат наблюдения. Наблюдения есть сложная деятельность, обеспечивающая полноту и точность восприятия.
Хочется отметить, что только взаимосвязь учителя и ученика в процессе обучения, позволит наиболее эффективно решать многие проблемы современного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики через игровые формы обучения
Применение игровых форм обучения на уроках математики позволяет включиться каждому ученику в процесс обучения, делает его интересным, доступным, предусматривает возможность эффективной организац...
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке математики.
Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения, только в процессе активной мыслительной деятельности ученики могут понять и усвоить учебный материал....
«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».
Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством ...
"Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики" Презентация.
Учитель сегодня должен не только хорошо владеть учебным материалом, но и творчески подходить к каждому уроку, постоянно находиться ...
Различные методы решения задач как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики
Показать влияние решения задач различными способами на уроках математики на развитие мыслительной деятельности, познавательной активности школьников, логического мышления....
Доклад на тему: "Активизация познавательной активности учащихся на уроках математики".
В докладе описаны методы активизации учащихся на уроках математики....
«Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».
laquo;Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики»....