«Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».
материал по математике (5 класс)

«Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся  на уроках математики

Китикарь Светлана Ривовна,

учитель начальных классов

          Наиболее актуальной проблемой современной педагогической науки и практики является активизации мыслительной деятельности учащихся. 

В настоящее время большое значение приобретает поиск эффективных путей обучения, повышения качества знаний в школе. Без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание полноценное усвоение знаний учащимися вообще невозможно. Активизация мыслительной деятельности учащихся строится  с  учетом возрастных особенностей учащихся.

Возрастные особенности младшего школьника:

 -неустойчивое внимание

- преобладание наглядно-действенного мышления

- повышенная двигательная активность

- стремление к игровой деятельности

- разнообразие познавательных интересов.

Работая с детьми младшего школьного возраста, убеждаюсь, что самым действенным среди всех мотивов учебной деятельности является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.

Одним из них является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Например, в процессе игры на уроке математики учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Одни из наиболее эффективных средств развития интереса к учебному предмету, используемые на уроке математики- это решение  кроссвордов, математических диктантов,  логических заданий. Использование кроссвордов – полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания.

Без устного счета не проходит не один урок математики. Устный счет – это вычисления, которые производятся в уме, вырабатываются не только вычислительные навыки, но  законы и свойства арифметических действий. Устный счет развивает память, внимание, умение сосредоточиться, скорость мышления, логическое мышление и интеллектуальные способности.

На этапе устного счета можно использовать игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол», «Расположи числа и отгадай слово» и т. д.

Часто использую на своих уроках практические задания в игровой форме:

- фокусы с разгадыванием задуманных чисел;

- задания с занимательными рамками и магическими квадратами.

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку стратегии игры. Поэтому работу на уроке математики стараюсь организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий учеников. 

Другим эффективным средством активизации мыслительной деятельности является использование современных образовательных технологий. 

С помощью информационных технологий легче решаются задачи развития детей. Я активно применяю в своей работе мультимедийные презентации по различным предметам учебного курса. Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые понятия, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. Младшие школьники регулярно и в обязательном порядке ставятся в ситуацию, требующую рассуждения. Поэтому, много работаю над развитием словесно-логическое мышление. Именно решение логических задач помогает в этом. Все эти задания носят творческий характер и способствуют развитию мышления и интереса к математике.

Еще одним важным этапом работы является самостоятельная работа детей.. Поэтому после объяснения нового материала можно предложить детям выполнить самостоятельную работу, а потом коллективно проверить её. Это вырабатывает умение сразу видеть свои ошибки при выполнении заданий.

Признаки, характеризующие самостоятельную работу:

- наличие цели самостоятельной работы;

- наличие конкретного задания;

- четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы;

- определение формы проверки результата самостоятельной работы;

- обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Но даже при очень хорошей организации самостоятельной работы, выполняя одинаковое задание, ученик невольно заглядывает к своему товарищу, испытывая малейшую трудность. При этом внимание его рассеивается, и выполненная работа не может отражать реальную картину качества усвоения материала. Поэтому уроки строю таким образом, чтобы каждый из них был занят решением какой-то проблемы, создаю ситуацию выбора: дифференцированные задания разной степени сложности использую не только на уроке, но и при выполнении домашнего задания. Что позволяет слабому ученику поверить в свои силы, и создать ситуацию успеха. Работа по индивидуальным карточкам или карточкам «Тренажёрам» как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность. Их можно использовать при отработке вычислительных навыков и при решении задач. Конечно, подобная работа требует много сил и времени: составление карточек, проверка работ с различным содержанием. Но детям эта работа нравится, и она приносит много пользы.

Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на уроках стараюсь организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика, что несомненно способствует активизации мыслительной деятельности.

Результаты работы показали, что элементы занимательности и наглядности в обучении повышают уровень познавательной активности детей, активизируют память, мышление, развивают смекалку. Они помогают не только повысить качество успеваемости по предмету, но и делают процесс обучения интересным и легким.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики через игровые формы обучения

Применение игровых форм обучения на уроках математики позволяет включиться каждому ученику в процесс обучения, делает его интересным, доступным, предусматривает возможность эффективной организац...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроке математики.

Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения, только в процессе активной мыслительной деятельности ученики могут понять и усвоить учебный материал....

«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».

Моя педагогическая система строится на внедрении в учебный процесс различных форм, методов, средств обучения для повышения активности мыслительной деятельности учащихся. И она реализуется посредством ...

"Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики" Презентация.

                 Учитель сегодня должен не только хорошо владеть учебным материалом, но и творчески подходить к каждому уроку, постоянно находиться ...

Различные методы решения задач как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Показать влияние решения задач различными способами   на уроках математики на развитие мыслительной деятельности, познавательной активности школьников, логического мышления....

Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке

Статья содержит практические приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке....

«Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».

   Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащ...