Рабочая программа УО 1 класс
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАМОНТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПРИНЯТО школьным психолого-педагогическим консилиумом Протокол от 31.09. 2022 г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______________________ Н.В. Гроо Приказ от 29.08.2022г. № 141-р |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
инклюзивного обучения
для детей с интеллектуальным нарушением (умственная отсталость)
вариант 1
по коррекционному курсу «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»
для 1класса
начального общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
учитель – логопед
А.А.Халтурина
Мамонтово 2022
- Пояснительная записка.
Программа коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи»предназначена для учащихся 1 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) и разработана на основе следующих документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года № 1599.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.).
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (№ 1599 от 19.12.2014.).
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017. – 365с.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528.
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0–4 классов», под редакцией Бгажноковой И.М. – М.: Просвещение, 2011г.
- Методическое пособие Р.И. Лалаевой «Логопедическая работа в коррекционных классах» 2001 г.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях включения в разнообразные формы коммуникации.
Расстройства речи у детей с нарушением интеллекта проявляются на фоне недоразвития познавательной деятельности, нарушенного психического развития в целом, имеют сложную структуру и носят характер системного недоразвития речи. У таких детей страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексический и грамматический строй, связная речь.
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи детей с системным недоразвитием речи, для успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации в обществе.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1.Постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи;
2. Коррекция звуковой стороны речи (интонация при высказывании, темп, сила голоса, дикция, плавность);
3.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
4.Формирование фонематического восприятия, навыка звуко - слогового анализа и синтеза;
5.Формирование лексико-грамматических представлений (обогащение словаря, именами прилагательными, глаголами, формирование умения согласовывать слова в предложении, отработка простейших лексических моделей);
6.Формирование и развитие семантических полей;
7.Коррекция и развитие психологической базы речи, высших психических функций;
8.Предупреждение дисграфии, дислексии;
9.Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности;
10.Формирование коммуникативных навыков;
11.Воспитание мотивации к учению, общению.
2. Общая характеристика коррекционного курса.
Занятия с логопедом проводятся в соответствии с перспективным планом коррекционной работы и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т.д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов.
Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.
Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика работы по данной программе предусматривает обязательное её использование. Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. Количество часов, планируемых на каждую тему, зависит от состава учащихся конкретной группы. Преодоление речевых нарушений может производиться в групповой и индивидуальной форме работы.
Нарушения речи детей носят стойкий характер, поэтому этапы закрепления правильных речевых навыков тщательно отрабатываются, часто повторяются логопедические упражнения с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая психофизическое состояние, особенности ВНД, работоспособность, уровень несформированности речи, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключать ребенка с одной формы работы на другую. Цели занятия излагаются умственно отсталому ребёнку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.
Ведущие приёмы, формы, методы, технологии обучения. Для реализации программы логопедических занятий применяются следующие образовательные технологии:
- технология логопедического обследования;
- технология коррекции звукопроизношения;
- технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
- технологии коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
- технологии развития интонационной стороны речи;
- технологии коррекции темпо -ритмической организации устной речи;
- технологии формирования навыков речевой саморегуляции, введение их в речевую коммуникацию;
- здоровьесберегающие;
- информационно-коммуникативные;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- проблемно-поисковые.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта обучающихся.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко - слоговой анализ слов;
- работа над предложением, текстом;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи.
Адресат: Программа разработана для детей 1 класса с интеллектуальными нарушением (умственная отсталость) вариант 1.
Длительность программы:
1 класс: 2 часа в неделю по учебному плану, из них:
1 занятие – развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи ;
2 занятия - постановка, автоматизация и дифференциация нарушенных звуков
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза). По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей ученика, может быть замедлен или ускорен темп, увеличен или сокращен объем изучаемого материала.
Формы работы: индивидуальная (40 мин.)
Основные виды деятельности: Дидактические игры, упражнения; арт-терапевтические упражнения; психогимнастика, артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические и нейропсихологические упражнения; письменные и устные задания.
Форма оценивания знаний – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, логопедическое обследование устной и письменной речи.
3. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Курс «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» является неотъемлемой частью общего педагогического процесса. Благодаря интеграции естественно- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовное и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим.
4. Планируемые результаты освоения коррекционных занятий.
Программа обеспечивает достижение учащимися 1 класса личностных и предметных результатов.
Изучение коррекционного курса «Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи» в 1 класса направлено на получение следующих личностных результатов:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:
- осознание себя как ученика заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, друга, одноклассника;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней, и эстетическому её восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о эстетических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – ученик);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из – за парты и т.д.);
- работать с учебными принадлежностями ( инструментами) и организовывать своё рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
Познавательные учебные действия
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо – родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- писать;
- наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, предъявленное на бумажных и электронных носителях);
- применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
коррекционного курса
Предметные результаты.
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:
Достаточный уровень
- различать звуки на слух и в произношении
- правильно употреблять в речи существительные с обобщающими значениями
- употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги
- уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать некоторые предлоги в речи, образовывать форму множественного числа родительного падежа существительных
- следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние
- участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
- составлять предложение по образцу, повторять образец рассказа педагога по описанию картины.
- знать наизусть 3-4 коротких стихотворение или четверостишья, разученных с голоса учителя. (В. Чижов «Дождик», Т. Белозёров «Мороз», «Макушка лета», А. Распопин «Солнечные зайчики»).
Минимальный уровень
- различать звуки на слух и в произношении;
- правильно употреблять в речи существительные с обобщающими значениями
- употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги
- следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияние
- участвовать в беседе, в понятной форме для слушателей отвечать на вопросы и задавать их
- составлять предложение по образцу.
6. Содержание коррекционных занятий.
В соответствии с учебным планом логопедические занятия проводится в первую и вторую половину дня. На индивидуальные занятия отводится 20 – 40 минут на ученика
Индивидуальные занятия проводятся с учениками, нуждающимися в постановке звуков. По мере совершенствования произносительной стороны речи ведущими становятся занятия по коррекции нарушений чтения и письма.
Последовательность и содержание коррекционной работы может варьироваться в зависимости от структуры и степени тяжести речевого дефекта детей, зачисленных в группу, и включает в себя:
- наблюдение над значением слова;
- различение слова и предложения;
- работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка;
- интонация в предложении;
- моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Восполнение пробелов в работе над звуковым и слоговым составом слова:
- осознание единства звукового состава слова и его значения;
- установление числа и последовательности звуков в слове;
- сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками; составление звуковых моделей слов;
- сравнение моделей различных слов;
- подбор слов к определѐнной модели;
- различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твѐрдых и мягких, звонких и глухих;
- слог как минимальная произносительная единица;
- деление слов на слоги;
- определение места ударения, смыслоразличительная роль ударения.
Восполнение пробелов в формировании графических навыков и развитие моторики:
- различение звука и буквы: буква как знак звука;
- овладение позиционным способом обозначения звуков буквами;
- буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков;
- мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Коррекция звукопроизношения.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие ручной и артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Основные виды деятельности.
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития речевого дыхания и голоса;
- упражнения для работы над четкостью дикции;
- упражнения для развития выразительности движений и мимики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации;
- упражнения по развитию высших психических функций;
- упражнения по формированию грамматических категорий и навыков их правильного употребления в самостоятельной речи;
- упражнения для развития связной монологической и диалогической речи в структуре коммуникативных компетенций;
7. Тематическое планирование
1 класс
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Логопедическое обследование. | 4 |
2 | Индивидуальное занятие. Знакомство с органами артикуляции и их частей. Сказки «Язычок и его домик», «Веселый язычок». | 1 |
3 | Лексико-грамматическое занятие «Игрушки». | 1 |
4 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
5 | Лексико-грамматическое занятие «Школа. Школьные принадлежности» | 1 |
6 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
7 | Лексико-грамматическое занятие «Осень. Осенняя одежда». | 1 |
8 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
9 | Лексико-грамматическое занятие «Птицы». | 1 |
10 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
11 | Лексико-грамматическое занятие «Овощи. Помидор. Огурец» | 1 |
12 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
13 | Лексико-грамматическое занятие «Фрукты. Слива. Груша». | 1 |
14 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
15 | Звук и буква А. | 1 |
16 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
17 | Звук и буква У. | 1 |
18 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
19 | Звук и буква О. | 1 |
20 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
21 | Лексико-грамматическое занятие «Зима. Зимующие птицы» | 1 |
22 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
23 | Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные зимой. В гости к лесным друзьям». | 1 |
24 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
25 | Звук и буква М. | 1 |
26 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
27 | Лексико-грамматическое занятие «Новый год». | 1 |
28 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
29 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
30 | Лексико-грамматическое занятие «Домашние животные. Собака». | 1 |
31 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
32 | Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные. Волк». | 1 |
33 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
34 | Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные. Лиса». | 1 |
35 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
36 | Лексико-грамматическая работа «Дикие животные. Заяц». | 1 |
37 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
38 | Лексико-грамматическое занятие «Дикие и домашние животные». | 1 |
39 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
40 | Лексико-грамматическое занятие «8 марта. Женские профессии». | 1 |
41 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
42 | Лексико-грамматическое занятие «Начало весны. Весенняя сказка». | 1 |
43 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
44 | Лексико-грамматическое занятие «Семья». | 1 |
45 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
46 | Звук и буква Н. | 1 |
47 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 2 |
48 | Звук и буква С. | 1 |
49 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 2 |
50 | Лексико-грамматическое занятие «Перелетные птицы». | 1 |
51 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 2 |
52 | Лексико-грамматическое занятие « Насекомые» | 1 |
53 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 2 |
54 | Звук и буква Х. | 1 |
55 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
56 | Лексико-грамматическое занятие «Путешествие по временам года» | 1 |
57 | Постановка, автоматизация нарушенных звуков. | 1 |
58 | Обследование. | 4 |
8. Календарно – тематическое планирование
№ недели | Темы логопедических занятий. | Основные виды деятельности | Кол- во часов | Дата |
1. – 4. | Обследование устной и письменной речи. | -работа с картинками. | 4 | 05.09 – 14.09 |
5. | Индивидуальное занятие. Знакомство с органами артикуляции и их частей. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для работы над четкостью дикции; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 19.09 |
6. | Лексико-грамматическое занятие «Игрушки». | -работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 21.09 |
7. | Индивидуальное занятие. Подготовительные упражнения для звука [С]. | - упражнения для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 26.09 |
8. | Лексико-грамматическое занятие «Школа. Школьные принадлежности» | - работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 218.09 |
9. | Индивидуальное занятие. Постановка звука [С] | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 03.10 |
10. | Лексико-грамматическое занятие «Осень. Осенняя одежда». | -работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 05.10 |
11. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [С] в слогах. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - упражнения для работы над четкостью дикции; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 10.10 |
12. | Лексико-грамматическое занятие «Птицы». | -работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 12.10 |
13. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [С] в словах. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 17.10 |
14. | Лексико-грамматическое занятие «Овощи. Помидор. Огурец» | - работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 19.10 |
15. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [С] в словах. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 24.10 |
16. | Лексико-грамматическое занятие «Фрукты. Слива. Груша». | - работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 26.10 |
17. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [С] в словах, в чистоговорках. | - упражнения для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 07.11 |
18. | Звук и буква А. | - работа с картинками; -дидактическое упражнение; -работа с буквой; -фонетическое упражнение; -работа с разрезной азбукой; -работа с печатной и прописной буквой; -работа с зеркалами; -работа с сигнальными карточками; -работа с индивидуальными карточками. | 1 | 09.11 |
19. | Индивидуальное занятие. Подготовительные упражнения для звука [Ш]. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 14.11 |
20. | Звук и буква У. | - работа с картинками; -дидактическая игра; --работа с буквой; -дидактическое упражнение; -упражнения по развитию высших психических функций; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 16.11 |
21. | Индивидуальное занятие. Постановка звука [Ш]. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 21.11 |
22. | Звук и буква О. | - работа с картинками; -дидактическое упражнение; -работа с буквой; -фонетическое упражнение; -работа с разрезной азбукой; -работа с печатной и прописной буквой; -работа с зеркалами; -работа с сигнальными карточками; -работа с индивидуальными карточками. | 1 | 23.11 |
23. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ш] в слогах. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 28.11 |
24. | Лексико-грамматическое занятие «Зима. Зимующие птицы». | - работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 30.11 |
25. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ш] в начале слова. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 05.12 |
26. | Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные зимой. В гости к лесным друзьям». | - работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 07.12 |
27. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ш] в середине слова. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 12.12 |
28. | Звук и буква М. | - работа с картинками; -дидактическое упражнение; -работа с буквой; -фонетическое упражнение; -работа с разрезной азбукой; -работа с печатной и прописной буквой; -работа с зеркалами; -работа с сигнальными карточками; -работа с индивидуальными карточками. | 1 | 14.12 |
29. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ш] в конце слова | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 19.12 |
30. | Лексико-грамматическое занятие «Новый год». | -работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 21.12 |
31. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ш] в чистоговорках, предложениях. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 26.12 |
32. | Индивидуальное занятие. Подготовительные упражнения для звука [Ц]. | - упражнения для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 28.12 |
33. | Лексико-грамматическое занятие «Домашние животные. Собака». | - работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 09.01 |
34. | Индивидуальное занятие. Постановка звука [Ц]. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 11.01 |
35. | Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные. Волк». | - работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 16.01 |
36. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ц] в слогах. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 18.01 |
37. | Лексико-грамматическое занятие «Дикие животные. Лиса». | -работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 23.01 |
38. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ц] в начале слова. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 25.01 |
39. | Лексико-грамматическая работа «Дикие животные. Заяц». | - работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 30.01 |
40. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ц] в середине слова. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 01.02 |
41. | Лексико-грамматическое занятие «Дикие и домашние животные». | -работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 06.02 |
42. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ц] в конце слова. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 08.02 |
43. | Лексико-грамматическое занятие «8 Марта. Женские профессии». | - работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 13.02 |
44. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ц] в чистоговорках, предложениях. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 15.02 |
45. | Лексико-грамматическое занятие «Начало весны. Весенняя сказка». | -работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 28.02 |
46. | Индивидуальное занятие. Подготовительные упражнения для звука [Ж]. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 01.03 |
47. | Лексико-грамматическое занятие «Семья». | -работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 06.03 |
48. - 49 | Индивидуальное занятие. Постановка звука [ж]. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 13.03 |
50. | Звук и буква Н. | - работа с картинками; -дидактическое упражнение; -работа с буквой; -фонетическое упражнение; -работа с разрезной азбукой; -работа с печатной и прописной буквой; -работа с зеркалами; -работа с сигнальными карточками; -работа с индивидуальными карточками. | 1 | 15.03 |
51- 52. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ж] в слогах. | - упражнения для развития артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 2 | 20.03 22.03 |
53. | Звук и буква С. | - работа с картинками; -дидактическое упражнение; -работа с буквой; -фонетическое упражнение; -работа с разрезной азбукой; -работа с печатной и прописной буквой; -работа с зеркалами; -работа с сигнальными карточками; -работа с индивидуальными карточками. | 1 | 03.04 |
54. - 55 | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ж] в словах. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 2 | 05.04 10.04 |
56. | Лексико-грамматическое занятие «Перелетные птицы». | -работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 12.04 |
57. - 58 | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ж] в словах. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 2 | 17.04 19.04 |
59. | Лексико-грамматическое занятие «Насекомые». | - работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 24.04 |
60 - 61. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ж] в словах, предложениях. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 2 | 26.04 03.05 |
62 | Звук и буква Х. | -работа с предметными и сюжетными картинками; -работа с разрезной азбукой; -работа с печатными и прописными буквами; -работа с зеркалами; -работа с сигнальными карточками; -работа с индивидуальными карточками. | 1 | 10.05 |
63. | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ж] в предложениях, чистоговорках. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 17.05 |
64 | Лексико-грамматическое занятие «Путешествие по временам года». | - работа с картинками; -дидактическая игра; -упражнения по формированию грамматических категорий; -упражнения для развития связной монологической и диалогической речи. -упражнения по расширению и обогащению активного и пассивного словаря и его актуализации; -упражнения по развитию высших психических функций; | 1 | 15.05 |
65 | Индивидуальное занятие. Автоматизация звука [Ж] в скороговорках, тексте. | - упражнения для развития артикуляционной моторики; - кинезиологические упражнения; - упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук; | 1 | 17.05 |
66- 69 | Логопедическое обследование. | -работа с картинками. | 4 | 22.05 – 31.05 |
9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
- Компьютер в комплекте
- Стерилизатор ультрафиолетовый
- Зеркало
- Стол логопедический
- Зеркало логопедическое индивидуальное для проведения артикуляционной гимнастики
- Устройство для контроля собственной речи и развития фонематического слуха
- Шпатель медицинский металлический Корицкого
10.Учебно-методическая литература.
1.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – М: Владос, 2002 г.
2.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2004 г.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М: Просвещение, 2003 г.
4.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей-олигофренов. – М: Просвещение, 1970 г.
5.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. - М.: Школьная Пресса, 2003 г.
6.Игнатьева С .А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в
развитии: учеб. пособие для вузов, обуч. по спец. "Социальная работа" / С.А. 7.Игнатьева, Ю.А. Блинков. М., 2004 г.
8.Каше Г.А. Логопедическая работа в первом классе вспомогательной школы. М.,1957 г.
9.Козырева Л.М. Логопедическая программа коррекции лексико
грамматического строя речи младших школьников с задержкой психического развития. Ярославль, 2003 г.
10.Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, 2003 г.
11.Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, 2001 г.
12.Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, 2004 г.
13.Козырева Л.М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, 2006 г.
14.Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, 2006 г.
15.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Комплект пособий для закрепления произношения звуков.М.,1999.
16.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001 г.
17.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001 г.
18.Логопедия: учебник для студ. дефектологич. фак-ов пед. вузов / ред. Л.С. Волкова. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004 г.
19.Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. Москва-Воронеж, 1997 г.
20.Мазанова Е.В. Логопедия. Преодоление нарушения письма: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. М., 2004 г.
21.Мазанова Е.В. Логопедия. Коррекционно-развивающая программа исправления недостатков письма у учеников младших классов, имеющих дисграфию. М., «Аквариум Бук», 2004 г.
22.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). / Под редакцией Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001 г.
23.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.
Спб., 2001 г.
24.Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
25.Письмо Минобразования РФ от 20.06.2002г №29/2194-6
26. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой). М., «Просвещение», 2011 г.
27. Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков. Логопедическая тетрадь. Учебно-методический комплект серии «Обновление». М..2008 г.
28. Филичёва Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,1989.г.
29. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1983 г.
30. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. М., 2005 г.
31. Хрестоматия по литературному краеведению. О., 2003 г.
32.Худенко Е.Д. Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром в специальных (коррекционных) школах VIII вида. М., 2003г.
7. Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения изменений | Содержание изменений | Причина | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа (7 классы, по программе Р.Р.Нигъматуллиной)
Рабочая программа для учителей, работающих в 7 классах русских школ...
Рабочая программа 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова
тематическое и поурочное планирование 5 класс природоведение по программе А.А.Плешакова...
Рабочая программа 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 6 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
Рабочая программа 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака
Тематическое и поурочное планирование 9 класс биология по программе Д.И.Трайтака...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа 1 класс музыка по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС
Рабочая программа 1 класс по программе Критской, Шмагиной, Сергеевой ФГОС...