Основные направления работы учителя-дефектолога
материал
Направления работы:
1) диагностическое направление
2) коррекционное напрвление
3) аналитическое направление
4) консультативно-просветительское и профилактическое направление
5) организационно-методическое направление
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravl.raboty.docx | 17.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления работы учителя-дефектолога
1. Диагностическое направление.
Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; наблюдения за динамикой коррекции психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.
2. Коррекционное направление.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя развитие представлений об окружающем мире, различных видов мышления, способностей к анализу, синтезу, обобщению, классификации предметов по определенному признаку, развитие мелкой моторики, внимания, памяти т.д.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
—сенсорное и сенсомоторное развитие;
—формирование пространственно-временных отношений;
—умственное развитие;
—нормализация ведущей деятельности возраста;
—формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
—готовность к восприятию учебного материала;
—формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
3. Аналитическое направление.
Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:
1)системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;
2)создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
3)обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;
4)профилактику перегрузок учащихся.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
5.Организационно-методическое направление.
Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся специалистами центра коррекционно-развивающего обучения.
Формы и содержание работы учителя-дефектолога будут определяться, в первую очередь, спецификой и особенностями развития категории детей.
Также в образовательном учреждении осуществляется работа учителем-дефектологом, направленная на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с нарушениями интеллекта, что способствует дальнейшему обеспечению уровня подготовки соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта.
Вся работа определяется с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Обязательной задачей учителя-дефектолога является привлечение к процессу коррекционно-развивающего обучения родителей, педагогов, специалистов сопровождения и администрации образовательного учреждения. Успех коррекционно-педагогического воздействия основывается на комплексном взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Крайне важно своевременно обратиться к дефектологу. Чем раньше будет проведена коррекция, тем быстрее будет гармонизировано развитие ребенка, а значит, он станет успешнее в последующем обучении и на жизненном пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация учащихся группы «особый ребенок» одно из основных направлений в работе учителя-дефектолога.
Проблема обучения и социализации детей с глубокой умственной отсталостью является актуальной, поскольку число таких детей, за последние несколько лет рез...
Направления работы учителя-дефектолога по профилактике и коррекции дискалькулии
В публикации представлен опыт педагогической работы по коррекции и профилактике дискалькулии у младших школьников....
Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Основные направления деятельности учителя-дефектолога в работе с детьми с ОВЗ
Доклад-презентация для педсовета (презентация)...
"Основные направления деятельности учителя-дефектолога ТПМПК"
Это памятка, в которой учитель-дефектолог коротко рассказывает об основных направлениях деятельности в условиях ТПМПК....
Памятка "Основные направления работы учителя - дефектолога"
Памятка "Основные направления работы учителя-дефектолога"...
Содержание и основные методы работы учителя-дефектолога в школе.
Любое сопровождение детей с задержкой психического развития или других интеллектуальных нарушений представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательног...