Основные направления работы учителя-дефектолога
материал

Арьянова Нина Борисовна

Направления работы:

1) диагностическое направление

2) коррекционное напрвление

3) аналитическое направление

4) консультативно-просветительское и профилактическое направление

5) организационно-методическое направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл napravl.raboty.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Направления работы учителя-дефектолога

    1. Диагностическое направление.

   Диагностическое направление работы включает в себя: первичное дефектологическое обследование; наблюдения за динамикой коррекции психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

   Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

    2. Коррекционное направление.

    Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

  Коррекционно-развивающая работа  включает в себя развитие представлений об окружающем мире, различных видов мышления, способностей к анализу, синтезу, обобщению, классификации предметов по определенному признаку, развитие мелкой моторики, внимания, памяти т.д.                          
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

—сенсорное и сенсомоторное развитие;

—формирование пространственно-временных отношений;

—умственное развитие;

—нормализация ведущей деятельности возраста;

—формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

—готовность к восприятию учебного материала;

—формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

    3. Аналитическое направление.

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:

1)системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2)создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

3)обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4)профилактику перегрузок учащихся.

   4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

   5.Организационно-методическое направление.

   Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся специалистами центра коррекционно-развивающего обучения.      

  Формы и содержание работы учителя-дефектолога будут определяться, в первую очередь, спецификой и особенностями развития категории детей.
Также в образовательном учреждении осуществляется работа учителем-дефектологом, направленная на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся с нарушениями интеллекта, что способствует дальнейшему обеспечению уровня подготовки соответствующим требованиям государственного образовательного стандарта.
Вся работа определяется с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.                 
   Обязательной задачей учителя-дефектолога является привлечение к процессу коррекционно-развивающего обучения родителей, педагогов, специалистов сопровождения и администрации образовательного учреждения. Успех коррекционно-педагогического воздействия основывается на комплексном взаимодействии всех участников образовательного процесса.


  Крайне важно своевременно обратиться к дефектологу. Чем раньше будет проведена коррекция, тем быстрее будет гармонизировано развитие ребенка, а значит, он станет успешнее в последующем обучении и на жизненном пути.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся группы «особый ребенок» одно из основных направлений в работе учителя-дефектолога.

        Проблема обучения и социализации детей с глубокой умственной отсталостью является актуальной, поскольку число таких детей, за последние несколько лет  рез...

Направления работы учителя-дефектолога по профилактике и коррекции дискалькулии

В публикации представлен опыт педагогической работы по коррекции и профилактике дискалькулии у младших школьников....

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

"Основные направления деятельности учителя-дефектолога ТПМПК"

Это памятка, в которой учитель-дефектолог коротко рассказывает об основных направлениях деятельности в условиях ТПМПК....

Памятка "Основные направления работы учителя - дефектолога"

Памятка "Основные направления работы учителя-дефектолога"...

Содержание и основные методы работы учителя-дефектолога в школе.

Любое сопровождение детей с задержкой психического развития или других интеллектуальных нарушений представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательног...