Рабочая программа по предмету "Ландшафтный дизайн"
рабочая программа (9, 10, 11 класс)

Пурдяева Валентина Викторовна

Данная программа  предназначена для старших классов (9,10.11) , выбирающих естественнонаучный профиль обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г Смоленска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Ландшафтный дизайн»

УЧЕБНЫЙ ГОД

Программу составила:

Пурдяева В.В., учитель профильного труда (цветоводство)

 

                                           

                                                          Смоленск

                                     Пояснительная записка

     Данная программа предназначена  для учащихся  10-11 класса, выбирающих естественнонаучный профиль обучения в старшей школе.

     Программой предусматривается изучение теоретических и практических основ ландшафтного дизайна.

Нормативные правовые документы,

 на основании которых разработана рабочая программа

     Настоящая программа создана в полном соответствии с проектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.

Программа  составлена на основе:

  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов  специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «особый ребенок» г Смоленска
  • УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г   №2080

Цели и задачи, решаемые при реализации программы.

     Цель курса: формирование умений и навыков, необходимых для  выбора  профиля (в частности, естественного) в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.

     Задачи курса:

1. Познакомить учащихся с историей общего и ландшафтного дизайна, его стилями, с ассортиментом цветочно-декоративных, древесно-кустарниковых, травянистых растений, элементами декоративного оформления мини-участков.

2. Развивать творческий интерес к практической деятельности в области

ландшафтного дизайна, показать перспективность биологических знаний с точки зрения экономической эффективности.

3. Воспитывать любовь к природе.

4. Дать возможность учащимся проявить себя и добиться успеха.

Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Образовательной программой

        В программе отражены задачи, стоящие в настоящее время перед естественнонаучным профилем обучения. В связи с низким уровнем биологической и эстетической обстановки в населенных пунктах данный курс направлен на решение этих проблем.

         Разработка курса «Ландшафтный дизайн» способствует развитию у учащихся коммуникативности, умению обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее, например, при защите проекта, презентаций. В ходе написания рефератов и других видов отчетности школьниками закрепляются навыки работы с дополнительной литературой, умение систематизировать и тезисно конспектировать найденную информацию. Уделяется внимание соблюдению стандартных требований к оформлению результатов работы (например, рефератов). Эти учебные навыки позволят ученику в дальнейшем успешно

осваивать программу профильной школы.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком, и количестве часов для проведения  практических работ, экскурсий, проектов, и др.

 

Данный курс рассчитан на 34 часа. Главным содержанием курса является естественнонаучная исследовательская деятельность. Она включает в себя такие элементы, как наблюдение, составление проектов озеленения, проведение практических работ, экскурсий.

Формы организации образовательного процесса.

В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: урок с привлечением различных видов деятельности: игровой, элементарно-трудовой, конструктивной; а также внеклассную работу по предмету (викторины, экскурсии, совместная работа с родителями). Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов ландшафта, разнообразная природоохранная деятельность. Учащиеся изучают с историей общего и ландшафтного дизайна, его стилями, с ассортиментом цветочно-декоративных, древесно-кустарниковых, травянистых растений, элементами декоративного оформления мини-участков.

Технологии обучения

     Содержание курса реализуется на основе взаимосвязи теории и практики.

     Теоретические сведения излагаются в форме лекций проблемного характера. В программе значительное место отводится практическим занятиям, необходимым для овладения навыками художественного проектирования.

     Практические задания носят репродуктивный и продуктивный (творческий) характер. Выполнение практических заданий начинается в аудитории и логически продолжается в заданиях на дом.

     Изучение Раздела 1 позволяет учащимся познакомиться с условиями, необходимыми для оптимального роста и развития декоративных растений, с приемами коррекции и оптимизации условий выращивания.

     Учащиеся знакомятся с наиболее распространенными видами декоративных растений, применяемых для озеленения в данной климатической зоне.

     В Разделе 2 также изучаются приемы создания декоративных растительных композиций и вариантов озеленения различного назначения и стиля. Учебное проектирование не предполагает практическую реализацию ландшафтного дизайн-проекта. Его цель – дать учащимся общее представление о ландшафтном проектировании и основах декоративного садоводства и цветоводства.

     Изучение Раздела 3 позволяет последовательно подойти к разработке ландшафтного дизайн-проекта земельного участка различного назначения. В процессе проектирования учащиеся должны уметь выполнять несложные планы и эскизы: садового участка, схем посадки растений, растительных композиций.

     На лекциях следует использовать метод проблемного изложения и эвристическую беседу для повышения познавательной активности учащихся. В практической работе рекомендуется применять карточки-задания для повышения оперативности действий учащихся. Целесообразно оформлять результаты заданий в табличной форме для развития навыков анализа, обобщения, систематизации полученных знаний.

      Для проведения практических занятий группа учащихся делится на малые группы, что дает возможность осуществлять индивидуальный подход в предметно-практической деятельности. Основная часть практических заданий предполагает индивидуальную форму работы. Однако результат выполнения некоторых практических заданий к темам и отдельных этапов практики дизайн-проектирования будет эффективнее при выполнении в паре или в малой группе (3–5 человек). К примеру, такой этап проектирования, как «Работа с заказчиком», следует проводить в форме ролевого диалога. Задачи творческого характера эффективнее решаются в малой группе при

использовании метода мозгового штурма. Графическое оформление практических заданий каждый учащийся выполняет индивидуально. Групповая форма работы при выполнении дизайн-проектов позволяет учащимся приобрести не только собственный, но и опосредованный опыт творческой, проектной деятельности.

     Учебная экскурсия способствует расширению кругозора, накоплению визуальных впечатлений, которые впоследствии могут стать основой для творчества.

     Зачет как итоговую форму контроля успешности усвоения курса целесообразно проводить в активной форме как итог-презентацию дизайн-проекта, выполненного в процессе деловой игры. Материалы папки практических заданий ( содержащей результаты выполнения практических заданий по всем темам) и личный опыт проектной деятельности учащихся смогут впоследствии использовать в дальнейшем обучении.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Соотношение компонентов  жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки данной программы. «Академический» компонент дает возможность накоплению знаний о ландшафтном дизайне, его стилях, с ассортиментом цветочно-декоративных, древесно-кустарниковых, травянистых растений, элементах декоративного оформления мини-участков.

Формирование жизненной компетенции обеспечивает развитие отношений с окружающим миром, разнообразной природоохранной деятельностью. Развитие компетенций происходит с учетом УУД и практических занятий.

Виды и формы контроля.

При прохождении курса организуется мониторинг индивидуального усвоения знаний и умений каждым учащимся. Оценка знаний проводится в соответствии с утвержденным уровнем программы и может быть «5», «4», «3».

Оценка «2» не ставится, так как она означает, что неправильно определен уровень программных требований.

     По окончании обучения ученик получает зачет при условии выполнения одного вида обязательной работы, представленной в срок, с соблюдением требований к ее оформлению. Если она выполнена качественно, творчески, нетрадиционно (например, с использованием Интернет-технологий), то работа может быть рекомендована учителем для публичной презентации в школе, рассмотрена для публикации, решением педагогического  коллектива представлена на конкурсе и т. п.

      Образцы заданий:

1. Собрать коллекцию семян посадочного материала.

2. Описать морфофизиологические особенности растений, выбранных для проекта.

Темы рефератов:

1. Сады Семирамиды.

2. Цветочные часы.

3. Парковый дизайн Санкт-Петербурга.

4. Парковая культура различных улиц.

5. Парковый дизайн Петергофа.

6. История озеленения города Смоленска.

7. Озеленение улиц.

8. Озеленение помещений.

     Итоговая конференция. Выставка и презентация отчетных работ учащихся. Подведение итогов прохождения курса.

     Для учета динамики интереса к курсу учащимся предлагается анкетирование на вводном занятии.

Уровень умений и знаний учащихся по предмету:

Знания:

- о биологических и декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;

- об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;

- о законе гармоничного сочетания цветов и воздушной перспективы;

- о критериях подбора растений для озеленения определенного участка;

- о правилах составления проектов;

- о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;

- об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территорий разного назначения;

- об истории развития садово-паркового искусства.

Умения и навыки:

- составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;

- создавать проекты озеленения территории с использованием специальных

обозначений;

- представлять результаты работы в виде планов, проектов, презентаций, фотоальбомов и т.д.

Учебно-тематический план по предмету «Ландшафтный дизайн»

Название раздела в программе

Количество часов (34 ч)

Теория

Контрольные

мероприятия

I

 Введение

1

II

 История ландшафтного дизайна

2

III

 Стили ландшафтного дизайна

9

IV

 Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве.

3

V

 Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения

8

VI

 Дополнительное оборудование.

2

VII

 Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества

2

VIII

 Технология выращивания цветковых растений

2

IX

 Элементы ландшафтного дизайна на территории школы.

4

X

Заключительное (зачетное) занятие

1

Содержание программы

№ п/п

Тема

Содержание темы

Практические работы

1

Введение (1ч)

Вводная лекция. Ландшафтный дизайн, его принципы.

Понятие о ландшафтной архитектуре, садово-парковом искусстве. История

использования человеком травянистых и древесных декоративных растений. Основные направления мирового паркостроения, история и современность. Цели и задачи курса.

Входная диагностика.

2

 История ландшафтного дизайна(2ч)

1. История создания и развития садово-парковых ландшафтов.

2. Всемирно-известные дизайны в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения

ландшафтной планировки.

Стили ландшафтного дизайна (9ч)

Всемирно-известные стили ландшафтной планировки. Известные сады и парки. Выбор

стиля. Дизайнерские решения. Характер сада. Основные правила ухода.

Практическая работа №1 «Характеристика стиля»

4.

Биологические и декоративные особенности растений, используемых в зелёном строительстве(3ч)

Понятие о древесных растениях; деревья, кустарники, лианы; вечнозеленые,

листопадные. Декоративность: размер и форма кроны, строение и окраска листьев, форма ствола и окраски коры, величина и окраска цветков и плодов. Общие сведения о травянистых растениях открытого грунта. Классификация растений по продолжительности жизни: одно-, дву- и многолетники; луковичные, клубнелуковичные, клубневые; папоротники;

красивоцветущие, декоративно-лиственные,

декоративно-плодовые, сухоцветы, вьющиеся, ковровые.

Практическая работа №2 «Составление ассортимента древесно-кустарниковых растений, травянистых растений для озеленения пришкольного участка».

5.

Композиционные элементы ландшафтного дизайна и их использование в насаждениях разного назначения (8 ч)

Типы посадок травянистых растений. Композиции из деревьев и кустарников. Клумбы, рабатка, бордюр, солитер, партер, миксбордер, газон, альпийские горки (рокарии).

Садовые дорожки, беседки, перголы, арки, павильоны, патио, аллеи. Живые изгороди, вертикальное озеленение

Практическая работа №3 «Проектирование цветочного оформления на фоне газона».

Варианты: 1) двусторонней рабатки; 2) треугольной клумбы с одиночными посадками красивоцветущих кустарников по углам; 3) миксбордера из многолетников.

Практическая работа №4 «Альпийская горка»

Особенности размещения элементов цветочного и древесно-кустарникового

оформления в насаждениях разного назначения. Насаждения по функциональному назначению. Насаждения общего пользования (парки, скверы, бульвары и т. д.).

Насаждения ограниченного пользования (посадки в производственной зоне, вокруг детских лечебных учреждений и т. п.). Насаждения специального назначения (например, защитные), утилитарные (у частных домов, подъездов и т. д.). Особенности подбора и расположения растений в них.

6.

Дополнительное оборудование(2 ч)

Свет в ландшафтном дизайне. Системы полива и дренажа. Камни. Зимние сады, оранжереи, террасы, флорариумы.

7.

Экономические перспективы ландшафтного дизайна на современном этапе развития общества (2 ч)

Услуги ландшафтного дизайнера, Престиж учреждения, начинающийся с состояния прилежащей территории.

Практическая работа №5 «Что мы знаем о ландшафтном дизайнере?»

Ландшафтный дизайнер - ученый, художник или экономист? Сведения о профессии, типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области; трудоустройство, востребованность и т. д.

8.

Технология выращивания цветковых растений (2 ч.)

Условия выращивания цветковых растений. Необходимые условия (свет, определенная температура воздуха и почвы, полив, состав почвы). Болезни цветковых растений. Вредители и меры борьбы с ними. Удобрения: органические и минеральные.

Практическая работа №6 Планирование и разбивка участка по проекту.

Вредители цветковых растений и меры борьбы с ними. Основные болезни цветковых растений. Правила подбора и высадки посадочного материала.

Обработка почвы. Высадка посадочного материала.

9.

Элементы ландшафтного дизайна на территории школы(4 ч)

Практическая работа №7 «Элементы ландшафтного дизайна на территории школы.

» (выполнение одного из разработанных проектов).

10.

Заключительное (зачетное) занятие (1 ч)

Методическая и учебная литература:

Для составления рабочей программы была использована следующая методическая и учебная литература:

1. Бобылева О.Н. Цветоводство открытого грунта. Учебное пособие. М.:

 2004.

2. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей. М.: Архитектура-С, 2004.

3. Забелина Е.В. Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. М.:

Архитектура-С, 2005.

4. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М..: Архитектура-С, 2003.

5. Минервин Г.Б., Шимко Т.В., Ефимов А.В. Дизайн. Словарь-справочник. М.: Архитектура-С, 2004.

6. Кингсбери Н. Основы озеленения сада. М.: Кладезь-Букс, 2003.

7. Степанов А.В. и др. Объемно-пространственная композиция: Учеб. для вузов. – М., 2004.

8. Лимаренко А., Палеева Т. Атлас садовых растений. М.: Эксмо, 2004.

9. Энциклопедия лекарственных растений. М.: Ридерз Дайджест, 2004.

10. Дивный сад без лишних хлопот. М.: Ридерз Дайджест, 1999.

11. 1000 советов и идей для вашего сада. М.: Ридерз Дайджест, 2000.

12. Журнал «Мой прекрасный сад». 2000-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа курса "Графический дизайн"

Рабочая программа курса "Графический дизайн" имеет научно-техническукю направленность в системе дополнительного образования учащихся. Позволяет осуществлять межпредметную связь многих учебных дисципли...

Рабочая программа учебной дисциплины "Дизайн интерьера"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 072501 «Дизайн»....

Рабочая программа учебной дисциплине "Дизайн в сфере применения"

Рабочая программа учебной дисциплины «Дизайн в сфере применения» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Дизайн ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Web-дизайн» (ГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  дисциплины «Web-дизайн»   050501 «Профессиональное обучение»  (по отраслям)специализация «Программное обеспечение ВТ и АС»...

Рабочая программа элективного курса "Дизайн приусадебного хозяйства" 8-9 классы

Программа поможет учителю научить ребят не тратить усилия впустую, а вкладывать силы и средства в реальные проекты по оформлению участка....

Рабочая программа кружка "Компьютерный дизайн" 5-7 классы

Компьютерная обработка видеосюжетов и компьютерная графика - необычайно интересный и перспективный предмет, одни из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем занимают...

Рабочая программа по кружку "Дизайн и проектирование"

Программа кружка «Дизайн и проектирование» предназначена для подготовки обучающихся 8-9 классов с ориентацией на художественно-эстетический и технологический профили....