Рабочая программа "Человек и окружающая среда" (Здоровьесбережение)
рабочая программа (9, 10, 11 класс)
Данная программа для учащихся старших классов специальной коррекционной школы. Углубление знаний учащихся о строении основных органов и организма человека в целом. приобретение навыков оказания первой медицинской помощи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Человек и окружающая среда" (здоровьесбережение) | 36.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»
Рабочая программа
«Человек и окружающая среда»
(здоровьесбережение)
Программу составила:
Пурдяева В.В., учитель цветоводства
Смоленск
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Настоящая программа создана в полном соответствииспроектом концепции СФГОС РФ для обучающихся с ОВЗ; согласно закону ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015.
Пояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 9-11 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида. Данный курс предполагает углубление знаний учащихся о строении и жизнедеятельности основных органов и организма человека в целом, приобретение практических навыков по оказанию первой медицинской помощи, изучение основ валеологии и охраны здоровья. Сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней, о вреде курения, употреблении спиртных напитков, наркомании, токсикомании. Обращается внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма, нормальной жизнедеятельности, соблюдение правил личной гигиены. Также большое внимание уделяется знанию правил дорожного движения, поведению в общественных местах, в местах большого скопления людей. Уделяется внимание поведению учащихся в экстремальных ситуациях, в ситуациях угрозы террористических актов.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Программа «Человек и окружающая среда» составлено на основе программы Е.А. Терпуговой «Валеологическое воспитание» и Абатуровой В.В. «Человек и окружающая среда»
Программа состоит из 4 разделов:
- Валеология. Понятие «здоровье».
- Познавательные сведения о человеке. Охрана здоровья.
- Здоровый образ жизни.
- Человек и общество.
1. Валеология. Понятие «здоровье».
Валеология- наука о здоровье. Человек в окружающем мире. Виды здоровья: соматическое, физическое, психическое, психологическое, социальное.
Практическая работа – ведение дневника здоровья (температура тела, давление, самочувствие).
Расы. Распространение рас по земному шару. Признаки рас.
2. Познавательные сведения о человеке. Охрана здоровья.
Наследственность и здоровье, условия его сохранения. Факторы, влияющие на сохранение здоровья. Физическое, психическое, психологическое состояние здоровья. Окружающие люди и наше здоровье.Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания.Вода и пища. Правильное питание. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний.
Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.
Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Значение режима дня для сохранения здоровья. Практические работы:
- Правильное дыхание.
- Составление меню по принципам здорового питания на день, на неделю.
- Гимнастика для суставов.
- Измерение пульса и давления.
- Комплекс упражнений «Если нервы на пределе».
Комплекс упражнений для укрепления глазных мышц.
3. Здоровый образ жизни.
Личная гигиена. Уход за кожей лица и тела. Двигательная активность. Утренняя гимнастика. Роль утренней гимнастики для ведения здорового образа жизни. Закаливание. Правила закаливания. Отказ от вредных привычек.
Практические работы:
- Гигиена полости рта.
- Комплекс упражнений утренней гимнастики.
4. Человек и общество.
Эмоциональное здоровье. Положительные и отрицательные эмоции, влияние эмоций на здоровье человека. Общение с людьми – важное умение. Основы общения с людьми. Социальное здоровье. Понятие гражданина. Позиция гражданина. Правила дорожного движения. Экстремальные ситуации. Правила поведения при угрозе террористических актов.
Практические работы:
- Определение своего настроения.
- Развитие коммуникативных навыков.
Учащиеся должны знать:
- названия, строение и расположение основных органов организма человека;
- элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
- влияние физических нагрузок на организм;
- вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
- основные санитарно-гигиенические правила;
- виды здоровья;
- факторы, влияющие на здоровье человека;
- основы здорового образа жизни.
Учащиеся должны уметь:
- применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила;
уметь правильно вести себя в экстремальных ситуациях.
Формы организации образовательного процесса.
В процессе обучения учитель может использовать различные формы организации образовательного процесса: тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, ее анализу. Составлению отчетов. Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, наглядных пособий, презентаций и экскурсий. Программа расчитана на учащихся 10-11 класса, возраст детей 16-17 лет.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.
Тематическое планирование
Дата проведения | Тема | Форма проведения | Цели деятельности педагога | Планируемые результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вводное занятие | Рассказ, беседа | - познакомить уч-ся с программой по здоровьесбережению (раскрыть актуальность, цели, задачи, основные направления работы, формы проведения занятий) | - Знать, что такое здоровьесбережение, о важности ведения здорового образа жизни; - Осознать цели и задачи программы; - иметь представление об основных направлениях и содержании работы | |
Раздел 1 Валеология. Понятие «здоровье». | ||||
Валеология- наука о здоровье. | Рассказ, беседа | - познакомить уч-ся с понятием «валеология» (раскрыть актуальность этой темы) - раскрыть ценность хорошего здоровья. | - иметь представление о понятии «валеология» - осознать ценность и значение хорошего здоровья | |
Ведение дневника здоровья | Практическая работа | - научить учащихся контролировать свое самочувствие; - познакомить с ведением дневника, с записью данных о самочувствии | - уметь оценивать и контролировать свое самочувствие; - научиться вести дневник здоровья с записями о своем самочувствии | |
Человек в окружающем мире. | Лекция с элементами беседы | - познакомить учащихся с тем, какое место занимает человек в окружающем мире; - помочь выработать осознанное отношение к роли человека в окружающем мире | - иметь представление о том, какое место занимает человек в окружающем мире; - выработать осознанное отношение к роли человека в окружающем мире | |
Виды здоровья: соматическое, физическое, психическое, психологическое, социальное. | Лекция с элементами беседы | - раскрыть понятия о видах здоровья (соматическое, физическое, психическое, социальное); - изучить виды здоровья и помочь понять учащимся свои проблемы со здоровьем | - познакомиться с понятиями о видах здоровья (соматическое, физическое, психическое, социальное); - знать виды здоровья и понять свои проблемы со здоровьем | |
Расы. Распространение рас по земному шару. | Лекция, презентация | - познакомить учащихся с расами; - познакомить учащихся с распространением рас по земному шару | - иметь представление о расах; иметь представление о распространении рас по земному шару | |
Эволюция человека. | Беседа с презентацией | - раскрыть понятие эволюция; - познакомить учащихся с разными взглядами на эволюцию | - иметь представление об эволюции; - иметь представление о разных взглядах ученых на эволюцию | |
Место человека в системе органического мира | Экскурсия в исторический музей | - познакомить учащихся с историей развития органического мира; - помочь учащимся понять о месте человека в органическом мире на примере экспонатов исторического музея | - знать историю развития органического мира; - знать о месте человека в органическом мире на примере экспонатов исторического музея | |
Урок обобщения. | тестирование | - закрепить полученные знания | - проверить себя на тестировании о полученных знаниях | |
Раздел 2 Познавательные сведения о человеке. Охрана здоровья | ||||
Наследственность и здоровье. | Лекция с элементами беседы | - познакомить учащихся с факторами, влияющими на здоровье человека; - определить роль наследственности в здоровье; - познакомить с болезнями, передающими по наследству | - иметь представление о факторах, влияющих на здоровье человека; - знать о роли наследственности в здоровье; - знать о болезнях, передающихся по наследству | |
Дыхание. Профилактика заболеваний, передающихся воздушным путем | Лекция, практическая работа | - познакомить учащихся с перечнем заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем; - познакомить учащихся с элементами правильного дыхания | - иметь представление о перечне заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем; - уметь правильно дышать | |
Правильное питание. | Лекция и презентация | - познакомить учащихся с понятием правильное понятие; | - знать что такое правильное понятие | |
Еда-наш друг, еда-наш враг | Лекция с элементами беседы | - углубить знания о еде, вредной и полезной; - научить выбирать правильную безопасную еду в супермаркетах | - иметь представление об еде, вредной и полезной; - уметь выбирать правильную безопасную еду в супермаркете | |
Пищевые добавки | Лекция с элементами беседы | - познакомить учащихся с пищевыми добавками, которые используют в современном производстве; - научить читать надписи этикеток на продуктах | - знать пищевые добавками, которые используют в современном производстве; - уметь читать надписи этикеток на продуктах | |
Профилактика пищевых отравлений и предупреждение глистных заболеваний | Лекция, презентация | - предупредить учащихся о возможности пищевых отравлений; - предупредить учащихся о возможности глистных заболеваний; - дать учащимся знания о профилактике отравлений и глистных заболеваний | - знать о возможности пищевых отравлений; - знать о возможности глистных заболеваний; - знать о профилактике отравлений и глистных заболеваний | |
Вода и пища. Правильное питание. | Лекция с элементами беседы | - углубить знания о воде и пище, их значении в поддержании здорового образа жизни; - познакомить учащихся с понятием правильное питание | - иметь представление о воде и пище, их значении в поддержании здорового образа жизни; - иметь представление о правильном питании | |
Составление меню по принципам здорового питания на день, неделю. | Практическая работа | - научить учащихся составлять меню по принципам здорового питания; | - научиться составлять меню по принципам здорового питания на день, неделю. | |
Определение качества меда | Практическая работа | - научить учащихся по определенной технологии определять качество меда | - научиться по определенной технологии определять качество меда | |
Опорно-двигательная система. | Лекция с элементами беседы | - дать учащимся знания о опорно-двигательной системе, ее значении, эволюции; - углубить знания о суставах, связках, мышцах | - иметь представление о опорно-двигательной системе, ее значении, эволюции; - иметь знания о суставах, связках, мышцах, их поддержании в рабочем состоянии | |
Гимнастика для суставов. | Практическая работа | - научить учащихся упражнениям по поддержанию суставов в хорошем подвижном состоянии | - иметь представление о упражнениях по поддержанию суставов в хорошем подвижном состоянии | |
Сердечно-сосудистая система. | Лекция с элементами беседы | - углубить знания учащихся о строении сердечно-сосудистой системы, ее значении в жизни человека | - знать о строении сердечно-сосудистой системы, ее значении в жизни человека | |
Измерение пульса и давления. | Практическая работа | - научить учащихся самостоятельно уметь измерять пульс и давление с помощью современных аппаратов | - научиться самостоятельно измерять пульс и давление с помощью современных аппаратов | |
Нервная система. Значение режима дня для сохранения здоровья. | Лекция с элементами беседы | - углубить знания о строении нервной системы; - познакомить со значением режима для сохранения здоровья | - иметь представление о строении нервной системы; - знать о значении режима для сохранения здоровья | |
Комплекс упражнений «Если нервы на пределе». | Практическая работа | - научить учащихся комплексу упражнений по приведению нервной системы в порядок | -уметь приводить нервную систему в состояние душевной стабильности | |
Комплекс упражнений для укрепления глазных мышц. | Практическая работа | - помочь учащимся освоить комплекс упражнений для укрепления глазных мышц | - освоить комплекс упражнений для укрепления глазных мышц | |
Раздел 3. Здоровый образ жизни. | ||||
Личная гигиена. Уход за кожей лица и тела. | Лекция с элементами беседы | - углубить знания о личной гигиене (чистота тела, волос, лица); - познакомить учащихся с основными правилами ухода за кожей лица и тела | - знать о личной гигиене (чистота тела, волос, лица); - иметь представление об основных правилах ухода за кожей лица и тела | |
Гигиена полости рта. | Практическая работа | - помочь учащимся освоить основы правильной чистки зубов и ухода за полостью рта | - освоить основы правильной чистки зубов и ухода за полостью рта | |
Двигательная активность. | Лекция с элементами беседы | - углубить знания учащихся о необходимости двигательной активности | - иметь представление о необходимости двигательной активности | |
Комплекс упражнений утренней гимнастики. | Практическая работа | - Помочь учащимся запомнить комплекс упражнений утренней гимнастики | - запомнить комплекс упражнений утренней гимнастики и выполнять его каждое утро | |
Закаливание. | Презентация | - познакомить учащихся с основами закаливания организма человека; - познакомить с + и - закаливания | - знать основы закаливания организма человека; - иметь представление о + и - закаливания | |
Отказ от вредных привычек. | Беседа с презентацией | - показать учащимся, какой вред может нанести курение, алкоголь, наркотики; - познакомить с приемами отказа от вредных привычек | - знать о вреде курения, приема алкоголя, наркотиков; - иметь представление о приемах отказа от вредных привычек | |
Раздел 4. Человек и общество. | ||||
Эмоциональное здоровье. | Лекция с элементами беседы | - дать учащимся знания об эмоциональном здоровье; - познакомить с положительными и отрицательными эмоциями человека и их влиянии на общее самочувствие | - иметь представление об эмоциональном здоровье; - знать положительные и отрицательные эмоции человека и их влиянии на общее самочувствие | |
Определение своего настроения. | Анкетирование | - помочь детям с помощью анкетирования определить свое настроение | - уметь помощью анкетирования определить свое настроение | |
Общение с людьми – важное умение. | Беседа | - помочь детям понять, что общение с людьми очень важное умение; - познакомить с основными приемами ведения беседы | - иметь представление о том, что общение с людьми очень важное умение; - знать основные приемы ведения беседы | |
Развитие коммуникативных навыков. | Лекция с элементами практической работы | - дать знания об особенностях развития коммуникативных навыков; - познакомить с основными навыками коммуникативного мышления | - знать об особенностях развития коммуникативных навыков; - иметь представления об основных навыках коммуникативного мышления- | |
Социальное здоровье. Позиция гражданина. | Лекция с элементами беседы | - раскрыть понятие социальное здоровье; - помочь учащимся понять о гражданской позиции | - иметь представление о понятии социальное здоровье; - иметь представление о гражданской позиции | |
Обобщающий урок. | Тестирование | - закрепить представление о полученных понятиях и знаниях | - знать основные понятия о здоровом образе жизни и уметь претворять их в жизни |
Материально-техническое обеспечение программы.
- ТСО (мультимедиа, презентации)
- бумага, анкеты
Список литературы
- «Человек, его здоровье и окружающая среда» под редакцией Д.П. Гольневой/ Челябинск, 2002
- «Биология. Задания и упражнения» под редакцией Т.Л. Богдановой/ М. Высшая школа,2004
- «Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии» под редакцией А.П. Анастасовой/ М. 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. образовательная система "Школа 2100"...
Среда здоровьесбережения на уроках информатики и ИКТ
Здоровьесберегательная педагогика - это основа новой школы. Задача каждого педагога не только повысить качество знаний, но и сохранить здоровье подрастающему поколению, повысить культуру здоровья. Уче...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развит...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 9 классов с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9 класса "Особый ребёнок" коррекционных школ 8 вида....
Рабочая программа факультатива "Окружающий мир и я" для 5 класса по ФГОС
Данный факультатив "Окружающий мир и я" разработан с учетом новых требований к результатам основного общего образования, представленных в ФГОС общего образования второго поколения и предназначен...
Рабочая программа по окружающему миру 2 кл.
рабочая программа по окружающему миру 2 кл. Плешаков.ФГОС...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Игра – среда здоровьесбережения.»
Забота о здоровье- этоважнейший труд воспитателяОт жизнерадости, бодрости детейзависит их духовная жизнь,мировоззрение, умственное развитие,прочность знаний, вера в свои силы....