Рабочая программа по профилактической работе «Безопасная дорога» (для учащихся 5-9 классов)
рабочая программа
Цель программы – формирование культуры поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями по правилам дорожного движения (на улицах, дорогах, в транспорте, в любых дорожных ситуациях).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_profilaktike_i_prosveshcheniyu.docx | 41.92 КБ |
Предварительный просмотр:
областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
Рабочая программа по профилактической работе «Безопасная дорога» (для учащихся 5-9 классов) 2020 – 2025 уч. год срок реализации программы Программу составила учитель Бурченкова О.А. |
Смоленск, 2020
Пояснительная записка
Увеличение количества транспортных средств вызывает повышение интенсивности дорожного движения и вовлечение в него все большего количества людей.
Неподготовленность пешеходов, особенно учащихся с особыми образовательными потребностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), к выполнению своих обязанностей по участию в процессе движения, незнание норм безопасного поведения на дорогах приводят к увеличению дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся дети.
В связи с этим большое значение приобретает знание правил дорожного движения и соблюдение их обучающимися. Чем раньше и больше ребенок узнает о дорожном движении и способах обеспечения его безопасности, тем больше вероятность того, что он будет сознательно соблюдать правила безопасного поведения в современных условиях дорожного движения.
Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил дорожного движения.
Цель программы – формирование культуры поведения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями по правилам дорожного движения (на улицах, дорогах, в транспорте, в любых дорожных ситуациях).
Задачи:
- пропаганда правил дорожного движения среди обучающихся;
- обучение детей умению правильно использовать теоретические знания в реальной жизни;
- привитие обучающимся устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Возраст обучающихся, участвующих в программе:5 – 7класс.
Условия реализации
Программа построена в соответствии со следующими принципами:
- доступность (расшифровка и конкретизация знаний с учетом возрастных особенностей обучающихся);
- актуализация(с точки зрения потребностей детей с особыми образовательными потребностями);
- интеграция (сотрудничество с ГИБДД и ДПС);
- системность (программа предусматривает систематическую работу по формированию безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте).
Занятия организуются один раз в месяц. Продолжительность их не менее 30 минут. Ведет занятия классный руководитель.
Занятия проводятся в классных комнатах, где учатся дети, с использованием наглядных пособий; настольных, дидактических и подвижных игр; оборудования и детских транспортных средств по правилам дорожного движения.
Некоторые занятия рекомендуется проводить на улице, перекрестке с показом транспортных средств и пешеходов, средств регулирования, в общественном транспорте.
На занятиях «Безопасная дорога» обучающиеся приобретают знания и навыки безопасного поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги, что позволит в будущем использовать на практике полученные знания, умения и навыки.
Знания и навыки, полученные обучающимися на первом году обучения расширяются в последующие годы обучения. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни.
Ожидаемые результаты
- воспитать дисциплинированных участников дорожного движения;
- снизить уровень детского травматизма.
Достичь желаемого результата поможет грамотная организация работы через такие формы работы, как:
- праздники;
- викторины;
- конкурсы;
- театрализованные представления;
- экскурсии;
- тематические классные часы;
- игровые занятия;
- практические занятия;
- соревнования;
- путешествия;
- демонстрация видеофильмов;
- выпуск листовок, буклетов;
- спортивные эстафеты.
Данная программа поможет учащимся с интеллектуальными нарушениями систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформирует у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитает дисциплинированных участников дорожного движения, а также поможет снизить уровень детского травматизма на дорогах.
В конце каждого года обучения с обучающимися проводятся итоговые занятия, на которых с помощью контрольных вопросов, заданий происходит обобщение и систематизация полученных знаний, умений и навыков.
Календарно-тематическое планирование.
5 класс
Месяц | Тема занятия | Основные понятия | Тип занятия |
Сентябрь | «Знатоки правил дорожного движения» | Повторение правил дорожного движения пешеходов по улицам и дорогам | Обобщение и систематизация знаний |
Октябрь | «Транспорт, каким ты был раньше?» Мини-сочинение «Откуда пришли правила дорожного движения» | История развития автомототранспорта и правил дорожного движения в нашей стране. Первые автомобильные заводы. Марки первых машин. | Изучение нового материала |
Ноябрь | Дорожная разметка и ее предназначение. Экскурсия. | Разновидности дорожной разметки (горизонтальная, вертикальная). | Изучение нового материала. |
Декабрь | Конкурс «Светофор» | Закрепление знаний сигналов светофора и регулировщика. | Совершенствование знаний, умений, навыков. |
Январь | ГИБДД и ДПС. Конкурс рисунков «Зеленый огонек» | Познакомить с понятиями: «Государственная инспекция безопасности дорожного движения» и «Дорожно-патрульная служба» | Изучение нового материала. |
Февраль | Общие требования к водителям велосипедов | Возрастной ценз для велосипедистов. Правила и места пользования велосипедами; порядок движения на улицах и дорогах. Правила перевозки груза. Правила маневрирования. | Комбинированный. |
Март | «Говорящие знаки» (четвертая группа). Конкурс рисунков «Осторожно, дети!» | Предписывающие знаки: «Велосипедная дорожка», «Пешеходная дорожка» | Комбинированный. |
Апрель | Праздник «Встреча с Феей дорожной культуры». | Знание правил дорожного движения. | Обобщение и систематизация знаний. |
Май | Посещение Автогородкана базе 11 школы г.Смоленска | Безопасное поведение на улицах и дорогах. | Обобщение и систематизация знаний. |
Количество часов: 9 ч.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать:
- программные требования за курс обучения;
- основные правила дорожного движения;
- значение и названия дорожных знаков, предусмотренные программой;
- виды и назначение транспортных средств;
- тормозной и остановочный путь транспортных средств;
- все сигналы светофора, регулировщика и их значение;
- разновидности и предназначение дорожной разметки;
- понятия: ГИБДД и ДПС;
- требования к водителям велосипедов.
Уметь:
- применять на практике основные правила дорожного движения;
- пользоваться общественным транспортом;
- пользоваться правилами велосипедистов;
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги.
Календарно-тематическое планирование
6 класс
Месяц | Тема занятия | Основные понятия | Тип занятия |
Сентябрь | Викторина «Как ты знаешь правила дорожного движения» | Повторение правил дорожного движения пешеходов по улицам и дорогам. Пользование общественным транспортом. | Обобщение и систематизация знаний. |
Октябрь | Остановочный путь транспорта. | Время для остановки транспорта. Остановочный путь. Расчет остановочного пути. Факторы, влияющие на величину остановочного пути. | Изучение нового материала. |
Ноябрь | «Говорящие знаки» (пятая группа). Конкурс рисунков. | Информационно – указательные: «Начало населенного пункта», «Дорога с односторонним движением», «Пешеходный переход», «Место стоянки». | Изучение нового материала. |
Декабрь | Железная дорога – зона повышенной опасности. Экскурсия. | Опасность движения пешеходов вдоль железнодорожного полотна. Правила перехода и проезда через железнодорожные пути. Сигналы. | Комбинированный. |
Январь | «Твой друг - автомобиль». | Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах. Места установки. Знаки: «Р», «У». | Изучение нового материала. |
Февраль | Создание буклета «Помни, пешеход!» | Пропаганда правил дорожного движения для пешеходов. | Совершенствование знаний, умений, навыков. |
Март | «У того целы ноги, кто знает правила дороги». | Разбор причин ДТП. | Комбинированный. |
Апрель | Выступление агитбригады «Знайте правила дорожные, они самые надежные». | Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы. | Совершенствование знаний, умений, навыков. |
Май | Посещение автогородка на базе 11 школы г.Смоленска | Безопасное поведение на улицах и дорогах. | Обобщение и систематизация знаний. |
Количество часов: 9 ч.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать:
- программные требования за курс обучения;
- основные правила дорожного движения;
- значение и названия дорожных знаков, предусмотренные программой;
- основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения»;
- правила перехода и проезда через железнодорожные пути;
- назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах;
- тормозной и остановочный путь транспортных средств;
- правила движения на велосипедах;
- правила пользования общественным транспортом.
Уметь:
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
- рассчитать остановочный путь транспортного средства;
- пользоваться правилами велосипедистов;
- применять на практике основные правила дорожного движения;
- пользоваться общественным транспортом.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
Месяц | Тема занятия | Основные понятия | Тип занятия |
Сентябрь | Викторина «Знаешь ли ты?» | Повторение пройденного материала по правилам дорожного движения | Совершенствование знаний, умений, навыков |
Октябрь | «Говорящие знаки» (шестая группа). Конкурс рисунков. | Знаки сервиса: «Телефон», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Больница», «Место отдыха», «Пост ГАИ», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей». | Изучение нового материала. |
Ноябрь | Движение транспорта. | Скорость движения. Ограничение скорости. Начало движения и расположение транспортных средств при движении. | Комбинированный. |
Декабрь | Перевозка учащихся на грузовых автомобилях. | Правила при посадке, в пути и при высадке из автомобиля. | Комбинированный. |
Январь | Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!» Эстафеты велосипедистов. | Пропаганда правил движения на велосипеде. | Совершенствование знаний, умений, навыков. |
Февраль | Встреча с инспектором ГИБДД. | Анализ причин дорожно-транспортных происшествий. | Комбинированный. |
Март | Уличный травматизм и первая помощь при травмах. | Первая помощь при открытых ранах; остановка кровотечения; первая помощь при ушибах. | Изучение нового материала. |
Апрель | «Поле чудес». | Знание дорожных знаков и их назначение. | |
Май | Спортивная эстафета, посвященная правилам дорожного движения. | Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы. | Обобщение и систематизация знаний. |
Количество часов: 9 ч.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать:
- программные требования за курс обучения;
- основные правила дорожного движения;
- значение и названия дорожных знаков, предусмотренные программой;
- основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения»;
- скорость движения транспортных средств;
- правила при посадке, в пути и при высадке из автомобиля;
- правила движения на велосипедах;
- причины ДТП.
Уметь:
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
- оказать первую помощь при травмах;
- рассчитать остановочный путь транспортного средства;
- пользоваться правилами велосипедистов;
- применять на практике основные правила дорожного движения;
- пользоваться общественным транспортом.
Календарно-тематическое планирование
8 класс.
Месяц | Тема занятия | Основные понятия | Тип занятия |
Сентябрь | Беседа о безопасности на дорогах. Экскурсия. | Повторение пройденного материала по правилам дорожного движения. | Совершенствование знаний, умений, навыков. |
Октябрь | «Говорящие знаки» (седьмая группа). Конкурс рисунков. | Знаки дополнительной информации (таблички). | Изучение нового материала. |
Ноябрь | Уличный травматизм и первая помощь при травмах. | Первая помощь при сотрясении мозга, обмороке, вывихах, растяжениях и разрывах связок суставов. | Изучение нового материала. |
Декабрь | «Мы едем, едем, едем». | Правила перевозки пассажиров на мотоциклах. | Комбинированный. |
Январь | «Я еду на велосипеде». | Правила дорожного движения для велосипедистов. | Совершенствование знаний, умений, навыков. |
Февраль | «Что? Где? Когда?» | Знание правил дорожного движения. | Совершенствование знаний, умений, навыков. |
Март | Создание буклета «Культура дорожного движения – безопасность на дорогах!» | Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы. | Обобщение и систематизация знаний. |
Апрель | «Сказка о том, что бывает, если люди правил не знают». | Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы. | Обобщение и систематизация знаний. |
Май | Спортивная эстафета, посвященная правилам дорожного движения. | Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы. | Обобщение и систематизация знаний. |
Количество часов: 9 ч.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать:
- программные требования за курс обучения;
- основные правила дорожного движения;
- значение и названия дорожных знаков, предусмотренные программой;
- основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения»;
- правила перевозки пассажиров на мотоциклах;
- правила движения на велосипедах;
- причины ДТП.
Уметь:
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
- оказать первую помощь при травмах;
- пользоваться правилами велосипедистов;
- применять на практике основные правила дорожного движения;
- пользоваться общественным транспортом.
Календарно-тематическое планирование
9 класс
Месяц | Тема занятия | Основные понятия | Тип занятия |
Сентябрь | «Помнить! Знать! Соблюдать!» | Повторение пройденного материала по правилам дорожного движения. | Обобщение и систематизация знаний. |
Октябрь | Безопасное поведение на улице и в транспорте. Экскурсия. | Правила поведения на улице и в транспорте. | Совершенствование знаний, умений, навыков. |
Ноябрь | Конкурс «Безопасное колесо» | Задания на предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. | Обобщение и систематизация знаний. |
Декабрь | Создание буклета «Внимание, водитель! Дорогу переходят дети!» | Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников. | Обобщение и систематизация знаний. |
Январь | «Мой друг попал в аварию на дороге». | Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортного происшествия. Вызов скорой помощи. | Комбинированный. |
Февраль | Уличный травматизм и первая помощь при травмах | Первая помощь при переломах: бедренной кости, кости голени, ключицы, плечевой кости, костей предплечья, костей стопы, костей позвоночника и таза, костей черепа. | Изучение нового материала. |
Март | КВН «Я знаток дорожных знаков». | Виды дорожных знаков и их назначение. Тестирование. | Обобщение и систематизация знаний. |
Апрель | Выступление агитбригады по правилам дорожного движения. | Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы. | Обобщение и систематизация знаний. |
Май | Спортивная эстафета, посвященная правилам дорожного движения. | Пропаганда правил дорожного движения среди воспитанников школы. | Обобщение и систематизация знаний. |
Количество часов: 9 ч.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Знать:
- программные требования за курс обучения;
- основные правила дорожного движения;
- значение и названия дорожных знаков, предусмотренные программой;
- основные термины и понятия, общие положения «Правил дорожного движения»;
- правила поведения на улице и в транспорте;
- номер вызова скорой помощи;
- правила перевозки пассажиров на мотоциклах;
- правила движения на велосипедах;
- причины ДТП.
Уметь:
- правильно вести себя, оказавшись в экстремальных ситуациях на проезжей части дороги;
- оказать первую помощь при травмах;
- пользоваться правилами велосипедистов;
- применять на практике основные правила дорожного движения;
- пользоваться общественным транспортом.
Литература:
- В. И. Ковалько. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу. – М.: Вако, 2016.
- М. С. Коган. Правила дорожные знать каждому положено. - Новосибирск, 2016.
- Е.М. Миткалева. Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2016.
- Т.Ю.Щипкова. «Работа кружка «Безопасное колесо». – М. Справочник руководителя образовательного учреждения, № 2, 2007.
- Н.Н. Коваленко, И.Л. Яковлева. Проект: «Культура дорожного движения». – Абакан, 2008, Справочник классного руководителя, № 1, 2008.
- А.В. Рябовская. Обучение детей безопасному поведению на дорогах. – М.: Справочник классного руководителя. № 8, 2007.
- Соревнования, викторины, конкурсы. Управление ГАИ УВД - Новосибирск, 1990.
- В.Э. Рублях, Л.Н. Овчаренко. Изучение правил дорожного движения в школе (пособие для учителя). – М.: «Просвещение», 1981.
- В.Э. Рублях. Правила дорожного движения. 7-8 класс - М.: «Просвещение», 2002.
- В.Э. Рублях. Программы для внеклассной и внешкольной работы. Правила дорожного движения - М.: «Просвещение», 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...
Рабочая программа воспитательной работы и социализации с учащимися 7 б класса на 2020-2021учебный год
Рабочая программа воспитательной работы и социализации с учащимися 7 б класса на 2020-2021 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛИЗАЦИИ С УЧАЩИМИСЯ 8 «А» класса на 2020-2021учебный год
Программа воспитательной работы и социализации с учащимися 8 класса предназначена для работы классного руководителя. Включает в себя разные напраправления воспитательной работы....