«Привитие практических умений и навыков на уроках столярного дела в коррекционной школе»
статья

               У моих учеников, особенно в 8 классе умственное развитие детей весьма разнообразно, поэтому для меня основополагающим стал принцип – индивидуального подхода в обучении столярному делу.

Скачать:


Предварительный просмотр:


ДОКЛАД

по теме: «Привитие практических умений

и навыков на уроках столярного дела

в коррекционной школе»

(из опыта работы)

Учитель: Боровков А.Н.

2021-2022уч.год

«Привитие практических умений

и навыков на уроках столярного дела

в коррекционной школе»

        Выдающийся психолог Л.С. Выгодский на основе ряда исследований установил, что развитие всякой психической функции, в том, числе интеллекта ребенка, происходит через зону ближайшего развития и лишь, затем переходит на уровень актуального развития, когда это действие он может выполнить самостоятельно.

Л.С. Выгодский указывал, что в школе ребенок обучается не тому, что он уже может делать самостоятельно, а лишь тому, что он может делать в сотрудничестве с учителем, под его руководством, при этом главной формой обучения является подражание в широком смысле. Поэтому зона ближайшего развития является определяющей в отношении обучения и развития. И то. Что ребенок сегодня может делать в этой зоне, то есть в сотрудничестве с учителем, завтра он сумеет сделать самостоятельно и следовательно, перейдет на уровень актуального развития.

      Анализируя свой опыт работы, и задавая себе вопрос, почему именно так, как мне хотелось, идет развитие у моих учеников интереса к учебе, к моим урокам, ко мне как учителю. Причина, я думаю в том, что мне удалось перестроиться во взглядах на ученика, понять и принять задачу общего развития школьника, а не только его научения.

       Если бы я руководствовался только последней задачей, то например, Витя Б. оказался бы в не моих особых забот – размечать, строгать, пилить он умеет, доводить до конца начатую работу тоже, значит все в порядке.

        Наоборот, Сашу Л. я стал бы тренировать дополнительными заданиями, чтобы продвинуть его в навыках. Но теперь я знаю – не менее. А, может быть, более важно не дать заглохнуть живому чувству ребенка, его удовлетворенности. А поэтому как не спросить у Вити Б. на уроке о его увлечениях. Без этого я не представляю ему возможности для самовыражения, не обеспечу его продвижения вперед в соответствии с его возможностями.

        В педагогической деятельности учителя, работающего по коррекционно- развивающей модели обучения, необходим демократический стиль общения с учениками, умение увидеть и оценить уникальность человека. В отношении ребенка должны быть сформулированы позитивные установки, вера в компенсирующие возможности, неиссякаемое терпение, справедливая строгость, умение вставать на позицию другого, видеть обстоятельства его глазами. Важно создать у ребенка чувство, что его понимают и принимают. Учитель ориентирован на партнерство, сотрудничество, содружество.

             Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает на уроках труда азы профессии столяра. Зачастую для детей, обучающихся в режиме коррекции, самый высокий авторитет – учитель.

               У моих учеников, особенно в 8 классе умственное развитие детей весьма разнообразно, поэтому для меня основополагающим стал принцип – индивидуального подхода в обучении столярному делу.

           В коррекционной школе, где коррекционная направленность –один из главных принципов трудового обучения, задача воспитания положительного отношения к труду, приобретает особо важное значение. В связи с этим на своих уроках труда, для эффективной коррекционной направленности ставлю трудовые задачи, которые учениками внутренне принимаются. Только в этих условиях учащийся способен на значительные усилия связанные с умственной работой, и в конечном счете обеспечивает развитие мыслительной деятельности в труде. Кроме того, воспитание положительного отношения к труду играет большую роль в решении задачи профориентации: важно привить учащимся положительное отношение к тому виду труда, к которому он способен по своим объективным данным.

          Для формирования положительного отношения к труду, в качестве объектов труда, я выбираю, как правило, потребительские изделия, изделия, имеющие определенную ценность, полезность.

         Немалую роль в усвоении профессиональных умений и навыков играет технологичность изделия т.е. мы работаем над изделием, которое максимально просто в изготовлении, из доступных материалов, имеющегося инструмента, оборудования, с наименьшими затратами труда.

        Наблюдая за выполнением учащимися программных заданий на уроках, я получаю типологическую информацию особенностей школьников. Установив те или иные отличия в деятельности конкретного ученика, отношу его к группе, для которой необходим систематический дифференцированный подход. В данном случае направленность дифференцированного подхода необходима для ликвидации отставания, и соответствующего положения учащихся в коллективе. Для детей с более высокими учебными способностями – создание условий, обеспечивающих высокий темп развития.

        Опираясь на общедидактические правила познавательной деятельности в своей работе широко применяю средства наглядности, четкость и доступность объяснения, дифференциацию сложных познавательных задач на простые компоненты, включение двигательных действий в решении мыслительных задач, постоянное внимание к системе повторений учебного материала, развиваю у учащихся положительные эмоции в познавательной деятельности.

         Привитие практических навыков на уроках труда, непосредственно связано с развитием у учеников ориентировочных и планирующих действий, умением из отдельных технологических операций складывать процесс производительного труда (разметка, пиление, строгание, долбление, сверление, склеивание и т.д.)

      Обладая конкретными приемами труда, учащиеся формируют соответствующий образ исполнения.

       Для усвоения представлений и знаний о результате трудового приема, использую предметные образы, показывающие промежуточные и окончательные результаты выполнения приема и увеличенные макеты, которые нужны во всех случаях, когда затруднено восприятие предметных свойств.

      Первоначально прием демонстрирую в медленном темпе с объяснением, затем в рабочем темпе и после этого опять в медленном темпе с привлечением учащихся к обсуждению наблюдаемых действий (выявлению причины следственных связей) с обязательным использованием наглядного материала, отражающего основные моменты двигательных процессов приема и их последовательность (плакаты, рисунки, демонстрирующие положение работающего и орудий труда). Связано это с проведением установочных упражнений, при усвоении нового материала и тренировочных упражнений, для усовершенствования известных приемов.

        Все это положительно сказывается на привитие практических навыков.

       Учитель – авторитет для учеников и служит им образцом поведения. Правильность оборудования мастерской (хранение инструментов, материалов, одежды учащихся, расположение станков, рабочих и посадочных мест, эстетического оформления помещения) и содержание правил поведения школьников на занятиях по труду имеют большое воспитательное значение и привития практических навыков.

      Обучение соблюдать эти правила –одна из важнейших задач подготовки учащихся к самостоятельной жизни и труду.

Список используемой литературы:

Выгодский Л.С. «Детская психология».

Тупоногов Б.К. «Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития». Ж. «Дефектология», 1994г.

Шевченко С.г. «Коррекционно-развивающее обучение».

Плахова Н.С. «Школа-предприятие: новые подходы к коррекционной работе с умственно отсталыми школьниками». Ж. «Дефектология», 1995г.

Мирский С.л. «Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению в 8 классе "Столярное дело".Вспомогательная (коррекционная) школа VIII вида.

Программа  рассчитана на профориентацию учащихся коррекционной школы YIII типа.  Срок обучения по программе – 5 лет (5-9 класс).Рабочая учебная программа «Столярное дело 8 класс» нацел...

Развитие практических умений и навыков на уроке английского языка в коррекционной школе VII вида

Английский язык сегодня – очень популярная и востребованная область знаний. Людям, его изучающим, он необходим по разным причинам: учёба и работа за границей, продвижение по карьерной лестнице, общени...

Обобщение опыта работы. Игровые технологии как средство формирования общеучебных умений и навыков на уроках надомного обучения в коррекционной школе.

Любая игра — одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соот...

Совершенствование умений и навыков на уроках столярного дела

Перед школой стоит ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и у...

Тестовые самостоятельные работы к урокам столярного дела в коррекционной школе

Тестовые работы предназначены для проверки теоретических знаний обучающихся по некоторым темам...