Рабочая программа по преодолению дизорфографии..
рабочая программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дизорфография — трудности формирования орфографического навыка — широко распространенное явление среди учащихся начальной и, особенно, средней общеобразовательной школы.
В нашей стране эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно, так что особенности такой формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.
Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематическом, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Фокина Людмила Александровна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования г. Певек»
Рабочая программа по преодолению
дизорфографии
на 2022-2023 уч.год
г. Певек
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дизорфография — трудности формирования орфографического навыка — широко распространенное явление среди учащихся начальной и, особенно, средней общеобразовательной школы.
В нашей стране эта форма нарушения письменной речи была описана сравнительно недавно, так что особенности такой формы патологии продолжают быть объектом изучения исследователей.
Стойкие и многочисленные ошибки по орфографии и пунктуации, характерные для дизорфографии, не являются случайными. Как правило, дизорфография проявляется у детей, страдающих на начальном этапе обучения дисграфией и дислексией, а в дошкольном возрасте имеющих те или иные нарушения устной речи (и на уровне фонетико-фонематическом, и на уровне лексико-грамматическом). Таким образом, дизорфография является определенным этапом в развитии детей, имеющих речевые нарушения (Э. Г. Кругикова, Г.М. Сумченко, Э.Я. Сизова, М. Г. Храковская. Об изучении дизорфографии у школьников. СПб., 1995). Дисграфические ошибки, как правило, исчезают после окончания начальной школы, в то время как для дизорфографии характерно наличие единичных дисграфических ошибок, которые сочетаются с орфографическими (например, до девятого класса могут встречаться замены ш-щ, б-д и др.).
Кроме того, устная речь детей, имеющих дизорфографию, характеризуется определенными особенностями при детальном ее исследовании. Так, у большинства учащихся, даже если отсутствуют элементы дислалии, имеется выраженная недостаточность в развитии артикуляторной моторики (зажатая, закрытая дикция, неразборчивая для окружающих речь).
Также отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциации как гласных фонем, так и согласных. Имеются негрубые ошибки при воспроизведении сложного речевого материала (многосложных незнакомых или малознакомых слов и т. д.). Речь детей с дизорфографией бедна интонационно, маловыразительна.
Особенно выявляется значительное недоразвитие на лексико-грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в виде затруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов и т. д.
Особую группу школьников с дизорфографией составляют дети, у которых диагностируется скрытое или явное левшество, амбидекстры. Дети-амбидекстры имеют стойкие нарушения письма, сопровождающиеся теми или иными нарушениями высших корковых функций (чаще всего двигательно-зрительной координации, нарушениями буквенного гнозиса, динамического и конструктивного праксиса и др.). У таких школьников левшество может быть генетическим, врожденным, а может быть и приобретенным, патологическим. В обоих случаях требуется вмешательство логопеда.
В связи с вышеизложенным становится ясно, что стойкие орфографические ошибки, называемые дизорфографией, требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести логопед-дефектолог, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов таких нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
Курс включает в себя занятия в течение учебного года, продолжительностью 40 минут и проводятся 2 раза в неделю.
Группы комплектуются в количестве 2—6 человек
Контингент учеников в группах — учащиеся пятых, шестых и седьмых классов общеобразовательной школы.
Сроки реализации - 2 учебных года.
Цель: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся..
Задачи:
- Развитие умения вести самостоятельный поиск информации;
- Развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, по законам и с применением синтаксических правил.
- Коррекция и развитие пространственно-временных представлений у детей с различными нарушениями письменной речи.
- Обучение грамотному письму посредством самостоятельного определения на письме орфограмм и решения необходимых для этого орфографических задач при переходе из начальной школы в среднюю
форма занятий | Этап. Тема | Период | К-во часов |
Подгрупповая, индивидуальная | Развитие фонетико-фонематических процессов, слухоречевой памяти • артикуляционная гимнастика перед зеркалом для нижней челюсти, губ, языка; • уточнение изолированной артикуляции гласных в слогах, словах, фразах (а, о, у, ы, э, и); • уточнение артикуляции согласных; • заучивание фраз, скороговорок со стечением согласных (Триста тридцать третья артиллерийская бригада и др.). • четкое послоговое проговаривание любого речевого материала (слов, фраз, текста) • упражнения на различение звука и буквы (характеристика звука — обозначение голосом, артикуляция и буквы — графическое изображение); • работа со словами паронимами; • фонематический анализ слов различной звук наполняемости; • упражнения на уточнение представлений о существенных признаках гласных звуков; • звуковой анализ слов, работа со схемами; | 15 сентября – 1 октября | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Звук, слог. Ударение. Гласные и согласные звуки • упражнения в различении на слух слов с оппозиционным согласным, с разными ударениями; • упражнение по определению ударения в словах-омонимах; • упражнения на выделение ударного слога в словах разной длины, • чтение слоговых таблиц | 1- 15 октября | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, я, ю, и • фонетический анализ гласных е, ё, ю, я; • упражнения, игры, загадки на различение мягких согласных в словах с последующей записью ; • фонетический анализ слогов с твердыми и мягкими согласными; • упражнения на определение твердых и мягких согласных в словах; | 15 октября – 1 ноября | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука • звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце; • упражнения на правописание слов с мягким знаком на конце Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука в середине слова • звукобуквенный анализ слов с мягким знаком в середине; • упражнения на правописание слов с мягким знаком в середине; • упражнения на перенос слов с мягким знаком в середине | 7 – 15 ноября | 6 |
Подгрупповая индивидуальная | Языковой анализ и синтез. Развитие навыка членения предложения на слова, слов на слоги, слога на звуки и буквы. Развитие объема слухоречевой памяти составление предложений по схемам: по опорным картинкам, по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картин; • зрительные, слуховые диктанты • повторение слов, фраз, стихотворений, чистоговорок, пословиц | 16 -30 ноября | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие зрительного восприятия букв • реконструкции букв; • упражнения на реконструкцию букв, составление из элементов, дописывание строчных и прописных букв; • работа с зеркально-расположенными буквами; • нахождение ошибок в печатном и рукописном тексте | 16 -30 ноября | 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Работа над праксисом кисти руки • тренировка в пробах на динамический праксис (кулак — ладонь — ребро); • прописывание букв в воздухе, на столе; • обведение букв по точкам; • штриховка контурно изображенных фигур; • использование для запоминания траектории букв из наждачной бумаги, фанеры, пластилина; • упражнения в прописях | 1-15 декабря | 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сочетание чк, чн •характеристика звуков ж и ш; • упражнения на закрепление правильного написания сочетаний жи-ши; • характеристика звуков ч, щ; • упражнения на закрепление правильного написания сочетаний ча-ща, чу-щу; • упражнения на написание слов с сочетаниями чк,чн; • фонетический анализ слов с этими сочетаниями; • дидактические игры с использованием загадок, литературных текстов • придумывание слов и предложении; • подчеркивание орфограмм и обозначение цветным маркером | 15-30 декабря | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие морфологического анализа • анализ групп родственных, однокоренных слов; • упражнения в выделении единого корня в словах • подбор однокоренных слов; • разбор слов по составу; подбор однокоренных слов с корнями — омонимами (вода, водяной, водопровод, завод, водитель, подвода); | 10-30 января | 6 |
Подгрупповая индивидуальная | Упражнения в написании слов с безударной гласной в корне слова • упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне слов; • сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности безударной гласной; • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой Упражнения в написании звонких и глухих согласных в корне слова • упражнения в подборе однокоренных слов для проверки написания сомнительной звонкой или глухой согласной; • сравнение группы однокоренных слов для доказательства правильности написания сомнительных согласных; • упражнения в нахождении в предложении, тексте слов с изученной орфограммой | 1 февраля – 18 марта | 14 |
Подгрупповая индивидуальная | Различение разделительного твердого и мягкого знаков на слух и обозначение их на письме • вписывание пропущенных ъ и ь; • написание коротких диктантов; • дидактические игры на различение ъ и ь; • перенос слов с разделительными а и ь | 28 марта – 10 апреля | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие лексико-грамматических категорий • подбор синонимов; • подбор антонимов: • придумывание словосочетаний, предложений с заданными словами | 11 -17 апреля | 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие лексико-семантических связей•
| 18 -25 апреля | 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Согласование имен существительных с различными частями речи в роде, числе, падеже • тренировочные упражнения на согласование существительных с прилагательными, причастиями в падеже | 25 апреля – 6 мая | 4 |
Подгрупповая индивидуальная | Беспредложное и предложное управление • упражнения в спряжении глаголов Правописание личных окончаний глаголов | 10 – 30 мая | 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие синтаксического анализа • составление предложений с заданным словом; • работа с деформированными предложениями | 10 – 30 мая | 2 |
Подгрупповая индивидуальная | Развитие связной устной и письменной речи • составление рассказа по серии сюжетных картин; • работа с деформированным текстом; • написание изложения | 10 – 30 мая | 2 |
Литература:
1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 1. Дифференция гласных. – М.: Книголюб, 2003
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Дифференциация согласных.– М.: Книголюб, 2003.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 3.Соноры, аффрикаты. – М.: Книголюб, 2003.
4. Романова Е.В. Пишу правильно буквы И и У. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
5. Романова Е.В. Пишу правильно буквы Б и Д. Пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. – СПб: КАРО, 2007.
6. Зегебарт Г.М. Учение без мучения. Коррекция дисграфии. Книга 1. Рабочие материалы. – М.: Генезис, 2009.
7. Мисаренко Г. Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.
8. Мисаренко Г. Г. Правописание безударных окончаний: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом "ОНИКС 21 век", 2005.
9. Мисаренко Г. Г. Учимся определять части речи: Учебн. пособие. —М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс", 2005.
10. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику - М., "Альфа", 1993.
11. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
12. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
13. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
14. Козырева Л.М. Как образуются слова. Издательство: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
15. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
16. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.
17. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные Изд.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г
18. Елецкая О.В. Горбачевская Н.Ю. Развитие и коррекция грамотности: Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы.: Школьная Пресса Год: 2005.
19. Зикеев А.Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. М.:–Владос, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов
Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов
Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения по преодолению смешанной формы дисграфии и дизорфографии у школьников 3—6 классов в АНО СОШ «Димитриевская»...
Рабочая программа по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников. (на основе типовой программы Ефименковой Л.Н.)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе типовой программы Ефименковой Л. Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классовЦелевая аудитория:обучающиеся 2-3 классов с...
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по «Преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по «Преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».составлено на основетиповых программ и методических разработок:1...
Рабочая программа по коррекции дизорфографии
Рабочая программа по коррекции дизорфографии для обучающихся 3-4 классов....
Рабочая программа по преодолению дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания
В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестет...
Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5-8 классов
Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда с учащимся 5-8 классов по коррекции нарушений письменной речи....