Рабочая программа по коррекции дизорфографии
рабочая программа

Шипелёва Оксана Николаевна

Рабочая программа по коррекции дизорфографии для обучающихся 3-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_p_po_korrektsii_dizorfografii_3-4_kl.docx58.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по коррекции дизорфографии

для обучающихся

 3-4 классов

на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа по коррекции дизорфографии   для обучающихся3-4классов

Возраст: 3-4 класс.

Заключение:   дизогфография

Условия реализации:   логопедический пункт

Пояснительная записка

Рабочая программа по   преодолению дизорфографии у младших школьников составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе  основной общеобразовательной программы начального общего образования и предназначена для использования в процессе логопедического сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями.

    Программа разработана  с  использованием  рекомендаций  ведущих  специалистов  в  области  логопедии Козыревой  Л.М.,  Ефименковой  Л.Н.,  Мисаренко  Г.Г.,  Садовниковой  И.Н.,  Лалаевой  Р.И.,  Коноваленко  В.В.,  Коноваленко  С.В.,  Тикуновой  Л.И.,  Игнатьевой  Т.В.,  Лопухиной  И.С.  и  с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.  

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основе которых разработана данная программа:        

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 (с изменениями от 20 апреля 2021 г.).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1198 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 ВК-42/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...")» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 марта 2022 г. № 9 «О внесении изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"».
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
  • Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 г. № Р-75).
  • Разъяснения по вопросу регулирования рабочего времени учителей-логопедов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при выполнении ими должностных обязанностей от 24.11.2020 ДГ-2210/07.
  • Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Документ Министерства просвещения Российской Федерации от 20 марта 2020

Общая характеристика  программы

     Программа актуальна и востребована, так как отвечает на острые запросы общеобразовательных школ. Успешное обучение учащихся с дизорфографией в общеобразовательной школе без логопедической помощи невозможно, так как дизорфография – это специфическое, стойкое нарушение процесса усвоения орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций, обеспечивающих этот процесс у детей.

    Программа  «Коррекция дизорфографии», составлена для обучающихся 3-4 классов, испытывающих затруднения при овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Успешное овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками лежит в основе усвоения учебных программ по различным общеобразовательным предметам. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.

        В современной логопедической литературе дизорфография определяется как стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками. Литературные данные свидетельствуют о тесной связи дисграфических и орфографических ошибок на письме, в основе которых лежит нарушение языкового и когнитивного развития.

Усвоение орфографических знаний – сложный познавательный процесс. Поэтому при овладении орфографией необходимо учитывать степень сохранности и функциональной зрелости анализаторов, уровень межанализаторного взаимодействия, состояние устной речи.

Цель программы: создании системы логопедической работы по коррекции дизорфографии,   направленной на формирование основ  для успешного понимания, усвоения и использования правил правописания.

Задачи:

Основными задачами курса коррекционных занятий по данной программе являются:

• развитие языкового анализа и синтеза;

• развитие фонематического восприятия;

• развитие лексико-грамматического строя речи;

формирование фонематических, морфологических и синтаксическихобобщений;

• формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;

• развитие навыка планирования учебной деятельности, предварительного и текущего вида самоконтроля;

• уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся;

• развитие мышления, зрительных и слухоречевых модальностей функций внимания и памяти;

• уточнение и развитие зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;

• развитие графо-моторных навыков;

• формирование познавательной активности и учебной самостоятельности;

• повышение мотивации и интереса к учению;

• развитие коммуникативных навыков;

• осуществление просветительской работы среди родителей и учителей

Адресат.

Образовательная программа коррекционного обучения разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам 3-х и 4-х классов общеобразовательных школ, у которых в ходе обследования выявлена дизорфография.

Характеристика группы учащихся с дизорфографией

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей, испытывающие значительные трудности в овладении грамотным письмом. Стойкое и специфическое нарушение в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками, обусловленное недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций.  Нарушение усвоения правописания у младших школьников часто сочетается с дислексией, дисграфией и фонетико - фонематическим недоразвитием речи. У детей с дизорфографией отмечаются сложности в четкой слуховой дифференциациифонем – как гласных, так и согласных.

Особенно значительно выявляется недоразвитие на лексико–грамматическом уровне в виде ошибок в словоизменении и словообразовании, бедности словаря, в видезатруднений в подборе синонимов, антонимов, многозначных, однокоренных слов, образовании сложных слов. Симптоматика дизорфографии характеризуется стойкостью и прогрессирующей динамикой.

Для учащихся с дизорфографией основную трудность составляет решение орфографической задачи: им трудно увидеть «ошибкоопасное» место в слове, сложно подобрать проверочное слово, найти допущенную ошибку. Хорошо зная правило, дизорфографик не может применить его на практике.

Дизорфография выявляется у детей, имеющих в анамнезе:

• общее недоразвитие речи;

• фонетическое недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

• различную неврологическую симптоматику: минимальную мозговую дисфункцию (ММД), энцефалопатию;

• пренатальную и постнатальную патологию.

Дизорфография у младших школьников часто сочетается с нарушениемзвукопроизношения, дислексией, дисграфией.В связи с вышеизложенным, становится ясно, чтостойкиеорфографическиеошибки,называемыедизорфографией,требуютквалифицированной коррекционной работы для их преодоления.

  При составлении программы учитывалось, что письмо — речевая деятельность, которая, в отличие от устной речи, является осознанным актом и формируется только в условиях целенаправленного обучения .Формирование письма, как более позднее компонента речи, может быть полноценным только при условии достаточного развития устной речи и определенной зрелости многих психических функций ребенка (Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, Е.В. Гурьянов, P.E. Левина, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).

В основу формирования программы положены следующие принципы:

Принципы логопедической работы

Коррекционно-развивающая работа по данной программе базируется на следующих основных принципах:

1. Принцип системности: коррекционный процесс предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной  системы;

2. Принцип комплексности: коррекция данного речевого нарушениядолжна носить медико-психолого-педагогический характер;

3. Этиопатогенетический принцип (принцип учета этиологии и патогенеза): в процессе коррекции необходимо учитывать причины и механизмы данного речевого нарушения;

4. Онтогенетический принцип (принцип учета закономерностей нормального хода речевого развития);

5. Принцип учета симптоматики и степени выраженности нарушений;

6. Принцип максимальной опоры    на различные анализаторы;

7. Принцип деятельного подхода;

8. Принцип учета ведущей деятельности;

9. Принцип индивидуального подхода;

10. Принцип поэтапного формирования умственных действий;

11. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала сучетом «зоны ближайшего развития»;

12. Принцип тесного сотрудничества с родителями;

13. Общедидактические принципы: научности, наглядности, доступности, сознательности.

Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку. Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы   «Коррекция дизорфографии».

Личностные результаты освоения программы   «Коррекция дизорфографии».

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты программы   «Коррекция дизорфографии».

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты программы   «Коррекция дизорфографии».

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

6) умение анализировать структуру простого предложения и слова; различать звуки на слух; различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить зрительные образы букв и слов, простые предложения; овладение предпосылками для формирования навыков орфографически грамотного письма; усвоение орфографических правил и умение применять их на письме.

 Организация процесса коррекционно-логопедической работы

       Коррекционная работа проводится в форме занятий. Коррекционные занятия проходят в свободное от школьных уроков время во второй половине дня в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и согласовывается с администрацией и родителями детей.

В зависимости от степени выраженности данного речевого нарушения у учащихся и особенностей их психофизического развития, формируются групповые, подгрупповые или индивидуальные занятия.

      Группы формируются по результатам диагностики с учетом схожести нарушения речевого развития и возраста. Показанием для зачисления ученика в логопункт для прохождения курса групповых или индивидуальных коррекционных занятий по данной программе является выявление у него дизорфографии.

  Использование всех блоков программы и всех тем блока не является обязательным. При составлении перспективного планирования для конкретной группы в зависимости от степени выраженности, тяжести и характера проявлений дизорфографии может последовательно вести занятия по всем трем блокам программы или выбрать только один из блоков (или два блока), он может также варьировать количество часов на освоение каждого блока программы, на прохождение определенной темы блока. Благодаря автономности и выборочности использования блоков, вариативности количества занятий создаются возможности для оказания логопедическойпомощи максимально большему количеству учеников за счет сокращения сроков коррекции.

   Сроки коррекционной работы и периодичность занятий определяются степенью тяжести и сложности данного нарушения. В зависимости от этого ученики зачисляются в логопункт на полгода или на 1 учебный год, и занятия проводятся 2 или 3 раза в неделю.

Количество часов зависит от периодичности занятий и продолжительности логопедической работы. При расчете количества часов следует учитывать, что во время школьных каникул занятия не проводятся.

  В целом программа рассчитана на 1 учебный год. Курс коррекционных занятий по трем блокам данной программы из расчета 2 академических часа, в неделю на протяжении учебного года составляет 58–64 ч. Возможно увеличение периодичности занятий до 3 раз в неделю с соответствующим увеличением количества часов на прохождение программы (84–90 ч).

    Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия и сотрудничества с семьей и образовательными учреждениями. В соответствии с этим программа предусматривает различные формы работы с учителями и родителями: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, проведение открытых уроков, посещение занятий родителями вместе с детьми, выступления учителей начальных классов на М.О. и родительских собраниях.

Содержание программы

Программа «Коррекция дизорфографии у младших школьников» составлена с учетом программ обучения русскому языку в начальных классах общеобразовательной школы.

Основополагающим в коррекционно-логопедической работе является развитие устной речи у детей, формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений, на базе которых и осуществляется коррекция орфографических ошибок. Программа ориентирована на формирование у школьников приемов анализа языкового материала, на открытие младшими школьниками родного языка как предмета изучения.

Программа предполагает изучение русского языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной активности и самостоятельности, с формированием умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями.

   Содержание программы отражает симптоматику дизорфографии, и главное — учет механизмов дизорфографии, специфику работы логопеда. Так, прежде чем приступить к правописанию безударных гласных, отрабатывается ряд тем, направленных на дифференциацию гласных и согласных, на определение места ударения в слове, на выделение корня.

Коррекционная работа по преодолению дизорфографических нарушенийведется по трем блокам данной программы:

I. Развитие языкового анализа и синтеза, фонематических процессов.

II. Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи.

III. Совершенствование лексической стороны речи.

Параллельно осуществляется работа по развитию памяти, внимания, мышления, слухового и зрительного восприятия, речевой активности, формированию УУД, общей и мелкой моторики, оптико-пространственных и пространственно-временных представлений.

I БЛОК

Развитие языкового анализа и синтеза

Первый блок «Развитие языкового анализа и синтеза» включает в себя следующие разделы:

• развитие анализа предложений;

• развитие слогового анализа и синтеза;

• развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Темы занятий:

• Предложение. Слово.

• Определение границ предложения. Оформление предложения на  письме.

• Главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

• Второстепенные члены предложения. Смысловая и грамматическая связь слов в предложении.

 Количественный и последовательный анализ предложений на слова.

• Предлоги. Значение, правописание.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова

Темы занятий:

• Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

• Слогообразующая роль гласных. Типы слогов.

• Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Правила переноса слов.

• Ударение. Смысло и форморазличительная роль ударения.

• Ударение. Ударные и безударные слоги в слове. Схемы слого-ритмической структуры слова.

• Ударные и безударные гласные в слове. Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова.

Развитие сложных форм фонематического анализа

Темы занятий:

• Гласные I и II ряда. Йотированные гласные.

• Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.

• Разделительный Ь и Ь — показатель мягкости согласных.

• Разделительный Ъ и разделительный Ь знак.

• Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

• Непроизносимые согласные в корне слова.

• Фонематический анализ слов.

II БЛОК

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи

Второй блок «Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи» предусматривает проведение работы по трем направлениям:

1. Совершенствование навыков словообразования;

2. Совершенствование навыков словоизменения;

3. Дифференциация частей речи.

Совершенствование навыков словообразования

Темы занятий:

• Состав слова. Корень.

• Однокоренные слова.

• Сложные слова.

• Образование слов с помощью суффиксов. Смысловая нагрузка суффиксов.Образование слов с помощью приставок. Смысловая нагрузка приставок. Безударные гласные в приставках.

• Предлоги и приставки.

Совершенствование навыков словоизменения

Темы занятий:

• Имя существительное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение существительных по числам и родам.

• Предложно-падежные конструкции имен существительных.

• Имя прилагательное. Грамматическое и лексическое значение. Изменение прилагательных по числам и родам.

• Предложно-падежные конструкции имен прилагательных.

• Глагол. Грамматическое и лексическое значение. Изменение глаголов по числам и временам.

• Глагол. Согласование существительных и глаголов в роде и числе.

• Глаголы совершенного и несовершенного вида.

• Дифференциация частей речи.

III БЛОК

Совершенствование лексической стороны речи

Темы занятий:

• Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.

• Прямое и переносное значение слов.

• Антонимы.

• Синонимы.

• Синонимы и антонимы.

• Омонимы.

• Словосочетание.

• Словосочетание и фразеологические обороты.

• Словосочетание и предложение.

Общая характеристика коррекционного курса

В процессе реализации программы предусмотрено развитие речи в единстве всех ее функций (коммуникативной, познавательной регулятивной,контрольно-оценочной и др.)

I БЛОК

Развитие языкового анализа и синтеза

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

6–10 часов

Одной из важнейших задач в преодолении дизорфографии является выработка навыков количественного, позиционного и порядкового анализа и синтеза слов в предложении.

Работа над предложением предполагает:

 обобщение представлений о предложении как минимальной единице сообщения, высказывания; об основных признаках предложения; о грамматическом оформлении предложения с учетом его интонационной окраски (постановка точки, вопросительного, восклицательного знаков); определение границ предложения на основесмысла и интонации; выделение предложения из речевого потока; делениетекста на предложения и предложения на слова; составление схем предложений; установление смысловой связи слов в предложении; установление грамматической связи между словами в предложении; конструирование предложений из слов; наблюдение за порядком слов в предложении; восстановлениедеформированного предложения и текста.Дети учатся чувствовать смысловую и интонационную законченностьпредложения, синтаксическую основу предложения, то есть выделять в предложении главные члены — подлежащее и сказуемое, определять второстепенные члены предложения, их роль и отношение к подлежащему или сказуемому.Проводится работа по дифференциации понятий «слово» — «предложение», по распространению предложений, по установлению смысловой играмматической связи слов в предложении.

Особое место занимает работа над предлогами. Уделяется большое внимание определению значения предлогов в речи, раздельному написаниюпредлогов со словами.

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога и слова

8–12 часов

Работа над этим разделом программы начинается с дифференциации понятий «звук» — «буква», с уточнения представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков, с характеристики согласных звуков, с совершенствования умения различать гласные и согласные звуки.

После этого ведется работа над слоговым составом слова:

  • определение количества слогов по числу гласных звуков в слове;
  • определение последовательности слогов в слове;
  • составление схем слов; формирование умения делитьслова для переноса; проводится сопоставление слова при делении его на слоги и для переноса, а также определение слов с правильным и неправильнымделением для переноса.

В ходе работы над слого-ритмическим анализом слов дети обучаютсядифференциации ударного и безударного гласного звуков по силе и длительности звучания, а также приобретают практический навык выделения ударного слога и ударного звука из слов различной слого-ритмической структуры.Уточняется представление о сильной и слабой позиции гласных как основенахождения орфограммы в слове. Должно быть уделено большое вниманиеразличению правильности расстановки ударения, определению ударных ибезударных гласных в слове, ударных и безударных слогов, развитию уменияработать с схемами слого-ритмической структуры слова, а также определению ударения в словах-омографах (замок — замок) сравнительным анализом смысло- и форморазличительной роли ударения в словах.

 Самым важным в процессе работы над этим разделом программы является формирование у учащихся навыка проверки гласных букв, обозначающих безударные гласные в корне слов путем осознанной операции подбора родственных слов с опорой на семантическое сходство проверочного и проверяемого слов.  На наличие в их составе одинаковых корней, а также на наличие в корне проверочного слова гласного звука в ударной позиции. На занятиях необходимо уделить много времени на упражнения в подборе проверочных слов к словам с проверяемой безударной гласной, на работу с орфографическим словарем для проверки слов с непроверяемыми безударными гласными (в качестве речевого материала берутся слова с непроверяемыми написаниями по программе соответствующего года обучения — 3-го или 4-го класса),нахождение в предложении и тексте слов с изученной орфограммой.

Развитие фонематического анализа и синтеза,

фонематического восприятия, фонематических дифференцировок

12–14 часов

Логопедическая работа по данному направлению строится с учетом того, что фонетические знания и умения являются базовыми для формирования и развития многих орфографических умений.

 Работа по данному разделу направлена на получение детьми знаний о том, что слово состоит из звуков — «звук» и «буква» — разные понятия, о смыслоразличительной роли звуков, букв; на дифференциацию фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство и, в первую очередь, на дифференциацию гласных I и II ряда; на наблюдение над несоответствием произношения и написания слов; на развитие умения слышать и видеть в словах «опасные места».

Формируются следующие умения и навыки:

• дифференциация гласных I и II; аналитический контроль над двоякой ролью букв Е, Е, Ю, Я;

• дифференциация парных и непарных мягких и твердых согласных;

дифференциация мягких и твердых согласных в слогах, словах; обозначение мягкости согласных на письме гласными II ряда и буквой Ь (обязательно вспоминается правописание буквосочетаний жи-ши, ча- ща, чу-щу, -чк-, -чн-); звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова), особенно большое внимание уделяется звуко-буквен-

ному анализу слов с мягким знаком и гласными II ряда, правильный перенос слов с мягким знаком в середине слова;

• дифференциация функций мягкого знака (Ь — показатель мягкости и разделительный Ь); различение и воспроизведение слогов, слов с разделительным Ь, звуко-буквенный анализ слов с разделительным Ь, правописание слов с разделительным Ь;

• дифференциация звонких и глухих согласных по акустическим характеристиками; формирование представления о сильной и слабой позициях согласных как основе нахождения орфограммы в слове; определение сомнительной согласной в словах, предложениях, текстах;

освоение правил их проверки (путем изменения формы слова (дуб —дубы) и словообразования (дуб — дубовый);

• развитие умения осознанно подбирать проверочное слово и обосновывать написание слова с непроизносимой согласной, используя алгоритм проверки слов с непроизносимой согласной;

• закрепление знаний и умений, связанных с орфограммами в корне слова.

В заключении проводится работа по развитию навыков фонематического анализа, выполняется фонематический анализ слов различной звуконаполняемости, в ходе которого учитывается, обобщается и закрепляется материал пройденных тем.

II БЛОК

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи

Развитие словообразования

9–14 часов

На основе знаний о составе слова проводится формирование навыков правописания безударных гласных, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, навыков правописания приставок и т.д. В программе уделяется большое внимание: морфемному анализу и синтезу слов; выделению единого корня в словах; роли морфем в словах; анализу групп родственных слов с целью выявления семантического сходства и выделения одинаковых корней;

сравнительному анализу слов, близких по смыслу, но имеющих различные

корни; выявлению семантических различий между словами, имеющими корни-омонимы (вода — водитель); подбору однокоренных слов, относящихся к различным частям речи.

Под руководством логопеда учащиеся вспоминают способ образования

сложных слов, тренируются в анализе и синтезе сложных слов, в их морфемном анализе, упражняются в выборе соединительной гласной буквы при написании сложных слов.

Большое внимание в этом разделе также уделяется уточнению и закреплению знаний о предлоге как о самостоятельном слове и о приставке как морфеме в составе слова.

Ученики усваивают и совершенствуют практические навыки: словообразования с помощью наиболее частотных суффиксов и приставок (особое внимание уделяется образованию глаголов движения с помощью приставок, сходных по написанию с предлогами (с-, от-, за-, на-, по-, до- и др.); наблюдения за оттенками, вносимыми в слова приставками и суффиксами; нахождение и выделение в слове приставок и суффиксов; графического обозначения различных частей слова; дифференциации предлогов и приставок.

Развитие словоизменения

11–17 часов

Развитие процессов словоизменения у младших школьников с дизорфографией включает: формирование представления о частях речи как о группах слов, объединенных общим значением (предметности, действия, признака предмета и др.); развитие умения строить и употреблять предложно-падежные конструкции; выработку умений пользоваться словом в правильной грамматической форме; усвоение отдельных грамматических значений; уточнение грамматического значения слов; закрепление связи грамматического значения с морфемами; развитие умения определять грамматические категории слов в словосочетаниях и предложениях, устанавливать связь слов в предложении.

В коррекционной работе этого раздела можно выделить три этапа:

I. Уточнение и усвоение грамматического значения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, выработка умений различать грамматическое и лексическое значения словоформ с конкретным и абстрактным значениями.

II. Дифференциация имен существительных, имен прилагательных и глаголов.

III. Дифференциация частей речи в предложении, развитие умения устанавливать грамматические связи между его членами.

Уточнение и активизация знаний учащихся по теме «Имя существительное» предполагает развитие умения:

• определять род, число и падеж (4-й класс) имен существительных;

• определять существительные, употребляемые только в единственном или только во множественном числе;

• развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции;

• определять тип склонения имен существительных (1, 2 или 3);

• определять несклоняемые имена существительные;

• правильно писать безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3 склонения в единственном числе;

• дифференцировать существительные мужского и женского рода,оканчивающиеся на шипящий согласный, для написания Ь у существительных женского рода;

• определять роль существительного в предложении (подлежащее, второстепенный член предложения).

Уточнение и активизация знаний учащихся по теме «Прилагательное»

предполагает развитие умения:

• определять род, число и падеж (4-й класс) имен прилагательных;

• изменять прилагательные по числам и родам;

• дифференцировать прилагательные мужского, женского и среднегорода;

• правильно записывать безударные окончания имен прилагательных;

• склонять имена прилагательные множественного числа;

• определять в словосочетании главное и зависимое слово, роль зависимого слова (конкретизация значения главного слова);

• правильно согласовывать в словосочетаниях и предложениях прилагательные с существительными.

Уточнение и активизация знаний учащихся по теме «Глагол» предполагает развитие умения:

• определять глаголы единственного и множественного чисел;

• изменять глаголы по временам, определять время глаголов;

• образовывать глаголы прошедшего времени;

• определять род глаголов в прошедшем времени;

• правильно согласовывать существительные и глаголы прошедшеговремени в роде и числе;

• правильно писать окончания глаголов прошедшего времени.

Завершают работу по II блоку занятия, направленные на дифференциацию различных частей речи (имени существительного, имени прилагательного и глагола)

III БЛОК

Уточнение, активизация и обогащение словарного запаса учащихся

12–23 часов.

Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, подобратьпроверочное слово школьник должен иметь достаточный лексический запас.

Необходимо подчеркнуть, что лексическая работа является сквозной и приоритетной задачей всего курса коррекционных занятий. Под руководством учителя-логопеда регулярно ведется наблюдение за значениями слов, в том числе однокоренных, за сочетаемостью слов; осуществляется уточнение значений слов, имеющихся в словарном запасе детей; обогащение словарного запаса учеников путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и с помощью развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Логопедическая работа III блока основана на традиционной методике коррекции недоразвития речи у детей и ориентирована на количественный рост их словаря за счет усвоения новых слов и качественное обогащение словаря путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значения слов, переносного значения слов и словосочетаний.

На занятиях III блока учащиеся практически знакомятся с понятием многозначности, учатся использовать синонимические средства, применять антонимы, вводят в свой активный словарь фразеологические обороты, получают представление о способах толкования лексических значений слов при работе со словарями (толковыми, синонимов, антонимов) и об употреблении слов в переносном значении.

В процессе коррекционной работы по данной программе может быть использовано пособие из данного учебно-методического комплекта «Рабочая тетрадь для логопедических занятий по коррекции дизорфографии» (составитель А.В. Китикова).

  Программно-методическое обеспечение. 

Для проведения занятий используются различный учебно-наглядный материал (специально изготовленные плакаты, схемы, символы, условные обозначения, таблицы, памятки, алгоритмы, карточки с заданиями, учебная литература, словари различного типа (орфографические, толковые, словообразовательные, синонимов, антонимов), раздаточный материал, дидактические игры и пособия, кроссворды, ребусы, изографы, предметные и сюжетные картинки, цифровые и буквенные ряды, индивидуальные зеркала, песочные часы, мячи, классная доска, магнитная доска, фланелеграф, рабочие тетради и тетради для проверочных работ, ручки разных цветов, простые и цветныекарандаши, цветные мелки и т.д.) и средства ИКТ (ПК, проектор, интерактивные доски и т.д.), цифровые образовательные ресурсы (учебно-демонстрационные материалы, тренажеры, тестирующие программы и т.д.).

Список литературы

1. А.В Китикова. Методические рекомендации к тетради для проверочных работ и рабочей тетради по коррекции дизорфографии у младших школьников.-М: Редкая птица, 2017

2. О.В Елецкая. Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией.-М.НКЦ,2016

3. О.В Елецкая. Методика коррекции дизорфографии у школьников.-М.Форум,2016

4. О.В Елецкая , А.В.Китикова . Коррекция регуляторной дизорфографии у школьников

5. Л.В  Аскульская Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2-5 классов общеобразовательной школы-.М.Владос ,2015

6. А.В. Ястребова ,Т.П. Бессонова .Обучаем читать и писать без ошибок.-М.АРКТИ,2017

7.Е.Д.Бурина Преодоление нарушений письма у школьников.- Спб.КАРО,2015

8. Елецкая О.В., Кузьмина Л.А. Особенности фонематических процессов учащихся младших классов общеобразовательной школыс дизорфографией

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

9. Елецкая О.В. Методика диагностики дизорфографии у школьников. — М., 2014.

10. Елецкая О.В. Методика диагностики дизорфографии у школьников:учеб.-метод.пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. — 208 с.

 11. Прищепова И.В. Дизорфография у младших школьников. — СПб.,2006.

12. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. — СПб., 2001.

13. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена,2001. — 63 с.

14. Прищепова И.В. Методика коррекции дизорфографии. — СПб., 2000.

15. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление умладших школьников. — М., 1997

Учебные средства.

·         Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников. А.В Китикова Ч1и Ч2.М: Редкая птица 2017

·         Тетрадь для проверочных работ к программе «Коррекция дизорфографии у младших школьников. А.В Китикова М: Редкая птица 2017

Контрольно-измерительные материалы

Диагностика

Стартовая диагностика устной речи, письма и чтения проводится в начале учебного года (с 1 по 15 сентября).

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года (с 15 по 31 мая)и предполагает анализ итоговых проверочных работ, списывания и итоговых

диктантов.

Формы контроля

Одно из важнейших дидактических условий, обеспечивающих усвоение знаний, — систематические текущие и тематические проверки, с помощью которых учитель-логопед оценивает степень усвоения материала детьми.

 Текущий контроль осуществляется в виде регулярной проверки тетрадей для логопедических занятий, устного опроса в начале и конце урока, анализа классных и домашних работ, в ходе выполнения заданий на занятии, экспресс-проверок, тестов.

Тематический контроль предполагает проверку усвоения материала по каждой значимой теме. Проверочные работы после прохождения определенных тем и разделов программы позволяют определить степень усвоения пройденного материала учениками, и, в случае необходимости, внести коррективы в тематическое планирование и распределение часов.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года и предназначен для проверки усвоения программного материала и мониторинга специфических ошибок в письменных работах учащихся. Формы итогового контроля:

диктант, списывание, анализ итоговых классных контрольных работ.

Для проведения тематических и итоговых проверочных работ может быть использовано пособие из данного учебно-методического комплекта «Тетрадь для проверочных работ» (составитель А.В. Китикова).

Рефлексия

В конце занятия обязательно проводится подведение итогов занятия, оценка деятельности учащихся (поощрение успевающих, ободрение отстающих), а также рефлексия, так как очень важно развивать у учащихся умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Логопед просит каждого ученика проанализировать работу на занятии по заданным критериям (отметить самое интересное, самое легкое и самое трудное задание, обвести смайлик определенного вида (возможно введение других условных обозначений), написать несколько слов о своей работе и т.д.)

Ученик (по желанию) может прокомментировать свою работу на уроке, сделать вывод о причинах неуспеха (недостаточное старание, невнимательность и пр.), что воспитывает чувство ответственности, стремление преодолеть возникшие трудности, формирует адекватную реакцию на неуспех.

  Анализ причин неудач позволяет ребенку учиться делать выводы, контролировать свои действия, прилагать усилия для преодоления возникших трудностей, осознавать свои возможности.

Тексты фронтальных диагностических диктантов

Начало учебного года (сентябрь)

3-й класс

Ночью в лесу

Наступила звездная ночь. Жители леса спешат на добычу. Волк вышел из

чащи и побрел к деревне. Из норы вылезла лисица. В глубине леса собрались зайцы.

Выпал снег. Кругом тишина. Только легкий ветер качает вершины сосен.

Вот снежный ком упал с еловой ветки. Зайцы испугались и умчались в чащу.

4-й класс

Поздняя осень

Поздней осенью выпадает первый снег. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Ярко блестят и переливаются разноцветные искорки инея.

 Свинцовая вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.

Как прекрасна белоствольная березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что их не узнаешь. Елочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверюшек.

Конец учебного года (май)

3-й класс

Весна

Пришла настоящая весна. Ласковое весеннее солнце согрело землю. С крыш свисают длинные сосульки. Радостные воробьи чирикают под лучами яркого солнца. На лесных тропинках проваливается под ногами рыхлый снег. На юге уже цветут сады. Из далекой Африки прилетают птицы. В старых парках на высоких деревьях грачи обживают свои гнезда.

 Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель. Апрель — самый шумный месяц пробуждения земли.

4-й класс

Летняя прогулка

Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю рощу. Стройными рядами стоят белые березки. Сквозь листву заиграл на зеленой траве золотой луч утреннего солнца. Между веток деревьев мелькают беличьи хвосты. Идешь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягода. Рвешь душистую землянику. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.

За рощей в глубоком овраге бьет ключ. Сидишь на пенечке у родника.

Держишь в руках кружку и кусок черного хлеба. Какие вкусные ягоды со свежим хлебом!

Перспективное планирование  ««Коррекция дизорфографии» у учащихся 3х-4х классов (Периодичность занятий: 2 раза в неделю)

№ блока

Наименование блока

и раздела программы

Количество часов (занятий)

           Формы контроля

Всего часов по     блоку

Экспресс -проверки

Контрольные работы

1

Развитие языкового анализа и синтеза:

а) развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

8 ч

2-3 (тесты ,самост. работы, мини-диктанты)

1 проверочная работа

32ч.

б) развитие анализа и синтеза на уровне слога и слова

11ч

2-3 (тесты ,самост. работы, графич. диктанты)

в) развитие фонематического анализа и синтеза,фонем. восприятия, фонем. диффер.

12ч.

3-4 (тесты ,самост. работы, диктант)

2

Коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи:

а) совершенствование навыков словообразования

2-3 (тесты ,самост. работы, проверочные раб.)

1 проверочная работа

22ч

б) совершенствование навыков словоизменения

12ч

3-4 (тесты ,самост. работы и т д)

3

Совершенствование лексической стороны речи

2-3 (тесты ,самост. работы, и т. д.)

1 проверочная работа

10ч

                                                                                                                                     Итого:64 ч

Календарно-тематическое планирование занятий

к программе «Коррекция дизорфографии» у учащихся 3х-4х классов

Название темы

Содержание работы

Часы

 дата

 корректировка

      1 БЛОК      Развитие языкового анализа и синтеза.

                   1.Анализ предложения

1

Предложение.

Слово.

Уточнение знаний о предложении;

Дифференциация понятий «предложение» и «слово»; развитие умения устанавливать грамматическую и смысловую связь между словами в предложении.

1

2

Грамматическое оформление предложения. Определение границ предложения.

Развитие умения выделять предложения из потока речи, определять границы предложения на слух, при чтении;

Развитие умения применять правило  обозначения границ предложения на письме, правильно выбирать знак в зависимости от типа предложения.

Развитие умения слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

1

3

Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске

        Уточнение знаний о повест, воскл и побуд .предложениях;

Развитие навыка классиф. предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске; развитие умения составлять различные по цели высказывания и эмоциональной окраске предложения.

1

4

Главные члены предложения. Распространные и нераспростаненные  предложения.

Уточнение знаний учащихся о главных членах предложения; развитие умения выделять грамматическую основу простого двусоставного предложения; составлять схему простого предложения; определение главных членов предложения на слух; распространение простых предложений с опорой на схему и без нее.

1

5

Второстепенные члены предложения.Связь слов в предложении.

Уточнение знаний учащихся о второстепенных членах предложения; развитие умения определять главные и второстепенные члены предложения; развитие умения устанавливать связь слов в предложении; развитие умения распространять предложения опираясь на схему и слова для справок; развитие умения построения грамматически правильных предложений.

1

6

Количественный и последовательный анализ предложения на слова

Развитие навыка анализа предложения; развитие умения определять количество и порядок слов в предложении; формировать представление о слове как о единице предложения4развитие умения составлять схемы предложения; развитие умения составлять предложения по схемам

1

7-8

Предлоги. Значение и правописание.

Уточнение представлений о предлоге ,о роли предлогов в речи; развитие навыка раздельного написания ; уточнение конкретно-пространственных значений предлогов на основе их графического изображения; развитие умения  различать предлоги, правильно употреблять их речи и на письме; развитие умения составлять предложения с предлогами

2

Итого часов по разделу

8

                                     2.Звукослоговой анализ слов

9

Гласные и согласные звуки.

Дифференциация гласных и согласных звуков; дифференциация понятий «звук» и «буква»; уточнение представлений об отличительных признаках гласных и согласных; развитие умения распознавать гласные и согласные звуки; развитие умения выделять гласные из слов.

1

-

12.10

10

Слогообразующая роль гласных. Типы слогов.

Развитие умения определять количество слогов в слове, опираясь на количество гласных звуков; уточнение представлений о слоге как части слова; умения делить слово на слоги, опираясь на количество в них гласных; умения составлять из слогов слова различной слоговой структуры.

1

 

11

Правила переноса слов

Развитие умения переносить слова с учетом правил переноса; развитие умения определять слова, которые переносить нельзя.

1

12

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры

Развитие навыка деления слова на слоги, составления слова из слогов, определения кол-ва слогов в слове гласных букв для обозначения мягкости на письме. Сходство парных гласных. Различие парных гласных.

1

13

Ударение. Смысло- и форморазличительная роль ударения.

Уточнение представлений об особенностях ударного слога и роли ударения в речи; развитие умения дифференцировать ударные и безударные гласные звуки в слове; развитие умения выделять ударный гласный на фоне слова, ударный слог в словах различной  звукослоговой структуры; смыслоразличительная роль ударения.

1

14

Ударные и безударные гласные

Дифференциация ударных и безударных гласных; развитие умения выделять, распознавать ударные и безударные гласные в слове; уточнение представления о соответствии звука и буквы в ударном слоге и их возможном несоответствии в безударном слоге.

1

15-18

Правописание слов с безударными гласными в корне слова

Уточнение знаний о способах проверки безударных гласных в корне; Формирование навыка правописания слов с безударными гласными в корне путем выделения корня в проверяемых словах, объяснения значения слова, изменения   формы слова и подбора родственных слов.

4

19

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными

Формирование умения запоминать словарные слова; развитие орфографической зоркости.

1

Итого часов по разделу:

11

        3.Развитие фонематического анализа,синтеза ,восприятия, фонематических дифференцировок.

20

Гласные 1-го и 2-го ряда. Йотированные гласные.

Формирование представления о различии между «звуком» и «буквой»; дифференциация гласных 1го и 2го ряда; уточнение представлений об образовании гласных 2го ряда, об обозначении этими буквами двух звуков;

1

20

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2 ряда

Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные; уточнение представлений об обозначении мягкости согласных гласными 2го ряда; развитие навыка обозначения мягкости согласных на письме гласными 2го ряда  

1

22

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

Обобщение представлений учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков формирование представления о роли мягкого знака как показателя мягкости и о его смыслоразличительной роли; развитие умения обозначать мягкость согласных в конце ив середине слова при помощи Ь

1

23-24

Разделительный мягкий знак.

Мягкий знак –показатель мягкости согласных

Развитие умения различать Ь-показатель мягкости и разделительный; формирование  умения соотносить произношение слова и его написание; развитие умения образовывать существительные мн ч , притяжательные прилагательные.

2

25-26

Разделительный Ь и Ъ знаки

Развитие умения различать разделительные Ь и Ъ  знаки; формирование  умения соотносить произношение слова и его написание ;развитие умения образовывать слова при помощи приставок.

2

27-28

Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова

Уточнение представлений о глухих и звонких согласных; дифференциация звонких и глухих согласных; уточнение представлений о парных согласных по глухости –звонкости; развитие  умения распознавать в словах согласные ,которые нужно проверять; формирование умения подбирать проверочные слова ;уточнение представлений о единообразном написании корня в однокоренных словах.

2

29-30

Непроизносимые согласные

Развитие умения проверять слова с непроизносимыми согласными, используя алгоритм проверки непроизносимых согласных в корне слова; развитие умения осознанно подбирать проверочное слово и обосновывать написание проверяемого;

Обобщение знаний учащихся об орфограммах в корне слова.

2

31

Фонематический анализ слов

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений; формирование навыка фонематического разбора слов по алгоритму.

1

                                                                              Итого часов по разделу

12

32

Проверочная работа по всему блоку

Проверка усвоения знаний учащимися по 1 блоку программы

1

                                                           Итого часов по 1 блоку

31

        

                          Блок        Коррекция нарушений лексико-грамматического строя

               1.Совершенствование навыков словообразования

33

Состав слова. Корень

Развитие навыка морфемного анализа;

Развитие умения выделять в словах корень

1

34-35

Родственные (однокоренные слова)

Уточнение понятия «родственные» слова и представлений о двух признаках родственных слов; развитие умения осуществлять подбор родственных слов с опорой на сходство значений и общность буквенного состава;Уточнение представлений о единообразном написании корня в родственных словах; развитие умения проводить дифференциацию разных «гнезд» родственных слов, осуществлять подбор слов с корнями –омонимами (гора-горе);активизация словарного запаса учащихся в процессе подбора родственных слов

2

36

Сложные слова

Уточнение знаний о сложных словах;развитие умения находить и выделять два корня в сложных словах; развитие умения образовывать сложные слова путем сложения двух основ при помощи соединительных гласных и без соединительных гласных

1

37-38

Суффикс. Смысловая нагрузка суффиксов

Уточнение знаний о суффиксе как о части слова и его роли в речи; формирование навыка словообразования при помощи суффиксов; образование названий детенышей животных ,профессий с помощью суффиксов; правописание гласных в суффиксах с уменьшительно-ласкательным значением (-ек,-ик,-очк,-еньк)  

2

39-40

Приставка. Смысловая нагрузка приставок

Уточнение знаний о приставке как о части слова и ее роли в речи; формирование навыка словообразования при помощи приставок; развитие умения находить и выделять приставки  в словах; развитие умения различать смысловую нагрузку приставок; развитие умения различать смысловую нагрузку приставок. Разбор слова  по составу.

   2

41

Предлоги и приставки

Дифференциация приставок и предлогов; уточнение знаний учащихся о правописании предлогов и приставок; развитие умения правильно использовать приставки и предлоги в речи.

   1

Итого часов по разделу

9

                  2.Совершенствование навыков словоизменения .

42

Имя существительное

Род и число имен существительных

Уточнение знаний по теме «имя существительное», грамм и лексич значение им сущ; развитие умения определять род и число им сущ; изменение им сущ.по числам; развитие умения определять сущ, употребляемые только в ед или только во мн.ч; уточнение правила  

постановки Ь после шипящих у имен сущ

1

43-45

Предложно-падежные конструкции имен существительных

Уточнение знаний учащихся по теме «Склонение имен существительных»; развитие умения

определять род ,число и склонение сущ; уточнение  правила правописания окончаний сущ в косвенных пад; формирование навыка правописания безударных окончаний существительных 1,2.и 3м скл

3

46

Имя прилагательное. Изменение по числам и родам имен прилагательных

Уточнение знаний по теме «Имя прилагательное»; грамматическое и лексическое значение имен прил, развитие умения определять род и число прил; развитие умения изменять прил по числам и родам

1

47-50

Предложно-падежные конструкции имен прилагательных

Развитие умения согласовывать им сущ и им прил в числе,роде и падеже; правописание безударных окончаний им.прил в ед и мн .числе

3

51

Глагол. Изменение по числам и временам.

Уточнение знаний учащихся по теме «Глагол ; грамматическое и лексическое значение глагола ;формирование представления об изменении глаголов по временам и числам; развитие умения определять время и число глагола; развитие умения изменять глаголы по числам и временам ;развитие умения находить в тексте глаголы наст, прош и будущ времени

1

52

Согласование имен существительных и глаголов в роде и числе

Развитие умения правильно согласовывать сущ и глаголы прош. времени в роде и числе; развитие умения образовывать глаголы прошедшего   времени; развитие навыка правописания окончаний глаголов прошедшего времени.

1

53

Виды глагола

Грамматическое и лексическое значение глаголов совершенного и несовершенного вида ;дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида

1

54

Части речи

Обобщение ,систематизация, закрепление знаний учащихся о частях речи; развитие умения преобразовывать слова одной части речи в другую.

1

Итого часов по разделу:

12

55

Проверочная работа по всему блоку

Проверка усвоения знаний учащимися по 2 блоку программы

1

-

                                                                                                        Итого часов по 2 блоку                

22

                                Развитие лексико-грамматического строя

                                    Совершенствование лексической стороны речи

56

Слово и его лексическое значение. Многозначные слова

Уточнение знаний учащихся о лексическом значении слов;о многозначности слов;

1

-

57

Прямое и переносное значение слов

Уточнение знаний учащихся о прямом и переносном значении слова; развитие умения различать прямое и переносное значение слов; развитие умения находить в тексте слова с переносным значением.

1

58

Антонимы

Уточнение знаний учащихся об антонимах; формирование   умения находить в тексте слова с противоположным значением; развитие умения самостоятельно подбирать антоним к заданному слову; расширение и обогащение словарного запаса путем введения в речь антонимов.

1

59

Синонимы

Уточнение знаний учащихся о синонимах; развитие коммуникативных навыков путем введения в речь синонимов как средства выразительности и точности речи; формирование умения распознавать синонимы в тексте; развитие умения отбирать синонимы из ряда слов;

развитие умения самостоятельно подбирать синонимы к заданным словах.

   1

60

Антонимы и синонимы

Дифференциация синонимов и антонимов; закрепление знаний о синонимах и антонимах; расширение и обогащение словарного запаса учащихся путем введения в речь синонимов и антонимов.

   1

61

Омонимы

Экспресс -проверка

Уточнение знаний учащихся об омонимах; формирование понимания того, что значения слов-омонимов не связаны между собой, как это наблюдается у многозначных  слов; дифференциация омонимов и многозначных слов; расширение и обогащение словарного запаса учащихся путем введения в речь омонимов ;демонстрация на примере различных шуточных стихов и каламбуров возможности использования омонимов для обогащения речи.

   1

62

Словосочетание

Уточнение представлений о словосочетании ;развитие умения устанавливать связь слов в словосочетании; развитие умения различать  словосочетание ,слово и группу слов ,которая не составляет словосочетание; развитие умения составлять словосочетание из данных слов.

1

63

Словосочетание и фразеологические обороты

Уточнение представлений о фразеологических оборотах; развитие умения объяснять лексическое значение фразеологических оборотов.

1

64

Словосочетание и предложение

Дифференциация словосочетаний и предложений; развитие умения различать и сравнивать предложение ,словосочетание и группу слов ,которая не составляет ни предложения .ни словосочетание; формировать умения составлять словосочетания и предложения; формировать умения находить в предложении словосочетания

1

Итого часов

9

Проверочная работа

по всему блоку

1

                                                               Итого часов по 3 блоку

10

                                                               ИТОГО ЧАСОВ по программе

64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции лексико-грамматического строя речи младших школьников.

Данная программа будет полезна практикующим логопедам массовых школ с классами компенсирующего обучения. Расчитана на 2 года обучения -3-4 класс....

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5 классов

Резкое увеличение числа учащихся с дефектами речи, предъявление более высоких требований к работе логопеда, отсутствие четкого планирования коррекционной работы с учащим...

Рабочая программа по коррекции психического развития учащихся 4 класса.

Программа предназначена для учащихся 4 класса, школы 7 вида. Рабочая программа расчитана на занятия с детьми 2 раза в неделю....

Рабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной ОНР III ур с учащимися 2 классов

Рабочая программа по коррекции дисгафии, обусловленной ОНР III уровня с учащимися 2 классов, посещающих логопедический пункт общеобразовательной школы. Программа содержит пояснительную записку, темати...

Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)

Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/   образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...

Рабочая программа по преодолению дизорфографии..

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДизорфография — трудности формирования орфографического навыка — широко распространенное явление среди учащихся начальной и, особенно, средней общеобразовательной школ...

Рабочая программа по коррекции дизорфографии у учащихся 5-8 классов

Рабочая коррекционно-развивающая программа учителя-логопеда с учащимся 5-8 классов по коррекции нарушений письменной речи....