Роль учителя в формировании личности ученика
статья по теме

Дубровская Татьяна Ивановна

Данная статья размещена в сборнике научно-методических материалов предназначенного для широкого круга педагогических работников: учителей общеобразовательной школы, методистов, студентов педагогических университетов, педагогов системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В сборнике " Личность педагога в формировании инновационной культуры учащихся " размещена статья "Роль учителя в формировании личности ученика " в которой рассмотрены теоретические и практические аспекты деятельности педагога при формировании инновационной культуры учащихся, при внедрении стандартов второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_v_formirovanii_lichnosti_uchenika.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя в формировании личности ученика

Дубровская Т.И. ,учитель математики ГБОУ СОШ № 322

                                                                           То, что знаем – ограничено,

                                                                                              А то, что мы не знаем – бесконечно.

                                                                                                                                           П. Лаплас

     Главная цель учителя – это создать реальные условия для формирования в школе     творческой личности , здоровой  и духовно, и физически, способной успешно адаптироваться к динамичным социальным условиям и суметь реализовать себя в сознательной человеческой сфере деятельности , отвечающей  общечеловеческим идеалам и национальным идеалам.                                                                                        

Многое меняется , но одно остается неизменным – это дети, наши ученики, которых мы воспитываем и обучаем. А основное право учителя – это эффективное и счастливое преподавание. И чтобы реализовать это право, надо быть эффективным учителем, разрабатывая технологии превращения детей в хороших учеников.

  Через мастерство учителя лежит путь к ученику . То очевидное, но мало принимаемое в расчет обстоятельство – ученики не одинаковы – налагает на учителя требование – быть гибким , восприимчивым к нашим детям , искать все новые и новые подходы. Для того, чтобы размышлять о подходах и средствах педагогического воздействия , несомненно , желательно понять : кто он, мой ученик; какие они , мои дети? Преподаватель должен , несомненно, обладать психологическими знаниями, понимать людей, однако знания эти необходимы , чтобы помогать в практической деятельности, а не служить показателем его умственного развития.

   В наше время усиливается поток различного рода информации, обрушивающейся на неокрепшую психику ребенка. Подросток не в состоянии правильно дифференцировать ее , а поэтому он предпочитает особенно и не вникать в суть вопроса. Учитель автоматически становится объектом отрицания, если он избрал авторитарный способ общения с учеником. Тогда занятия, базирующиеся на авторитарном нажиме , приказе, безапелляционных  указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают зачастую лишь раздражение и скуку , а то и вообще гасят интерес к обсуждению проблем. Современного ученика надо , прежде всего , удивить, заинтересовать , - вот тогда возможно завладеть его вниманием . Эти качества должны быть в любом уроке , но лучше всего, пожалуй, они заложены в урок –игру . Это одна из форм обучения и педагогического общения на уроке.

    Применение дидактических игр на уроках резко повышает интерес к предмету, и , как показывает опыт , ребята начинают заниматься математикой не только на уроках, но и во внеурочное время , что положительно влияет на общее развитие.

   В своей работе учитель должен сочетать классические и нестандартные уроки ( урок-ролевая игра, урок-семинар ,урок-деловая игра, урок с элементами театра, урок-конференция, урок-научное открытие, применение компьютерных технологий, интегрированные уроки и др.). В наше время путь к ученику можно проложить через совместные уроки математики и информатики . Эти уроки очень продуктивны и учитель имеет возможность во время него подробно и наглядно объяснить материал, предложить исследовательские задачи, где учащимся предоставляется возможность творчески подходить к выполнению их решения . Такие уроки полезны и интересны для современных учащихся.

   При организации совместных внеклассных мероприятий кустовых школ ( на базе ОУ № 441) следует отметить развитие интереса к предмету через удивление, восторг, общение детей разных школ, наблюдение за тем, как и что делают другие, чем они лучше или хуже нас. На таких встречах переплетаются и математика, и поэзия и музыка, и любовь, и многое-многое другое.

  Процесс развития науки, техники, экономики, ее математической составляющей, предъявляет все более высокие требования к преподаванию данной дисциплины, разъяснению ее роли в применении. Математические методы играют огромное значение в развитии прикладных задач и производственной деятельности человека. Само содержание школьного курса математики отражает на доступном уровне для учащихся достижения современной науки, позволяет показать борьбу идей и мировоззрений. Роль математики в познании мира, ее место в системе наук и практической деятельности человека огромно. Для практического применения математики необходимы глубокие знания и учителя, и ученика.

    Учитель - ученик. Одно из условий успешной учебной деятельности – это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса , как известно, способствует разнообразие форм и методов работы на уроке, рациональное использование системы технических средств и наглядных пособий. Важно оборудование рабочих мест учащихся, а также и организация внеклассной работы по предмету.

Следует отметить, что внеклассная работа предоставляет огромные возможности для формирования научного мировоззрения учащихся, воспитания навыков самообразования, расширения общего и политехнического кругозора , что различные формы внеклассной работы учителя и ученика на уроке позволяют преподавателю находить все новые и новые пути достижения и воспитательных целей.

 Даже , если ребенок учится плохо , он не должен терять веру в свои способности . А , если  такое случиться , что он потерял веру в себя , в свои способности, то он выйдет из под влияния школы. И тут главная гуманная миссия учителя – это добиться , чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по математике. Надо и учить детей, и воспитывать детей, радуя их , не пугая непреодолимыми трудностями , хотя путь учителя к современному ученику в наше время не слишком прост. И вставая на этот тернистый путь, учитель должен учитывать в своей работе личный богатый опыт педагогической и воспитательной работы, свои технологии превращения детей в хороших учеников. Детям нужно открывать яркие панорамы цветущего и многокрасочного мира, не отгораживая его забором из схем и правил, выведенных к тому же из абстракций.

    Каждый учитель в процессе работы не  должен забывать о специфике предмета, его абстрактности , должен вести постоянную работу по привитию учащимся интереса к математике на уроках и внеклассных занятиях.

       Любой вид работы с учеником требует творческого подхода , серьезной и тщательной подготовки учителя. Каждый учитель , организуя систематическую классную и внеклассную работу учащихся , может обеспечить общественно-полезную направленность ее содержания , многообразие форм работы, вовлечение в творческую деятельность большого числа учащихся. Желательно строить взаимоотношения учителя и ученика и организовать работу таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно, без принуждения выполняли задания.

   Большинство  учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности и роль учителя усложняется – ему приходится одновременно контролировать и направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.

    Цель учителя математики заключается в том , чтобы ученик овладел математикой, то есть ученик должен нечто знать, понимать, то есть под знанием мы подразумеваем не просто умение повторить наизусть формулировку , а мотивировать , почему так , а не иначе. И эта мотивировка , подчеркнутая учеником из учебника или со слов учителя , должна стать для ученика его собственным убеждением. Ученик должен уметь применять изученную им математику.

   Для достижения этих трех целей – знать, понимать , уметь применять – необходимо изучать математическую теорию и решать задачи. Решая задачи , мы применяем теорию и тем самым познаем ее. Обучение математике нельзя делить на теорию и решение задач, так как без знания теории нельзя решать задачи и без решения задач нельзя усвоить теорию.

   Учитель обучает ученика математике, пользуясь , как одним из важнейших средств, решением задач. Но это не совсем  верно методически. Ведь , если решение задач – это цель, то учителю надо добиваться, чтобы учащиеся быстро и безошибочно решали задачи. Главное , чтобы при решении задач ученик получил пользу от этой задачи , то есть подвинулся еще дальше по длинной лестнице овладения математикой. Главная цель в процессе решения задачи, а не в ответе. Ученик , решая задачу, приобретает новые знания и навыки, развивает в себе упорство и настойчивость в овладении математикой. Учитель должен предоставить ученику самостоятельность, а не подсказывать ему каждый шаг.

    Ошибки, допущенные учеником, дают учителю нужную информацию о знаниях, умениях и навыках ученика. Следует отметить, что ошибки учеников чаще всего не индивидуальны : то, чего не понял один ученик, но все это показали. Учитель должен не просто исправить ошибку, но и вместе с учеником отработать материал так, чтобы эта ошибка больше не повторилась. А что касается умений , то полезно помнить , что они вырабатываются практикой решения целесообразно подобранных задач с разъяснениями учителя по математике.

      Математическое творчество существует на всех ступенях обучения. Поэтому учитель должен стремиться к тому , чтобы задача была решена творчески, из нее взять как можно больше пользы для математического развития учеников и сделать нужные выводы. Для тренировки надо решать много задач. Но на уроке не следует стремиться решать много задач, а каждую задачу надо полностью использовать.

      Одной из многих целей преподавания математики является выработка навыков . Для этого надо решать много задач , но это задачи иного рода , они не  требуют никакой инициативы , но дают прочные навыки. При изучении математики , например, надо твердо и прочно заучить таблицу умножения.  Следует также уделять максимальное внимание простым задачам , предназначенным для уяснения понятий. При дефиците времени лучше пожертвовать сложными задачами. Учитель должен помнить и понимать, что задачи решают для того, чтобы научиться думать.

      Путь учителя к ученику будет ближе, короче, если ученик станет понимать математическую речь учителя. Умение логически мыслить , правильно рассуждать есть необходимое условие для глубокого и сознательного усвоения математики – все это надо старательно передать ученику. Учитель из урока в урок должен решать проблемы развития речи учащихся. И, прежде всего, эту проблему учитель должен решить для самого себя, в области своей работы в классе.

     Речь учащегося на уроках математики должна быть подчинена общим законам, которые учащиеся изучали на уроках родного языка. И очень эффективным средством для развития речи учащихся в процессе изучения школьного курса математики может служить выработка у них правильной письменной речи. Выявление ошибок учащихся в их письменных работах ( домашних, классных и др.) является  делом для учителя очень трудоемким , но зато для ученика весьма нужным и благодарным.

    При решении текстовых задач учитель приобретает очень действенное средство и широкое поле деятельности для развития правильной письменной речи учащихся. Пояснения при решении текстовых задач и краткая запись условия задачи должны быть написаны грамотным языком.

   Это могут быть теоретические ошибки :

- «Уравнение не изменилось»- вместо  «Корни уравнения не изменились»;

- «Число можно сократить» - вместо «Дробь можно сократить»;

- «Проведем перпендикуляр к середине отрезка» - «Проведем перпендикуляр через середину отрезка»;

Неправильное употребление и искажение терминов

- «Поделим» - вместо «Разделим»;

- «Перемножим на 2» - вместо «Умножим на 2»;

- «Разница» - вместо «Разность»;

Грамматические ошибки

- «Делится на само себя» - вместо «Делится на само себя»;

- «Обозначим за R» - вместо «Обозначим через R»;

Стилистические ошибки и недочеты

- в объяснениях к задачам допускается неправильная расстановка слов «В 12 дней вымостят 6 человек» - вместо « Чтобы вымостить улицу в 12 дней, должны работать 6 человек»;

- вместо того, чтобы дать величине ее название ( площадь, масса, время, цена и т.п.)

Учащиеся прибегают к универсальному слову «количество», говоря « количество га »,

«количество дней», «количество рублей» и т.п.;

Небрежные , неясные выражения

- «Какие члены  можем представить группой ?» - вместо «Какие члены мы можем сгруппировать ?»;

- «Линейный угол получается от пересечения двугранного угла плоскостью» ( какой плоскостью не указано);

Неправильные ударения в словах

- сантиметр       - надо сантиметр;

- километр        - надо километр;

- приведённая форма уравнения – надо приведенная форма уравнения;

- окружностей        - надо окружностей;

- конусов                  - надо конусов;

- вектора                  -  надо векторы;

- сегмент                  - надо сегмент и т.п.

Каждый учитель, эффективный учитель понимает, чувствует, насколько трудной является задача так руководить классом , чтобы ученики занимались на уроке своим основным делом – учились. Учителю хочется, чтобы никто не мешал осуществлению его законного права – учить с удовольствием. Такое поведение учащихся находится за линией приятия и является проблемой учителя. Учителю необходимо что –то предпринять для своего же блага. Способы взаимодействия с учащимися в случае, когда проблема принадлежит учителю, конечно, существенно различаются.

    Профессия учителя должна быть замечательной, благородной и благодарной. Основное право учителя- это эффективное и счастливое преподавание. Путь каждого учителя к отдельно взятому ученику свой, индивидуальный. Учителю часто приходится анализировать свои отношения с учениками и их родителями, и существенно их оптимизировать, чтобы на деле продемонстрировать свою педагогическую эффективность.

     Полезно помнить , что математические знания мыслящих и ищущих людей способны творить чудеса. Очень важно воспитывать каждого школьника в убеждении важности математики и ее методов для жизни в современном обществе . Воспитать это убеждение одними словами невозможно. Необходим показ математики в действии. Только так можно добиться , чтобы ученик видел за вычислениями, формальными преобразованиями и геометрическими образами не только абстрактные символы и «игру ума», но и их реальные возможности как метод познания , пусть даже в самой простой форме.

     Каждый учитель математик имеет множество возможностей сделать свой предмет интересным , увлекательным, доставляющим радость. Учитель должен научиться использовать специфику своего предмета для возбуждения интереса, для утверждения веры ученика в свои силы и способности. Уже сегодня надо знать , какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения , которые необходимо использовать в работе. Каждый из нас понимает, что одним из важнейших прав человека, пожалуй, является право быть умным. Это право по факту рождения имеют все дети, но существует огромное количество факторов, препятствующих его реализации. А общеобразовательная школа должна защитить право каждого ребенка быть умным.

     Новая психологически ориентированная модель обучения – обогащающая модель обучения – помогает это строить («Математика. Психология. Интеллект», МПИ). В этой модели обучения важная роль отводится формированию метакогнитивного  опыта. Значительное внимание уделяется привлечению и формированию личного опыта детей. Главное в учебной деятельности ребенка- это понимание им того , что он изучает, что с ним происходит в процессе этого изучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в становлении личности ученика

В работе рассказывается о деятельности учителя, о влиянии личности преподавателя на формирование личности ребенка. Эссе написано на личном опыте автора....

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...

«Роль искусства в формировании личности ученика»

Выступление учителя  технологии и  ПО «Искусство» Мартьяновой О.В. на родительском собрании в 5 классе в рамках проведения Дней Образования  в МОУ «Калитинская СОШ»...

Работа с текстом как средство формирования личности ученика

Методические рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения....

10 ролей, сыгранных учителем в формировании будущего учеников.

Современному обществу сегодня остро требуются хорошие учителя, способные сыграть значительную роль в прогрессе нации. Кто-то из великих когда-то сказал: «До тех пор, пока мы не воспитаем плеяду ...

Роль учителя в формировании личности ребенка

На современном этапе почти каждый ребенок осознает, что иностранный язык является средством общения между людьми разных стран. Поэтому учитель закладывает основу для общения, а само высказывание на яз...

Роль учителя в формировании умений и знаний учеников.

Роль учителя в формировании умений и знаний учеников....