Конспект занятия по теме «Посуда» для детей с задержкой психического развития 5–6 лет «Путешествие к бабушке Федоре»
план-конспект

Лилия Фазитовна Ахтамуллина

Конспект занятия по теме «Посуда» для детей с задержкой психического развития 5–6 лет «Путешествие к бабушке Федоре»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме «Посуда» для детей с задержкой психического развития 5–6 лет «Путешествие к бабушке Федоре»

Цель: Расширять знания и словарный запас детей по теме «Посуда».

Коррекционно – образовательные задачи:

- обогащать активный словарь по теме «Посуда»;

- расширять представления детей о посуде, ее значении в жизни человека;

- познакомить с предметами посуды сахарницей и масленкой;

- формировать умение классифицировать посуду по существенным признакам; группировать их по назначению - обобщать предметы, самостоятельно выделяя признак обобщения;

- активизировать навыки анализа установления причинно – следственных отношений, умения делать выводы;

развивать у детей умение согласовывать существительные с числительными;

- закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;

Коррекционно - развивающие задачи:

- способствовать переносу ранее усвоенных умений детей в новые условия;

развивать умение ориентироваться в пространстве; согласовывать движения с речью;

- тренировать подвижность пальцев рук;

развивать наглядно-образное и логическое мышление, мелкую и общую моторику;

- совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное и слуховое восприятия, память и внимание;

- формировать: познавательную активность, когнитивную и эмоционально – волевую сферу ребенка, самоконтроль, способность к волевым усилиям при выполнении заданий, умение подчиняться правилам;

развивать словарь признаков и действий по теме.

Коррекционно – воспитательные задачи:

- воспитывать желание помогать персонажу, оказавшемуся в трудной ситуации;

- формировать навыки совместной деятельности, чувство эмоционального удовлетворения, уважение друг к другу, умение слушать собеседника.

Интеграция областей по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие; художественно- эстетическое развитие.

Методические приемы: показ слайдов о посуде, отгадывание загадок, игры и игровые упражнения, физминутка, беседа, пальчиковая гимнастика, пояснение, указания, речевой образец, объяснение, индивидуальная работа детей.

Словарная работа:

Существительные (слова – предметы) : посуда, чайник, тарелка, кастрюля, сковорода, чашка, стакан, сахарница, масленка.

Прилагательные (слова – признаки) : кухонная, столовая.

Глаголы (слова – действия) : подпрыгнуть, присесть, наклониться, налиться, приготовить, крепить.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций посуды, чтение художественной литературы «Федорино горе».

Оборудование: письмо, мольберт, картинки с изображением посудыпосуда, чайник, тарелка, кастрюля, сковорода, чашка, ложка, стакан, вилка, сахарница, масленка, мяч, слайдовый демонстрационный материал по теме «Посуда», мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук, МР3 проигрыватель, подарок детям – раскраска.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Дети стоят в кругу вместе с педагогом.

Учитель – логопед. Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете.

Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. Давайте пожелаем, друг другу доброго утра.

(Дети стоят полукругом на паласе, учитель – логопед обращает внимание детей на письмо).

Учитель – логопед. Дети, вы знаете сказку «Федорино горе»?

Дети. Да.

Учитель – логопед. А кто ее написал?

Дети. Корней Иванович Чуковский.

Учитель – логопед. Посмотрите, к нам пришло письмо от бабушки Федоры.

(Учитель – логопед читает письмо).

Учитель – логопед.

«Здравствуйте дети, я Федора. У меня случилась большая беда. Я не могу понять какая посуда от меня убежала, и я не могу даже вспомнить теперь названия моей посуды. Помогите мне, пожалуйста».

Учитель – логопед. Бабушка Фёдора обращается к нам с просьбой, помочь разобраться с посудой. Поможем Федоре, отправимся к ней на помощь?

Дети. Да.

(Дети вместе с учителем – логопедом отправляются в путь).

Учитель – логопед.

Раз, два, три, четыре, пять

Федору мы идем спасать

И тарелку, и кастрюлю,

И половник, и стакан,

Сковородку мы найдем,

Федоре дружно отнесем.

Учитель – логопед. Федора не может вспомнить названия посуды.

2. Основная часть.

Учитель – логопед. Ну что, начнем вспоминать?

Дети. Да.

Учитель – логопед. Для начала нам надо определить посуду, отгадав загадки.

Загадки о посуде.

(Дети отгадывают загадку, и на экране телевизора появляется картинка с отгаданной посудой).

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон…чайник (Слайд 1)

(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением посуды).

2. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы

Глубокая и мелкая

Зовут ее ….тарелкою (Слайд 2)

(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением посуды).

3. На кухоньке нашей

Мы варим в ней кашу,

Картошку, бульоны,

Супы, макароны…. кастрюля (Слайд 3)

(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением посуды).

4. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

На кухне без …. сковороды (Слайд 4)

(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением посуды).

5. Ее за ручку мы берем

Чай, кофе из нее мы пьем….чашка (Слайд 5)

(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением посуды).

Учитель – логопед. Как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки?

Дети. Посуда.

Учитель – логопед. Молодцы. Продолжаем помогать бабушке Федоре?

Дети. Да.

(Учитель – логопед обращает внимание детей на экран).

Игра «Четвертый лишний».

Учитель – логопед. Пожалуйста, посмотрите на экран и назовите - что лишнее и объясните, почему вы так думаете?

Учитель – логопед. Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник? (Слайд 6)

Дети. Хлебница - потому что в ней не готовят пищу.

Учитель – логопед. Давайте проверим, правильно ли вы назвали.

Учитель – логопед. Чашка, стакан, кружка, вилка (Слайд 7)

Дети. Вилка – потому что она столовый прибор.

Учитель – логопед. Давайте проверим.

Учитель – логопед. Терка, хлеб, булочка, печенье (Слайд 8)

Дети. Терка – потому что она посуда, а остальные предметы питания.

Учитель – логопед. Давайте проверим.

Игра «Неизвестная посуда».

(Учитель – логопед обращает внимание детей на экран).

Учитель - логопед. А вот эту посуду бабушка Федора не может вспомнить(Слайд 9)

Учитель – логопед. Дети, может быть, вы знаете, как называется этот предмет посуды?

Дети. Нет.

Учитель – логопед. Сейчас я вам расскажу, послушайте. Эта посуда называется сахарница. Свое название она получила из – за того, что в ней хранят сахар. Сахарница представляет собой чашеобразный сосуд из стекла, керамики, фарфора или металла с крышкой. Давайте вместе повторим сахарница.

Дети. Сахарница.

(Индивидуальное повторение слова сахарница).

Учитель – логопед. Дети, вы знаете, как называется этот предмет посуды(Слайд 10)

Дети. Нет.

Учитель – логопед. Хотите узнать?

Дети. Да.

Учитель – логопед. Сейчас я вам расскажу, послушайте. Это масленка. Свое название она получила из-за того, что в ней хранится сливочное масло.

Давайте все вместе повторим масленка.

Дети. «Масленка».

(Индивидуальное повторение слова масленка).

Учитель - логопед. Вот мы и помогли вспомнить бабушке Федоре предметы посуды.

Учитель – логопед. А теперь давайте поиграем.

Речедвигательное упражнение «Давайте посчитаем».

(Учитель – логопед обращает внимание детей на экран телевизора.

Дети стоя, выполняют упражнения).

Учитель – логопед. Я покажу вам на экране картинку с предметом посуды, а вы выполните движения столько раз, сколько их изображено на экране.

Учитель – логопед. Сколько чайников у нас, наклонимся столько раз.

Учитель – логопед. Посчитай сколько чайников. (Слайд 11)

Ребенок. Один чайник, два чайника, три чайника, четыре чайника.

Учитель – логопед. Давайте вместе сосчитаем чайники. Сколько всего чайников?

Дети. Четыре.

Учитель – логопед. Наклонитесь четыре раза.

Учитель – логопед. Мы подпрыгнем столько раз, сколько кастрюль у нас.

Учитель – логопед. Посчитай сколько кастрюль. (Слайд 12)

Ребенок. Одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль.

Учитель – логопед. Давайте вместе сосчитаем кастрюли. Сколько всего кастрюль? Учитель – логопед. Подпрыгните пять раз.

Учитель – логопед. И присядем столько раз, сколько половников у нас.

Учитель – логопед. Посчитай сколько половников. (Слайд 13)

Ребенок. Один половник, два половника, три половника.

Учитель – логопед. Давайте вместе сосчитаем половники. Сколько всего половников?

Учитель – логопед. Приседаем три раза.

Учитель - логопед. Вот мы и вспомнили всю посуду, которая убежала от бабушки Федоры. Вы знаете, что посуду изготавливают из разных материалов?

Дети. Да.

Учитель – логопед. Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Из чего сделана посуда.

Игра «Из чего сделана посуда.

(Учитель – логопед проводит в кругу игру с мячом, добиваясь полного

ответа от детей).

Учитель - логопед. Чайник, из фарфора, какой?

Дети. Фарфоровый чайник.

Учитель – логопед. Кастрюля, из металла, какая?

Дети. Металлическая кастрюля?

Учитель - логопед. Графин, из стекла, какой?

Дети. Стеклянный графин.

Учитель – логопед. Молодцы!

Учитель – логопед. А бабушка Федора не помнит, какая посуда относится к кухонной, а какая относится к столовой.

Учитель – логопед. Давайте поможем вспомнить Федоре.

Учитель – логопед. Дети, какая посуда называется кухонной?

Дети. Кухонная посуда это посуда, в которой готовят еду.

Учитель – логопед. А какая посуда называется столовой?

Дети. Столовая посуда это посуда, из которой мы едим, пьем.

(Обращает внимание детей, что на одном мольберте имеется условное обозначение кухни, на другом – стола).

Учитель – логопед. Дети, обратите внимания на мольберты. На мольберт с изображением кухни, крепим картинки с предметами посуды, в которой готовят еду, а на мольберт с изображением стола - картинки с предметами посуды, из которой мы едим, пьем.

Учитель – логопед. Подойдите к столу, каждый возьмите по одной картинке и подумайте, куда расположить предмет посуды.

(Дети выполняют задание).

Учитель – логопед. Давайте проверим, правильно ли вы справились с этим заданием.

Дети. К кухонной посуде - относятся сковорода, чайник, кастрюля.

Учитель – логопед. Правильно?

Дети. Да.

Учитель – логопед. А к столовой - относятся тарелка, ложка, чашка. Правильно?

Дети. Да.

Учитель – логопед (показывает на расположенный рядом стол с материалом для индивидуальной работы). Давайте соберем всю посуду, которую мы сегодня с вами вспомнили, и подарим бабушке Федоре, чтобы у нее была новая, красивая посуда. Но сначала разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Посуда – это Чайник, загибают пальчики, начиная с большого.

чашка, ковшик, ложка, и большая поварешка,

Сковорода, кастрюля, хлебница, сахарница и масленка.

Запомнил посуду я, наконец,

Что это значит?

Я – Молодец!

Индивидуальная работа «Собери посуду для бабушки Федоры».

(собирание посуды из частей).

(Дети называют свою собранную картинку).

Ребенок. Я собрал чашку, (чайник, кастрюлю, сковороду, тарелку, сахарницу).

Учитель – логопед. Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали для бабушки Федоры.

Учитель – логопед. Дети, нам пора возвращаться в детский сад.

(Дети вместе с учителем – логопедом идут в детский сад)

Учитель – логопед.

Раз, два, три, четыре, пять

В садик мы идем опять,

Сколько много мы посуды

Собирали понемножку.

Раз, два, три, четыре, пять

Вот и в садике опять.

3. Итог занятия.

Учитель – логопед. Ребята, кому мы сегодня помогали?

Дети. Мы помогали бабушке Федоре.

Учитель – логопед. А что вам больше всего запомнилось?

(Индивидуальные ответы детей. Учитель – логопед отмечает работу

каждого из детей на занятии).

Учитель – логопед. Вы сегодня проявили себя активными, дружными и бабушка Федора отправила Вам подарки - раскраски с предметом посуды.

(Учитель – логопед дарит детям раскраски).

Учитель – логопед. Спасибо всем. До новых встреч!

Используемая литература.

- Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.

- Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.

- Кыласова Л. Е. Развитие речи. Волгоград. Издательство Учитель. 2012г.

- Лебедева Л. В., Козина И. В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (Старшая группа). Москва. Центр педагогического образования. 2010г.

- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей сообщим недоразвитием речи. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс», 2005г.

- Петрова Е. В., Дроздова В. М. и др. Формирование коммуникативной компетенции у детей с ЗПР. Москва. «Школьная книга», 2013 г.

- Фатихова Л. Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития. Уфа, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы

       В  Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития "Нужные профессии"

Интегрированное занятие проводилось в рамках реализации окружного  проекта  «Профессиональная ориентация дошкольников»....

Конспект подгруппового комплексного занятия в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития "Цветы"

Комплексное занятие для детей с задержкой психического развития, подготовленное учителем-логопедом и воспитателем (ручной труд)....

Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.

Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....

Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении.

Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении.Среди обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучен...

Конспект дефектологического занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) по теме: "Дикие животные"

В данном конспекте предстваленны коррекционные задания по лексической теме: "Дикие животные"...