Конспект занятия по теме «Посуда» для детей с задержкой психического развития 5–6 лет «Путешествие к бабушке Федоре»
план-конспект
Конспект занятия по теме «Посуда» для детей с задержкой психического развития 5–6 лет «Путешествие к бабушке Федоре»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме «Посуда» для детей с задержкой психического развития 5–6 лет «Путешествие к бабушке Федоре»
Цель: Расширять знания и словарный запас детей по теме «Посуда».
Коррекционно – образовательные задачи:
- обогащать активный словарь по теме «Посуда»;
- расширять представления детей о посуде, ее значении в жизни человека;
- познакомить с предметами посуды сахарницей и масленкой;
- формировать умение классифицировать посуду по существенным признакам; группировать их по назначению - обобщать предметы, самостоятельно выделяя признак обобщения;
- активизировать навыки анализа установления причинно – следственных отношений, умения делать выводы;
- развивать у детей умение согласовывать существительные с числительными;
- закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;
Коррекционно - развивающие задачи:
- способствовать переносу ранее усвоенных умений детей в новые условия;
- развивать умение ориентироваться в пространстве; согласовывать движения с речью;
- тренировать подвижность пальцев рук;
- развивать наглядно-образное и логическое мышление, мелкую и общую моторику;
- совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное и слуховое восприятия, память и внимание;
- формировать: познавательную активность, когнитивную и эмоционально – волевую сферу ребенка, самоконтроль, способность к волевым усилиям при выполнении заданий, умение подчиняться правилам;
- развивать словарь признаков и действий по теме.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать желание помогать персонажу, оказавшемуся в трудной ситуации;
- формировать навыки совместной деятельности, чувство эмоционального удовлетворения, уважение друг к другу, умение слушать собеседника.
Интеграция областей по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие; художественно- эстетическое развитие.
Методические приемы: показ слайдов о посуде, отгадывание загадок, игры и игровые упражнения, физминутка, беседа, пальчиковая гимнастика, пояснение, указания, речевой образец, объяснение, индивидуальная работа детей.
Словарная работа:
Существительные (слова – предметы) : посуда, чайник, тарелка, кастрюля, сковорода, чашка, стакан, сахарница, масленка.
Прилагательные (слова – признаки) : кухонная, столовая.
Глаголы (слова – действия) : подпрыгнуть, присесть, наклониться, налиться, приготовить, крепить.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций посуды, чтение художественной литературы «Федорино горе».
Оборудование: письмо, мольберт, картинки с изображением посуды: посуда, чайник, тарелка, кастрюля, сковорода, чашка, ложка, стакан, вилка, сахарница, масленка, мяч, слайдовый демонстрационный материал по теме «Посуда», мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук, МР3 проигрыватель, подарок детям – раскраска.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Дети стоят в кругу вместе с педагогом.
Учитель – логопед. Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете.
Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и здоровы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. Давайте пожелаем, друг другу доброго утра.
(Дети стоят полукругом на паласе, учитель – логопед обращает внимание детей на письмо).
Учитель – логопед. Дети, вы знаете сказку «Федорино горе»?
Дети. Да.
Учитель – логопед. А кто ее написал?
Дети. Корней Иванович Чуковский.
Учитель – логопед. Посмотрите, к нам пришло письмо от бабушки Федоры.
(Учитель – логопед читает письмо).
Учитель – логопед.
«Здравствуйте дети, я Федора. У меня случилась большая беда. Я не могу понять какая посуда от меня убежала, и я не могу даже вспомнить теперь названия моей посуды. Помогите мне, пожалуйста».
Учитель – логопед. Бабушка Фёдора обращается к нам с просьбой, помочь разобраться с посудой. Поможем Федоре, отправимся к ней на помощь?
Дети. Да.
(Дети вместе с учителем – логопедом отправляются в путь).
Учитель – логопед.
Раз, два, три, четыре, пять
Федору мы идем спасать
И тарелку, и кастрюлю,
И половник, и стакан,
Сковородку мы найдем,
Федоре дружно отнесем.
Учитель – логопед. Федора не может вспомнить названия посуды.
2. Основная часть.
Учитель – логопед. Ну что, начнем вспоминать?
Дети. Да.
Учитель – логопед. Для начала нам надо определить посуду, отгадав загадки.
Загадки о посуде.
(Дети отгадывают загадку, и на экране телевизора появляется картинка с отгаданной посудой).
1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдает поклон…чайник (Слайд 1)
(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением посуды).
2. Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы
Глубокая и мелкая
Зовут ее ….тарелкою (Слайд 2)
(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением посуды).
3. На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу,
Картошку, бульоны,
Супы, макароны…. кастрюля (Слайд 3)
(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением посуды).
4. На кухне ей всегда почет
Она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды
На кухне без …. сковороды (Слайд 4)
(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением посуды).
5. Ее за ручку мы берем
Чай, кофе из нее мы пьем….чашка (Слайд 5)
(На экране телевизора появляется цветная картинка с изображением посуды).
Учитель – логопед. Как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки?
Дети. Посуда.
Учитель – логопед. Молодцы. Продолжаем помогать бабушке Федоре?
Дети. Да.
(Учитель – логопед обращает внимание детей на экран).
Игра «Четвертый лишний».
Учитель – логопед. Пожалуйста, посмотрите на экран и назовите - что лишнее и объясните, почему вы так думаете?
Учитель – логопед. Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник? (Слайд 6)
Дети. Хлебница - потому что в ней не готовят пищу.
Учитель – логопед. Давайте проверим, правильно ли вы назвали.
Учитель – логопед. Чашка, стакан, кружка, вилка (Слайд 7)
Дети. Вилка – потому что она столовый прибор.
Учитель – логопед. Давайте проверим.
Учитель – логопед. Терка, хлеб, булочка, печенье (Слайд 8)
Дети. Терка – потому что она посуда, а остальные предметы питания.
Учитель – логопед. Давайте проверим.
Игра «Неизвестная посуда».
(Учитель – логопед обращает внимание детей на экран).
Учитель - логопед. А вот эту посуду бабушка Федора не может вспомнить. (Слайд 9)
Учитель – логопед. Дети, может быть, вы знаете, как называется этот предмет посуды?
Дети. Нет.
Учитель – логопед. Сейчас я вам расскажу, послушайте. Эта посуда называется сахарница. Свое название она получила из – за того, что в ней хранят сахар. Сахарница представляет собой чашеобразный сосуд из стекла, керамики, фарфора или металла с крышкой. Давайте вместе повторим сахарница.
Дети. Сахарница.
(Индивидуальное повторение слова сахарница).
Учитель – логопед. Дети, вы знаете, как называется этот предмет посуды? (Слайд 10)
Дети. Нет.
Учитель – логопед. Хотите узнать?
Дети. Да.
Учитель – логопед. Сейчас я вам расскажу, послушайте. Это масленка. Свое название она получила из-за того, что в ней хранится сливочное масло.
Давайте все вместе повторим масленка.
Дети. «Масленка».
(Индивидуальное повторение слова масленка).
Учитель - логопед. Вот мы и помогли вспомнить бабушке Федоре предметы посуды.
Учитель – логопед. А теперь давайте поиграем.
Речедвигательное упражнение «Давайте посчитаем».
(Учитель – логопед обращает внимание детей на экран телевизора.
Дети стоя, выполняют упражнения).
Учитель – логопед. Я покажу вам на экране картинку с предметом посуды, а вы выполните движения столько раз, сколько их изображено на экране.
Учитель – логопед. Сколько чайников у нас, наклонимся столько раз.
Учитель – логопед. Посчитай сколько чайников. (Слайд 11)
Ребенок. Один чайник, два чайника, три чайника, четыре чайника.
Учитель – логопед. Давайте вместе сосчитаем чайники. Сколько всего чайников?
Дети. Четыре.
Учитель – логопед. Наклонитесь четыре раза.
Учитель – логопед. Мы подпрыгнем столько раз, сколько кастрюль у нас.
Учитель – логопед. Посчитай сколько кастрюль. (Слайд 12)
Ребенок. Одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре кастрюли, пять кастрюль.
Учитель – логопед. Давайте вместе сосчитаем кастрюли. Сколько всего кастрюль? Учитель – логопед. Подпрыгните пять раз.
Учитель – логопед. И присядем столько раз, сколько половников у нас.
Учитель – логопед. Посчитай сколько половников. (Слайд 13)
Ребенок. Один половник, два половника, три половника.
Учитель – логопед. Давайте вместе сосчитаем половники. Сколько всего половников?
Учитель – логопед. Приседаем три раза.
Учитель - логопед. Вот мы и вспомнили всю посуду, которая убежала от бабушки Федоры. Вы знаете, что посуду изготавливают из разных материалов?
Дети. Да.
Учитель – логопед. Теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Из чего сделана посуда?».
Игра «Из чего сделана посуда?».
(Учитель – логопед проводит в кругу игру с мячом, добиваясь полного
ответа от детей).
Учитель - логопед. Чайник, из фарфора, какой?
Дети. Фарфоровый чайник.
Учитель – логопед. Кастрюля, из металла, какая?
Дети. Металлическая кастрюля?
Учитель - логопед. Графин, из стекла, какой?
Дети. Стеклянный графин.
Учитель – логопед. Молодцы!
Учитель – логопед. А бабушка Федора не помнит, какая посуда относится к кухонной, а какая относится к столовой.
Учитель – логопед. Давайте поможем вспомнить Федоре.
Учитель – логопед. Дети, какая посуда называется кухонной?
Дети. Кухонная посуда это посуда, в которой готовят еду.
Учитель – логопед. А какая посуда называется столовой?
Дети. Столовая посуда это посуда, из которой мы едим, пьем.
(Обращает внимание детей, что на одном мольберте имеется условное обозначение кухни, на другом – стола).
Учитель – логопед. Дети, обратите внимания на мольберты. На мольберт с изображением кухни, крепим картинки с предметами посуды, в которой готовят еду, а на мольберт с изображением стола - картинки с предметами посуды, из которой мы едим, пьем.
Учитель – логопед. Подойдите к столу, каждый возьмите по одной картинке и подумайте, куда расположить предмет посуды.
(Дети выполняют задание).
Учитель – логопед. Давайте проверим, правильно ли вы справились с этим заданием.
Дети. К кухонной посуде - относятся сковорода, чайник, кастрюля.
Учитель – логопед. Правильно?
Дети. Да.
Учитель – логопед. А к столовой - относятся тарелка, ложка, чашка. Правильно?
Дети. Да.
Учитель – логопед (показывает на расположенный рядом стол с материалом для индивидуальной работы). Давайте соберем всю посуду, которую мы сегодня с вами вспомнили, и подарим бабушке Федоре, чтобы у нее была новая, красивая посуда. Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Посуда – это Чайник, загибают пальчики, начиная с большого.
чашка, ковшик, ложка, и большая поварешка,
Сковорода, кастрюля, хлебница, сахарница и масленка.
Запомнил посуду я, наконец,
Что это значит?
Я – Молодец!
Индивидуальная работа «Собери посуду для бабушки Федоры».
(собирание посуды из частей).
(Дети называют свою собранную картинку).
Ребенок. Я собрал чашку, (чайник, кастрюлю, сковороду, тарелку, сахарницу).
Учитель – логопед. Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали для бабушки Федоры.
Учитель – логопед. Дети, нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети вместе с учителем – логопедом идут в детский сад)
Учитель – логопед.
Раз, два, три, четыре, пять
В садик мы идем опять,
Сколько много мы посуды
Собирали понемножку.
Раз, два, три, четыре, пять
Вот и в садике опять.
3. Итог занятия.
Учитель – логопед. Ребята, кому мы сегодня помогали?
Дети. Мы помогали бабушке Федоре.
Учитель – логопед. А что вам больше всего запомнилось?
(Индивидуальные ответы детей. Учитель – логопед отмечает работу
каждого из детей на занятии).
Учитель – логопед. Вы сегодня проявили себя активными, дружными и бабушка Федора отправила Вам подарки - раскраски с предметом посуды.
(Учитель – логопед дарит детям раскраски).
Учитель – логопед. Спасибо всем. До новых встреч!
Используемая литература.
- Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.
- Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.
- Кыласова Л. Е. Развитие речи. Волгоград. Издательство Учитель. 2012г.
- Лебедева Л. В., Козина И. В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (Старшая группа). Москва. Центр педагогического образования. 2010г.
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей сообщим недоразвитием речи. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс», 2005г.
- Петрова Е. В., Дроздова В. М. и др. Формирование коммуникативной компетенции у детей с ЗПР. Москва. «Школьная книга», 2013 г.
- Фатихова Л. Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития. Уфа, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы
В Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»
конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе для детей с задержкой психического развития "Нужные профессии"
Интегрированное занятие проводилось в рамках реализации окружного проекта «Профессиональная ориентация дошкольников»....
Конспект подгруппового комплексного занятия в подготовительной к школе группе для детей с задержкой психического развития "Цветы"
Комплексное занятие для детей с задержкой психического развития, подготовленное учителем-логопедом и воспитателем (ручной труд)....
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении.
Статья на тему: Особенности обучения детей с задержкой психического развития по коррекционной программе в общеобразовательном учреждении.Среди обучающихся, испытывающих стойкие трудности в обучен...
Конспект дефектологического занятия для детей с задержкой психического развития (старший дошкольный возраст) по теме: "Дикие животные"
В данном конспекте предстваленны коррекционные задания по лексической теме: "Дикие животные"...