Коррекционные логопедические игры в комнате песочной терапии
методическая разработка

Губина Ольга Николаевна

 Песочная терапии относится к инновационным педагогическим технологиям. Материал предназеачен логопедам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx226.49 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные логопедические игры  в комнате песочной терапииhttps://sun9-20.userapi.com/impg/fO5vEx7aG6LXQjmX9-xQYs6TZQnqn-Bx8N_JHg/FwGGNlx6ubI.jpg?size=810x1080&quality=95&sign=dd1f294a6b9e797066091d31fbf84545&type=album

Коррекционные возможности  песочной терапии активно использует учитель-логопед  Центра социальной помощи семье и детям «На Московской»  Губина О.Н. в своей работе с детьми с ОВЗ.

Песочная терапия  - это система игр с песком,  обучающих, познавательных и проективных игр, направленных на гармонизацию эмоционально-волевой и развитие и коррекцию познавательной  сферы  ребенка.

Игры с песком  позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможности, помогают раскрыть способность познавать окружающий мир, выражать свои эмоции и чувства, формировать коммуникативные навыки.

Песочная терапия прекрасно сочетается с другими психотерапевтическими методами, такими, как арттерапия или сказкотерапия.

Занятия в комнате песочной терапии привлекают всех ребят, ведь они создают ситуацию успеха, дают возможность проявить самостоятельность и активность.

А для специалиста  песочная игра служит как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом коррекции.

Логопедические игры и упражнения с песком

 «Мягкий песок» Цель: развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук, снимать «зажимы», мышечное и эмоциональное напряжение, формировать подражательную двигательную деятельность (для неговорящих детей), развивать сопряженную и отраженную  речь (для говорящих детей).

Ход: насыпать песок на ладошку, прятать в песке руки, пересыпать, трогать песочек и приговаривать:

 «В песке спрячу я ладошку и подержу ее немножко. А потом найду ладошку и поглажу словно кошку».

«Наши пальчики бежали, торопились и  устали, и упали в ямку «бух», встали, снова побежали и опять они упали «бух».

«Я песочек насыпаю, в кулаке его сжимаю. 12345 будем мы с тобой играть и песочек высыпать».

«Мойте ручки, пока вода течёт, а то воды не станет, она не потечёт». 

«Мы расслабим руки, спрячем их в песочек. Посидим, отдохнем и опять играть начнем».

«Где наши руки? Вот на песке. Где наши руки? Там в песке. Спрячем пальцы все в песок, чтоб никто не уволок. Большой, указательный, средний, безымянный и последний. Кто последний спрятан был? То мизинчик-господин».

«Изучаем песок»  Цель: расширять кругозор, учить делать умозаключения в процессе наблюдения, обследования, расширять лексический запас.

 Ход: ребенок совместно с логопедом обследует  и изучает песок (Сколько здесь песка? Из чего он состоит? Рассмотреть через увеличительное  стекло. Какой песок? По цвету, какой? Темный или светлый? По ощущениям? Теплый или холодный?  Рассыпчатый или твердый? Может принимать форму того сосуда, куда его насыпают. Насыпать песок  в разные формочки. Что можно делать с песком? А если его смочить водой, что произойдет с песком? Какой он стал, сравнить с сухим. Слепить куличики из влажного песка). 

«Следы на песке» Цель: развивать тактильные ощущения, пытливость ума, наблюдательность.

Ход:  можно использовать предметы с разной поверхностью (гладкой, ребристой, колючей) и наблюдать, какие следы они оставляют, сравнивать, угадывать. Можно  оставить следы от пальцев пук, ладошки, ребра ладони, кулака.

«Ямка» Цель: развивать речевое дыхание, вырабатывать длительный ротовой выдох.

Ход:  с помощью трубочки для коктейлей дуть на песок, пока не появится углубление.  

«Рисуем на песке» Цель: развивать изобразительные навыки, мелкую моторику пальцев рук, учить называть части целого.

Ход: вначале логопед может сам рисовать и комментировать свои действия, проговаривая все части, которые постепенно появляются. Например, логопед рисует дом (проговаривает: стенка, стенка, пол, потолок, крыша, окно, двери, лесенка, труба, дым). Затем можно разделить поле на 2 части, и ребенок рисует одновременно с логопедом. И как итог, ребенок рисует самостоятельно.

«Загадки на песке» Цель: развивать воображение, логическое мышление, речь.

Ход: на песочном поле логопед заранее рисует что-то, например, круг, и просит ребенка угадать, что он хотел нарисовать и просит дорисовать этот рисунок.  Затем можно поменяться ролями: ребенок  рисует, а логопед угадывает.

«Что спряталось в песке» Цель: развивать зрительное восприятие, воображение, упражнять в употреблении имен существительных в родительном падеже.

Ход: логопед прячет заранее в песке игрушки или предметы быта, ребенок по видимой части предмета, должен догадаться, что спрятано в песке. Затем  ребенок может сам прятать предметы в песке, при этом можно упражнять ребенка в употреблении слов в родительном падеже. (Был мяч – нет мяча, была машинка – нет машинки и т.д.)

«Дорожки» Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, закрепить названия детенышей животных.

Ход: на противоположные стороны игрового поля ставятся игрушки (можно поставить животных и их детенышей)  и попросить ребенка нарисовать пальчиком на песке дорожки («от мам к детенышам») или просто «подружить» предметы («что к чему подходит»: блюдце  к чашке, кошка к мышке, грабли к лопате, мяч к пирамидке и т.д.).

«Пересыпаем песок» Цель: развивать координацию движений, формировать межполушарное взаимодействие, автоматизировать или дифференцировать звуки.

Ход: предложить ребенку пересыпать песок из одного сосуда в другой с помощью мерной ложки при этом можно считать  или проговаривать слоги или слова с отрабатываемым  звуком. Можно взять ложки в правую и левую руку, а сосуда поставить 2 и тогда можно проговаривать разные звуки (которые необходимо дифференцировать)  в слогах или коротких словах

«Оживи картинку» Цель: развивать мелкую моторику, воображение, фантазию, творчество, речь,  воспитывать самостоятельность, активность.

Ход: логопед рисует на песке любой рисунок, например дом, и просит ребенка украсить этот рисунок (всевозможными цветными камушками, палочками, орешками),  и заселить туда «жильцов»  (мелкие игрушки) и просит ребенка объяснить свой выбор, рассказать о жизни героев в этом доме.

«Твой город мечты»  Цель: развивать мелкую моторику, воображение, фантазию, творчество, связную речь,  воспитывать самостоятельность, активность.

Ход: предложить ребенку на игровом поле создать город по своему желанию и рассказать о нем, кто там будет жить, по каким законам и правилам, какой это будет город, счастливы ли его жители, угрожает ли опасность жителям города и т.д.

«Рисуем буквы» Цель: развивать графомоторные навыки, закреплять зрительный образ букв, формировать межполушарное взаимодействие.

Ход: можно рисовать буквы на песке одновременно двумя руками.

«Спрятанные буквы» Цель: закреплять зрительный образ букв, развивать фонематические представления.

Ход:  ребенок должен найти в песке все спрятанные буквы (из набора магнитной азбуки) и придумать слово на звук, который обозначается найденной буквой.

«Угадай на ощупь» Цель: закреплять зрительный образ букв, развивать тактильные ощущения.

Ход:  ребенок должен будет угадать букву, которую спрятали в песке, не глядя, а на ощупь.

«Повтори ряд» Цель: учить выкладывать визуально-ритмический ряд по образцу,  дифференцировать звуки.

Ход: можно нарисовать на песке или выложить с помощью предметов (камушки, шишки, орехи) визуально – ритмический ряд по образцу , например (-//-//-//-//-), а затем озвучить его звуками , которые необходимо дифференцировать в произношении, например (сшшсшшсшшс).

«Гора и альпинисты» Цель: автоматизация звука на уровне слова, расширять словарный запас, упражнять в употреблении предлогов.

Ход: сделать из песка возвышенность, подобрать игрушку мелкую на выбор ребенка и постепенно поднимать игрушку вверх с выполнением заданий (выполнил задание, делаешь шаг вверх). Задания могут быть различные: например, отрабатываем нужный звук в словах, чем выше в гору, тем количество повторений увеличивается и наоборот, или придумать как можно больше прилагательных про выбранную игрушку и т.д.  Так же можно отрабатывать предлоги: Где кот? На горе, за горой, около горы. Что он делает? Обошел вокруг горы. Спрятался в песок. Забрался на вершину. Спрыгнул с горы.

«Автомобили» Цель: развивать игровые навыки,  упражнять в употреблении приставочных глаголов.

Ход:  на песочном поле разместить игрушечные деревья, мост, гараж, дом, затем с помощью игрушечной машинки  разыграть маршрут  поездки  с проговариванием приставочных глаголов (Из гаража выехала, по дороге поехала, дерево объехала, на мост заехала, с моста съехала, к дому подъехала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии....

Песочная терапия на логопедических занятиях

Песочная терапия успешно применяется на логопедических занятиях. Игры с песком улучшают мелкую моторику пальцев и помогают детям преодолеть логопедические проблемы. Занятия песочной терапией помогают ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами песочной терапии

Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами песочной терапии. Для детей с умеренной  умственной отсталостью подготовительного класса школы 8 вида....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИКИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРАХ

В разработке описывается инструментарий для использования элементов песочной терапии на коррекционно-логопедических занятиях....

Песочная терапия и её возможности в логопедической практике

Песочная терапия и её возможности в логопедической практике....

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии для учащихся 1 дополнительного класс.

Данная программа разработана для учащихся 1 дополнительног класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, а так же  может быть использована в работе с младшими школьниками имеющими ТМНР и осва...