Модели включения обучающихся с РАС в образовательное пространство школы.
статья

Долганова Виктория Геннадьевна

В статье представленны возможные варианты (модели) включения обучающихся с РАС в образовательное пространство школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МОБУ СОШ № 26

Долганова В.Г.

Модели включения обучающихся с РАС

в образовательное пространство школы.

Одним из направлений реформирования современного образования является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство обучающихся с ОВЗ. Но это не однородная группа, и поэтому модель инклюзивного образования для каждой категории детей является индивидуальной.

Особую группу составляют обучающиеся с расстройством аутистического спектра.

Чаще всего рекомендации по адаптации и социализации детей с РАС направленны на то, чтобы снизить или уменьшить расстройства поведения. Исследователи сходятся во мнении, что начальные этапы обучения данной категории детей должны проходить в условиях «которые максимально соответствуют их проблемам».

Часто можно услышать мнение, что эти обучающиеся нуждаются больше в защите нежили в интеграции. Большинству из них для адаптации требуется более длительный период. Изменение привычного расписания дня, появление новых взрослых и детей в окружении, усложнение социальной среды приводят к тому, что дети демонстрируют негативизм, аффективные вспышки.

Особые сложности при организации группового обучения детей с аутизмом создает неравномерность и изменчивость выраженности способностей у конкретных учащихся. Кроме того, возможности этих детей значительно различаются в зависимости от того получал ли ранее ребенок адекватную специальную поддержку.

В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, каждая из которых обучается по своему варианту адаптированной программы. От этого будет зависеть также и форма их обучения и степень поддержки специалистами.

С опорой на знание особенностей психологического развития и особых образовательных потребностей детей с РАС Наталья Яковлевна Семаго предложила 3 варианта (модели) включения этих обучающихся в общеобразовательное пространство школы. В нашей школе есть опыт реализации большинства моделей.

1 вариант – это когда мы можем говорить об инклюзии, ребенок включен в общеобразовательный класс и обучается в нем чаще при сопровождении специалиста – тьютора. Такой вариант возможен для детей, имеющих опыт фронтального обучения и способных овладеть программным материалом начальной школы по предметам основного цикла и не имеющих грубых поведенческих нарушений.

2 вариант – предполагает создание условий индивидуального обучения ребенка, наличие всего комплекса психолого-педагогического сопровождения и его включение в работу класса на фронтальных занятиях неосновного цикла, классных часах, на занятиях в рамках дополнительного образования вместе с другими учениками. Индивидуальное обучение не означает, что ребенок лишен возможности посещать школу. Необходимо лишь четко дозировать и постепенно вовлекать его в жизнь школы.

3 вариант - предполагает создание специального класса, состоящего из 5—6-ти детей с различными вариантами расстройств аутистического спектра (класс для детей со сложной структурой дефекта) примерно одного возраста. В идеальном варианте классным руководителем такого класса, и одновременно учителем, ведущим отдельные предметы должен стать учитель-дефектолог. В таком классе обязательно работает ассистент педагога — тьютор. В этом случае должны быть создать специальные методические, организационные и содержательные условия, необходимые для адаптации детей с аутистическими расстройствами в школе. В общеобразовательной школе данная модель сложна в реализации, прежде всего потому, что набрать целый класс детей близких по возрасту и варианту адаптированной программы достаточно проблематично.

В настоящее время по мимо этих трех существует и относительно новая модель – ресурсный класс.

Ресурсный класс – это не отдельный класс для обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной школе. Это специальная образовательная модель, позволяющая создать для обучающегося, в зависимости от его потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. При этом ученик официально зачислен в общеобразовательный класс, а ресурсный класс – это место, где ему оказывается поддержка специалистов.

Плюс ее в том, что по мере адаптации и преодоление имеющихся дефицитов обучающегося есть возможность пересматривать соотношение времени индивидуального обучения и сопровождения и времени включения его в общеобразовательный класс. Обучающийся с РАС постепенно переходит от индивидуальных форм обучения к подгрупповым и фронтальным. Постепенно ребенок включается во внеурочную деятельность, внеклассные и общешкольные мероприятия.

Проблемы, которые возникают при неправильной организации обучения ребенка с РАС

  • ребенок с РАС исключен из жизни класса: даже находясь в классе учащийся выполняет только индивидуальные задания; ребенок не общается со сверстниками, не смотрит на них, не инициирует контакт
  • ребенок с РАС перестраивает жизнь класса: ребенок мешает педагогу вести занятия (кричит, ходит по классу), а взрослые или разрешают ему это делать, чтобы не провоцировать конфликты, или каждый раз выводят из класса
  • поведение ребенка деструктивно: ребенок убегает из класса/школы, постоянно нарушает школьные правила, проявляет агрессию по отношению к детям и взрослым
  • иногда непонимание проблем ребенка с РАС и излишне жесткое поведение взрослых может привести к стойким страхам, ночному энурезу и мутизму у ребенка

Правильно подобранная модель обучения помогает нам во многом избежать всех вышеперечисленных проблем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Работа выполнена в соавторстве с учителем химии МОУ "СОШ № 73" г. Саратова Дувановой Татьяной Викторовной...

Статья "Динамика развития метапредметных навыков обучающихся в условиях воспитательно-образовательного пространства школы"

В работе представлена "Карта сформированности метапредметных УУД", которая  является приложением к дневнику ученика 5 класса. Заполняется учителями, преподающими в данном классе, классным руковод...

Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"

30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....

Деятельность педагогического коллектива при включении обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство

Одним из условий эффективной работы образовательного учреждения в области развития инклюзивной культуры, политики и практики является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогиче...

Деятельность педагогического коллектива при включении обучающихся с ОВЗ в образовательное пространство

Оценка уровня готовности педагогического коллектива к внедрению инклюзивной практики. Цель деятельности педагогов и специалистов при работе с учащимися с ОВЗ. Основные направления работы с учащимися с...

Инновационная образовательная программа Образовательные события как способ интеграции образовательного пространства школы для успешного развития и социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС(срок реализации 2017 – 2021 гг.)

Содержание общего образования характеризуется совре­менными требованиями к общему уровню образованности, культуры, компетентностям обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное ...