Методическая разработка "Правило хороших манер"
методическая разработка

Цель:

1) формирование  культуры общения школьников с друзьями, родителями, учителями, взрослыми;

2) ознакомление с социальными нормами поведения;

3) развитие способностей учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности.

Оборудование: карточки-слова для толкования лексического значения; карточки-правила;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

                 Методическая разработка «Правила хороших манер»

Цель: 

1) формирование  культуры общения школьников с друзьями, родителями, учителями, взрослыми;

2) ознакомление с социальными нормами поведения;

3) развитие способностей учащихся соотносить культурные и социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности.

Оборудование: карточки-слова для толкования лексического значения; карточки-правила; карточки-высказывания, бумажная ромашка с вопросами-заданиями, сердечки из картона.

Ход занятия:

Сегодняшний час общения мы посвящаем теме «Хорошие манеры» (на доске)

- Что же мы подразумеваем под понятием «манеры» (ответы детей)

- А вот как толкует это слово «Словарь русского языка» С.И. Ожегова

Манера: 1. способ что – . делать, та или иная особенность поведения, образ действия

2. (мн.ч.) -  внешние формы поведения

- А что же принято считать хорошими манерами? (ответы детей)

- Узнаем немного из истории этикета! (информация детей).

1 ученик: Множество веков существует человечество. Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречались и расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чем – то, отказывали в просьбе, приносили подарки, ходили в гостим, принимали гостей.

2 ученик: Огромное количество раз это повторялось и постепенно люди передавали друг другу самые удобные, экономные и разумные способы действий в подсобных ситуациях. Так  возникли правила поведения – этикет.

Воспитатель-  Слово «этикет» французское происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людвига XIX, имевшего громкое прозвище Король солнца и необычайно любившего пышность, гостями вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» - и произошло слово «этикет». Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило представлять самые  почётные места за столом женщинам и наиболее почётным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

Конкурс знатоков этикета

(вопросы – на листках «ромашки», дети читают их, отвечают, передавая цветок друг другу, учитель вручает «сердечко» за правильный ответ).

  1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (младший).
  2. Ты идёшь с товарищем по улице.  Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился . Надо ли поздороваться и тебе? (да)
  3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (просто кивнуть).
  4. С вами, наверное,, такое бывает: встречаете Вы человека часто, например , по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (да)
  5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (старший- младшему)(женщина-мужчине)

-Французы говорят: « Первым здоровается тот, кто вежливее!»

2 правило

- Когда Вы были маленькими, Вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решали родители. Но Вы изменились, подросли- изменилось и отношение к Вам, повысились требования. Что прощалось малышу- уже не прощается таким, как Вы.

- Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком громко и неестественно смеется, обиженно сказала:

« Мое поведение – мое личное дело!»

- Права ли она?

(мнения детей)

- Да действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим. Наш цветок вновь движется по кругу, продолжаем конкурс  знатоков этикета.

6. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям?(да)

7. На улице или в транспорте Вам наступили на ногу. Как Вы поступите?

- Человек  может обойтись без многого, но не без человека. Жизнь на каждом шагу подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский   врач Ален Болебар доказал, что человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно умирает на третьи сутки. И что смерть не столько тот истощения, сколько от ужаса оторванности людей. Именно поэтому человек ценит друга.

- Помните, в  знаменитой басни И.А.Крылова строки: « Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»

Но тот, кто хочет иметь друзей, должен уметь дружить. А значит, не конфликтовать по мелочам. Есть забавная история о происхождении хороших манер.

( ученик читает)

Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на  каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу, так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а кто был с края , мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую  середину. Словом, все как у людей. Потом все же договорились.

Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди.

- Какое же правило выведем? (ответы)  

Уступайте друг другу.

3 правило

- Проведем психологический эксперимент. Приглашаю одного желающего. На листочке он пишет 3 положительных и 3 отрицательных  своих качеств характера(выбор)

- Пока смельчак занят, мы продолжаем конкурс знатоков этикета

8. Кто должен первый закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили.

9. Если тебе принесли подарок, завернутый , можно ли его развернуть и посмотреть?

10.Навещая заболевшего товарища, не задерживайся  долго,т.к.

11.Не перебивайте говорящего товарища, или взрослого, потому что Вы проявляете….

- Продолжим психологический эксперимент: назовите 3 положительных и 3 отрицательных качеств вашего одноклассника?

(запись на доске)

- А теперь послушаем, что записал сам ученик.

- Сравните самооценку и оценку класса.

- А теперь я вам предлагаю 2 конфеты, какую вы выбираете?

(одна с яркой этикеткой, но внутри… другая – вкуснейшая, но «фантик» неярок).

-Есть народная пословица к данной ситуации.

Вспомните?

- «Встречают по одёжке, провожают  по уму»

- Как  мы выглядим? Какое производим впечатление? А.П. Чехов, а в этом году мы отмечаем 150-летие со дня его рождения, говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

- Подумайте, нет ли у вас каких-либо дурных привычек, манер? Назовите их.

- Если их нет – замечательно, а если они есть, что же надо предпринять?

(мнения)

- Постараться избавиться от вредных привычек, главное, избавить от них окружающих.

- Какое же следующее правило?

Не доставляйте неудобства окружающим людям !

4 правило

- Есть мальчики и девочки, которые стараются привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, шумом, неумным, даже злым подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит:  «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой».

Воспитатель  в любой , даже самой трудной ситуации видит смешную сторону. Важно с достаточной долей иронии и юмора относиться к самому себе. Это не только говорит о наличии чувства юмора, но и служит защитой.

И снова, мудрость А.П. Чехова: «Не понимает человек шутки- пиши пропало! И знаете: это уж ненастоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу!»

- Какое правило выведем?

Учись смеяться  над  собой!

- О чём же мы узнали за время нашего общения

Воспитатель-- Я очень  надеюсь, что общались мы не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя. Но всегда будете  опасность ошибки. Многое  лучше видно со стороны, поэтому важно знать, что думают  о тебе другие. Есть  игра, в которую играют даже  взрослые: составляют список  к.-л.  качеств, ставят себе оценки за эти качества и другие его оценивают. Потом сравнивают результаты.

- Попробуйте!

- Помогает и наблюдает за поведением окружающих. У древнегреческого писателя  Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности? - У невоспитанных, - ответил он – я избегал делать то, что делают они!»

- А что нам делать с правилами?

(предположения учащихся)

- Итак, желаю, чтобы вами манеры только радовали, притягивали к вам как можно больше добра, тепла окружающих!

Блипашаова С.К.-воспитатель  высшей  квалификационной категории  ГКОУ РА «Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие "Хорошие манеры в картинках и примерах"

Данное мероприятие поможет вспомнить правила хорошего поведения и  вежливые слова в игровой форме....

Игра по теме: Правила хороших манер

Данная игра является аналогом телевизионной версии игры «Своя игра». Вопросы составлены для обобщения знаний по предмету технологии (раздел «Кулинария»; тема «Сервировка стола»).Игра может быть ...

"О воспитанности и хороших манерах "

Данное внеклассное проводиться для детей среднего и старшего звена.Цель мероприятия: воспитывать у обучающихся правила хорошего тона, подвести их к правильному восприятию понятия «воспитанный чел...

Урок английского языка «Хорошие манеры» в 6 классе по программе М.З. Биболетова 5-6 класс «Enjoy English».

Содержит конспект урока, приложения и презентацию к уроку "Хорошие манеры"...

Программа элективного курса "Хорошие манеры"

Цель изучения курса "Хорошие манеры" в школе - создание условий для формирования и развития у учащихся правил этикета, что является своеобразным кодексом хороших манер. Богатому и красивому внутреннем...

Конспект занятия "Хорошие манеры"

По личностному развитию...