Программа элективного курса "Хорошие манеры"
элективный курс по русскому языку на тему
Цель изучения курса "Хорошие манеры" в школе - создание условий для формирования и развития у учащихся правил этикета, что является своеобразным кодексом хороших манер. Богатому и красивому внутреннему миру обычно соответствует и высокая культура общения.
Как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в общественных местах, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать приём или семейный праздник, решить ту или иную ситуацию - об этом и многом другом ребята узнают, изучив курс "Хорошие манеры"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
МКОУ Урывская омновная общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края
Программа элективного курса
«Хорошие манеры»
Автор Волошина Ирина Алексеевна
учитель русского языка и литературы
МКОУ Урывская основная
общеобразовательная школа
Тюменцевского района
Алтайского края
Образование высшее,
Барнаульский Государственный
Педагогический Университет, 1997 год.
Первая категория, 2011 год.
Стаж педагогической работы 22 года
Пояснительная записка
Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Умение понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой , гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет культура общения.
Культура общения – это та часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами, в беседе.
Культура общения основывается на принципах связи искусства с жизнью, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий и правил поведения, на умении оценивать и анализировать конкретные ситуации. И, конечно же, культура общения формируется при обязательном овладении выразительными средствами русского литературного языка.
Цель изучения курса «Хорошие манеры» в школе – создание условий для формирования и развития у учащихся правил этикета, что является своеобразным кодексом хороших манер. Богатому и красивому внутреннему миру обычно соответствует и высокая культура общения.
Как правильно знакомиться, приветствовать друг друга, как вести себя в общественных местах, как наносить визиты и принимать гостей, как организовать приём или семейный праздник, решить ту или иную ситуацию – об этом и многом другом ребята узнают, изучив курс «Хорошие манеры ».
Чтобы изучение курса стало интересным, необходимо воздействовать на ум и душу ребёнка, развивать эмоциональное восприятие обучающихся через приобщение к произведениям мировой литературы и искусства.
Программа рассчитана на 17 часов. Предполагаемый режим занятий – 1 час в неделю.
Включает несколько тем: понятие о этикете и культуре общения, правила поведения в повседневной жизни и застольный этикет.
Цель: формирование речевых навыков и правил поведения.
Задачи:
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- учить грамотной, убедительной и выразительной речи;
- формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности;
- воспитывать вежливого и тактичного собеседника, владеющего хорошими манерами.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать правила речевого этикета и поведения, владеть грамотной и чёткой речью, уметь применять на практике полученные знания.
В процессе обучения у ребят сформируется:
- эстетический вкус в манерах поведения;
-стремление совершать красивые поступки, руководствуясь
высоконравственными мотивами;
- желание бороться с проявлениями грубого, неуважительного
отношения к людям;
- умение самостоятельно решать конфликтные и другие внештатные ситуации.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- истории этикета;
- правил поведения ;
- речевой культуры;
- способов решения проблем в той или иной ситуации.
При изучении курса наиболее приемлемым считаю использование следующих методов обучения:
- словесные (рассказ, беседа);
- наглядные ( наблюдения, демонстрация);
- практические ( письменные и устные упражнения, практические работы).
Содержание программы
Введение
Самое изящное искусство. История этикета, его появление и развитие в России.
Речевой этикет в нашем общении
Общение между людьми. Правила речевого поведения. Что такое речевой этикет. Что значит быть вежливым . Кого мы называем интеллигентным человеком? Культура поведения и культура речи. Эстетика поведения и этикет.
Правила этикета в повседневной жизни
Хорошие манеры на каждый день. Правила переписки. Разговор по телефону. Посещение общественных мест (театры, кино, музеи, магазины и т.п.) и правила поведения в них. Особые случаи (визиты в гости, знакомства, приглашения и т. д.).
Застольный этикет
Безупречные манеры. Столовые приборы и их использование. Ловушки. Основные правила поведения за столом.
Примерное тематическое планирование занятий:
Раздел 1
- История этикета. Появление и развитие в России.
Раздел 2
- Речевой этикет и культура общения. Что значит быть вежливым.
- Практическое занятие «Эстетика поведения и этикет».
- Школа вежливых наук. « Семь бед – один ответ» (игра-конкурс).
- Что значит быть интеллигентным (ч\о).
- Обобщающе-повторительное занятие по теме. Решение задач по речевому этикету.
Раздел 3
- Хорошие манеры на каждый день. Учим правила хорошего тона.
- Я учусь быть хорошим (поведение в общественных местах) – решение задач по ситуациям.
- Как правильно вести переписку и разговаривать по телефону.
- Вас пригласили в гости. «Ежели вы вежливы» (практическое занятие).
- Итоговое занятие по теме. «Умеем ли мы общаться?»
Раздел 4
12. Безупречные манеры.
13. Сервировка стола (практическое занятие).
14. Столовые приборы и их использование. «Ловушки»
15. Основные правила поведения за столом ( приём гостей дома, обед в общепите).
16-17. Итоговое занятие по всему изученному курсу. «Званый ужин в лучших традициях» (познавательно-развлекательная программа для гостей, где ребята смогут продемонстрировать знания, умения и навыки, полученные при изучении курса).
Содержание курса
1 занятие:
Самое изящное искусство. История этикета, его появление в России.
Этикет как установленный порядок поведения где-либо. Вопросы воспитанности, поведения и манер. Первая книга об этом – «О правилах поведения» была издана ещё в 1204 году. Сочинения Эразма Роттердамского Дезидерия «О правилах хорошего тона».
Пётр Великий и его преобразования в области этикета.
2 занятие:
Речевой этикет и культура общения.
Что понимается под речевым этикетом. Общение – сложная деятельность двух и более партнёров, внимание к собеседнику – главное условие подлинного общения.
Вежливость – понятие нравственное, проявление уважения к собеседнику.
Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность.
3 занятие:
Эстетика поведения и этикет. Прекрасные стороны в поведении человека.
Практическое занятие по проигрыванию жизненных ситуаций и обсуждение результатов.
4 занятие:
Школа вежливых наук. Корректность, учтивость, любезность, деликатность.
Игра-конкурс «Семь бед – один ответ». Использование невербальных средств общения (мимика, жесты) для решения определённых задач.
5 занятие:
Слово «интеллигент» ввёл в обиход более ста лет назад русский писатель Л. Боборыкин.
Всякий ли человек, имеющий образование - интеллигент? Секрет интеллигентности.
6 занятие:
Обобщающе-повторительное занятие по всему разделу. Решение задач по речевому этикету: приветствие, благодарность за внимание, отказ, вежливая оценка и т.д.
7 занятие:
Хорошие манеры и правила хорошего тона.
«Поучение Владимира Мономаха» и «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» как образец правил поведения в общественных местах.
8 занятие:
Практическое занятие по решению задач по ситуациям (знакомство, на улице, в городском транспорте и т. д.)
9 занятие:
Эпистолярный жанр.
Стилистические нормы и стилистические ошибки.
Смешение в тексте разностильных языковых элементов.
10 занятие:
Практическое занятие «Ежели вы вежливы».
«Вредные советы» Г.Остера. Знакомство с хорошими манерами разных стран. Этикет за столом.
Образцы классической художественной литературы, демонстрирующие правила поведения, перечисленные выше.
11 занятие:
Закрепление по теме «Умеем ли мы общаться».
Краткая показательная речь ( т. е. речь, приуроченная к какому-либо торжественному случаю), соответствующая следующей ситуации: «Юбилей друга», «Юбилей родителей»…
12 занятие:
Безупречные манеры за столом. Искусство еды. Правило, о существовании которого каждый догадывается сам.
13 занятие:
Столовые приборы и их использование. Основные положения. Основные навыки и правила использования столовых приборов.
Тарелки. Салфетки и скатерти. «Ловушки».
14 занятие:
Сервировка стола и расположение за ним гостей.
Практическое занятие по приобретению учащимися определённых навыков.
15 занятие:
Основные правила поведения за столом.
Нужно ли уделять внимание одежде, в которой вы садитесь за стол. Осанка. Положение рук. Пользование салфетками и столовыми приборами. Беседа во время приёма пищи. Как встать из-за стола.
16 -17 занятия:
«Званый ужин в лучших традициях».
Итоговое занятие, позволяющее ребятам продемонстрировать умения и навыки, полученные при изучении материала всего курса.
Список литературы:
- Алёшин Л. «О вежливости, о такте, о деликатности» М.,1983
- Агаронян А.С. «Культура поведения» Ташкент.,1979
- Богданова О.С. Петрова В.И. «Воспитание культуры поведения учащихся» М.,1978
- Богданова О.С. «Этические беседы с подростками» М., Просвещение, 1987
- Верещагин Е.М. Костомаров В.Г. «Язык и культура» Л.,1989
- Дубровина И.В. «Мы живём среди людей» (Кодекс поведения), М.,1989
- Дубрович А.Б. «Общение: наука и искусство», М., Знание, 1978
- Левкович В.П. «Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения», М., 1976
- Львова С.И. «Язык в речевом общении», М.,1992
- Прасолова Е.Л. «В союзе с красотой», М., Просвещение, 1987
- Панкеев И. Энциклопедия этикета. «Олма-пресс»,2001
- Розенталь Д.Э. «А как лучше сказать?», М., Просвещение 1988
- Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте», М., Знание, 1987
- Журнал «Воспитание школьников», № 4-6, 1994
- Журнал «Семья и школа», №2,1991
- Журнал «Русский язык в школе», №1 1990, №5 1993, №5 1994
- Словарь по этике под редакцией И.С.Кона
- Толковый словарь русского языка .Ожегов С.И. М., «Русский язык», 1988
- В мире этикета М., «Мой мир», 2004
- Современный этикет М., ЭКСМО, 2005
- Журнал «Читаем, думаем, спорим» 10 выпуск 2003, 5 выпуск 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...