Содержание и методы трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта
учебно-методический материал
Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie-i-metody-trudovogo-vospitaniya-detey-s-narusheniyami-intellekta1.docx | 75.59 КБ |
Предварительный просмотр:
КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа-интернат»
Методический материал
«Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития».
Тема работы: «Содержание и методы трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта».
Выполнил: Подвысоцкий Андрей Ярославович
Ноябрь 2021 год
Оглавление
1 | Введение | 1 |
2 | Содержание трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта | 2 |
3 | Методы трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта | 4 |
4 | Трудовое воспитание детей с нарушениями интеллекта через хозяйственно-бытовой труд | 6 |
5 | Заключение | 8 |
6 | Конспект совместной деятельности по труду для детей с нарушениями интеллекта | 8 |
7 | Список использованных материалов (интернет-ресурсов) | 13 |
- Введение
В качестве наиболее значимого для целей социальной адаптации и интеграции в общество данной категории детей в теории и практике специального образования выделяется подготовка к труду детей с нарушением интеллекта. Она направлена на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе. На протяжении всей истории организации педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья вопросы трудового воспитания и обучения этой категории учащихся привлекали внимание теоретиков и практиков олигофренопедагогики. Прежде всего рассматривалась роль труда как средства развития отдельных личностных качеств и формирования навыков самообслуживания. Особое внимание уделялось и уделяется разработке дидактических положений об использовании труда в обучении и воспитании детей с ОВЗ как средства коррекции их психического и физического развития. И, наконец, вопросы трудового обучения и воспитания учащихся коррекционной школы рассматриваются как социальная проблема, т.е. в плане задач социально-трудовой реабилитации выпускников коррекционных школ. В ходе работы в детском коллективе трудовое обучение и воспитание детей с ОВЗ обеспечивает коррекционно-развивающее влияние на учащихся, которое способствует формированию положительных личностных качеств и профессиональных умений, а это на данный момент самая актуальная проблема в трудовом воспитании личности.
Труд как целенаправленное воздействие на личность особенно тесно связан многочисленными зависимостями и обусловленностями с другими воспитательными воздействиями, и если эти зависимости и обусловленности не реализуются, труд превращается в постылую обязанность и не даёт ничего ни разуму, ни душе.
- Содержание трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта
В дошкольном возрасте большое значение имеет формирование элементарной трудовой деятельности, так как в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важные качества личности.
Очень важно развитие трудовых умений детей, овладение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, трудом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по ручному труду. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда.
Труд в дошкольном возрасте имеет большое значение для умственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.
Труд также служит средством физического воспитания детей, поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Большое значение имеет формирование произвольности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудовых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмоциональный отклик.
Главными задачами трудового воспитания детей с умственной отсталостью являются воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической готовности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.
По мнению специалистов, умственно отсталые дети, поступающие в дошкольные учреждения, как правило, не владеют элементарными навыками самообслуживания, оказываются беспомощными в различных бытовых ситуациях. В некоторой степени это связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но часто бывает обусловлено повышенной опекой их со стороны родителей: стремлением заменить (вследствие трудностей общения) доступные ребенку действия по самообслуживанию собственными. При правильной организации трудовой деятельности дошкольников она может иметь достаточно развитые формы, быть средством всестороннего развития детей с нарушениями интеллекта.
Общественно-социальное значение труда детей с умственной отсталостью связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.
Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, которая диктуется логикой личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Как известно, именно при активном использовании в педагогическом процессе игровых приемов происходит соподчинение интересов. Совпадают интересы ребенка, подкрепленные игровой ситуацией, и интересы воспитателя с его педагогической позицией. Такой подход гораздо эффективнее принуждения, он позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развитием ребенка.
Труд следует рассматривать, как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности. Формируются основные качества личности, как самостоятельность, активность, целеустремленность.
Работу с детьми по формированию трудовых навыков необходимо начинать с выявления их у детей путем диагностики. Полученные сведения дают возможность конкретизировать задачи для последующей работы с ребенком, т.е. определить какие умения необходимо формировать, какие уточнять, какие закреплять, какие расширять и развивать. Такой подход позволяет осуществлять свою работу четко, целенаправленно, и избегать ненужных усилий и затрат времени на то, что детям хорошо знакомо. Начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка представляет собой формирование жизненно необходимых культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Обучение происходит в так называемой «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Вся обстановка для выполнения бытовых процессов приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, оборудование для элементарных трудовых действий располагается в определенных для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение.
Хороших результатов часто удается достичь путем переноса действий из сюжетно-отобразительных игр в жизнь и наоборот («Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу», «Кукла хочет спать» и др.).
Кроме формирования навыков самообслуживания на начальном этапе идет формирование и элементов трудовых действий, которые определяют в дальнейшем положительное отношение к труду, в особенности такого качества, как самостоятельность.
- Методы трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта
Основными методами трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции.
Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, глубины нарушения интеллекта, состояния их моторики, восприятия, внимания. Поэтому важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с нарушениями интеллекта, используя различные методы и предъявляя дифференцированные требования к уровню сформированности у детей различных трудовых умений и навыков.
С точки зрения специальных методов, воспитатель должен понимать, что у умственно отсталых дошкольников могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных, элементарных трудовых операций, однако процесс формирования навыков у дошкольников с интеллектуальными нарушениями протекает очень медленно, поэтому по отношению к ним применяются специальные методы и приемы, связанные с формированием предпосылок и структуры трудовой деятельности.
Например, учитывая своеобразие развития умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста и состояние их речи, Г. С. Гоголева делит их на три дифференцированные группы, в которых для III группы ведущим является метод подражания, для II группы — образец, для I — речевая инструкция. При этом отмечается специфика приемов организации деятельности воспитанников. Так, обучение планированию хода выполнения задания включает в себя следующие этапы.
- Обогащение представлений детей о трудовом процессе: его цели, выборе материала, инструментах, трудовых действиях, результате.
- Формирование образа будущего изделия, цели деятельности.
- Поэтапный перевод самостоятельной практической деятельности ребенка, способов и последовательности ее выполнения в словесный план:
- наблюдение детей за действиями взрослого и посильное участие каждого в совместном с ним изготовлении изделия; фиксирование опыта совместной практической деятельности в речи детей, средствами наглядного моделирования; создание руками самих детей наглядной основы трудового процесса: общей схемы последовательности;
- актуализация опыта совместной практической деятельности, планирование и использованием общей схемы последовательности; самостоятельная практическая деятельность детей по изготовлению поделки, ее отражение в речи и планах-инструкторах, при изготовлении натуральных полуфабрикатов изделия;
- планирование с опорой на образец изделия, личный опыт самостоятельной практической деятельности, выбор материала и оборудования.
Кроме того, трудности с вниманием, восприятием, мышлением, памятью требуют неоднократного расчлененного показа педагогом доступных действий и их последовательности, чтобы добиться их правильного выполнения. Поэтому в детском саду активно используются методы обучения отдельным способам выполнения трудовых операций, задания по технологическим картам с подробным описанием операций и приемов работы (частично поисковый метод), операционный диктант, обсуждение процесса труда и его результатов и др. Такая система педагогической коррекции в процессе алгоритмизации трудовой деятельности у дошкольников с интеллектуальными нарушениями способствует успешному формированию трудовых умений и навыков у детей этой категории.
На начальном этапе обучения необходимо привлекать ребенка к выполнению элементарных трудовых поручений, в дальнейшем это подготовит его к хозяйственно-бытовому труду. На занятиях педагог просит ребенка принести книгу, посадить куклы после игры на место, разложить карандаши и ручки по местам. Необходимо постепенно усложнять характер поручений, педагог просит протереть столы после работы, подмести пол веником. При этом очень важно учить детей рассказывать о результатах проделанной работы. Это позволяет, в том числе, совершенствовать социальные навыки, развивать общение и речь. Давая оценку результатам поручения, педагог учит понимать зависимость оценки от качества проделанной работы. Выполнение такой деятельности готовит детей к дежурствам.
Дежурства необходимо вводить постепенно. Сначала нужно назначить дежурить более подготовленных детей, они должны выполнять одну конкретную задачу, например, расставить чашки для чая на стол, положить столовые приборы около тарелок, раздать детям салфетки. Остальным детям нужно объяснить необходимость выполненных дежурными действий. В дальнейшем можно давать более сложные задачи, состоящие из нескольких этапов. Важно контролировать понимание ребенком необходимости выполнения всех действия, их очередность и важность результатов.
Для детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями особое внимание необходимо уделять совместному со взрослыми труду. Педагог может попросить ребенка полить цветы в помещении, в ходе выполнения таких поручений могут возникнуть затруднения, и тогда дети могут прибегнуть к помощи взрослых. При этом ребенок учится оценивать результаты и полезность собственной и чужой деятельности. Для последнего используется группа специальных приемов.
- Приемы создания установки на самоконтроль, необходимость проверять свою работу по мере выполнения каждого этапа или операции.
- Методы и приемы обучения способам самоконтроля и, прежде всего, зрительно-двигательному сопоставлению с образцом изделия; использованием с этой целью разнообразных наглядных опор.
- Метод поэтапного перевода действий самоконтроля на уровень самостоятельного выполнения задания по образцу.
Таким образом, помогая ребенку с интеллектуальным нарушением осваивать и развивать трудовые навыки в различных сферах деятельности (самообслуживание, совместная работа в коллективе, выполнение бытовых обязанностей, уход за животными, ручной труд и т. п.), педагог учит воспитанников добиваться эффективных результатов, формирует мотивацию достижений, стремление к самостоятельности и трудолюбию.
- Трудовое воспитание детей с нарушениями интеллекта через хозяйственно-бытовой труд
Хозяйственно-бытовой труд является одним из немногих видов деятельности умственно отсталого дошкольника, в котором ребенок достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития. Именно дошкольный возраст сензитивен для трудового воспитания ребенка, для формирования положительных качеств его личности. Упущения в трудовом воспитании дошкольника в дальнейшем почти невозможно наверстать. В рассматриваемом возрастном периоде ребенок выполняет поручения взрослого с радостью, желая получить положительную оценку своим усилиям. При правильном подходе к трудовому воспитанию умственно отсталый дошкольник приучается наводить порядок и следить за чистотой. Соответствующие умения следует развивать, закреплять и расширять, поскольку они необходимы ребенку в дальнейшей жизни.
Хозяйственно-бытовой труд вводится в специальном дошкольном учреждении на втором году обучения. Вначале он носит несложный характер — дети выполняют отдельные поручения (поливают цветы, расставляют пособия, раздают ложки перед едой и т.п.). Постепенно трудовые поручения усложняются. С третьего года обучения проводятся специальные занятия по формированию навыков хозяйственно-бытового труда и систематические дежурства детей. Дети под руководством воспитателя проводят уборку кукольного уголка, стирают кукольное белье, учатся вытирать пыль, чистить обувь и др.
Занятия направлены на воспитание у детей желания трудиться, выполнять поручения взрослых, уметь видеть беспорядок и устранять его. Важно сформировать у детей установку, что они сами могут навести порядок в своих вещах, в игровом уголке, на игровом участке. При овладении хозяйственно-бытовыми навыками дети начинают понимать скрытые свойства и зависимости между предметами (например, сухой тряпочкой пыль вытереть не удается, нужна влажная тряпочка; поливать комнатные цветы надо по-разному: герань через день, фиалки через два дня, кактусы раз в неделю; прежде чем посадить семена в землю, ее надо разрыхлить).
Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в группе и классе, дома, участвовать в организации бытовых процессов (накрыть на стол, провести уборку в группе и др.). Особенностью этого вида труда является его общественная направленность, так как он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Обучение хозяйственно-бытовому труду начинается со средней группы и осуществляется как посильная помощь воспитателям, няне, дефектологу. Дети помогают собирать игрушки, подметать пол, накрывать на стол и убирать посуду, раздавать дидактический материал перед занятиями и др. Приучают детей к хозяйственно-бытовому труду также дежурства в столовой и по подготовке к занятиям. Освоение навыков хозяйственно-бытового труда детьми с нарушениями интеллекта требует от педагога постоянного контроля, неоднократного проговаривания алгоритма действий: «В левую руку возьми игрушку, правой протирай». «Хорошо отжимай тряпочку, двумя руками». «Постель заправляй аккуратно, подушку ставь ровно, красиво».
В процессе занятий хозяйственно-бытовым трудом дети овладевают практическими действиями с орудиями и вспомогательными средствами. Они начинают понимать связь между свойствами орудия и свойствами окружающих предметов (например, оторванную пуговицу пришивают с помощью иголки и нитки; мусор подметают веником и собирают в совок; снег надо чистить лопатой, а лед посыпать песком). Занятия по хозяйственно-бытовому труду приучают детей к умению взаимодействовать (вдвоем легче носить песок или землю на носилках; вместе убирать кукольный уголок интереснее; группой протирать строительный материал быстрее; выполнять поручения дежурных по группе очень важно и т. д.).
Для проведения занятий по хозяйственно-бытовому труду выделяется определенное количество часов, во время которых отрабатываются базовые навыки. Основная нагрузка на закрепление и совершенствование этих навыков ложится на повседневную деятельность детей вне занятий, в процессе выполнения всех режимных моментов.
В целом занятия хозяйственно-бытовым трудом воспитывают взаимопомощь и отзывчивость, формируют личностные и социальные качества характера дошкольников, позитивное поведение, формируют у детей желание помогать окружающим. Взрослым (воспитателям, родителям) следует стремиться к воспитанию автономии и самостоятельности у детей, поскольку это будет необходимо им на протяжении всей последующей жизни.
- Заключение.
Трудовое воспитание является одним из важных коррекционных факторов воспитания личности умственно отсталого дошкольника. Включаясь в трудовой процесс, ребенок с нарушениями умственного развития коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда дошкольник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что коррекционная направленность трудового воспитания позволяет не только выполнять свои специфические задачи, но и корректировать личностное развитие детей с нарушениями интеллекта, формировать и развивать у них положительные, социально значимые личностные качества. Этому способствует вся организация трудового воспитания в дошкольном учреждении.
- Конспект совместной деятельности по труду для детей с нарушениями интеллекта.
Тема: «Коллективный труд в уголке природы»
Вид деятельности: трудовая
Цель: Уточнить и закрепить знания детей о правильных приёмах по уходу за комнатными растениями.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать знания детей о растениях, способах ухода за ними.
- Формировать у детей умение трудиться в большом коллективе, учить оценивать общий труд, свою долю участия в нём, труд товарища с позиции достижения общего результата.
- Совершенствовать трудовые навыки по уходу за растениями, умение самостоятельно пользоваться оборудованием, работать в едином темпе.
Развивающие:
- Развивать положительное отношение к физическому труду.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, дружелюбие, аккуратность.
- Формировать волевые качества, терпение, выдержку, стремление к достижению общей цели, убеждённость в социальной значимости труда.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, заботу о живом.
Оборудование:
Пять комнатных растений, карточки, письмо, лейка с водой, опрыскиватель, палочки для рыхления почвы, тазики, тряпочки, кисточки, клеёнки, фартуки.
Приемы работы: сюрпризный момент, указание, показ.
Способ организации детей:
Компоненты | Педагогические задачи | Оборудование | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивация | Вызвать желание трудиться в уголке природы | Карточки с заданиями | (Стук в дверь) Заходит взрослый почтальон. П. Здесь открылась новая служба быта «Солнышко»? Это вам письмо-заявка. | Ребята распечатывают письмо, обнаруживают в нём: карточки с рисунками и надписями, заявку на уборку в уголке природы. |
Целеполагание | Предложить детям тему для работы | фартуки | -Дети, посмотрите, у меня свёрток, давайте развернём его. ( В нём красивые фартуки с эмблемами» Солнышко».) -Это спецодежда для работников нашей службы быта. Мы будем работать в бригаде. И выполним задания, которые нам принес почтальон. | |
Планирование | Распределить обязанности по выполнению работы | Предлагаю надеть спецодежду, помочь друг другу завязать фартуки. -Заявки - картинки переворачиваю рисунками вниз и предлагаю каждому вытащить один листок. В: Сегодня мы с вами будем ухаживать за комнатными растениями. А вот кто и что будет делать, вы сейчас расскажете по карточкам. В: Зачем растениям нужна влага? Все растения будешь поливать одинаково? В: Какие растения будешь опрыскивать? В: Для чего ты будешь мыть поддоны? В: Для чего необходимо рыхлить землю? В: С каких растений? В: Ребята, обсудите вместе какое оборудование вам будет необходимо для выполнения работы. | Дети надевают фартуки По очереди выбирают карточки и рассказываю что они будут делать. 1 ребёнок: Я буду убирать пыль с растений влажной тряпкой. 2ребёнок: Я буду поливать растения. 3 ребёнок: Я буду опрыскивать растения. 4ребёнок: Я буду мыть поддоны от горшков. 5 ребёнок: Я буду рыхлить землю. 6 ребёнок: Я буду очищать пыль с растений кисточкой. | |
Процесс самостоятельной деятельности Результат | Совершенствовать трудовые навыки по уходу за растениями, умение самостоятельно пользоваться оборудованием, работать в едином темпе; Формировать умение трудиться в коллективе Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, дружелюбие, аккуратность. учить оценивать общий труд, свою долю участия в нём, труд товарища с позиции достижения общего результата. | тазы, клеёнки, палочки для рыхления земли, кисточки, лейка с водой, опрыскиватель, тряпочки | В ходе труда даю советы, помогаю в организации, напоминаю порядок работы, наблюдаю за деятельностью детей, слежу за действиями детей по отношению друг к другу. По окончании работы прошу навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, на место убрать тазы, лейку, опрыскиватель Ребята, вашу работу оценят остальные ребята, и отметят в нашей табличке результатов. | Каждый выполняет свое задание |
7. Список использованных материалов (интернет-ресурсов)
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 208 с.
- Зайцев Д.В. Дошкольная коррекционная педагогика: Учебное пособие. Саратов: Изд - во Саратовского педагогического института, 2000.- 40с.
- Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика: Учебное пособие.Е.А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; / Под ред. Е. А. Стребелевой. - M.: Академия, 2002. - 312 с.
- Дошкольное воспитание аномальных детей: Кн. для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина и др.; Под ред. Л. П. Носковой. — М.: Просвещение, 1993. —224 с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта
Роль внеклассной работы в воспитании детей с нарушением интеллекта ...
Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта
В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...
Родительское собрание на тему духовно-нравственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
В данной статье рассматривается роль семьи и школы в нравственном воспитании умственно отсталых обучающихся 5 класса...
Педагогический проект "Экологическое воспитание детей с нарушением интеллекта"
Разработанный проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами ознакомления с явлениями живой и неживой природы» сочетает в себе образовательные возможности и учебно...
«Эффективное использование русских - народных игр в духовно-нравственном воспитании детей с нарушениями интеллекта»
Важность русских-народных игр в воспитании детей с ОВЗ...
Методическая разработка «Коррекционно – развивающая направленность уроков трудового обучения детей с нарушениями интеллекта»
Особенности организации трудового обучения детей с нарушениями интеллекта...